Конкурентное окружение организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2010 в 19:47, курсовая работа

Описание работы

Мы поставили перед собой следующие цели:
1. рассмотреть деятельность крестьянского хозяйства «Купава»
2. сделать выводы о его конкурентоспособности

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………. 3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОНКУРЕНТНОГО ОКРУЖЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ
1.1 Сущность конкуренции…………………………………………….. 4-8
1.2 Конкурентная среда организации и стратегии достижения конкурентоспособности………………………………………………….8-11
1.3 Структурный анализ конкурентного окружения организации……12-15
2 АНАЛИЗ КОНКУРЕНТНОГО ОКРУЖЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ НА ПРИМЕРЕ КРЕСТЬЯНСКОГО ХОЗЯЙСТВА “КУПАВА”
2.1 Характеристика предприятия……………………………………….16-17
2.2 Анализ конкурентного окружения предприятия…………………..18-25
3 ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ…………. 26-27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………..28
Список литературы……………………………………………………….29

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 227.00 Кб (Скачать)

     Эффект  масштаба. Он достигается тогда, когда общие постоянные производственные затраты распределяются на большее количество продукции. При этом многие расходы на единицу продукции, такие как на содержание складов, служб (бухгалтерии, охраны, экспедиции и пр.), приобретение материалов и погрузочно-разгрузочные работы, по мере увеличения объемов производства снижаются. Эффект масштаба различен и зависит от отрасли, в которой работает организация.

     Потребности в капитале для проникновения на рынок. Они связаны эффектом масштаба и относятся к тем затратам, которые организация должна понести, чтобы внедриться в отрасль и успешно действовать в ней.

     Доступ  к каналам распространения. В данном случае речь идет о возможности доступа к эффективным и выгодным каналам распространения продукции или услуг.

     Эффект  роста производительности. Производительность возрастает по мере того, как рабочие, менеджеры и служащие осознают поставленные задачи и становятся опытнее. При этом улучшается соотношение «затраты—эффективность».

     Диверсификация означает поставку на рынок продукта или услуг, которые в глазах потребителя явно отличаются от конкурирующих. Организации, имеющие возможность провести диверсификацию, имеют возможность возведения непреодолимых барьеров для проникновения новых конкурентов.

     Власть  покупателей и власть поставщиков. Покупатели и поставщики конкурируют в отрасли из-за влияния на величину прибыли. Чем значительней власть первых, тем более вероятно, что прибыль будет меньше. Власть покупателей над поставщиками в отрасли зависит от целого ряда характеристик положения на данном рынке. По Г. Джонсону и К. Скулзу (1989), власть покупателей, вероятнее всего, будет велика при обстоятельствах, когда:

     • покупатели сконцентрированы;

     • имеются альтернативные источники снабжения; 

     • стоимость сырья составляет значительную часть общей стоимости продукции.

     В этом случае покупатели будут более  придирчивы к цене и окажут давление на поставщиков.

     Точно так же Г. Джонсон и К. Скулз  выводят условия, при которых будет велика власть поставщиков, — это когда:

     • поставщики сконцентрированы;

     • стоимость замены одного поставщика другим велика;

     • покупатели поставщика не имеют для него большого значения.

     Если  выполняется одно или более из этих условий, весьма вероятно, что поставщик не будет придавать особого значения стабильным и долгосрочным отношениям со своими покупателями.

     Угрозы  со стороны заменителей товара или  услуги. В общем смысле все фирмы данной отрасли конкурируют с отраслями, производящими товары-заменители. Заменители ограничивают потенциальную прибыльность отрасли производства, определяя потолок на те цены, которые фирмы данной отрасли могли бы выгодно для себя установить. Анализ товаров-заменителей включает выявление продукции, которая выполняет те же функции, что и продукция, выпускаемая данной отраслью. Замена, таким образом, может происходить по целому ряду различных направлений:

     • может производиться прямая замена, т.е. когда один товар прямо заменяет другой

     • возможна косвенная замена — один товар опосредованно заменяется другим, который способен выполнять сходные функции (так, например, искусственные ткани заменяют натуральные).

     Уровень конкурентной борьбы между традиционными  конкурентами. Степень напряженности борьбы между существующими конкурентами также важна и заслуживает рассмотрения в структурном анализе. В конце концов, интенсивность борьбы является важнейшей структурной особенностью, определяющей природу конкуренции в данной отрасли. Борьба обычно возникает в связи с тем, что конкуренты ощущают давление или же видят возможность улучшения своего положения в отрасли. Портер выделяет несколько взаимодействующих структурных факторов, которые ведут к росту интенсивности конкуренции.

     1. Сосуществование сбалансированных конкурентов. Такая ситуация складывается, когда конкуренты имеют сходные характеристики. В этом случае можно прогнозировать опасность жесткой конкуренции.

     2. Сосуществование конкурентов на рынке медленного роста. На медленно растущих рынках конкуренты стремятся утвердиться в качестве лидеров.

     3. Высокие постоянные затраты. Как указывает Портер, высокие постоянные затраты оказывают сильное давление на все фирмы при задействовании существующих производственных мощностей. Это вызывает быстрое снижение цен при наличии свободных мощностей. Такая ситуация может привести к войне цен и низкой прибыльности операций.

     4. Необходима индивидуализация продукции, которая ведет к преимуществу в конкуренции и защищает организацию от соперников в связи с тем, что покупатели отдают предпочтение конкретным производителям. Ясно, что при отсутствии диверсификации продукта  трудно предотвратить метание покупателей между конкурентами.

     5. Существование серьезных препятствий для выхода. Препятствия для выхода — это экономические, стратегические, физические и эмоциональные факторы, которые удерживают организацию в деле, если даже она, возможно, получает малую или даже отрицательную отдачу от вложений. Могут существовать следующие возможные препятствия для выхода:

     • специализированные активы: высокоспециализированные активы, такие, например, как оборудование для добычи природных ресурсов, разработанное для данных конкретных геологических условий, имеют низкую ликвидную стоимость;

     • стратегическая взаимосвязь: связь между различными аспектами деятельности в организации в свете имиджа компании, изменения ее общей стоимости и т.д.;

     • эмоциональные препятствия: нежелание руководства принимать правильные с экономической точки зрения решения из-за его солидарности с бизнесом, лояльности к служащим, гордости и т.п.;

      правительственные ограничения: нежелание правительства разрешить выход в связи с опасениями отрицательных последствий (например, с точки зрения уменьшения занятости), которое он может оказать на конкретный регион или общество в целом.

     Вышеперечисленные факторы, действующие в конкурентной среде, дают нам понимание тех  аспектов, которые необходимо учитывать  организации при попытке провести структурный анализ ее конкурентной среды.

     2 АНАЛИЗ КОНКУРЕНТНОГО ОКРУЖЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ НА ПРИМЕРЕ КРЕСТЬЯНСКОГО ХОЗЯЙСТВА “КУПАВА”

     2.1 Характеристика предприятия 

     Крестьянское  хозяйство “Купава” было создано  в 1992 году. Оно является обществом с ограниченной ответственностью, имеет самостоятельный баланс, расчетный и другие счета в банковских учреждениях, печать, штампы со своим названием и другие реквизиты. Общество может от своего имени заключать соглашения, приобретать имущественные и личные неимущественные права и вступать в обязательство.

     Целью деятельности хозяйства является получение прибыли и использование его в интересах основателей, удовлетворения потребительского рынка, в его продукции, а именно выращивание зерновых культур.

     Основатели  за счет денежных и имущественных  средств создали уставный фонд общества. Предприятие является владельцем имущества, переданного ему основателями, а также другого имущества, приобретенного в период его деятельности. Уставный фонд может увеличиваться или уменьшаться в процессе хозяйственной деятельности на основе решения собраний основателей за счет прибыли предприятия.

     Структура управления данного предприятия  показана на рис.2 

Рис.2 “Организационная структура”

Список  основных средств представлен в таблице 1

Таблица 1.Список основных средств  

Наименование Количество Сумма (млн.руб)
Склад-мастерская 1 180
Трактор МТЗ 82 1 21
Сеялка  СЗ-3,6 1 10
Плуг  ПЛ-3,35 2 15
Культиватор КРН-5,6 1 17
Опрыскиватель ОПТ-2000 1 18
Культиватор КПЕ-4,2 1 19
Итого:  280
 

     Основные  показатели хозяйственной деятельности приведены в таблице 2, по данным которой можно увидеть увеличение выручки от реализации продукции от 160,2 млн.руб. в 2003 году до 438,4 млн. руб. в 2007 году и, соответственно, увеличения размера прибыли на 263,6 млн. руб. благодаря увеличению объема производства и реализации продукции. Также благодаря увеличению количества работников от 20 человек в 2003 г., до 30 человек в 2007 году.

     Таблица 2 Основные показатели хозяйственной деятельности  

Показатели 2003 г. 2004 г. 2005 г. 2006 г. 2007 г. Отклонение 2007г. от 2003 г.
+; -
Выручка от реализации, млн. руб. 160,2 283 274,8 244,5 438,4 +278,2
Количество  рабочих, чел. в т.ч. наемных 20 20 23 23 30 +10
Площадь с/х угодий, га 90 90 90 90 90 0
Материальные  расходы, млн.руб. 92,5 94,3 97 104,6 107 +14,5
Стоимость основных средств, млн. руб. 690 530 460 370 280 -410
Прибыль (убыток), млн. руб. 67,7 188,7 177,8 139,9 331,4 +263,7
 
 
 
 
 
 
 
    1. Анализ  конкурентной среды предприятия
 

     Для того чтобы провести анализ конкурентной среды необходимо для начала знать сильные и слабые стороны предприятия. Для этого ясной оценки сил нашего предприятия и ситуации на рынке, существует SWOT-анализ.

     SWOT-анализ - это определение сильных и  слабых сторон предприятия, а  также возможностей и угроз,  исходящих из его ближайшего окружения (внешней среды).

     Сильные стороны (Strengths) - преимущества организации;

     Слабости (Weaknesses) - недостатки организации;

     Возможности (Opportunities) - факторы внешней среды, использование которых создаст преимущества организации на рынке;

     Угрозы (Threats) - факторы, которые могут потенциально ухудшить положение организации на рынке.

     Сильные стороны предприятия - то, в чем оно преуспело или какая-то особенность, предоставляющая дополнительные возможности. Сила может заключаться в имеющемся опыте, доступе к уникальным ресурсам, наличии передовой технологии и современного оборудования, высокой квалификации персонала, высоком качестве выпускаемой продукции, известности торговой марки и т.п.

     Слабые  стороны предприятия - это отсутствие чего-то важного для функционирования предприятия или то, что пока не удается по сравнению с другими компаниями и ставит её в неблагоприятное положение. В качестве примера слабых сторон можно привести слишком узкий ассортимент выпускаемых товаров, плохую репутацию компании на рынке, недостаток финансирования, низкий уровень сервиса и т.п.

     Рыночные  возможности - это благоприятные  обстоятельства, которые предприятие  может использовать для получения  преимущества. В качестве примера  рыночных возможностей можно привести ухудшение позиций ваших конкурентов, резкий рост спроса, появление новых технологий производства вашей продукции, рост уровня доходов населения и т.п. Следует отметить, что возможностями с точки зрения SWOT-анализа являются не все возможности, которые существуют на рынке, а только те, которые может использовать ваше предприятие.

     Рыночные  угрозы - события, наступление которых  может оказать неблагоприятное  воздействие на ваше предприятие. Примеры  рыночных угроз: выход на рынок новых  конкурентов, рост налогов, изменение вкусов покупателей, снижение рождаемости и т.п.

Информация о работе Конкурентное окружение организации