Конкурентное окружение организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2010 в 19:47, курсовая работа

Описание работы

Мы поставили перед собой следующие цели:
1. рассмотреть деятельность крестьянского хозяйства «Купава»
2. сделать выводы о его конкурентоспособности

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………. 3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОНКУРЕНТНОГО ОКРУЖЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ
1.1 Сущность конкуренции…………………………………………….. 4-8
1.2 Конкурентная среда организации и стратегии достижения конкурентоспособности………………………………………………….8-11
1.3 Структурный анализ конкурентного окружения организации……12-15
2 АНАЛИЗ КОНКУРЕНТНОГО ОКРУЖЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ НА ПРИМЕРЕ КРЕСТЬЯНСКОГО ХОЗЯЙСТВА “КУПАВА”
2.1 Характеристика предприятия……………………………………….16-17
2.2 Анализ конкурентного окружения предприятия…………………..18-25
3 ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ…………. 26-27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………..28
Список литературы……………………………………………………….29

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 227.00 Кб (Скачать)

     Формы конкуренции:

    • функциональная. Такая конкуренция возникает между разными товарами (услугами), удовлетворяющими одну и ту же потребность (например, автомобильные и железнодорожные перевозки);
    • видовая. Этот вид конкуренции возникает между товарами (услугами) одного вида, но имеющими, по крайней мере, одно существенное отличие (например, мотоциклы с различной мощностью двигателя);
    • предметная. Конкуренция между товарами разных производителей, имеющими практически одинаковые свойства.

     Методы  конкуренции можно условно разделить  на добросовестные и недобросовестные.

     Под добросовестными методами конкуренции  понимаются официально утвержденные или  широко распространенные приемы конкурентной борьбы, которые предполагают цивилизованные взаимоотношения и обмен информацией между конкурентами, поиск форм совместного существования, выработку соглашений по спорным вопросам. Добросовестная конкуренция — это:  

     -  повышение качества продукции;

     -  снижение цен;

     -  реклама;

     -  послепродажное обслуживание;

     - создание новых товаров;

     -  равенство с конкурентом в  достижении выгоды и др.

     В условиях жесткой борьбы между товаропроизводителями  часто используются методы, связанные  с нарушением норм и правил конкуренции.

     К недобросовестным методам конкуренции  относятся:

     -  демпинговые цены;

     - установление контроля над конкурентом;

     -  экономический и промышленный  шпионаж;

     -  злоупотребление господствующим  положением на рынке;

     -  незаконное использование марок  известных предприятий;

     - подкуп и шантаж официальных  лиц с целью захвата новых рынков сбыта или создания препятствий конкурентам;

     -  тайные сговоры на торгах;

     - недобросовестное копирование товаров  и продукции конкурентов;

     -  нарушение стандартов и условий  поставки товаров;

     - ложная информация и реклама,  вводящие конкурента в заблуждение;

     - сокрытие дефектов;

     - нарушения в финансовой и бухгалтерской  отчетности, позволяющие снизить  долю официальных доходов и,  таким образом, сократить налоговые  расходы.

    Конкуренция может происходить на различных  уровнях:

  1. на местном уровне (в группе, отделе, организации и т.д.)
  2. на региональном (районе, городе, области0
  3. на национальном (в стране)
  4. на межнациональном (в нескольких странах0
  5. на глобальном ( в мировом масштабе, без конкретно определенных стран).
 

1.2 Конкурентная  среда организации и стратегии достижения конкурентоспособности 

      Конкурентная  среда - условия, в которых производители  товаров и услуг ведут борьбу за потребителя, поставщиков, партнеров  и преобладающее положение на рынке.

      С точки зрения характера конкурентной борьбы различают совершенную (свободную) и несовершенную конкуренцию.

     Совершенная конкуренция — вид отраслевого  рынка, на котором неограниченное количество предприятий продают стандартизованный (то есть однородный) продукт, и ни одно предприятие не имеет достаточно большой доли рынка, чтобы влиять на цену продукта. При совершенной конкуренции доля каждого предприятия в общем объеме продукции на рынке должна совпадать менее чем на 1%.

     Совершенная конкуренция определяется следующими предпосылками:

     - конкуренты не могут устанавливать рыночную цену, а могут только приспосабливаться к ней;

     - каждое предприятие не рассматривает  конкурентов как угрозу ее  рыночной доле;

     - ни один участник конкуренции  не в состоянии оказать влияние  на решения, принимаемые другими  участниками;

     - информация о ценах, количестве  продукта, технологии производства  и вероятной прибыли доступна  любому предприятию;

     - вход на рынок и выход из  него свободен в долгосрочной  перспективе.

     Несовершенная конкуренция — это такое состояние  рыночной системы хозяйствования, при котором нарушается хотя бы один из указанных выше признаков совершенной конкуренции. Степень несовершенства конкуренции (или монополизма) может быть различна. Первой ступенькой к монополизму является монополистическая конкуренция.

     Монополистическая конкуренция — тип отраслевого рынка, в котором достаточно большое число производителей предлагает дифференцированные (уникальные) продукты, отличающиеся друг от друга отдельными характеристиками, что позволяет им осуществлять определенный контроль над ценой продажи товара или услуги.

     Следующей ступенькой на пути к несовершенной  конкуренции является олигополия. Олигополия означает, наличие на рынке нескольких очень крупных предприятий, контролирующих значительную часть производства и  сбыта определенной продукции (услуги), взаимодействующих друг с другом.

     Высшей  ступенью несовершенной конкуренции  является чистая монополия. Это тип  отраслевого рынка, на котором существует единственный продавец товара, не имеющего близких заменителей. Чистый монополист диктует цену и, контролируя предложение, осуществляет контроль над ценой. Чистая монополия чаще присутствует на местных рынках, чем на национальных и, тем более, мировых.

     Высшей  формой несовершенной конкуренции  является монопсония, когда на рынке  имеется лишь один покупатель.

     Для того, что деятельность предприятия  была более эффективной и прибыльной необходимо выбрать стратегию достижения конкурентоспособности.

     Существует 4 основных типа стратегий конкурентной борьбы, каждая из которой ориентирована  на различные условия экономической среды и разные ресурсы, находящиеся в распоряжении фирмы.

     Виолентная (силовая) стратегия – ориентирована  на снижение издержек производства за счет эффекта масштаба. Массовое производство продукции хорошего качества по низким ценам. Девиз : “Дешево, но прилично”. Фирмы, использующие эту стратегию, называют “могучими слонами” или “неповоротливыми бегемотами”.

     Эксплерентная (пионерская) стратегия – ориентирована  на радикальные инновации. Фирмы, занятые  этим рисковым первопроходческим бизнесом часто называют “первыми ласточками”. Их деятельность связана с созданием новых или с радикальным преобразованием старых товаров или рынков. Девиз: “Лучше и дешевле, если получится”.

     Коммутантная (соединяющая) стратегия – предполагает максимально гибкое удовлетворение небольших по объему (локальных) потребностей рынка. Девиз: “Вы доплачиваете за то, что я решаю именно Ваши проблемы”.

     Патиентная (нишевая) стратегия – заключается  в выпуске ограниченного количества узкоспециализированной продукции высокого качества. Девиз: “Дорого, зато отлично”.

     Для чего же необходимо проводить исследование конкурентной среды предприятия? Цель проведения исследования конкурентной среды - изучение позиций и возможностей фирм-конкурентов; предполагает поиск  ответов на четыре основные группы вопросов, вокруг которых строится структура системы слежения и борьбы с конкуренцией.

     Каковы  основные цели конкурента?

     Каковы  текущие стратегии достижения этих целей?

     Какими  средствами располагают конкуренты, чтобы реализовать свои стратегии?

     Каковы  их вероятные будущие стратегии?

         Ответ на первые три пункта  должен обеспечить исходные данные  для предвидения будущих стратегий.  Анализ совокупности сведений  по указанным четырем областям  дает достаточно полную картину  действий конкурентов.

     В результате исследования деятельности фирм-конкурентов на рынке и завоевания там сильных позиций можно  выделить следующие основные факторы, требующие изучения:

    • Имидж фирмы
    • Концепция продукта, на которой базируется деятельность фирмы
    • Качество продуктов и услуг соответствие их мировому уровню (обычно определяется методом опросов и сравнительных тестов).
    • Уровень диверсификации производственно-хозяйственной деятельности (видов бизнеса), разнообразие номенклатуры продуктов и услуг.
    • Суммарная рыночная доля производимых товаров
    • Мощность научно-исследовательской и конструкторской базы, характеризующей возможности по разработке новых продуктов
    • Мощность производственной базы, характеризующей возможности перестраиваться на выпуск новой продукции и услуг, наращивать объемы выпуска освоенной продукции (число занятых, оснащенность основными фондами, их уровень и эффективность использования, структура издержек, в том числе использование фактора экономии и зависимости от объема и освоенности выпуска)
    • Стабильность финансово-экономического положения
    • Рыночная цена с учетом возможных скидок или наценок
    • Частота и глубина проводимых маркетинговых исследований, их бюджет
    • Предпродажная подготовка, которая свидетельствует о способности фирмы привлекать и удерживать потребителей за счет более глубокого удовлетворения их потребностей
    • Эффективность сбыта с точки зрения используемых каналов товародвижения
    • Уровень стимулирования сбыта (работников сбытовых служб предприятия, торговых организаций и потребителя)
    • Уровень рекламной деятельности
    • Уровень послепродажного обслуживания
    • Политика фирмы во внешне предпринимательской среде, характеризующая способность фирмы управлять в позитивном плане своими отношениями с государственными и местными властями, общественными организациями, прессой, населения и т.п.
 
 
 
 
 
 

    1.3 Структурный  анализ конкурентного окружения  организации 

     Для исследования конкурентной среды широко используется структурный анализ (модель пяти сил), предложенная М.Портером, отображенная на рис.1.

     Модель  М. Портера основывается на следующих положениях:

     1. Структурный анализ признает, что  конкуренция в промышленности выходит за пределы непосредственно конкурирующих фирм.

     2. При проведении структурного  анализа необходимо определить интенсивность конкуренции и в этой связи потенциальные уровни воздействия на организацию пяти ключевых сил. Методика позволяет определить наиболее мощные ключевые силы для формулирования стратегии. Пятью такими ключевыми силами являются:

      угроза проникновения на рынок потенциальных конкурентов;

     • власть покупателей;

     • власть поставщиков;

     • угрозы со стороны заменителей товара или услуги;

     • уровень конкурентной борьбы между традиционными конкурентами.

     3. Методика структурного анализа  позволяет компании разрабатывать эффективную стратегию, которая, в свою очередь, позволит ей занять прочную позицию при столкновении лицом к лицу с различными конкурентными силами.

                                     НОВЫЕ КОНКУРЕНТЫ

     

       

         ПОСТАВЩИКИ                                 ПОКУПАТЕЛИ 

     

                                             ЗАМЕНИТЕЛИ

     рис.1 “Модель пяти сил”

     Рассмотрим  последовательно содержание и механизмы  воздействия всех пяти сил.

     Угроза  проникновения на рынок потенциальных  конкурентов. Ее вероятность определяется высотой существующих барьеров и уровнем усилий, необходимых для их преодоления. Наиболее серьезными барьерами для проникновения являются: эффект масштаба, величина необходимого для проникновения на рынок капитала, возможность доступа к каналам распространения, эффект роста производительности, диверсификация.

Информация о работе Конкурентное окружение организации