Промышленная политика

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2011 в 15:51, курсовая работа

Описание работы

Субъектом промышленной политики является государство, причем не любая политическая власть, а государство современного типа – абстрактная корпорация, обладающая собственным юридическим лицом, отличным от личности правителей, включающая в себя правительственный аппарат и совокупность граждан (подданных), но не совпадающая ни с тем, ни с другим, имеющая четко определенные границы и существующая только на основании признания другими государствами.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ. 1-4



Глава 1. Промышленная политика: понятие, цели и задачи 5-12


Глава 2. Направления промышленной политики и инструменты. Принципы промышленной политики. 13-28



Глава3. Общенациональные задачи промышленной политики

России. 28-35



ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Работа содержит 1 файл

Курсовая.doc

— 200.00 Кб (Скачать)

 

3. Обеспечение  быстрого технологического роста  производства, позволяющего российским  предприятиям конкурировать с  производителями всего мира. Пока  технологический рост достигается  в основном за счет импорта  технологий. Однако в условиях выравнивания других факторов хозяйствования (стоимости сырья, рабочей силы, налоговой нагрузки, усиления национальной валюты) это не дает решающих конкурентных преимуществ для производителя. Рано или поздно российская промышленность должна будет перейти к инновационному развитию. 

4. Переход  к новому классу технологий  управления бизнесом. Очевидно, что  вести «сражения сразу на нескольких  фронтах» (перестраивать торговую, корпоративную и технологическую  политику) при завоевании конкурентных  позиций на глобальном рынке, российским промышленным предприятиям будет чрезвычайно сложно. Необходим некий «интегратор», который связывает все стоящие перед компаниями задачи и вносит в их решение логику и последовательность. Пока на роль такого «интегратора» претендует переход к новому типу корпоративного управления -  «управление стоимостью», которое должно сменить устаревшее «управление фондами».

 

          Есть все основания считать,  что многие российские предприятия  уже сделали свой выбор в  пользу новых торговых, корпоративных и технологических стратегий. Последствия данных решений проявятся уже в ближайшие годы. Они станут временем продвижения российского бизнеса на глобальном рынке. 

Из сказанного следует два важных вывода: 

         Во-первых, асинхронность развития процессов производства, обращения, потребления и оборота финансов может привести к тому, что интеграция российской экономики в глобальный рынок произойдет фрагментарно, сама экономика будет продолжать утрачивать свою целостность. Поэтому необходима синхронизация темпов развития основных экономических процессов. Причем синхронизировать, возможно, придется не только «подстегивая» производство и потребление, оборот финансов, но и удерживая от слишком быстрых темпов роста обращение.

 

     Во-вторых, место объекта промышленной политики, которое ранее занимала промышленность как комплекс технологически связанных и взаимодополняющих отраслей – производств, теперь должно быть отведено под новый комплекс процессов, в которые вплетено промышленное производство и которые в совокупности обеспечивают его интеграцию в глобальный рынок (производство, обращение, потребление, финансирование и регулирование). У промполитики появляется новый объект. 

Исходя  из этого, можно сформулировать основные задачи государственной промполитики в России на среднесрочную перспективу:

 

1. Развитие конечного потребления  в стране.

            Неразвитое конечное потребление  будет все больше тормозить  рост национальной промышленности,

             во-первых, из-за деформированной   структуры потребления, препятствующей росту целого ряда отраслей промышленности (жилищному строительству, промышленности строительных материалов, бытовой техники и пр.).

             во-вторых, из-за ограниченности  доходов населения и невозможности  использования им различных форм потребительского кредита.

             Стране предстоит решить задачу, актуальную для других промышленно  развитых стран в 1950-1970 годы: трансформировать  структуру потребления и развить  потребительский кредит. Государство  должно поддержать этот процесс.

 

2. Развитие финансового рынка страны.

           Финансовый рынок Российской  Федерации все еще мал. К  тому же по своему инструментально-технологическому  развитию и структурным характеристикам  он значительно отличается от  глобального рынка финансов. При этом возникает парадокс: имея на протяжении многих лет профицитный торговый баланс, страна зарабатывает денег больше, чем реально может освоить ее финансовый рынок. Реформа финансового рынка становится в разряд первостепенных государственных задач. 

3. Изменение  системы подготовки кадров.

          Новая экономика требует новых  кадров. Старая система образования,  очевидно, не настроена на подготовку  данных кадров. Поэтому в России  назревает реформа системы профессионального  образования.

 

4. Развитие системы государственного регулирования экономики.

          Существующая система государственного  управления экономикой не фиксирует,  того, что экономика уже утратила  свое отраслевое единство, что  значительное число российских  предприятий больше зависит от ситуации на глобальном рынке, чем от действий национального правительства. Официальная статистика и отчетность, нормативное регулирование корпоративной организации должны быть перестроены. При этом стирается грань между промышленной и торговой политикой. 

5.  Освоение  в рамках промполитики нового  типа проектного управления экономикой. 

          Перед российским государством  фактически сейчас стоит задача  обеспечить двойную синхронизацию.

         С одной стороны, синхронизацию  развития российской и глобальной экономики, следовательно, интеграции российской промышленности в глобальный рынок.

         С другой стороны, необходимо  обеспечить синхронизацию темпов  развертывания экономических процессов:  производства, обращения, потребления,  финансирования.

         Трудно рассчитывать на то, что задача двойной синхронизации будет решена только при помощи институциональных реформ. Преодоление экономических диспропорций, возникающих в результате быстрого втягивания России в глобальную экономику, может быть облегчено в случае реализации серии проектов, направленных на «расшивку» наиболее проблемных для национальной экономики «узлов», завязанных глобализацией. Речь идет, прежде всего, о пакете социально-управленческих проектов – своеобразных «коридорах» адаптации отечественного хозяйственно-экономического комплекса и поддерживающей его инфраструктуры к глобальному хозяйству: создание национальной инновационной системы; изменение системы подготовки кадров; внедрение новой системы внутрикорпоративной отчетности;развитие потребительского кредитования и ипотеки; и т.п. 

     Роль  Российского государства в возникающем  мире корпораций должна состоять в  том, что это государство будет  представлять права и интересы граждан  и жителей Российской Федерации  в качестве корпоративной общности в их отношениях с другими корпорациями (государствами и негосударственными образованиями) и частными лицами.  

     Эта роль характеризуется следующими составляющими: 

    Контроль  над ядерным оружием на территории Российской Федерации и, в сотрудничестве с другими государствами и международными организациями – в мире в целом. 

    Обеспечение безопасности населения Российской Федерации путем защиты его от угроз, не носящих локального характера (таких как крупномасштабная организованная преступность, негосударственные военные организации разного рода, масштабные стихийные бедствия и техногенные катастрофы и т.д.); 

    Обеспечение судебной функции (как в рамках как  судебной власти, так и квазисудебных  функций исполнительной власти) на территории Российской федерации в соответствии с собственными законами (приведенными к состоянию адекватности) и международным правом. (Обеспечение санкцией может в перспективе осуществляться как государственными, так и негосударственными субъектами, действующими на основании судебных или квазисудебных государственных решений). 

    Представление и защита интересов граждан и  жителей, Российской Федерации а  также их корпоративных объединения,  в отношениях с иными государствами  и внешними по отношению к России корпоративными образованиями и  общностями. 

     Данная  формулировка роли Российского государства  в меняющемся мире позволяет сформулировать цели его промышленной политики на долгосрочную перспективу. 

     Целью промышленной политики РФ является обеспечение динамичного развития страны, роста благосостояния ее граждан и конкурентоспособности отечественных производителей. 

     Эта цель достигается путем выполнения следующих задач (подцелей): 

  • эффективное производство товаров и услуг  российскими производителями в  нужном количестве и должного качества для удовлетворения потребности жителей РФ и российского государства в этих товарах и услугах по приемлемым ценам;
 
  • занятие российскими  производителями существенных позиций  на внешних рынках.

Глава 2. Направления  промышленной политики и инструменты.

Принципы  промышленной политики.

           2.1.Можно выделить три основных  направления промышленной политики:

1. Инновационная  политика, способствующая взаимодействию  предпринимательских и научно-инновационных  структур, формированию инновационных  стимулов хозяйственной деятельности, установлению государственных ориентиров инновационной модели развития.

2. Структурная  политика, стимулирующая межсекторный, межотраслевой и межрегиональный  перелив капитала для финансового  обеспечения перестройки отраслевой  и территориальной структуры промышленности в соответствии с целями промышленной политики.

3. Инвестиционная  политика, обеспечивающая и стимулирующая  капиталовложения в развитие  производства и производственной  инфраструктуры.

          2.1.1. Инновационная политика

           Промышленная политика должна иметь инновационную, а не “догоняющую” направленность, ориентироваться на решение не только текущих, но и стратегических задач и носить этапный, кратко- и долгосрочный характер. В среднесрочном периоде это способствует преодолению кризиса производства, структурной перестройке промышленности и насыщению рынка конкурентоспособной продукцией. В долгосрочной перспективе такая стратегия должна помочь России восстановить свое положение в сообществе развитых стран.

           В последние годы государство осуществляет ряд шагов на пути создания национальной инновационной системы, в числе которых утвержденные Президентом РФ 30 марта 2002 г. “Основы политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 года и дальнейшую перспективу”. Согласно этому документу, к приоритетным направлениям развития науки, технологий и техники относятся информационно-телекоммуникационные технологии и электроника, космические и авиационные технологии, новые материалы и химические технологии, новые транспортные технологии, перспективные вооружения, военная и специальная техника, производственные технологии, технологии живых систем, экология и рациональное природопользование, энергосберегающие технологии.

            По объему расходов на НИОКР в настоящее время Россия в несколько раз уступает развитым странам (разрыв составляет 25 раз по сравнению с США, 9,2 раза с Японией, 5 раз с Германией, 4,8 раза с Китаем). “Основами политики Российской Федерации в области развития науки и технологий до 2010 года и на дальнейшую перспективу” предусмотрено выделение 4% средств федерального бюджета суммы расходов на фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу, однако в 2004 году эта статья расходов составила всего 1,74%.

            По данным 2003 года, доля инновационно-активных  предприятий составляла всего  10,6% общего числа хозяйствующих  субъектов за вычетом малого  бизнеса. Тем не менее, Россия  обладает значительным потенциалом:  на миллион жителей приходится 131 патент, что выше, чем в Норвегии, Канаде, Польше. Согласно расчетам Экспертного института Российского союза промышленников и предпринимателей, в России возможно довести к 2010 году долю инновационной продукции в общем объеме промышленного производства до 11-13%, но при безусловных серьезных структурных преобразованиях экономики.

Информация о работе Промышленная политика