Методы конкуренции в отрасли торговли

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2011 в 08:48, реферат

Описание работы

Компании могут предоставлять большую потребительскую ценность, предлагая клиентам более низкие, по сравнению с конкурентами, цены на аналогичные товары и услуги или обеспечивая больше выгод, которые оправдывают более высокие цены.
В период выхода из экономического кризиса и роста экономики наступило время напряженной конкуренции на всех рынках, и особенно на рынке продуктового ритейла, что обуславливает актуальность темы курсовой работы
Целью курсовой работы является исследование экономической сущности конкуренции, анализ состояния конкуренции в одной из отраслей торговли и выявление тенденций развития методов конкурентной борьбы

Содержание

Введение……………………………………………………………………… 3
1 Теоретические аспекты понятия конкуренции и ее видов……………... 5
1.1 Понятие и экономическая сущность конкуренции……………... 5
1.2 Функции конкуренции…………………………………………... 8
1.3 Виды конкуренции………………………………………………. 10
2 Анализ российского рынка продуктового ритейла……………………... 18
2.1 Анализ состояния российского рынка сетевого продуктового
ритейла………………………………………………………………... 18
2.2 Методы конкурентной борьбы между торговыми сетями 21
3 Современные направления и тенденции в конкурентной борьбе на рынке продуктового ритейла……………………………………………….. 26
Заключение…………………………………………………………………... 33
Список использованной литературы……………………………………….. 36

Работа содержит 1 файл

Методы конкуренции в отрасли торговли.doc

— 306.50 Кб (Скачать)
 

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И  НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПЕРМСКИЙ  ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ)

федерального  государственного бюджетного образовательного учреждения

высшего профессионального образования

«Российский государственный торгово-экономический  университет»

  
 
 

     Кафедра экономического анализа и статистики 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА
 

по дисциплине «Экономика отрасли» на  тему:    

Методы  конкуренции в отрасли торговли 
 
 

     Выполнил  студент 2 курса, группы ЭП – 21

     Специальность «Экономика и управление

     на  предприятии (по отраслям)»

     __________________ (Ф.И.О. студента)

     «_____»____________________ 200__ г.

     _________________ (подпись студента)

     Оценка ___________________________

     _______________________ Пфлюг В.П. 
 
 

Пермь  2011

 

Содержание 

Введение……………………………………………………………………… 3

1  Теоретические аспекты понятия  конкуренции и ее видов……………...

5

     1.1 Понятие и экономическая  сущность конкуренции……………...

5
    1. Функции конкуренции…………………………………………...
8
    1. Виды конкуренции……………………………………………….
10
2  Анализ  российского рынка продуктового  ритейла……………………... 18
     2.1  Анализ состояния российского рынка сетевого продуктового

       ритейла………………………………………………………………...

18
     2.2  Методы конкурентной борьбы между  торговыми сетями 21
3  Современные  направления  и тенденции в  конкурентной борьбе на рынке  продуктового ритейла……………………………………………….. 26
Заключение…………………………………………………………………... 33
Список  использованной литературы……………………………………….. 36
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение 

     Конкуренция - форма взаимного соперничества  субъектов рыночной экономики, обусловленная  суверенным правом каждого из них на реализацию своего рыночного потенциала.

     Конкуренция - это одна из главных движущих сил  рынка. Не зная своих конкурентов, не владея информацией о том, каковы их сильные и слабые стороны, нельзя получить выгоды в конкурентной борьбе. Но, помимо знания своих конкурентов, необходимо учитывать и влияние конкурентных сил, действующих на рынке.

     Наличие конкуренции - это основополагающее условие существования рынка. Именно конкуренция заставляет продавцов  совершенствовать свой товар, повышать качество обслуживания, бороться за своего покупателя. То есть двигать вперед экономику страны и качество ее продукции.

     В соответствии с концепцией маркетинга, компании достигают конкурентного  преимущества путем разработки предложений, которые удовлетворяют нужды целевых потребителей в большей мере, чем предложения конкурентов.

     Компании  могут предоставлять большую  потребительскую ценность, предлагая  клиентам более низкие, по сравнению  с конкурентами, цены на аналогичные  товары и услуги или обеспечивая больше выгод, которые оправдывают более высокие цены.

     В период выхода из экономического кризиса  и роста экономики наступило время напряженной конкуренции на всех рынках, и особенно на рынке продуктового ритейла, что обуславливает актуальность темы курсовой работы

     Целью курсовой работы является исследование экономической сущности конкуренции, анализ состояния конкуренции в  одной из отраслей торговли и выявление  тенденций развития  методов конкурентной борьбы

     Предметом исследования является экономическая сущность конкуренции.

     Объект  исследования -  рынок продуктового ритейла в РФ,

     Для достижения цели курсовой работы поставлены следующие задачи:

     - раскрыть понятие экономическую сущность конкуренции;

     - рассмотреть функции конкуренции;

     - представить виды конкуренции;

     - провести анализ состояния российского рынка сетевого продуктового ритейла (структура, основные игроки, показатели динамики развития);

     - рассмотреть наиболее актуальные  методы конкурентной борьбы применяемые  торговыми сетями;

     - представить перспективные направления повышения конкурентоспособности торговых сетей и тенденции развития продуктового ритейла.

     Информационной  базой исследования явились научные труды таких авторов как: Алексунин В.А., Рой Л.В., Хруцкий В.Е., Портер М., Шумпетер Й., Маршалл А. и др., а также материалы периодической печати, посвященные теме состояния и развития рынка продуктового ритейла в РФ. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1 Теоретические аспекты понятия конкуренции и ее видов

     1.1 Понятие и экономическая  сущность конкуренции

 

     Конкуренция – (от лат. Concurrere – сталкиваться) – борьба независимых экономических субъектов за ограниченные экономические ресурсы. Это экономический процесс взаимодействия, взаимосвязи и борьбы между выступающими на рынке предприятиями в целях обеспечения лучших возможностей сбыта своей продукции, удовлетворяя разнообразные потребности покупателей.

     Существуют  и другие определения конкуренции. Ф.Перру определяет конкуренцию как «действие постоянной угрозы подрыва господства и постоянного его пересмотра в рамках таких правил игры, которые обеспечивают творчество и отбор». Человек всегда стремится продать подороже, а купить подешевле, сделать себе выгоду. Но данная личность не одинока. Поэтому и приходится нам постоянно сталкиваться с конкуренцией. «Строгое значение понятия «конкуренция», очевидно, заключается в том, что один человек состязается с другим, особенно при продаже или покупке чего-либо». А. Маршалл, написавший эти строки, под «человеком», как представляется, понимал субъект рынка [3].

     В литературе, посвященной данной проблеме, присутствует три подхода к определению конкуренции.

     Первый  определяет конкуренцию как состязательность на рынке. Такой подход характерен для  отечественной литературы.

     Второй  подход рассматривает конкуренцию  как элемент рыночного механизма, который позволяет уравновесить спрос и предложение. Этот подход характерен для классической экономической теории.

     Третий  подход определяет конкуренцию как  критерий, по которому определяется тип  отраслевого рынка. Этот подход основывается на современной теории морфологии рынка.

     Первый  подход основывается на повседневном понимании конкуренции как соперничества  за достижение лучших результатов на каком-либо поприще. Конкуренция, хотя и в различной интерпретации, все же определяется как соперничество экономических субъектов. Вот наиболее типичные определения:

     - состязательность хозяйствующих  субъектов, предпринимателей, когда  их самостоятельные действия  эффективно ограничивают возможности  каждого из них воздействовать  на общие условия обращения  товаров на данном рынке и стимулируют производство тех товаров, которые требуются потребителю;

     - состязательность на рынке в  условиях отсутствия монополии; 

     - состязательные, сопернические отношения  между двумя или несколькими  экономическими субъектами хозяйственной деятельности, проявляющиеся в виде стремления каждого из них обойти других в достижении единой цели, получить более высокий результат, оттеснить соперника;

     - это особый по замыслу вид  честной экономической борьбы, в  которой при наличии в принципе  равных шансов у каждой из претендующих сторон верх одерживает более умелая, предприимчивая, способная сторона;

     - соперничество между участниками  рыночного хозяйства за лучшие  условия производства, купли и  продажи товаров; 

     - соперничество на рынке между  производителями товаров и услуг за долю рынка, получение максимальной прибыли или достижение иных конкретных целей.

     Для литературы советского периода характерно отрицательное отношение к конкуренции  в целом. Конкуренция определяется как «антагонистическая форма экономического соревнования частных товаропроизводителей. Наибольшее развитие конкуренция получает в условиях капиталистического способа производства. Цель конкуренции - борьба за получение возможно большей прибыли. В ходе конкуренции происходит массовое разорение мелких и средних товаропроизводителей, банкротства предприятий»

     В более поздней отечественной  литературе отношение к конкуренции  изменилось на диаметрально противоположное. Например, «конкуренция - естественная черта рыночных отношений. В условиях здоровой конкуренции в выигрышном положении оказываются потребители; в интересах получения прибыли поставщики, изготовители продукции и продавцы вынуждены стремиться к лучшему удовлетворению запросов покупателей».

     В рамках классической экономической  теории конкуренция рассматривается как неотъемлемый элемент рыночного механизма. А. Смит трактовал конкуренцию как поведенческую категорию, когда индивидуальные продавцы и покупатели соперничают на рынке за более выгодные продажи и покупки соответственно. Конкуренция - это та самая «невидимая рука» рынка, которая координирует деятельность его участников.

     Конкуренция выступает в качестве силы, обеспечивающей взаимодействие спроса и предложения, уравновешивающей рыночные цены. В  результате соперничества продавцов и покупателей устанавливается общая цена на однородные товары и конкретный вид кривых спроса и предложения. «Конкуренция обеспечивает функционирование рыночного механизма ценообразования» [3].

     Конкуренция - механизм регулирования пропорций  общественного производства. Через механизм межотраслевой конкуренции происходит перелив капиталов из отрасли в отрасль.

     В современной микроэкономической теории конкуренция понимается как некое  свойство рынка. Такое понимание  возникло в связи с развитием  теории морфологии рынка. В зависимости от степени совершенства конкуренции на рынке выделяются различные типы рынков, для каждого из которых свойственно определенное поведение экономических субъектов. Под конкуренцией здесь подразумевается не соперничество, а скорее, степень зависимости общих рыночных условий от поведения отдельных участников рынка.

     Понятие конкуренции настолько многозначно, что оно не охватывается каким-либо универсальным определением. Это  и способ хозяйствования, и такой  способ существования капитала, когда один капитал соперничает с другим капиталом. В конкуренции усматривается как главная сущностная черта, свойство товарного производства, так и способ развития. Кроме того, конкуренция выступает в роли стихийного регулятора общественного производства [17].

     Следствием  конкуренции является, с одной  стороны, обострение производственных и рыночных отношений, а с другой - повышение эффективности хозяйственной деятельности, ускорение НТП.

     Конкуренция относится к неконтролируемым факторам, которые воздействуют на деятельность организации, которые не могут управляться организацией.

    1. Функции конкуренции
 

     Рассмотрев  сущность конкуренции, перейдём к характеристике её роли на рынке.

Информация о работе Методы конкуренции в отрасли торговли