Пути совершенствования программ поддержки и развития малого предпринимательства

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 09:17, курсовая работа

Описание работы

Объект исследования - малое предпринимательство
Предмет исследования – проблема содействия органов власти развитию малого предпринимательства.
Цель данной работы – исследование в области финансово-кредитной поддержки и развития малого бизнеса.

Содержание

Введение
Глава 1. Теоретико-законодательные основы программ финансово-кредитной поддержки и развития малого предпринимательства в РФ 5
1.1 Формы поддержки и развития малого предпринимательства в РФ и его значение для экономического развития страны. 5
1.2 Инфраструктура поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства
1.3 Финансово-кредитная поддержка развития малого предпринимательства 21
Глава 2. Финансово-кредитные механизмы поддержки малого бизнеса
2.1 Программы поддержки малого бизнеса
2.2 Реализация мер поддержки малого бизнеса
2.3 Проблемы реализации механизмов финансово-кредитной поддержки малого бизнеса
Глава 3. Пути совершенствования программ поддержки и развития малого предпринимательства 49
3.1 Поддержка внешнеэкономической деятельности – одна из новых форм поддержки малого предпринимательства 49
3.2 Информационная поддержка и обучение субъектов малого предпринимательства – основа совершенствования программы поддержки и развития малого предпринимательства
3.3 Финансирование малого бизнеса в условиях финансового кризиса и международный опыт поддержки малого предпринимательства
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

Финансово-кредитные методы государственной поддержки малого бизнеса1.doc

— 472.00 Кб (Скачать)

Теперь отныне закон четко регулирует отношения, возникающие между юридическими и физическими лицами, органами государственной власти РФ, субъектами РФ и органами местного самоуправления по вопросам развития субъектов малого и среднего предпринимательства. Закон устанавливает особенности правового регулирования субъектов малого и среднего предпринимательства:

        специальные налоговые режимы, упрощенные правила ведения налогового учета, налоговые декларации по упрощенной форме по отдельным налогам и сборам;

        упрощенные способы ведения бухгалтерского учета и составления отчетности;

        упрощенный порядок составления статистической отчетности;

        льготный порядок расчетов за приватизированное государственное и муниципальное имущество;

        формы участия в процедурах размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд;

        меры по обеспечению прав и законных интересов при осуществлении государственного контроля (надзора);

        меры финансовой поддержки;

        меры для развития инфраструктуры поддержки;

        иные меры, обеспечивающие реализацию заявленных законопроектом целей.

Главной задачей государственного регулирования малого бизнеса в России является решение проблем на федеральном и региональном уровнях.

Федеральный уровень предусматривает следующие задачи:

        стратегическое планирование поддержки малого предпринимательства;

        предотвращение коррупции и ухода малого бизнеса в теневую экономику;

        формирование федеральной нормативно-правовой базы поддержки малого бизнеса;

        совершенствование системы финансовой поддержки, освоение новых кредитно-инвестиционных механизмов (микрокредитования, инвестиционных конкурсов);

        создание системы информационного обеспечения малого предпринимательства;

        подготовка, переподготовка и повышение квалификации кадров для малого предпринимательства;

        надежность статистической информации о секторе малого бизнеса.

Наиболее важными видами поддержки развития малого бизнеса являются предоставление налоговых льгот, упрощение и стабильность систем налогообложения, а также решение проблемы дорогостоящей аренды за счет создания специального фонда помещений (сдача данных помещений малым предприятиям на особых условиях, гарантирование им приоритетного права на последующую покупку этих площадей).

В программе поддержки экспортно-ориентированного малого бизнеса предполагается выделение финансирования тем компаниям, которые могут и хотят производить экспортно-ориентированную продукцию. В рамках этой программы важна поддержка по таким направлениям, как:

        финансовая помощь в сертификации продукции по международным нормам, так как это часто является обязательным требованием при экспорте;

        компенсация затрат (до двух третей) на участие в выставках предприятий за рубежом;

        субсидирование процентной ставки по кредитам внешнеэкономических сделок.

В числе мероприятий по поддержке малого предпринимательства предполагается создание венчурных фондов, которые будут заниматься прямым инвестированием в малые инновационные предприятия на ранней стадии их развития. Отношения государства и фирм в сфере венчурного инвестирования должны быть основаны на партнерстве. В случае возникновения такого партнерства необходимо четко определить риски обеих сторон. Средства федерального бюджета должны выступать в роли катализатора развития фонда. Государство выделяет до 50% фонда, остальные средства поступят от частных инвесторов.

Таким образом, сейчас в России малый бизнес развивается не благодаря, а вопреки нынешней экономической политике, преодолевая ее барьеры. Становление малого бизнеса происходит в жестком противостоянии бюрократическим структурам, в преодолении сложившейся структуры экономики, особенностью которой является преобладание крупных предприятий.

Это в свою очередь приводит к диктату олигархов; над рыночными механизмами господствует иерархия; предпринимательскую инициативу "губит" незащищенность от разносторонних произволов.

Государством все же предпринимаются определенные шаги по поддержке развития малого бизнеса, утверждаются федеральные и региональные программы поддержки малого предпринимательства, налаживаются межрегиональные и международные контакты в этой сфере. Тем не менее, для улучшения ситуации в малом бизнесе требуются дополнительные меры. Речь идет о совершенствовании, и главное, исполнении законодательства о малом бизнесе, о снижении налогового бремени, о ликвидации бюрократических и коррупционных барьеров. Недостатки государственной политики по этим направлениям не только сдерживают развитие малого бизнеса, но и вынуждают предпринимателей уходить в "теневой" сектор экономики.

 

2.3 Проблемы реализации механизмов финансово-кредитной поддержки малого бизнеса

 

Отсутствие заметной положительной динамики в развитии малого бизнеса в России отмечено при сравнительном анализе состояния малого предпринимательства свидетельствует о наличии ряда препятствий, ограничивающих реализацию потенциала российского малого предпринимательства.

Из вероятных причин, которыми можно было бы объяснить сложившуюся ситуацию, основными представляются, во-первых, отсутствие возможностей доступа к рынку государственных заказов; во-вторых, усиление административно-бюрократического давления на малый бизнес в крупных городах.

Многочисленные опросы, проведенные среди предпринимателей в различных регионах страны в разные годы Всероссийским центром изучения общественного мнения (ВЦИОМ), организацией малого и среднего бизнеса «Опора России», Национальным институтом системных исследований проблем предпринимательства, фондом «Евразия», Торгово-промышленной палатой, а также статистическая информация, приведенная в сборниках Росстата «Малое предпринимательство в России», показали определенное смешение приоритетов самих предпринимателей в течение последних лет в оценке проблем малого бизнеса.

На основе анализа современного состояния развития малого
предпринимательства можно выделить, помимо упомянутых выше, ряд не менее значимых проблем, с которыми сталкиваются представители малого бизнеса:

- несовершенство нормативно-правовой базы государственного регулирования предпринимательской деятельности;

- отсутствие  действенных финансово-кредитных механизмов государственной   поддержки   и   материально-ресурсного   обеспечения малого бизнеса;

- несовершенство системы налогообложения и налоговых льгот, предоставляемых предпринимателям;

- проявления недобросовестной конкуренции в предпринимательской среде;

- неразвитость системы, информационной поддержки и информационного обеспечения управления малым бизнесом;

- коррупция в органах власти, приводящая к поборам и вымогательству в отношении предпринимателей;

- необоснованно частые проверки со стороны контролирующих органов;

- несовершенство системы кадрового обеспечения бизнес-менеджмента.

Рассматривая влияние отраслевой специфики на состав ключевых проблем развития малого бизнеса, можно отметить, что явно из общего ряда выделяются строительные предприятия: для них малозначимы проблемы низкой платежеспособности потребителей, снижения спроса, условий аренды помещений, но при этом на первый план выходят проблемы нестабильности законодательства, ненадежности банков, роста издержек и высокой конкуренции. По данным большинства других исследователей, предприниматели сходятся в том, что за последние 2-3 года произошел значительный рост административных барьеров, а также резко возросла активность всевозможных проверяющих органов, имеющих в основном своей целью простое вымогательство[20].

Малое предпринимательство, как сфера экономической деятельности, способно в силу адаптивности, самоорганизации и саморазвития при должной государственной политике регулирования и поддержки обеспечить наиболее быстрый и значительный социально-экономический эффект. Поэтому активизация действий государства в части поддержки малого предпринимательства является в настоящее время более чем актуальной, а нерешенность назревших проблем в этой области может сделать перспективы развития малого предпринимательства весьма сомнительными.

Для того, чтобы улучшить перспективы развития малого бизнеса и придать этому процессу позитивную динамику, необходимо усилить государственную поддержку малого предпринимательства в направлениях совершенствования законодательства, организационной и финансовой поддержки.

Государственное регулирование и поддержка малого предпринимательства в Российской Федерации обеспечивается, в первую очередь, рядом принятых законодательных и иных нормативных правовых актов. Многие из действующих актов устарели, в результате возникли правовые коллизии и нестыковка ранее принятых актов и актов, принятых в последующие годы, появилась необходимость гармонизации законодательства, регулирующего вопросы поддержки малого предпринимательства, в соответствии с новыми редакциями Гражданского и Бюджетного Кодекса, законодательства, регулирующего налогообложение. Настоятельно необходимой становится разработка подзаконных актов, обеспечивающих нормативное правовое регулирование снижения административных барьеров при осуществлении предпринимательской деятельности, а также приведение в соответствие нормативно-правовых актов, регулирующих малое предпринимательство на федеральном уровне, с актами, действующими на региональных уровнях.

После десяти лет непрерывного экономического роста и повышения благосостояния людей Россия столкнулась с серьезнейшими экономическими вызовами. Глобальный экономический кризис приводит во всех странах мира к падению производства, росту безработицы, снижению доходов населения.

В связи с вышеназванными событиями была принята Программа антикризисных мер Правительства Российской Федерации на 2009 год, которая касается малого предпринимательства в нижеследующих аспектах.

Программа предусматривает сокращение дифференциации по уровню доходов, включая уменьшение разрыва по уровню жизни работающего и нетрудоспособного населения. Последовательная политика адресной социальной поддержки малообеспеченных слоев населения, борьбы с бедностью, формирования и реализации эффективной политики занятости, в том числе путем содействия самостоятельному поиску работы и поощрения предпринимательской инициативы граждан.

Федеральный бюджет выделил дополнительно 43,7 млрд. рублей на стабилизацию ситуации на рынке труда. Субъектами Российской Федерации приняты 82 региональные программы, предусматривающие опережающее профессиональное обучение работников в случае угрозы массового увольнения, создание временных рабочих мест, организацию переезда увольняемых на работу в другую местность. За счет этих средств проводятся специальные мероприятия по развитию малого предпринимательства и помощи в самостоятельном поиске работы для безработных граждан.

В целях создания возможностей лизинговых операций при госзакупках, совершенствуются бюджетный процесс и система государственных закупок . Ведется работа по регламентации процедур закупок субъектов естественных монополий и государственных корпораций, в том числе установление преференций для поставщиков российских товаров. Приняты дополнительные меры по развитию целевого кредитования предприятий под расчеты за поставленную продукцию (факторинг). Для этого факторинговые компании включены в состав организаций, которым в 2009 г. оказывалась поддержка за счет средств федерального бюджета (в рамках программы Внешэкономбанка по финансовой поддержке малого и среднего предпринимательства).

В 2009 году радикально усилена деятельность по предотвращению и пресечению действии чиновников, направленных на коррупционное вмешательство в дела бизнеса. Усилена борьба с этими явлениями со стороны прокуратуры,   Министерства  внутренних  дел  России, Федеральной антимонопольной службы, Счетной палаты, в том числе при проведении контрольных мероприятий с целью  выявления необоснованных препятствий осуществлению предпринимательской деятельности, а именно:

- осуществления не предусмотренных федеральным законодательством разрешительных процедур;

- установление организациями, оказывающими на платной основе услуги по сертификации и выдаче иных необходимых для осуществления предпринимательской деятельности разрешений, необоснованно высоких цен;

- несоблюдения процедур продажи (сдачи в аренду) земли и помещений, находящихся в государственной (муниципальной) собственности;

- действий органов власти, направленных на введение ограничений по перемещению товаров и дополнительных обременений для предпринимателей;

- несоответствия нормативных правовых актов органов государственной власти и органов местного самоуправления по вопросам организации и осуществления торговой деятельности антимонопольному законодательству.

В соответствии с положениями Программы социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2006-2008 годы), утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 19 января 2006 г. N 38-р, развитие и поддержка малого предпринимательства остаются приоритетом политики Правительства Москвы на период 2007-2009 гг. с учетом достигнутого уровня его развития, растущего вклада в решение задач социального и экономического развития столицы, приобретения им статуса равноправного с другими секторами экономики макроэкономического компонента. Малый бизнес Москвы должен стать одной из движущих сил в реализации национальных проектов, в решении поставленной задачи удвоения валового регионального продукта. Для достижения указанных целей Правительство Москвы действует в следующих основных направлениях:

Информация о работе Пути совершенствования программ поддержки и развития малого предпринимательства