Пути совершенствования программ поддержки и развития малого предпринимательства

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 09:17, курсовая работа

Описание работы

Объект исследования - малое предпринимательство
Предмет исследования – проблема содействия органов власти развитию малого предпринимательства.
Цель данной работы – исследование в области финансово-кредитной поддержки и развития малого бизнеса.

Содержание

Введение
Глава 1. Теоретико-законодательные основы программ финансово-кредитной поддержки и развития малого предпринимательства в РФ 5
1.1 Формы поддержки и развития малого предпринимательства в РФ и его значение для экономического развития страны. 5
1.2 Инфраструктура поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства
1.3 Финансово-кредитная поддержка развития малого предпринимательства 21
Глава 2. Финансово-кредитные механизмы поддержки малого бизнеса
2.1 Программы поддержки малого бизнеса
2.2 Реализация мер поддержки малого бизнеса
2.3 Проблемы реализации механизмов финансово-кредитной поддержки малого бизнеса
Глава 3. Пути совершенствования программ поддержки и развития малого предпринимательства 49
3.1 Поддержка внешнеэкономической деятельности – одна из новых форм поддержки малого предпринимательства 49
3.2 Информационная поддержка и обучение субъектов малого предпринимательства – основа совершенствования программы поддержки и развития малого предпринимательства
3.3 Финансирование малого бизнеса в условиях финансового кризиса и международный опыт поддержки малого предпринимательства
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

Финансово-кредитные методы государственной поддержки малого бизнеса1.doc

— 472.00 Кб (Скачать)

Таким образом, льготы в таможенном праве выступают действенным средством нахождения оптимального баланса между публичными и частными интересами. Концепция содействия бизнесу, сформулированная в Таможенном кодексе РФ, является одним из наиболее значимых факторов, непосредственно определяющих условия качественного совершенствования инструментов таможенного регулирования. Поэтому вопрос установления и предоставления льгот в области таможенного дела в современных условиях является одним из наиболее актуальных.

 

3.2 Информационная поддержка и обучение субъектов малого предпринимательства – основа совершенствования программы поддержки и развития малого предпринимательства

 

Диалог бизнеса и власти в малых городах существует формально, так как предприниматели не желают объединяться и участвовать в мероприятиях инициируемых администрацией. Это обусловлено тем, что предприниматели слишком много времени тратят на решение различных бюрократических вопросов и считают, что участие в различных советах по предпринимательству не принесет никакого результата, более того многие из принявших участие в исследовании негативно относятся к различным советам и объединениям предпринимателей.

В целом, можно говорить о том, что основные проблемы для бизнеса и малых, и больших городов носят системный характер, и основное решение этих проблем должно происходить на федеральном уровне. И все же, поскольку предпринимательское сообщество, с одной стороны, и местные администрации, с другой стороны осознают необходимость перемен, можно уже сейчас предложить ряд практических рекомендаций как для предпринимателей и для местной власти малых городов. Эти рекомендации и предложения в рамках настоящего проекта предлагается передать в администрации и представителям предпринимателей исследованных городов, разместить их в интернет. Представляется, что предприниматели, структуры поддержки и администрации других малых городов найдут эти предложения заслуживающими внимания.

Существует еще одна проблема, которая волнует и предпринимателей и органы власти прежде всего в малых городах, а именно – неформального, «теневого» бизнеса. Но с учетом большого числа малых городов в России, эта проблема выходит на федеральный и также приобретает масштаб системной проблемы, так как фактически тормозит раскрытие и использование предпринимательского потенциала не только в малых городах, но и в масштабах всей страны.

В рамках проекта FIAS[26] в 2006г. было проведено исследование неформального бизнеса, то есть предпринимателей, не зарегистрированных официально и не уплачивающих налоги. Наиболее распространено неформальное предпринимательство в розничной торговле и бытовых услугах населению, численность занятых на таких предприятиях, в среднем, не превышает 10 человек. То есть это потенциальные субъекты малого предпринимательства, которые могли бы зарегистрироваться и платить налоги в местный бюджет.

Интересно, что основными преимуществами официальной регистрации такие предприниматели считают: отсутствие налогового бремени, отсутствие проверок, возможность предлагать продукцию по более низким ценам и отсутствие издержек на административные процедуры. Из недостатков были названы: сложность доступа к легитимным заемным ресурсам и боязнь наказания. Здесь необходимо отметить, что сложность доступа к финансовым ресурсам характерна как для официально зарегистрированных предпринимателей, так и для незарегистрированных. Таким образом, официальная регистрация предпринимателям невыгодна. Кроме того, респонденты считают процедуру регистрации достаточно дорогой и продолжительной. Например, стоимость регистрации общества с ограниченной ответственностью с одним учредителем и главным бухгалтером составляет от 14 тыс.руб., причем в эту стоимость не входят стоимость заключения договора с банком на обслуживание и ведение расчетного счета и стоимость аренды помещения, где будет размещаться бизнес. Что же касается жителей малых городов, то им для прохождения процедуры регистрации бизнеса придется не единожды посещать областной центр, так как регистрация ИП и юридических лиц возможны только в областных регистрационных центрах.

Предприниматели не желают регистрироваться и из-за сложности процедур лицензирования и сертификации. Эти процедуры весьма запутанны и затратны для предпринимателей. Кроме того, самостоятельно разобраться в них предпринимателям практически невозможно, им приходится обращаться к посредникам, стоимость услуг которых тоже высока. ВременнЫе и финансовые затраты для легитимного ведения собственного дела для начинающих непомерно велики, что удерживает население от ведения предпринимательской деятельности или надлежащего ее оформления. Что же касается населения и предпринимателей малых городов, то помимо того, что для прохождения процедур им необходимо будет посещать областной центр, им так же придется искать в областном центре посредников, так как на территории муниципальных образований подобных услуг никто не предоставляет. Организация процедуры регистрации бизнеса на уровне муниципалитетов, упрощение процедур сертификации и лицензирования, снижение количества проверок реально привело бы к увеличению официально зарегистрированных предпринимателей, задействованию предпринимательского потенциала, увеличению поступлений в местные бюджеты малых городов.

По результатам настоящего исследования и с учетом данных других аналогичных исследований последнего времени предложен ряд рекомендаций для структур поддержки федерального уровня, для предпринимателей и для местной власти малых городов.

Рекомендации для федерального уровня власти.

1)  Предусмотреть решение коренных системных проблем: проверки, доступ к финансам, упрощение регистрации, доступ к энергоресурсам и инженерным сетям, информационная поддержка, интернет.

2)  Предусмотреть более масштабное исследование предпринимательского потенциала малых городов (совместно с областными администрациями) в целях определения перспективных направлений развития малого бизнеса для КАЖДОГО малого города России или для типов малых городов (туризм, экотуризм, агрофирмы, производство и пр.).

3)  Изучить и адаптировать на территории России опыт поддержки малого бизнеса зарубежных стран. Например, интересен опыт Китая, где было создано большое количество свободных экономических зон, что привлекло иностранные инвестиции и научно-технические ресурсы, были созданы фонды развития МСП, предоставляющие льготные кредиты и гарантии потенциально успешным предприятиям, была открыта государственная некоммерческая информационная служба China SME Online – CSMEO: www.sme.gov.cn, что позволило обеспечить всестороннее и своевременное информационное обслуживание населения страны и всех государственных органов по всем вопросам деятельности МСП. В последствии служба реформировалась в 3-х уровневую систему, таким образом, что в каждом городе аккумулировалась актуальная информация именно для этого города. В КНР была реализована успешная политика развития техно-парков, что совместно с наличием большого количества СЭЗ привлекло иностранный венчурный капитал, были созданы площадки для развития инновационных предприятий, развивалась система профессионального обучения и т.д.[27].

4)  Организовывать для местной и областной власти выездные круглые столы, семинары, конференции по передаче опыта развития малого и среднего бизнеса в малых городах других регионов или стран.

5)  Для повышения эффективности деятельности сотрудников администраций различного уровня необходимо для них проводить дополнительное обучение компьютерной грамотности. Сотрудники администраций малых городов не обеспечены, в настоящее время, достаточным количеством ПК, более того, они не обладают умением пользоваться ПК, интернет и т.д.

6)  Доводить информацию о реализуемых областных программах поддержки до муниципалитетов и предпринимателей..

7)  На данный момент предприниматели малых городов в качестве поддержки видят только льготное финансирование. Необходимо посредством СМИ популяризировать и другие виды поддержки: обучение, консультирование, обмен положительным опытом и т.д.

8)  По данным ВЦИОМ, в 2008г. только 51%[28] населения считает, что предпринимательская деятельность идет на пользу России, поэтому необходимо посредством СМИ проводить рекламу вовлечения населения в частный бизнес и популяризировать предпринимательство.

9)  Разработать пилотный проект федерального уровня для предпринимателей малых городов: отобрать несколько малых городов, где администрация проявляет активную позицию и существует активное предпринимательское сообщество или есть возможность сформировать его, создать на их основе инфраструктуру поддержки и оказать помощь наиболее перспективным предприятиям. Провести для них обучение, помочь разработать веб сайт, показать возможности интернет для продвижения продукции предприятия на внешние рынки и т.д.

10)            Постоянно информировать регионы о возможности участия в совместных и международных программах по развитию предпринимательства (пример – Алексин, Тула, проекты на Северо-Западе России). Дать примеры сайтов, кратко описать результаты проектов, что это дало местному сообществу.

11)            Создать портал по лучшей практике поддержки предпринимательства или использовать информационные ресурсы ТПП РФ и территориальных палат.

В части налогового законодательства:

1)  Внести изменения в статью 346.13 п. 4 главы 26.2 Налогового кодекса РФ, увеличив предельную величину годового дохода налогоплательщика, применяющего упрощенную систему налогообложения до 60 млн.руб. Существующее в настоящее время ограничение препятствует развитию малого и среднего бизнеса, так как большинство предпринимателей после года применения упрощенной системы налогообложения вынуждены возвращаться на традиционную систему налогообложения, поскольку их годовой доход превышает установленное ограничение.

2)  Устранить проблему уплаты НДС, возникающую при покупке продукции у налогоплательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения. С такими налогоплательщиками невыгодно иметь дело потенциальным партнерам, так как использование результатов их труда приводит к увеличению конечной цены товара.

3)  Оптимизировать работу налоговых органов по информированию налогоплательщиков об изменениях, происходящих в налоговом законодательстве, активной разъяснительной и консультационной деятельности специализированных подразделений федеральной налоговой службы.

4)  Не применять к предприятиям, допустившим незначительные нарушения в первый раз, штрафных санкций, а ограничиваться вынесением предупреждения и проведением разъяснительной работы.

5)  Рассмотреть возможность увеличения налоговых льгот для предприятий и ИП, оплачивающих обучение персонала.

6)  Рассмотреть возможность налоговых льгот для малых предприятий, начинающих деятельность в сферах с продолжительными сроками окупаемости: производство, сельское хозяйство, туризм и т.д.

В части административных барьеров:

1)  Популяризировать применение Книги инспекторских проверок, что позволит снизить число проверок в сфере малого предпринимательства.

2)  Рассмотреть возможность менее частой замены ККМ, а также оперативного доведения информации до предпринимателей о исключении из Реестра определенных ККМ.

3)  Разрешить предпринимателям, применяющим ЕНВД не использовать ККМ.

4)  Упростить законодательные акты, регулирующие деятельность МСП – исключить все разночтения и формулировки, допускающие двойное толкование и содействовать притоку инвестиций в регионы и малые города.

5)  Ужесточить антикоррупционное законодательство и обязать представителей исполнительной власти отвечать собственным имуществом, в случае нарушения законодательства.

6)  Проанализировать и, по возможности, адаптировать опыт сокращения административных барьеров в станах СНГ и Восточной Европы.

7)  Упростить процедуру подключения к коммуникациям и максимально упростить систему тарификации за предоставляемые газовые и энергоресурсы.

8)  Упростить процедуры получения в собственность или аренду земельных участков и нежилых помещений.

9)  Рассмотреть возможность увеличения сроков аренды муниципальных и областных помещений и земельных участков для предпринимателей.

10)            Рассмотреть возможность создания единого банка данных документов предпринимателей (справок, разрешений, сертификатов и т.д.), который могут использовать различные контрольно-надзорные органы и организации, выдающие разрешения.

11)            Рассмотреть возможность создания единой формы заявлений и справок для различных органов власти, требующих предоставление информации по одним и тем же показателям.

12)            Популяризировать телефоны доверия и горячи линии различных контрольно-надзорных органов.

В части доступа к финансовым ресурсам:

1)  Развивать микрофинансирование и лизинг. Использовать положительный опыт.

2)  Субсидировать кредиты предпринимателям, ведущим деятельность в секторах с долгим сроком окупаемости.

3)  Развивать систему венчурного финансирования.

В части популяризации малых городов для развития бизнеса и раскрытия предпринимательского потенциала :

1)  Создать единый портал по малым городам, где можно разместить информацию об инвестиционно привлекательных объектах, перспектив реализации бизнес-проектов, интересных местах, местах для отдыха. На данный момент практически каждый город или муниципальное образование имеют свой интернет сайт, однако этого не достаточно, необходимо создать единый общий ресурс и зарегистрировать его в поисковых системах для того, чтобы инвесторы или туристы по простому запросу в поисковой системе могли узнать нужную им информацию.

Информация о работе Пути совершенствования программ поддержки и развития малого предпринимательства