Предприятие как экономическая система управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2012 в 14:16, курсовая работа

Описание работы

Тема стратегического планирования и управления является актуальной в современном менеджменте. При этом в первом случае рассматриваются в основном отдельные аспекты разработки или реализации стратегии что, как правило, является недостаточно исчерпывающим для теоретиков, т.е. сферы науки и образования.

Содержание

Введение
1 Предприятие как экономическая система управления
1.1 Понятие предприятия, его концепция
1.2 Миссия и цели организации
1.3 Стратегические альтернативы
2 Анализ миссии и целей компании ООО "СтройКлиматТехника"
2.1 Экономическая характеристика ООО "СтройКлиматТехника"
2.2 Цели и миссия ООО "СтройКлиматТехника"
2.3 Анализ внешней среды ООО "СтройКлиматТехника"
3 Рекомендации по формированию миссии и целей организации
3.1 Рекомендации в области агрессивной рыночной стратегии
3.2 Обеспечение реализации миссии. Оценка и контроль
Заключение
Список используемых источников

Работа содержит 1 файл

курсовая по ОКДП.docx

— 59.00 Кб (Скачать)

3

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

Введение………………………………………………………………………..     4

1      Предприятие как экономическая система управления ..………………     6

1.1   Понятие предприятия, его концепция………………………………….      6

1.2   Миссия и цели организации…………………………………………...    9

1.3     Стратегические альтернативы………………………………………….    13

2        Анализ миссии и целей компании ООО "СтройКлиматТехника"…...   14

2.1     Экономическая характеристика ООО "СтройКлиматТехника"……..      14

2.2   Цели и миссия ООО "СтройКлиматТехника" ……………………….   17

2.3     Анализ внешней среды ООО "СтройКлиматТехника"………………      18

3      Рекомендации по формированию миссии и целей организации ……    20

3.1   Рекомендации в области агрессивной рыночной стратегии………...    20

3.2     Обеспечение реализации миссии. Оценка и контроль………………      22

Заключение……………………………………………………………………      26

Список используемых источников………………………………………….     28

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

Тема  стратегического планирования и  управления является актуальной в современном  менеджменте. При этом в первом случае рассматриваются в основном отдельные  аспекты разработки или реализации стратегии что, как правило, является недостаточно исчерпывающим для  теоретиков, т.е. сферы науки и  образования.

Целью данной работы является исследование подробных рекомендаций по формированию стратегического поведения хозяйствующего субъекта. Из поставленной цели вытекают следующие задачи:

- рассмотреть и охарактеризовать сущность, функции и процесс стратегического планирования;

- проанализировать процесс планирования стратегического поведения;

- проанализировать сущность и функции управления в стратегическом планировании.

          Процесс  стратегического планирования сравним  с зонтиком, который укрывает  все остальные управленческие  функции. Игнорируя стратегическое  планирование, организации в целом  и отдельные люди лишаются  четкого способа оценки цели  или направления корпоративного  предприятия. Процесс стратегического  планирования является основой  для управления членами организации.  Стратегическое планирование можно  определить как управление организацией, которое опирается на человеческий  потенциал как основу организации,  ориентирует производственную деятельность  на запросы потребителей, осуществляет  гибкое регулирование  и своевременные  изменения в организации, отвечающие  вызову со стороны окружения  и позволяющие добиваться конкурентных  преимуществ, что в совокупности  позволяет организации выживать  и достигать своей цели в  долгосрочной перспективе.

  Стратегическое планирование в силу своей сущности не дает, да и не может дать точной и детальной картины будущего. Формируемое в стратегическом планировании будущее желаемое состояние организации – это не детальное описание ее внутреннего и внешнего положения, а, скорее, качественное пожелание к тому, в каком состоянии должна находиться организация в будущем, какую позицию будет занимать на рынке и бизнесе, какую иметь организационную культуру, входить в какие деловые группы и т.п.

Процесс стратегического планирования  обеспечивает  основу для  управления членами организации.  Проецируя все выше написанное на реалии обстановки в нашей стране,  можно отметить, что стратегическое планирование становится все  более  актуальным для российских предприятий,  которые  вступают в жесткую конкуренцию  как между собой так и с  иностранными корпорациями.

Современный темп изменения  и увеличения знаний является настолько большим, что стратегическое планирование представляется единственным способом формального прогнозирования будущих проблем и возможностей. Оно обеспечивает высшему руководству средство создания плана на длительный срок.

Стратегическое планирование помогает поддерживать необходимые  экономические пропорции. С его  помощью обеспечивается согласованная  целенаправленность функционирования всех звеньев хозяйственной системы  общества.

         Цель этой курсовой работы изучить стратегическое планирование в Российской фирме. Задача разобраться в том, какие задачи, цели ставит перед собой фирма, в какие сроки она хочет достичь поставленных целей и задач и при помощи каких ресурсов. Требуются огромные усилия и большие затраты времени и ресурсов для того, чтобы в организации начал осуществляться процесс стратегического управления. Необходимо создание и осуществление стратегического планирования, чтобы в корне отлично от разработки долгосрочных планов, обязательных к исполнению в любых условиях.                                               

 

  1. ПРЕДПРИЯТИЕ КАК ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ

 

         1.1 Понятие предприятия, его концепции

Предприятие - это самостоятельный, организационно обособленный хозяйствующий субъект, который производит и реализует продукцию, выполняет работы промышленного характера или предоставляет платные услуги [ 3, с. 27].

Любое предприятие является юридическим лицом, имеет законченную  систему учета и отчетности, самостоятельный  бухгалтерский баланс, расчетный  и другие счета, печать с собственным наименованием и товарный знак.

По цели и характеру  деятельности можно выделить два вида предприятий:предпринимательские (коммерческие) и непредпринимательские (некоммерческие), существование которых обеспечивается бюджетным финансированием государства.

Существуют различные  факторы, в соответствии, с которыми предприятия подразделяются на группы. Наиболее существенны следующие  факторы классификации:

- используемые ресурсы;

- отраслевая принадлежность;

- местоположение;

- размер предприятия;

- форма собственности;

В соответствии с особенностями  используемых ресурсов предприятия

делятся на:

- использующие в основном трудовые ресурсы (трудоемкие);

- интенсивно использующие средства производства (фондоемкие);

- интенсивно использующие материалы (материалоемкие).

Для трудоемких предприятий  характерна высокая доля затрат на оплату труда в совокупных издержках  производства. Эти предприятия, как  правило, имеют высокую степень разделения труда. Разделение труда имеет позитивные и негативные последствия.

Фондоемкие предприятия  имеют особенно большое количество средств производства. Значительная часть издержек производства представляет собой амортизационные отчисления. Технический прогресс ведет к  специализации, механизации и автоматизации  производства. Механизация предполагает замену ручного труда машинным. Автоматизация  имеет место в случае использования  вычислительной техники, для управления производственным процессом. При высокой  степени механизации и автоматизации  средств производства производственный процесс становится недостаточно гибким, возрастают издержки производства и  предприятие вынуждено решать проблему наиболее эффективному использования  средств производства [ 15, с. 221].

Материалоемкие предприятия  имеют высокие объемы затрат ресурсов. Этим предприятиям приходится решать задачу эффективного использования  ресурсов и экологических проблемы, связанные с утилизацией отходов  производства.

В соответствии с отраслевой принадлежностью предприятия подразделяются на:

- промышленные предприятия, которые осуществляют добычу и переработку полезных ископаемых, и производство товаров;

-  торговые предприятия, которые сами не производят товары, но выполняют дистрибьюторские функции;

- банки, которые собирают финансовые средства и предоставляют кредиты;

- транспортные предприятия, которые занимаются перевозками с использованием различных транспортных средств;

- страховые организации, которые осуществляют страхование от различных видов рисков [5, с.120].

Наиболее удобным местоположением  является такое, когда обеспечивается максимально возможная прибыль  и рентабельность производства при прочих равных условиях. При этом нельзя забывать экологический принцип деятельности предприятия.

Выбор места расположения предприятия определяется на основе следующих критериев:

- ориентация на материалы - с целью снижения транспортных расходов на материалы, это особенно важно для материалоемких предприятий;

- ориентация на трудовые ресурсы - учитываются два обстоятельства: количество трудовых ресурсов в регионе и цена рабочей силы;

- ориентация на продажу товаров и налоги - в случаях, когда в разных регионах действуют различные системы налогообложения, финансовой поддержки, налоговой политики. Предприятие располагается там, где эти условия наиболее выгодны;

- ориентация на транспортные средства - выбор такого места расположения, которое обеспечивает предприятию наиболее выгодные гарантированные транспортные услуги. Удобно располагать предприятия вблизи транспортных узлов (портов, аэропортов, автомагистралей);

- ориентация на источники энергии, что особенно важно для энергоемких предприятий. Однако в настоящее время это имеет не такое значение, как раньше, благодаря более широкому использованию электроэнергии.

Предприятия могут быть отнесены к малым, средним или крупным  в зависимости от следующих факторов: количество работников, годовой оборот, размер основного капитала, количество рабочих мест, затраты на оплату труда, использование исходных материалов.

Каждое предприятие - это  сложная производственно-экономическая  система с многогранной деятельностью. Наиболее четко выделяются направления, которые следует отнести к  главным:

1 Комплексное изучение рынка (маркетинговая деятельность).

2 Инновационная деятельность.

3 Производственная деятельность.

4 Коммерческая деятельность предприятия на рынке.

5 Материально-техническое обеспечение производства.

6 Экономическая деятельность предприятия.

7 Послепродажный сервис продукции производственно-технического и           потребительского назначения.

8 Социальная деятельность.

 

 

1.2 Миссия и цели организации

Прежде  всего при планировании необходимо определить цели организации. Основная общая цель организации — чётко выраженная причина её существования—обозначается как её миссия. Все цели вырабатываются для осуществления этой миссии.

Миссия  — это основная цель, ради достижения которой компания создаётся. Миссия имеет комплексный характер, включает как внешние, так и внутренние ориентиры деятельности компании, выражает сущность делового успеха, к которому она стремится [9, с. 98].

    Особое значение миссии для деятельности организации заключается в следующем:

- миссия является базисом, точкой опоры для всех плановых решений организации, для дальнейшего определения своих целей и задач;

- создает уверенность, что организация преследует не противоречивые, ясные, сравниваемые цели;

- миссия помогает сосредоточить усилия работников на выбранном направлении, объединяет их действия;

- миссия создает понимание и поддержку среди внешних участников организации (акционеров, финансовых фирм и т.д.), тех, кто заинтересован в ее успехе.

Значение  миссии для организации и её сотрудников  очень велико. При отсутствии миссии организации, её руководители имели бы в качестве основы для принятия решений только свои индивидуальные ценности. В результате произошёл бы разброс усилий сотрудников, а не единство цели, имеющее существенное значение ля успеха организации.     Миссия—это не получение прибыли. Прибыль—всего лишь внутренняя проблема предприятия. Организация может выжить только тогда, когда она будет удовлетворять какую-то потребность общества. Поэтому, для того, чтобы заработать прибыль, фирма обязана следить за средой, в которой она функционирует. Поэтому только в окружающей среде и можно найти общую цель организации.

Выбор прибыли в качестве миссии организации  ограничивает возможности руководства  изучать допустимые альтернативы при  принятии решения. В результате ключевые факторы могут быть не рассмотрены  и последующие решения могут  привести к низкому уровню эффективности  организации. Миссия некоммерческих организаций. Многие некоммерческие организации имеют очень много клиентов, поэтому им трудно представить подходящую формулировку целей.

  Содержание миссии должно включать в себя следующие основные пункты.

  1. Описание продуктов и услуг, предлагаемых организацией.

2 Характеристика рынка – организации определяет своих основных потребителей, клиентов, пользователей.

3 Цели организации, выраженные в терминах выживания, роста, доходности.

4 Технология; характеристика оборудования, технологических процессов, инноваций в области технологии.

Информация о работе Предприятие как экономическая система управления