Малое предпринимательство в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2011 в 21:09, курсовая работа

Описание работы

Основная цель данной работы состоит в том, чтобы определить место, роль и особенности малого предпринимательства в России на современном этапе его развития, оценить вклад государства в область малого бизнеса, и разобраться – достойна ли данная отрасль Российской экономики должной его поддержки.

Содержание

1. Введение 2


2. Место малых предприятий в структуре экономики 2

3. Особенности малого предпринимательства в России 4

4. Роль малых предприятий в экономике России 4

5. Политика поддержки малого предпринимательства в России 7

7. Заключение 8

Литература 9

Работа содержит 1 файл

курсач.docx

— 17.17 Кб (Скачать)

Содержание:

1. Введение 2 

2. Место  малых предприятий в структуре  экономики 2

3. Особенности  малого предпринимательства в  России 4

4. Роль  малых предприятий в экономике  России 4

5. Политика поддержки малого предпринимательства в России 7

7. Заключение 8

Литература 9 

                           
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 
 

 Как известно, сегодняшняя Российская экономика все еще находится в стадии своего становления.  Переход отечественной экономики к рыночным отношениям определил необходимость организационно-экономических новаций во всех областях хозяйственной деятельности. Но, к сожалению, сложилась такая ситуация, что современное управление развитием сводится к созданию благоприятных условий прежде всего для экспортеров, в ущерб остальной части населения. Также пока не существует реальных рычагов управления развитием россйской экономики. В этом кроется причина замедления темпов нашего экономического роста.

 

 Одним из направлений обеспечения устойчивости экономического роста, многократно подтвержденным мировой практикой, является развитие малого бизнеса – наиболее мобильного, рискованного и конкурентоспособного сегмента экономики любой страны. Целая треть населения нашей страны так или иначе связана с малым предпринимательством, среди них: несколько миллионов реальных собственников, менеджеры, финансисты, организаторы производства, и так далее. По своему экономическому положению и условиям жизни частные предприниматели близки к большей части населения и составляют основу среднего класса, являющегося гарантом социальной и политической стабильности

 

 За все те долгие годы реформ малый бизнес являлся единственным постоянно растущим сектором отечественной экономики. Малый бизнес обеспечивает укрепление рыночных отношений, основанных на демократии и частной собственности. Также, малый бизнес может являтся рычагом, с помощью которого государство может расширить узкие места в экономике, в том числе и н алокальных рынках потребительских товаров и услуг.

 

 В общем, достаточные масштабы услуг и продукции, производимые на предприятиях малого бизнеса способны насытить рынок конкурентоспособной продукцией, создать новые рабочие места, приступить к формированию основы общества в любой цивилизованной стране – среднего класса. 
 

 Однако, не все сходятся во мнении что малый бизнес оказывает исключительно положительное влияние на экономику нашей страны. Некоторые считают, что поддержка малого бизнеса слишком капиталоемка, и не дает при этом ощутимой отдачи.

 Уинстон Черчилль говорил, что, несмотря на довольно длительную историю развития предпринимательства в западном обществе, люди по-прежнему так и не могут прийти к единству во взглядах на его социально-экономическую роль. Одни видят в предпринимателях бешеных волков, которых нужно уничтожать, другие — дойных коров, за счет которых должны существовать остальные члены общества.

Но, как бы то ни было, дальнейшее развитие этого  сектора экономики без активного  вмешательства государства может  привести к его свертыванию с  соответствующим обострением экономических  проблем и усилением социальной напряженности.

 

 Основная цель данной работы состоит в том, чтобы определить место, роль и особенности малого предпринимательства в России на современном этапе его развития, оценить вклад государства в область малого бизнеса, и разобраться – достойна ли данная отрасль Российской экономики должной его поддержки. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Место малого предпринимательства  в структуре Российской экономики. 

 Чтобы понять роль малого предпринимательства, требуется четкое предствавление о его месте в национальной экономике и о том, какие у оно имеет отличительные особенности. 

 В целом имеет смысл говорить о трёх группах предприятий в частном секторе экономики, по общепринятой терминологии  они  определяются как крупные, средние и малые предприятия. Каждая из трёх групп обладает индивидуальными внутренними интересами, определяющими отношение проводимой государством политике, к политическим, социально-экономическим, а так же прочим (например национальным) проблемам, и определяющими стратегию их экономических отношений.

Крупные, средние  и малые предприятия уравновешивают и гармонируют друг с другом, создавая организм экономики в целом. 

 Малое предпринимательство, или иначе- малый бизнес,  является наиболее многочисленным слоем собственников. В силу своей массовости они определяют политический и социально-экономический уровни развития страны в значительной мере. они принадлежат к большей части населения по уровню жизни и соц. положению. Сектор малого предпринимательства образует самую разветвлённую сеть предприятий действующих в основном на местных рынках и непосредственно связанных с массовым потребителем товаров и услуг, при этом одновременно мелкие собственники являются непосредственными производителями и потребителями широкого круга товаров и услуг. Совокупности с небольших размеров данных предприятий, их технологической, производственной и управленческой гибкостью это позволяет точно и своевременно реагировать на изменяющуюся ситуацию на рынке. 

 Сектор малого предпринимательства является неотъемлемым, совершенно необходимым элементом любой развитой хозяйственной системы, без которого экономика и общество в целом не могут нормально существовать и развиваться. Несмотря на то что "лицом" любого развитого государства являются крупнейшие предприятия, а наличие крупного капитала (в качестве мощной экономической силы) -  в значительной мере определяет уровень производственного и научно-технического потенциала, все равно настоящей основой жизни стран с рыночной экономикой являются малые предприятия, поскольку именно они являются наиболее массовой, динамичной и гибкой формой деловой жизни страны. Именно в этом секторе экономики рождается и циркулирует большая часть национальных ресурсов, являющихся предпосылками к развитию крупного и среднего бизнеса.

Устойчивость  развития экономики обеспечиваю  такие качества как : высокая адаптация  и охват практически всех сфер внутреннего рынка страны, так  же они способствуют стабильности политической ситуации.

 

 В развитых странах позитивно оценивается принцип кооперирования крупных и малых предприятий, причём крупные объединения не подавляют там малый бизнес, а взаимно  дополняют друг друга, особенно в сфере специализации отдельных производств и в инновационных разработках. Отсюда видно, что один из секретов столь успешного развития малого бизнеса в странах  развитой экономики состоит в том, что крупное производство не противопоставлено столь четко мелкому, как в странах с развивающейся экономикой.

Функционирование  на локальном рынке, непосредственная взаимосвязь с потребителем, быстрое  реагирование на изменение ситуации на рынке, возможность начать собственное  дело с относительно малым стартовым  капиталом, узкая специализация  на определенном сегменте рынка товаров  и услуг — это все -  черты  малого бизнеса,они и являются его  главными достоинствами, помогающими  повысить устойчивость на внутреннем рынке, но они же в некоторых обстоятельствах  перевоплощаются в недостатки, приостанавливающие его развитие и даже приводящие к  деградации. С одной стороны, быстрота реакции малых предприятий на изменения рынка делает его более  мобильным и адаптивным, а с  другой - зависимым от условий рынка, что мешает выделит основную линию  политики предприятия, а так же зависимым  от динамики внешних политических и  социально-экономических событий. Кроме  того,  относительно небольшой капитал  приводит к сужению рамок спектра  производимых товаров или услуг, лишает возможности использования  иных, инновационных и более сложных  ресурсов (научно-технических, производственных, финансовых, трудовых (например- предприятие  не может себе позволить найм наиболее квалифицированных кадров) и т.п.). Но тем не менее положительные  стороны очевидны, например безусловным  плюсом является то, что небольшое  количество занятых вкупе с ограниченными  масштабами производства приводят к  неоспоримой простоте и эффективности  управления подобным малым предприятием. 
 
 
 

     Особенности малого предпринимательства  в России

Российский малый  бизнес начал свое развитие совсем недавно, но уже прошел достаточно сложный  путь. Отмечу несколько особенностей малого предпринимательства России по сравнению с другими странами, а также по сравнению со средним  и крупным бизнесом: 

Низкий процент  венчурной специализации. 

В экономически развитых странах малый бизнес играет важную роль в формировании инновационной  экономики (около 25%), в России же основным видом деятельности малого бизнеса  является торговля и коммерция, а  не инновационное производство (всего  около 6%). На сегодняшний день это  важнейшая задача государства в  области поддержки малого бизнеса  – развитие предприятий, ориентированных  на наукоемкие и высокотехнологичные  отрасли.  

Низкая легитимность малого бизнеса. 

Еще одной характерной  особенностью развития малого бизнеса  в России является низкая легитимность бизнеса, поскольку большой процент  предприятий функционирует в  сфере теневой экономики. Используя  «серые схемы» работы, занижая прибыль, компании уменьшают свои налоговые  выплаты, а, следовательно, и доходы в бюджет страны. Корни этой проблемы зародились на начале 90-х годов, когда  предпринимателям установили большие  налоги. Часть предприятий перестала  существовать из-за низкой рентабельности бизнеса, другая часть стала наращивать теневой оборот. И хотя с тех  пор, налоговое время существенно  снизилось, многие предприятия малого бизнеса не могут выйти из тени, поскольку бояться конкурентов. В настоящее время это целая  проблема на уровне государства.  

Постоянная  нехватка финансирования 

Малый бизнес в России характеризуется  острой нехваткой финансирования из-за малой величины индивидуального  капитала. Весь с трудом собранный  стартовый капитал уходит в оборот, а производственный цикл предприятий  не всегда совпадает временем обращения  капитала. Таким образом, у малого бизнеса и появляется потребность  – взять кредит для бизнеса. Но неудобство в том, что по сравнению  со средним или крупным бизнесом, процентные ставки на услуги кредитовании малого бизнеса выше. В результате некоторые предприятия становятся банкротом. 

Неустойчивость  малого бизнеса  

Из предыдущей особенности вытекает следующая: нестабильность малого бизнеса в результате нехватки финансирования, жесткой конкурентной борьбы и части внешних факторов (инфляции, энергетического кризиса  и т.д.). Почти каждый четвертый  представитель малого бизнеса в  России становится в итоге банкротом, или, по крайней мере, сворачивает  свою деятельность.  

Выясним основные характеристики малого бизнеса  в России:  

Гибкость малого бизнеса  

Малые предприятия  в силу своей мобильности быстрее  реагируют на всевозможные изменения  на рынке, что дает им некоторые преимущества перед крупным бизнесом. Малый  бизнес быстрее адаптируется, перестраивается, что наглядно и доказала история  развития малого бизнеса. В период реформ 92-93 гг. именно малый бизнес поддержал  российскую экономику на трудном  этапе экономического развала и  политической нестабильности.  

Экономичность малого бизнеса. 

Начать малый  бизнес сравнительно проще, чем основать крупную фирму. Помещения, офис, автотранспорт  можно арендовать, не нужно капитальное  строительство, большие территории, помещения. Оборачиваемость средств  малого бизнес выше, средний уровень  заработной платы работникам малого бизнеса ниже. Т.е. меньше расходов на организацию бизнеса.  

Узкая специализация  малого бизнеса.

Именно узкая  специализация малого бизнеса способствует в полной мере наилучшему удовлетворению потребительского спроса. Малый бизнес имеет наиболее детальное представление  о конъюнктуре рынка и обеспечивает более индивидуальный подход к клиенту  по сравнению с более крупным  бизнесом, который направлен на удовлетворение спроса широких слоев населения.  

Развитие регионального  рынка.  

Малый бизнес играет важную роль в развитии именно регионального  рынка, формируя местную инфраструктуру. Таким образом, снижаются и транспортные расходы на межрегиональные перевозки  и увеличивается доля валового продукта региона. Не секрет, что наблюдается  большой отток рабочей силы из регионов в центр страны. В результате нарушается дисбаланс и происходит дифференциация производства. Создание больших производственных центров  сопровождается с разрушением региональных центров потребления. Развитие малого бизнеса формирует именно экономику  региона, уменьшая отток рабочей  силы. 
 
 
 
 
 
 
 

Роль  малых предприятий  в экономике России. 

Малый бизнес выполняет  ряд важнейших экономических  и социальных задач. Помимо налоговых  отчислений в бюджеты всех уровней, малый бизнес развивает экономический  сектор, создает дополнительные рабочие  места, способствует конкуренции.

Информация о работе Малое предпринимательство в России