• неравномерность развития по 
регионам республики;
            
• сохранение доли малого предпринимательства 
в ВВП страны на уровне 8-9%.
    Таким образом, 
малый бизнес Беларуси представляет 
сегодня перспективный развивающийся 
сектор, постепенно увеличивающий 
свою роль и значение в обеспечении 
общего экономического роста 
страны. Но несмотря на определенные успехи 
в малом бизнесе в Республике Беларусь  
он пока еще не оказывает серьезного влияния 
на развитие экономики, слабо развит в 
малых и средних городских поселениях 
и сельской местности.
          
Малое предпринимательство представляет 
собой некий «довесок», который 
составляет около 10% ВВП, а удельный 
вес выручки составляет чуть 
более 20%.
 
Глава 3
ПРОБЛЕМЫ И 
ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА 
В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ.
3.1. Регуляторные 
барьеры для развития малого 
бизнеса
      Малые предприятия 
могут внести значительный вклад 
в решение проблем экономического 
роста и занятости. В условиях 
рыночной экономики малые предприятия 
считаются гибкими и эффективными 
с точки зрения затрат, они 
быстро приспосабливаются к пожеланиям 
клиентов, причем не только в 
сферах, близких к потребителям, 
таких как розничная торговля 
или определенные виды услуг. 
Кроме того, малые предприятия 
формируют ядро среднего класса, 
стабилизирующего политическую 
обстановку в обществе.
      В 2005-2006 
годах было проведено исследование, 
которое проанализировало барьеры 
на пути становления и развития 
малого бизнеса с целью определения 
потребностей в поддержке малых 
предприятий в различных секторах 
и на различных стадиях их 
развития. В Беларуси были опрошены 
владельцы/менеджеры 168 малых предприятий 
производственного сектора, строительства 
и сферы услуг.
      Чтобы определить 
причины, влияющие на способность 
фирм к выживанию и развитию, 
менеджеры должны были выделить 
основные сдерживающие факторы. 
Данные таблицы 3.1. свидетельствуют 
о том, что самой острой проблемой 
в различные периоды деятельности 
малых предприятий является ограниченность 
финансовых ресурсов. Это и общая 
нехватка средств на начальном 
этапе становления фирмы, и 
недостаток текущих активов, который 
может усилиться отсроченными 
платежами, неплатежеспособностью 
клиентов, тяжелым налоговым бременем 
и ограниченным доступом к 
внешним источникам финансирования 
по приемлемым процентным ставкам. 
Финансовые проблемы могут влиять 
на различные аспекты развития 
фирмы: доступ к необходимым 
производственным площадям, возможность 
выпускать новые продукты и 
подбирать персонал соответствующей 
квалификации. [11, с. 14]
 
      Таблица 
3.1 - Основные препятствия развитию 
деятельности малых предприятий 
(в % к действующим фирмам).
|Препятствие                      
|Через 6 месяцев после начала     
|Через 2 года после начала        
|На момент обследования, 2005 г.   |
|                                 
|деятельности                     
|деятельности                     
|                                  
|
|Финансы                          
|74                               
|80                               
|78                                
|
|Поиск рынка                      
|46                               
|59                               
|67                                
|
|Помещения                        
|56                               
|46                               
|38                                
|
|Оборудование                     
|46                               
|37                               
|30                                
|
|Кадры                            
|33                               
|25                               
|13                                
|
|Информация                       
|24                               
|22                               
|32                                
|
|Прочие                           
|1                                
|2                                
|8                                 
|
|Количество ответов               
|121                              
|95                               
|148                               
|
 
      Примечание 
- Источник: [11, c. 14]
    Согласно отчёту 
«Ведение бизнеса-2010» наша страна 
заняла 58-е место из 183 государств 
по условиям ведения бизнеса. 
Однако эксперты призывают не 
воспринимать результаты исследования 
как всесторонний анализ условий 
для деятельности бизнеса, ведь 
в нем рассматриваются только 
10 позиций, которые не могут 
охватить всю экономическую систему 
страны. Эксперты считают, что 
важно обращать внимание не 
на общий рейтинг страны, а 
на места Беларуси в рейтингах, 
составленных по каждому из 10 
аспектов ведения бизнеса.
    Уточняющую оценку 
тех изменений, которые произошли 
в бизнес-среде, может дать опрос, проведенный 
по заказу Международной финансовой корпорации 
(IFC). Исследование фокусировалось на сложностях, 
с которыми сталкиваются субъекты малого 
бизнеса в процессе прохождения административных 
процедур. Помимо вопросов на такие узкие 
темы, как лицензирование, получение разрешений, 
регулирование ценообразования, осуществление 
проверок, респондентам задавали и более 
общие вопросы [12, с.11].
    В целом опрошенные 
оценивают изменения, произошедшие 
в 2008 году, неоднозначно. 32% представителей 
малых предприятий отметили, что 
условия ведения бизнеса в 
Беларуси улучшились, столько же 
- что ухудшились. А 29% респондентов 
вообще не считают, что какие-то 
изменения имели место.
    Характерно, что 
мнения представителей государственных 
и частных малых предприятий 
довольно сильно разнятся. Только 
29% частников отметили улучшение 
ситуации и 19% сотрудников государственных 
предприятий - ее ухудшение.
    В исследовании 
IFC респондентам задали вопрос, согласны 
ли они с утверждением о 
том, что местные органы власти 
обеспечивают равные условия 
ведения бизнеса для государственных 
и частных предприятий. Только 
18% всех малых предприятий отметили, 
что равенство есть на самом 
деле. Среди индивидуальных предпринимателей 
эта доля еще меньше - 12% [12, с.11].
    С трудностями, 
которые касаются прохождения 
административных процедур, сталкиваются 
многие малые предприятия и 
индивидульные предприниматели. Однако 
примерно для половины малых предприятий 
каждая из групп административных процедур 
по отдельности не представляет сложности. 
Тут следует оговориться, что процедуры 
в комплексе могут представлять довольно 
большую сложность и для таких предприятий. 
Типичное предприятие сталкивается в 
течение года не с одной группой, а с целым 
рядом административных процедур. В 2008 
году около 11% организаций прошли через 
процедуру лицензирования, получали разрешения, 
а также подвергались проверкам. При этом 
только 20% организаций вообще не сталкивались 
ни с одной из этих процедур в 2008 году.
    Международная 
финансовая корпорация проанализировала 
уровень влияния таких процедур, 
как лицензирование, получение разрешений, 
контрольная деятельность, а также 
регулирование ценообразования 
и оплаты труда и порядок 
исчисления налогов.
    1.Лицензирование.
       Исследователи 
выяснили, что более 3/4 предприятий 
сталкивались с необходимостью 
получения лицензии для осуществления 
своих видов деятельности. При 
этом более чем в 95% случаев 
лицензионные действия  завершаются 
успехом, а это свидетельствует, 
что серьезной отсеивающей роли 
лицензирование не играет. Вместе 
с тем эта процедура оттягивает 
на себя довольно значительные 
временные и денежные ресурсы.
    2.Разрешения.
       Охват 
разрешительными процедурами остается 
значительным - 39% малых предприятий 
и индивидуальных предпринимателей 
были заняты получением разрешений 
в 2008 году.
    В среднем малому 
предприятию, чтобы получить одно 
разрешение, нужно пройти две 
инстанции, при этом требуется 
от одного до двух личных 
визитов руководителя предприятия. 
Результаты исследования показали, 
что примерно у 40% субъектов 
малого предпринимательства в 
ожидании разрешений простаивали 
производственные мощности.
    Разрешительная 
система в существующем виде 
по-прежнему серьезно препятствует 
эффективному использованию ресурсов, 
замедляет оборачиваемость капитала.
    3. Регулирование 
ценообразования (за исключением 
розничной торговли).
         
Регулирование ценообразования 
в нашей стране затрагивает 
приблизительно 41% малых предприятий 
и 30% индивидуальных предпринимателей. 
Оно по-прежнему затрудняет работу 
значительного числа организаций. 
С другой стороны, как показали 
результаты исследования, в некоторых 
случаях необходимость регистрировать 
цены удерживало предприятия 
от их повышения. То есть в случае 
отмены регулирования ценообразования 
нет гарантии, что цены не пойдут вверх, 
особенно в условиях неразвитой конкуренции.
    4.Исчислениеналогов
       Проведенное 
IFC исследование показало, что в 
среде малого бизнеса всё большую 
популярность набирает упрощенная 
система налогообложения.
    Сложность налогового 
законодательства - это одна из 
причин того, почему предприятия 
предпочитают держать часть оборота 
в тени.
    5.Проверки.
       Большие 
сложности для малого бизнеса 
представляют проверки. Каждая четвертая 
проверка обнаруживает у субъектов 
малого предпринимательства нарушения 
в эксплуатации производственного 
оборудования или помещений. Устранение 
всех выявленных нарушений стоит 
предприятию в среднем 742 USD. Кроме 
того, ежегодно проверенное малое 
предприятие уплачивает штрафов 
на сумму 617 USD, индивидуальный 
предприниматель - 144 USD.
       Многие 
респонденты указали на большое 
количество контролирующих органов, 
чрезмерно строгие нормы и 
правила проверок, отсутствие детализированной 
и понятной процедуры их проведения. 
Индивидуальные предприниматели 
отмечают предвзятость или чрезмерные 
полномочия инспекторов во время 
проверок [12, с.11].
      В 2009 году 
существенно упрощены условия 
экономической деятельности предпринимателей. 
Однако пока не все инициативы 
и обещания выполнены. В Администрации 
Президента не нашло поддержки 
предложение об увеличении ставки 
НДС, увязанное с одновременной 
отменой ряда налогов. В случае 
принятия такого решения предприятия 
ощутили бы существенное снижение 
налоговой нагрузки.
    Об освобождении ценообразования 
от жесткого регулирования государства 
остается только мечтать, шансы на доступ 
к приватизации госсобственности у малых 
предприятий невелики, а финансовые возможности 
по-прежнему недостаточны. Так что предстоит 
решать еще множество проблем [13].
    В докладе Всемирного 
банка «Ведение бизнеса-2011» Беларусь 
заняла 68-ю позицию, что хуже 
в сравнении с предыдущим годом. 
Она продолжает отставать по 
таким показателям, как уплата 
налогов, ликвидация компании 
и международная торговля, представляющим 
более сложные области деятельности 
и оказывающим влияние на экономику 
в целом.
    Беларусь провела 
реформы в четырех областях, охваченных 
в докладе "Ведение бизнеса-2011". 
Это получение кредита, уплата 
налогов, международная торговля 
и ликвидация компании. Но реформам 
не хватает глубины [14].
    Все выше перечисленные 
трудности требуют от малых 
и средних предприятий определенных 
трудовых, временных и финансовых 
затрат, ограничивают, как следствие, 
их конкурентоспособность и затрудняют 
развитие. Кроме того, жесткое регулирование 
цен ухудшает бизнес климат 
в стране. И в этой ситуации 
чем быстрее государство предпримет 
конкретные шаги по нормализации 
обстановки и упрощению условий 
работы бизнеса, тем будет лучше.
        
3.2  Основные направления малого 
бизнеса в Республике Беларусь
      «Малый 
и средний бизнес - это составляющая 
экономики в целом. Поэтому 
задача на ближайшие 5 лет - 
повысить доходы и заработную 
плату, построить работу всех 
субъектов хозяйствования, как государственных, 
так и не государственных, и 
как можно больше произвести 
добавленной стоимости», - констатировал 
заместитель министра экономики 
Андрей Тур [21].
    В текущем году 
постановлением Совета Министров 
Республики Беларусь от 28 декабря 
2009 г. № 1721 была утверждена 
Программа государственной поддержки 
малого предпринимательства в 
Республике Беларусь на  2010 – 
2012 годы.
    Мероприятия Программы 
направлены на дальнейшее формирование 
благоприятных условий для устойчивого 
развития малого предпринимательства 
на основе совершенствования 
форм и методов государственной 
поддержки данного сектора экономики.
    Программа предусматривает:
        • 
совершенствование законодательства, 
регулирующего деятельность субъектов 
малого предпринимательства;