Малый бизнес в РБ

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 18:29, реферат

Описание работы

Предпринимательство является одной из наиболее активных форм экономической деятельности. Поведение людей, как известно, обостряется, когда они рискуют чем-то (имуществом, падением популярности, деньгами, положением и т.д.). Предприниматели не всегда знают, продадут ли они все свои товары и услуги и насколько выгодно. Они идут на риск: ведь такие же товары и услуги поступают на рынок и от других производителей. Это как раз и создает условия для возникновения такой деятельности, которая выражается в вечном поиске улучшения своего положения в сравнении с существующим, всегда заставляет предпринимать что-то для того, чтобы процветать, развиваться.

Работа содержит 1 файл

малый бизнес.docx

— 55.38 Кб (Скачать)

ВВЕДЕНИЕ

      Предпринимательство  является одной из наиболее  активных форм экономической  деятельности. Поведение людей, как известно, обостряется, когда они рискуют чем-то (имуществом, падением популярности, деньгами, положением и т.д.). Предприниматели не всегда знают, продадут ли они все свои товары и услуги и насколько выгодно. Они идут на риск: ведь такие же товары и услуги поступают на рынок и от других производителей. Это как раз и создает условия для возникновения такой деятельности, которая выражается в вечном поиске улучшения своего положения в сравнении с существующим, всегда заставляет предпринимать что-то для того, чтобы процветать, развиваться.

    Малый бизнес  – один из ведущих секторов, во многом определяющий темпы  экономического роста, состояния  занятости населения, структуру  и качество валового национального  продукта. Развитие малого бизнеса  отвечает общемировым тенденциям  к формированию гибкой смешанной  экономики, сочетанию разных форм  собственности и адекватной им  модели хозяйства, в которой  реализуется сложный синтез конкурентного  рыночного механизма и государственного  регулирования крупного, среднего  и мелкого производства.

    Индивидуальный  предприниматель является своеобразной  альтернативой наёмному труду.  Это особый и весьма достойный  образ жизни, когда человек  высоко ценит в первую очередь  свободный труд, частную собственность  и экономическую свободу, причастность  к управленческой деятельности.

    Рыночная экономика  обычно предполагает доминирование  малых предприятий, имеющих ряд  преимуществ. Такие предприятия  успешно зарекомендовали себя  в современных условиях.

   

 

 

Глава 1

Малый бизнес: сущность, классификация, особенности функционирования и его роль в развитии государства

     1. Экономическое  содержание малого бизнеса и  его виды

      Малый бизнес - это важнейший элемент рыночной  экономики, без которого не  может гармонично развиваться  государство. Малый бизнес во  многом определяет темпы экономического  роста, структуру и качество  валового национального продукта. Развитие малого бизнеса создаёт  предпосылки для ускоренного  экономического роста, способствует  диверсификации и насыщению местных  рынков, позволяя вместе с тем  компенсировать издержки рыночной  экономики. Малый бизнес содержит  большой потенциал для оптимизации  путей развития экономики и  общества в целом [22,с5].

      Малый бизнес  – это предпринимательская деятельность, дающая прибыль на малых предприятиях, не входящих ни в одно монополистическое  объединение. Он представляет  самый многочисленный класс мелких  собственников, которые в силу  своей массовости в значительной  мере определяют социально-экономический  и отчасти политический уровень  развития страны. К малому бизнесу  относят фирмы, которые имеют  независимую собственность, обладают  хозяйственной самостоятельностью  и не доминируют в своей  сфере деятельности [2, с.80].

      В свою  очередь, субъектами малого предпринимательства  являются физические лица без  образования юридического лица  и юридические лица, занимающиеся  предпринимательской деятельностью,  со среднегодовой численностью  работников не более 50 человек  и общей стоимостью активов  за год не свыше шестидесяти  тысячекратного расчетного показателя (месячный расчетный показатель  устанавливается в республиканском  бюджете).

      Физические  лица (граждане РБ, иностранные граждане  и лица без гражданства, а  также лица с двойным гражданством) могут быть участниками малого  предпринимательства как непосредственно  физические лица, участвующие в  создании хозяйственных обществ,  как физические лица, занимающиеся  предпринимательской деятельностью  без образования юридического  лица, являющиеся учредителями хозяйственных  товариществ и обществ.(1, с7)

      Согласно  статье 24 Гражданского кодекса Республики  Беларусь, юридическими лицами признаются  организации, которые обладают  обособленным имуществом, могут  от своего имени приобретать  имущественные и личные неимущественные  права и нести обязанности, быть истцами и ответчиками в суде, арбитраже или третейском суде. Для юридического лица характерны следующие признаки: организационное единство, которое подтверждается наличием устава и государственной регистрации юридического лица; имущественная обособленность, которая подтверждается наличием самостоятельного баланса; участие в гражданско-правовых отношениях от своего имени, что обуславливает самостоятельную гражданско-правовую ответственность и дает возможность быть истцом и ответчиком в суде.

      Из статьи 1 Закона о предпринимательстве  следует, что предпринимательская  деятельность может осуществляться  в виде индивидуальной трудовой  деятельности, а также в различных  организационно-правовых формах  предприятий.(23)

    При отнесении  предприятия к субъектам малого  предпринимательства используются  следующие количественные и качественные  критерии:

    Количественные:

       • численность  занятых на предприятии (наиболее распространенный);

       • размер  уставного капитала;

       • величина  активов;

       • объем  оборота (прибыли, дохода).

    По данным Мирового  банка, общее число показателей,  по которым предприятия относятся  к субъектам малого бизнеса,  превышает 50. Однако наиболее  часто применяемыми критериями  являются те, что описаны выше.

    Среди качественных  критериев при отнесении компании  к субъектам малого предпринимательства  используются следующие:

    • предприятие  владеет небольшой долей рынка;

    • управление  предприятием осуществляет лично  его владелец;

    • предприятие  является независимым, т.е. не  подчиняется крупной                                компании [3, с.12].

    Малые предприятия  классифицируются не только по  принадлежности к той или иной  отрасли, но и по своим возможностям  и характеру деятельности.

    По своим возможностям  малые предприятия можно условно  разделить на два вида:

    - не имеющие  потенциала для роста (такие  предприятия занимают свою небольшую  нишу, например, охватывают небольшой  по территории рынок или занимаются  товарами, имеющими ограниченный  спрос);

    - быстрорастущие, которые имеют в будущем потенциал  для роста деловой активности, но вначале создаются как малые  предприятия. По мере роста  масштабов деятельности и деловой  активности они перейдут в  категорию крупных предприятий  [4, с.7].

    По характеру деятельности малые предприятия можно разделить на экономически независимые, т.е. осуществляющие свою деятельность самостоятельно, и связанные с крупными предприятиями, т.е. выполняющие определенный вид услуг или работ по заказам этих предприятий [5,  с.108-109].

    В малом бизнесе  различают следующие виды предпринимательства:

     • по направленности  деятельности: производственная, коммерческая, финансовая, инновационная;

     • по содержанию  функциональной ориентации предпринимателей: управление производством, финансирование, посредническая и консультационная  деятельность;

     • по числу  видов деятельности: однопрофильная, многопрофильная;

     • по сложности  деятельности: не требующая специальных знаний, тре-

       бующая специальных знаний, основанная на высоких технологиях и уникальных знаниях;

     • по отраслевым  направлениям деятельности: промышленное, сельскохозяйственное, в строительстве и в других отраслях народного хозяйства [1, с.7-8].

    Таким образом,  малый бизнес– это особая форма экономической активности, основанная на инновационном самостоятельном подходе к производству и поставке на рынок товаров, приносящих предпринимателю доход и осознание своей значимости как личности. В Республике Беларусь малое предпринимательство представлено в двух формах: юридические лица и индивидуальные предприниматели. При отнесении предприятия к малому бизнесу могут использоваться различные критерии. Это прежде всего численность работников, объем реализованной продукции и услуг, отраслевая принадлежность, величина годовой балансовой прибыли, возможности и характер деятельности и др. В большинстве стран основными считаются среднесписочная численность и отраслевая принадлежность.

     2. Роль  и значение малого бизнеса  в экономике Беларуси

 

Предпринимательство является одной из наиболее активных форм экономической  деятельности. Поведение людей, как известно, обостряется, когда они рискуют чем-то (имуществом, падением популярности, деньгами, положением и т.д.). Предприниматели не всегда знают, продадут ли они все свои товары и услуги и насколько выгодно. Они идут на риск: ведь такие же товары и услуги поступают на рынок и от других производителей. Это как раз и создает условия для возникновения такой деятельности, которая выражается в вечном поиске улучшения своего положения в сравнении с существующим, всегда заставляет предпринимать что-то для того, чтобы процветать, развиваться.

С момента возникновения  в нашей республике предпринимательского сектора экономике прошло уже  более десяти лет. На начальном этапе  его развития государство придерживалось принципа невмешательства. Считалось, что рынок – это саморегулирующаяся система. Это было ошибочное мнение. В целом, несмотря на трудности, наше государство находит возможности  для поддержки и защиты производителей, создает правовые и экономические  условия для их деятельности. Благодаря  этому растет число предприятий  негосударственной формы собственности, расширяется сфера оказания платных  услуг населению.

Основными факторами, обуславливающими развитие предпринимательства, являются следующие:

- переход отраслей народного  хозяйства к рыночным отношениям  и создание потребительского  рынка. Это расширяет круг интересов  и запросов, порождает потребность  не только в товарах и услугах  массового спроса, но и индивидуального  характера, более качественно  и оперативно удовлетворять которые  могут мелкие предприятия;

- наличие правовых гарантий  предпринимателя, гарантий со  стороны государственных структур  в отношении собственности предпринимателей, их прав м защиты экономических интересов;

- поддержка предпринимательства  со стороны государства путем  существующей налоговой финансово-кредитной  и амортизационной политики;

- разгосударствление и  приватизация государственных и  муниципальных предприятий и  создание малых фирм;

- неизбежность банкротства  низкорентабельных убыточных предприятий, создание на их основе частных малых предприятий;

- устойчивое социально-политическое  положение государства способствует  привлечению иностранного капитала;

- благожелательное отношение  со стороны общества;

- правильный выбор организационно-правовых  форм предпринимательства;

- ускоренное развитие  рыночной инфраструктуры (различные  инновационные центры, банки, биржи,  страховые компании и т.д.).

По состоянию на 01.01.2007 года в республике работало 28310 малых  предприятий, что про сравнению с 2000 годом больше на 1523 предприятия, или на 5,7%.

Преимущественная ориентация предпринимательских структур сформировалась в сфере торговли и общественного  питания в 2007. – 40,6%, 2008Г. -42,5%, 2009Г. – 42,0%. Промышленность занимает второе место: 2007г. – 20,5%, 2008г – 20,4%, 2009г. – 19,9%, строительство  третье: 2007г. – 10,6%, 2008г. – 9,9%, 2009г. – 10,2%. Все остальные отрасли имеют  достаточно невысокий процент в  общем объеме малого предпримательства, так, сельское хозяйство в 2009 г. составило только 3,4%. (см. рис. 1.1.). Таким образом, в период за 2007-2009г. отмечается тенденция роста удельного веса субъектов малого предпринимательства, занимающихся материальным производством.

Выявлен и ряд негативных тенденций, влияющих на формирование малого бизнеса:

- преимущественная ориентация  предпринимательских структур на  деятельность в сфере торговли  и общественного питания –  примерно 50% от общего количества  предприятий;

- недолговечность большинства  предпринимательских структур, обусловленная  нестабильностью общей экономической  ситуации, отсутствием стимулов  к долгосрочным инвестициям;

Информация о работе Малый бизнес в РБ