Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 21:13, курсовая работа
Целями  создания малых и средних   предприятий, или предприятий  малого и среднего  бизнеса, являются:
насыщение потребительского рынка  товарами;
преодоление отраслевого и регионального  монополизма;
расширение конкуренции;
создание материальной основы  для трудоустройства работников, высвобождающихся с действующих  предприятий;
укрепление экономической базы  местных органов власти; развитие  сел, небольших городов;
возрождение художественных промыслов.
ВВЕДЕНИЕ_______________________________________________________3
1 Малый  и средний бизнес как элементы структуры предпринимательства.
1.1 Сущность, роль и значение малого и  среднего бизнеса___________________________________________________________4
1.2 Особенности   развития малого и среднего  бизнеса в Республике Казахстан_________________________________________________________6
1.3 Принципы  государственной  поддержки малого  и среднего  предпринимательства_______________________________________________9
1.4 Проблемы  развития малого и среднего  предпринимательства______________________________________________10
2
2.1 _________________________________________________________13
2.2 _________________________________________________________17
3
3. _________________________________________________________24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ__________________________________________________29
СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ___________________________________________________31
Тезис третий: Вклад малого бизнеса в экономику незначителен, поэтому необходимо восстанавливать крупные предприятия, иначе стране грозит де-индустриализация.
     Тезис 
четвертый: Малый бизнес более эффективен, 
чем крупное производство, поэтому, 
в первую очередь, необходимо поддерживать 
малые предприятия 
     Как 
видно, эти два тезиса отражают противоположные 
точки зрения. Однако, по сути их объединяет 
общий вопрос: Какой сектор экономики 
следует поддерживать – крупное производство 
или же малый бизнес?  
     В 
данном случае существуют два основных 
подхода: первый основан на оценке экономической 
эффективности малого бизнеса, второй 
на оценке его социальной эффективности.  
     С 
точки зрения экономической эффективности, 
чаще всего малый бизнес оценивают 
по его вкладу в ВВП. В развитых 
странах данный покатель достигает 
50-60 %. Так например по данным Администрации 
малого бизнеса США в 2004 году в Штатах 
данный показатель составил 51 %. На первый 
взгляд весьма внушительные цифры. Однако, 
следует отметить, что в качестве малых 
предприятий в США рассматриваются компании 
с численностью занятых до 500 человек, 
при этом в некоторых отраслях перерабатывающей 
и добывающей промышленности к категории 
малых, относятся предприятия с численностью 
занятых до1000 человек.  
     В 
даном случае не корректно проводить сравнение 
с развивающимися странами, где к категории 
малых предприятий, в большинстве своем 
относятся предприятия с численностью 
занятых от 50 до 100 человек (Таблица 1). Для 
того чтобы сделать данные более сопоставимыми 
можно использовать статистические данные 
Администрации малого бизнеса США по деятельности 
несельскохозяйственных собственников 
предприятий (non-farm proprietorships) и партнерств 
(partnerships), которые по численности занятых 
и объемам годового оборота можно сопоставить 
с малыми предприятиями в развивающихся 
странах. В данном случае, абсолютно преобладая 
по количеству (80% от общего количества 
предприятий), несельскохозяйственные 
собственники предприятий и партнерства  
производят 14% ВВП.   
     Другим 
ярким примером может служить 
пример Канады. По данным ОЭСР, доля малого 
бизнеса в ВВП Канады в 2000 году 
составила 43%, при этом к категории 
малых были отнесены предприятия 
с чиленностью занятых до 500 человек. 
В свою очередь Правительство Канады произвело 
свои собственные расчеты, приняв для 
рассчета в качестве малых, предприятия 
с численностью занятых до 50 человек. В 
соответствии с полученными данными доля 
малого бизнеса в ВВП составила порядка 
23%. 
     В 
Казахстане в 2004 году доля малого и 
среднего бизнеса в ВВП по официальным 
данным составила порядка 25%, при 
этом доля малых предприятий по оценкам 
не превышает 16%. 
     Таким 
образом можно сделать вывод о том, что 
малый бизнес в большинстве своем вносит 
весьма незначительный вклад в экономическое 
развитие страны в целом. С точки зрения 
экономической эффективности малые предприятия 
не выдерживают конкуренции с крупными 
и средними компаниями. Однако при этом 
следует отметить, что во многих отраслях 
малый бизнес функционирует весьма эффективно, 
сотрудничая, а не конкурируя с крупными 
предприятиями.  
     Возникает 
вопрос, почему же если при достачно 
не высокой экономической эффективности 
малого бизнеса, правительства большинства 
стран уделяют особое внимание поддержке 
малого бизнеса? В данном случае как раз 
и следует провести оценку социальной 
эффективности малого бизнеса. 
     С 
точки зрения социальной эффективности, 
картина представляется несколько 
в ином виде. Как уже было отмечено 
выше (см. Тезис 1), малые предприятия 
абослютно преобладая по количеству предприятий, 
способны создавать новые рабочие места, 
а также поглощать рабочую силу, высвободившуюсю 
в результате реструктуризации крупных 
предприятий. Так в США на предприятиях 
малого бизнеса занято порядка 50% всех 
рабочих занятых в частном секторе экономики, 
при этом в последнее десятилетие малый 
бизнес создавал от 60% до 80% всех новых 
рабочих мест в частном секторе. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Заключение
В заключение необходимо отметить, что частые реорганизации институтов и несоответствие правовой базы потребностям малого бизнеса на современном этапе развития приводят к возникновению дополнительных административных барьеров для предпринимателей, переходу значительной части малых предприятий в теневой сектор экономики и снижению эффективности государственной поддержки малого бизнеса в целом.
Главная задача в текущий период заключается в формировании бизнес среды, благоприятствующей развитию сектора малого бизнеса, путем создания стабильной и прозрачной институционально-правовой основы, отвечающей современным требованиям и устанавливающей справедливые "правила игры" как для предпринимателей, так и для чиновников.
Препятствия развитию малого бизнеса
Предшествующий анализ отдельных элементов бизнес среды, в которой развивается малый бизнес, позволяет определить факторы, влияющие на современное состояние малого бизнеса. (рисунок 2)
     Основными 
факторами, которые оказывают существенное 
влияние на развитие сектора малого 
предпринимательства в 
     Первый 
фактор обусловлен сырьевой направленностью 
отечественной экономики и 
     Второй 
фактор – несовершенство институционально-правовой 
основы -  является одной из причин 
возникновения общеизвестных 
По мнению экспертов Всемирного Банка основными недостатками является не столько качество нормативно-законодательной базы, сколько ее администрирование и применение на практике. Сравнительно легко написать законы, опираясь на международные модели и советы иностранных экспертов. Гораздо труднее разработать процедуры и обучить тысячи государственных служащих эффективному администрированию и применению этих законов и положений. Казахстанские и иностранные предприниматели отмечают проблемы, возникающие при взаимодействии с государственными органами на всех уровнях управления. Опубликованные результаты исследований и опросов иностранных и отечественных инвесторов указывают на существование проблем в сфере лицензирования, администрирования налогообложения и таможенные процедур, частной собственности на землю. При этом все без исключения опрошенные отметили процветание коррупции в качестве одной из основных проблем.
Взаимодействие с государственными органами.
     Предприниматели 
отмечают, что наряду с благоприятными 
тенденциями в сфере 
 Диаграмма 
7 
     
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Список использованной литературы
Информация о работе Малый и средний бизнес как элементы структуры предпринимательства