Пути совершенствования программ поддержки и развития малого предпринимательства

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 09:17, курсовая работа

Описание работы

Объект исследования - малое предпринимательство
Предмет исследования – проблема содействия органов власти развитию малого предпринимательства.
Цель данной работы – исследование в области финансово-кредитной поддержки и развития малого бизнеса.

Содержание

Введение
Глава 1. Теоретико-законодательные основы программ финансово-кредитной поддержки и развития малого предпринимательства в РФ 5
1.1 Формы поддержки и развития малого предпринимательства в РФ и его значение для экономического развития страны. 5
1.2 Инфраструктура поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства
1.3 Финансово-кредитная поддержка развития малого предпринимательства 21
Глава 2. Финансово-кредитные механизмы поддержки малого бизнеса
2.1 Программы поддержки малого бизнеса
2.2 Реализация мер поддержки малого бизнеса
2.3 Проблемы реализации механизмов финансово-кредитной поддержки малого бизнеса
Глава 3. Пути совершенствования программ поддержки и развития малого предпринимательства 49
3.1 Поддержка внешнеэкономической деятельности – одна из новых форм поддержки малого предпринимательства 49
3.2 Информационная поддержка и обучение субъектов малого предпринимательства – основа совершенствования программы поддержки и развития малого предпринимательства
3.3 Финансирование малого бизнеса в условиях финансового кризиса и международный опыт поддержки малого предпринимательства
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

Финансово-кредитные методы государственной поддержки малого бизнеса1.doc

— 472.00 Кб (Скачать)

При проведении финансового анализа могут возникнуть проблемы организационного характера – бухгалтерский учет и состав отчетности некоторых малых предприятий отличается от бухгалтерского учета и состава отчетности средних и крупных предприятий. Поэтому финансовому специалисту необходимо суметь провести финансовый анализ на основании имеющихся данных, а для этого может потребоваться ряд корректировок[17].

Для детального анализа будет недостаточно отчетности предприятия, здесь необходимо получить как можно больше информации из бухгалтерского учета и по возможности из управленческого учета.

Финансовый анализ осуществляют с использованием следующих методов: вертикальный и горизонтальный анализ, коэффициентный анализ, факторный анализ, сравнительный анализ. На данном этапе необходимо определить структуру и динамику показателей, оценить рентабельность, ликвидность и платежеспособность, а также показатели оборачиваемости (деловой активности).

В отличие от крупных предприятий в малом бизнесе показатели разнятся. Так, например, значение показателя ликвидности обычно меньше, а оборачиваемости - больше, поскольку в связи с малой численностью и высокой оборачиваемостью для малого предприятия характерны: высокая производительность труда, высокий уровень кредиторской, низкий уровень дебиторской задолженности. При этом надо учитывать, что часто полученные займы являются средствами или руководителя, или собственника бизнеса[18].

После получения данных финансового анализа переходят к разработке финансовой стратегии предприятия, которая должна полностью опираться на всю стратегию фирмы. На основе финансовой стратегии организуется финансовая политика так, чтобы обеспечивалась конкурентоспособность предприятия.

После формирования стратегии и финансовой политики осуществляют финансовое планирование. Оно может быть стратегическим, тактическим и оперативным: стратегическое планирование. Обычно оно осуществляется в форме бизнес-плана, в котором расписываются все аспекты коммерческого предприятия. Период составления - от одного года до трех лет. В бизнес-плане должны быть следующие разделы: маркетинговый, производственный, организационный и финансовый. Бизнес-план используется не только для привлечения кредитов и займов, но и для внутреннего контроля и управления. На малых предприятиях для внутренних целей он может быть упрощен и представлен в форме технико-экономического обоснования (ТЭО); тактическое планирование реализуется в форме бюджетирования. Бюджетирование – это составление годовых бюджетов по месяцам. Базой для составления бюджета является бизнес-план. При подготовке годового бюджета формируются следующие виды бюджетов: бюджет продаж, производственный бюджет, бюджет запасов, бюджеты расходов, бюджет инвестиций, кэш-флоу, прогнозный отчет о прибылях и убытках и прогнозный баланс.

Для малого предприятия, не входящего в объединение предприятий, необязательна разбивка по центрам финансовой ответственности (ЦФО) как в крупных и средних предприятиях. А поэтому предприятие можно рассматривать как единый ЦФО, например центр прибыли. Учитывая, что постановка бюджетирования - трудоемкая и дорогостоящая процедура, руководству предприятия необходимо выбрать наиболее оптимальный;
оперативное планирование представляет собой подготовку графиков и планов по дням. Базой для оперативного планирования является бюджетирование. Оперативное планирование позволяет контролировать потоки ресурсов предприятия и большей частью именно финансовых ресурсов. Здесь готовятся графики платежей, формирования запасов и т.д.

Уже в процессе осуществления процесса планирования необходимо понять, какова будет структура активов и за счет каких источников будет финансироваться деятельность предприятия.

При формировании структуры активов, которые делятся на внеоборотные и текущие, необходимо учитывать следующие принципы:

        объем и структура активов формируются исходя из будущих перспектив малого предприятия;

        объем и структура активов должны соответствовать потребностям производства и сбытовым нуждам малого предприятия;

        состав активов должен обеспечивать желаемую эффективность работы предприятия;

        активы должны увеличивать скорость оборота;

        необходимо выбирать наиболее современные и прогрессивные виды активов.

Следует подчеркнуть, что для малых предприятий наиболее характерна высокая оборачиваемость оборотных активов, что связано с мобильностью данного бизнеса, а поэтому их доля во всех активах меньше, чем у среднего или крупного предприятия такого же вида производства. Но в любом случае финансовому специалисту необходимо уделять внимание таким активам, как запасы, дебиторская задолженность и денежные средства.

В свою очередь, источники финансирования деятельности предприятия могут быть самые разные:

        уставный капитал – это основной источник собственных средств, который формируется первоначально при создании организации;

        добавочный капитал – это прирост стоимости основных фондов при переоценке, эмиссионный доход и безвозмездно полученные денежные и материальные ценности;

        прибыль – это источник, сформированный в результате производственной деятельности и которым предприятие может распоряжаться только после всех обязательных платежей. Прибыль может быть использована для формирования различных специальных фондов малого предприятия;

        амортизационные отчисления – отдельный финансовый ресурс, который вместе с прибылью может использоваться для расширенного воспроизводства. У малого предприятия в отличие от крупного есть возможность ускорить этот процесс в соответствии с действующим законодательством, применив механизм ускоренной амортизации. Чистая прибыль вместе с амортизационными отчислениями составляет чистый доход малого предприятия;

        кредиты и займы - внешние источники финансирования предприятия. Для малых предприятий очень сложно получить кредит в банке или разместить выпуск эмиссионных ценных бумаг. Но для малых предприятий при поддержке государства и общественных организаций работает система помощи малым предприятиям, по которой можно получить льготный кредит, оформить лизинг или венчурное финансирование. Также малые предприятия активно используют в своей работе средства владельцев бизнеса, а также их знакомых и родных.

Таким образом, постановка и организация финансового менеджмента на предприятиях малого бизнеса, так же как и на крупных предприятиях, сложны и трудоемки.

Основной задачей финансового менеджера (финансового директора) малого предприятия является формирование, распределение и использование денежных фондов с целью эффективного производства и сбыта, а также осуществления простого и расширенного воспроизводства.

Процесс финансового менеджмента включает: анализ финансового состояния, планирование, учет, подготовку управленческой и финансовой отчетности, а также контроль. На каждом этапе имеются свои особенности, обусловленные спецификой самого малого бизнеса. Финансовому менеджеру необходимо быть осмотрительным, так как финансовая устойчивость малого предприятия не стабильна, малое предприятие может быть подвергнуто агрессивному нападению со стороны конкурентов и компаний-поглотителей, а руководители малого бизнеса не всегда осознают опасность, окружающую финансы малого предприятия.

 

2 Финансово-кредитные механизмы поддержки малого бизнеса

2.1 Программы поддержки малого бизнеса

 

Стратегия государственной поддержки может оказаться весьма эффективной, если за основу будет принята задача встраивания малых предприятий в систему совместных технологических, кооперационных, реализационных и иных «цепочек» производственного процесса. Продуктивна также поддержка, особенно на стартовом этапе, малого предпринимательства в тех сферах, которые используют преимущества города как мегаполиса столичного типа. Речь идет, прежде всего, о малых предприятиях, действующих в научно-образовательного секторе и сфере индивидуализации потребительских услуг.

Для того чтобы реализовать целевые приоритеты модели промышленного развития России[19], обоснованно выбран курс на усиление инвестиционного потенциала страны и его конкурентоспособности, технологическую модернизацию, создание рабочих мест; повышение роли импортозамещения на базе фундаментальной модернизации машиностроительного комплекса; создание системы информационно-аналитического обеспечения принятия решений (информационного мониторинга).

В реальности промышленная политика властей направлена в основном на поддержку крупных предприятий легкой и пищевой промышленности, а также отчасти автомобильной промышленности. Возможности использования потенциала    малого    бизнеса    в    решении   этих    задач    не предусмотрены и потому не прописаны в документах, определяющих основные направления промышленной политики Правительства.

Действия властей по обеспечению в долгосрочной перспективе стабильного экономического роста в городе с применением рычагов традиционной промышленной политики, т.е. делая упор, главным образом, на поддержку (в различных формах) крупной промышленности в современных условиях едва ли могут принести успех. Износ основных фондов промышленных предприятий, достигающий в отдельных случаях более 80 процентов, низкий уровень менеджмента на многих гигантах московской индустрии, неопределенность отношений собственности и другие факторы (включая отсутствие достаточных источников накоплений) делают надежды на их быстрый подъем малоперспективными.

Малые предприятия, наряду со структурами, относимыми к субъектам среднего предпринимательства в перспективе должны стать локомотивом формирования инновационного потенциала государства. Поддержка малых и средних форм организации научной и инновационной деятельности - это главное условие и инструмент предотвращения потерь в результате «утечки мозгов» из московской науки, пока еще располагающей уникальными специалистами мирового уровня.

Реально ситуация развивается не в направлении «бума» динамичных малых инновационных фирм, работающих на рынке, продолжается снижение количества научно-внедренческих и иных высокотехнологичных малых фирм и численности занятых на них.

В отличие от ситуации, которая складывалась 7-8 лет назад, когда малый бизнес в отдельных случаях теснил более крупные производства, занимал его позиции, теперь происходят и обратные процессы - воссоздающиеся крупные предприятия теснят в ряде сегментов рынка малые, вынуждая их либо к поиску новых рыночных «ниш», либо к кооперации, либо к исчезновению. Формой этого давления становится и постепенное вытеснение малых предприятий с тех производственных и иных площадей, которые ранее были избыточны для крупных предприятий, а теперь могут быть востребованы ими для расширения тех или иных форм экономической деятельности. Это актуализирует проблему дислокации действующих и новых малых предприятий, решать которую надо не только через целевые городские инвестиции, но, прежде всего, через стимулирование инвестиций самого бизнеса в формирование собственной базы основных фондов. Анализ статистики последних лет показал, что инвестиции малых предприятий составляют несколько процентов от объема инвестиций в  основной  капитал за счет всех источников финансирования,  хотя, разумеется, далеко не  весь объем  инвестиций этого сектора экономики попадает в сферу официального статистического учета.

 

2.2 Реализация мер поддержки малого бизнеса

 

Реализация комплекса мероприятий по поддержке малого предпринимательства начата Министерством экономического развития и торговли РФ еще в 2005 г., для чего в федеральном бюджете было предусмотрено 1,5 млрд. руб. В настоящий момент для преодоления барьеров развития малого бизнеса в России продолжается разработка различных программ и проектов поддержки малого бизнеса.

Президентом РФ был подписан новый Федеральный закон № 209-ФЗ от 24 июля 2007 года "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации". С выходом этого закона с 1 января 2008 года утратил силу Федеральный закон от 14 июня 1995 года N 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации". Отныне федеральным законом вводятся и определяются новые понятия, такие как:

        "субъекты малого и среднего предпринимательства",

        "инфраструктура поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства",

        "программы развития субъектов малого и среднего предпринимательства",

        а также виды и формы поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства и инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.

Закон устанавливает два критерия отнесения предприятий к субъектам малого и среднего предпринимательства. Первым критерием является средняя численность работников. В соответствии с данным критерием выделяется три вида субъектов малого и среднего предпринимательства:

        средние предприятия с численностью от 101 до 250 человек;

        малые предприятия - до 100 человек;

        в рамках малых предприятий создаются микропредприятия с численностью занятых до 15 человек.

Вторым критерием является выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС или балансовая стоимость активов за предшествующий календарный год, которая не должна превышать предельные значения, установленные правительством РФ для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства.

Федеральный закон предусматривает создание реестров субъектов малого и среднего предпринимательства – получателей поддержки, определяются цели и порядок создания государственными органами и органами местного самоуправления координационных и совещательных органов в области развития субъектов малого и среднего предпринимательства. В Федеральном законе приведен исчерпывающий перечень оснований для отказа субъектам малого и среднего предпринимательства в оказании поддержки, установлены особенности оказания некоторых форм поддержки.

Информация о работе Пути совершенствования программ поддержки и развития малого предпринимательства