В Великобритании 
и Италии начинающий предприниматель 
может получить бесплатно консультационную 
помощь в вопросах начала и 
продолжения предпринимательской 
деятельности, в т.ч. конкретные 
рекомендации о том, как выйти 
на рынок, где найти деловых 
партнеров, и т.д. Кроме того, 
он может попробовать себя 
в практическом деле, получив 
в аренду по приемлемым ценам 
помещение и необходимое оборудование 
для того, чтобы начать собственный 
бизнес [7, с.15].
    В Бельгии, Франции, 
Нидерландах применяется практика 
предоставления малому и среднему 
бизнесу рискового капитала. Кроме 
этого, особо стимулируется вложение 
средств в основные фонды малого 
и среднего предпринимательства.
    Европейский союз 
также оказывает поддержку странам, 
которые не могут выделить 
из собственного бюджета средства 
на развитие малого бизнеса. 
Так, в начале 90-х гг. XX в. Португалия 
получила прямую финансовую помощь через 
специальные структуры ЕС: фонд производственных 
инвестиций, региональную систему поощрений, 
систему поощрений малых инвестиционных 
проектов и инноваций в информационных 
технологиях [8, с.57].
    Активная поддержка 
малого и среднего бизнеса 
западными государствами объясняется 
не их благотворительными намерениями, 
а тем, что именно малые хозяйственные 
структуры, обеспечивающие формирование 
конкурентной среды и способствующие 
сокращению безработицы, рассматриваются 
сейчас как локомотив экономического 
развития большинства стран мира. 
Такая политика выгодна государствам 
и по другим причинам. Первая 
– государство, превращая своих 
граждан в предпринимателей, снимает 
с себя ответственность за 
решение многих социальных проблем. 
Вторая – каждый гражданин, 
становясь предпринимателем, не 
только создает благополучие 
своей семье, но и вносит 
большой вклад в решение государственных 
проблем путем уплаты налогов, 
благотворительности [8, с.59].
 
      
2.2 Оценка развития малого бизнеса 
в Республике Беларусь
Предпринимательство в Республике 
Беларусь, в том числе малый 
и средний бизнес играет важную роль 
в социально-экономическом развитии 
страны, способствуя формированию конкурентной 
среды, росту производства потребительских 
товаров, расширению сферы услуг, приданию 
экономике дополнительной стабильности. 
Экономическое значение  малого 
бизнеса особенно возросло в последние 
годы. Малые предприятия, традиционно 
широко развившиеся в торговле, строительстве, 
сфере услуг и сельском хозяйстве, 
все шире осваивается в  промышленности. 
(24,с5)
    Основными нормативно-правовыми 
документами, определяющими направления 
и меры в данной области, 
являются Закон Республики Беларусь 
«О государственной поддержке 
малого предпринимательства», Указ 
Президента Республики Беларусь 
«О государственной поддержке 
малого предпринимательства» [8, с.67].
    Малое предпринимательство 
в Республике Беларусь в соответствии 
с действующим законодательством 
существует в двух формах: юридические 
лица (малые предприятия) и индивидуальные 
предприниматели. Под физическими 
лицами понимаются граждане Республики, 
иностранные граждане и лица 
без гражданства, а также лица 
с двойным гражданством.
    Согласно статье 
24 Гражданского кодекса республики, 
юридическими лицами признаются 
организации, которые обладают 
обособленным имуществом, могут 
от своего имени приобретать 
имущественные и личные неимущественные 
права и нести обязанности, быть 
истцами и ответчиками в суде [1, с.8].
      К малым 
предприятиям относятся предприятия 
со среднесписочной численностью 
работников:
      - в промышленности 
и на транспорте - до 100 человек;
      - в сельском 
хозяйстве и научно-производственной 
сфере - до 60 человек;
      - в строительстве 
и оптовой торговле - до 50 человек;
      - в других 
отраслях производственной сферы, 
общественном питании, бытовом 
обслуживании населения и розничной 
торговле - до 30 человек;
      - в других 
отраслях непроизводственной сферы 
- до 25 человек.
      Судя по 
данным статистики, малый бизнес 
в нашей стране бурно развивается. 
Так число микро- и малых организаций 
в 2008 году составило 62675 единиц, что на 
50,3% больше, чем в 2007 году. В 2009 году их количество 
увеличилось на 9,7% по сравнению с предыдущим 
годом. А за последние четыре года общее 
число зарегистрированных малых предприятий 
более чем удвоилось (таблица 2.1, приложение 
А).
      По информации 
Министерства по налогам и 
сборам, по состоянию на 01.08.2010 года 
в республике состоит на учёте 
83220 субъектов малого предпринимательства 
– юридических лиц, что на 10,8% 
больше, чем год назад.
      Множатся 
и ряды индивидуальных предпринимателей. 
Их на 01. 08.2010 года в республике 
числилось 230276 человек – на 6,1% 
больше, чем годом ранее. При 
этом с начала 2010 года было 
зарегистрировано 10671 индивидуальных 
предпринимателей [10].
    На протяжении 
последних нескольких лет наблюдается 
положительная динамика доли 
занятых в малом предпринимательстве 
в общем количестве занятых 
в экономике. Всего в сфере 
малого бизнеса по итогам 2009 года 
работало 20,4%  от занятых в экономике, 
что в сравнении с 2008 годом на 0,7% больше. 
В общем за период 2003-2009 доля занятых в 
малом предпринимательстве увеличилась 
на 6%.
    В 2009 году удельный 
вес субъектов малого предпринимательства 
– юридических лиц в общем 
объёме валового внутреннего 
продукта составил 11,4%, что на 0,2% 
больше по сравнению с 2008 годом 
и на 0,9% по сравнению с 2007 годом. Следовательно, 
наблюдается положительная динамика, 
хотя и низкими темпами.
        В 
общем объеме промышленного производства 
удельный вес субъектов малого 
бизнеса - юридических лиц составил 
7,6% в 2007, 8,4%  в 2008 и 9,1%  в 
2009 годах, розничного товарооборота, 
включая общественное питание 
– 11,2% в 2007 году, 19,9% - в 2008 году 
и  29,5% - в 2009 году. Таким образом, 
наибольшая положительная динамика 
наблюдается в сфере розничного 
товарооборота 
 Также стоит отметить, 
что большинство предприятий 
малого бизнеса в Беларуси 
сосредоточено в Минске и областных 
центрах страны [17].
        Число 
микро- и малых организаций 
и их распределение по регионам 
за 2009 год представлено в приложении 
Б (рисунки 2.3, 2.4, приложение Б).
        Так 
количество малых предприятий 
возросло в 2007-2009 годах в Витебской, 
Гомельской, Гродненской, Минской 
областях и в Минске. В Могилёвской 
же области число микро- и малых 
организаций снизилось на 0,1% в 2009 году 
по сравнению с 2007 годом, а в Брестской 
области ситуация стабильна.
        Но 
при этом темпы роста малого 
предпринимательства в регионах 
оказались выше, чем в Минске 
и областных городах, то есть 
имела место его «регионализация». 
Так, если по итогам 2006 года 67,8% 
малых предприятий работали в 
столице и областных центрах, 
а на регионы приходилось лишь 
32,2%, то на начало 2010 года 60,4% и 
39,6% соответственно.
        Что 
касается индивидуального предпринимательства, 
то здесь складывается противоположная 
тенденция. Темпы роста значительно 
замедлились: в 2007 году к предыдущему 
году показатель составил 110,8%, в 
2008 году – 101,4%, в 2009 году – 
101,9%. Кроме того, в прошлом году 
в Гомельской, Могилёвской, Витебской 
и Брестской областях отмечено 
сокращение численности индивидуальных 
предпринимателей [9].
    Развитие малого 
предпринимательства в регионах 
республики характеризуется неравномерностью, 
что обусловлено такими факторами, 
как географическое положение, 
наличие сырьевых и трудовых 
ресурсов, уровень доходов населения, 
отношение и поддержка местных 
властей.
    Центром предпринимательства 
остается г. Минск – 38,3% общего количества 
малых предприятий по стране. Город обладает 
развитой производственной и социальной 
инфраструктурой, на его территории сконцентрированы 
огромные производственные мощности и 
квалифицированные кадры. Он имеет реально 
и потенциально  ёмкий рынок.
        Остальная 
часть предприятий почти равномерно 
распределена по областным центрам. 
Крайне низка плотность субъектов 
малого бизнеса в районных 
центрах и сельской местности, 
где малое предпринимательство 
представлено в основном индивидуальными 
предпринимателями [18].
      В общем 
количестве субъектов малого 
предпринимательства – юридических 
лиц 95,5% составляют предприятия 
частной формы собственности.
         
По итогам 2009 года число субъектов 
малого бизнеса, занятых в торговле 
и общественном питании, составляет 
42%, в промышленности - 19,9%, строительстве 
– 10,2%, транспорте – 8,4%, сельском 
хозяйстве – 3,3% от общего количества 
субъектов малого предпринимательства 
– юридических лиц. Все остальные 
отрасли имеют достаточно невысокий 
процент в общем количестве 
микро- и малых организаций. Таким образом, 
по количеству занятых в отраслевом разрезе 
лидируют предприятия торговли и общественного 
питания.
       В 2009 
году наблюдается небольшой рост 
доли субъектов малого бизнеса 
в таких сферах, как строительство, 
бытовое обслуживание населения, 
здравоохранение. Недостаточное 
развитие получают такие отрасли 
как сельское, жилищно-коммунальное 
хозяйство, наука и научное 
обслуживание (рисунок 2.7, приложение 
В).
      Средняя 
численность работников за 2009 год 
на микро- и малых организациях составила 
773362 человек, что на 2450 человек меньше, 
чем за 2008 год и на 132013 больше, чем за 2007 
год (таблица 2.2, приложение Г).
       За 2009 год 
субъектами малого предпринимательства 
– юридическими лицами произведено 
9,1%  промышленной продукции  
от общего объема по республике 
(в 2008 году – 8,2%).
       Треть 
объема промышленной продукции, 
произведенной субъектами малого 
бизнеса, – продукция машиностроения 
и металлообработки (34,3%), 16,9% – химической 
и нефтехимической промышленности, 
11,4%– лесной, деревообрабатывающей 
и целлюлозно-бумажной промышленности, 
11,4% – пищевой промышленности (рисунок 
2.8, приложение Д).
       Объём 
производства продовольственных 
товаров в структуре потребительских  
за 2009 год составляет 29,5% от общего 
объема розничного товарооборота, 
непродовольственных – 66,3% (таблица 
2.3, приложение Е).
       Объем 
платных услуг, оказанных населению 
субъектами малого предпринимательства 
– юридическими лицами, вырос 
до 1867 млрд. рублей (по сравнению 
с 2008 годом на 340 млрд. рублей, с 
2007 годом – на 979,5 млрд.рублей) (таблица 
2.4, приложение Ж).
       За 2009 год 
субъекты малого бизнеса имели 
выручку от реализации продукции 
в 99662 млрд. рублей, что превысило 
выручку предыдущего года на 29504 
млрд.рублей, а по сравнению с  2007 годом 
более чем в два раза.
       В 2009 
году объем инвестиций в основной 
капитал составил 10368,1 млрд. рублей 
и увеличился по сравнению 
с 2008 годом на 5480,4 млрд. рублей, а 
по сравнению с 2007 годом – 
на 7619,1 млрд. рублей.
       В общем 
количестве субъектов малого 
предпринимательства – юридических 
лиц удельный вес убыточных 
микроорганизаций составил 25,0% в конце 
2007 года, что выше на 2,6%, чем в 2008 году, а 
в 2009 году увеличился на 1,0% по сравнению 
с предыдущим годом. Можно заметить, что 
количество убыточных малых предприятий 
незначительно снизилось к 2009 году.
       Основным 
показателем, характеризующим эффективность 
работы предприятий, является 
уровень рентабельности. В 2009 году 
по малым предприятиям этот 
показатель составил 13,5% (в 2008 году 
уровень рентабельности по малым 
предприятиям был 17,1%, а в 2007 
– 13,7%) (таблица 2.5, приложение 
И).
       По итогам 
2009 года объем экспорта товаров 
субъектами малого бизнеса составил 
7298 млн. долларов США, что ниже, 
чем в 2008 году. Объём импорта 
в 2008 году увеличился по сравнению 
с предыдущим годом на 881,6 млн. 
долларов США, но в 2009 году 
стал ниже уровня 2007 года (рисунок 
2.9, приложение К).
       Доля 
экспорта и импорта субъектов 
малого предпринимательства – 
юридических лиц в общем объеме 
экспорта-импорта значительно отличается 
по областям республики. При этом 
по объему внешнеторговых операций 
субъектов малого предпринимательства 
лидирующие позиции занимает 
город Минск, его доля в общем 
объеме экспорта составила 72,5%, 
импорта – 74,7% (рисунок 2.10, приложение 
Л).
    Анализ развития 
малого предпринимательства позволяет 
определить следующие основные 
тенденции динамики данного сектора:
            
• больший рост числа малых 
предприятий, чем индивидуальных 
предпринимателей, что обусловлено 
изменением условий найма работников 
индивидуальными предпринимателями;
            
• ориентированность предпринимательских 
структур в основном на торгово-посредническую 
деятельность;