Регулирование РЦБ

Автор: Яна Полищук, 03 Июня 2010 в 11:13, курсовая работа

Описание работы

Процесс реформирования экономики нашего государства не может считаться завершенными без создания конкурентоспособного финансового сектора, способного мобилизовать и предоставить реформируемой экономике инвестиционные ресурсы для ее развития. Стимулирование производства и инвестиций, структурная перестройка и повышение эффективности являются определяющими факторами становления рыночной экономики. Принимая во внимание масштаб задач, которые предстоит решить в ближайшее десятилетие, очевидно, что Россия не может полагаться только на бюджетную систему и банковский сектор для обеспечения финансирования реконструкции экономики. Очевидно, что роль рынка ценных бумаг в этой связи приобретает исключительно важный характер.
Количество участников рынка, как физических, так и юридических лиц, постоянно увеличивается. В связи с тем, что российский фондовый рынок характеризуется сложностью возникающих на этом рынке отношений, масштабностью, присущими финансовым рынкам рисками возникает необходимость государственного регулирования фондовых рынков.

Работа содержит 1 файл

Рпп.doc

— 175.00 Кб (Скачать)

      Кроме того, иностранное отделение  распоряжалось взносами денежных сумм государства в иностранные банки, наблюдало за получением  денежных  сумм  по размещенным за границей займам, контролировало уплату процентов по займам  и погашение займов, вело все операции по конверсиям займов.

      В феврале  1867г.  министр  финансов  утвердил  «Правила  о  наложении

Правительственного  штемпеля, а также грифа уполномоченного  от Правительства лица на  процентные  бумаги  акционерных  и  других  обществ».  Штемпель  с изображением  государственного  герба   накладывался   на   ценные   бумаги акционерных  и  иных  обществ  для  обозначения,  что  оплата  процентов  и погашение данных  бумаг  обеспечивались  правительством  в  соответствии  с уставами этих обществ.

      Значительную   роль   в   истории   ценных   бумаг   России    сыграли

государственные  ценные  бумаги   железнодорожного   займа.   На   средства, полученные от  пяти  внешних  облигационных  займов,  была  построена  линия  «Москва – Петербург». А по  инициативе  Александра  II  началось  применение «системы  железнодорожных гарантий»,  которая заключалась в   обеспечении правительством   доходности   капитала,   вложенного    в    железнодорожные предприятия в виде ценных бумаг. Эта система дала сильный толчок в развитии железнодорожной отрасли и целевых ценных бумаг.  Почти все железнодорожные ценные бумаги выпускались и обращались на иностранных фондовых  рынках,  что демонстрировало высокий экономический потенциал и имело важное значение  для формирования   национального   фондового   рынка.   В    России    благодаря использованию   ценных   бумаг   за   несколько    десятилетий свершилось «железнодорожное чудо» – протяженность рельсовых путей России достигла  70,9 тыс. км. В этом отношении Россия уступала только США.

      Параллельно с обращением государственных  ценных  бумаг  шло  развитие ценных бумаг, связанных с деятельностью хозяйственных субъектов – векселя  и акции.

      В России первый вексельный  устав был составлен при Петре  I по  образцу

Лейпцигского  вексельного устава, он был многократно переработан, прежде  чем в 1902 году вышел новый вексельный устав. Он представлял собой  значительное достижение по сравнению с предшествующими вексельными  уставами,  созданными исключительно по иностранным образцам. По мере развития  банковской  системы России расширялось кредитование хозяйства под залог векселей и  в  форме  их учета.  Пик  развития  вексельного  обращения  относится  к  этапу   зрелого капитализма.

      Активизация  вексельного   обращения  в  начале  ХХ  века   объяснялось

утверждением капиталистических  отношений  как  в  промышленности,  сельском хозяйстве, так и в торговле.

      В  1873  г.   собрался   первый   Съезд   представителей   акционерных коммерческих   банков, который  учредил   еще   одну   организацию   —    Съезды представителей   русских   акционерных   банков    (Съезды    представителей акционерных  банков   коммерческого   кредита).   Постоянно   действовавшими органами обеих  организаций  были  комитеты,  избиравшиеся  на  съездах.  На заседаниях  комитетов,  так  же,  как и на  съездах,  обсуждались вопросы экономической политики  правительства и   банковского   дела   в   России, вырабатывались единые условия и формы деятельности банков.

      Особой активностью  в  отстаивании   торгово-промышленных  интересов  в России выделялись биржевые  комитеты,  которые  играли  роль,  не  известную иностранным биржевым обществам, - роль представительных  учреждений.  Начало этому было положено в 1870 г., когда  утверждался  устав  Московской  биржи, узаконивший существование «биржевого  общества»,  возглавляемого  избираемым им биржевым комитетом.  За  последним  закреплялись  не  только  руководство собственно биржевым собранием, но  и  защита  интересов  биржевого  общества перед правительственными, государственными и общественными организациями.

Биржевой  комитет, таким образом, взял на себя функции  выразителя  интересов  коммерсантов и промышленников московского  региона.

      Уже   в   первые   годы   развития    акционерного    законодательства правительством были предприняты меры по защите владельцев  ценных  бумаг  от недобросовестных  и   мошеннических   действий   руководителей   акционерных компаний.  В  1845   г.   были   приняты   достаточно   жесткие   нормы   об ответственности руководителей и  членов  акционерных  обществ  за  нарушения действовавшего законодательства.  К  примеру  за  подделку  акции торгового общества, товарищества или  компании  виновные  приговаривались  «к  лишению всех особенных, лично и по состоянию присвоенных прав  и  преимуществ,  и  к отдаче в исправительные арестантские отделения» на срок от 5 до 6 лет.

      В июне 1902 г. были приняты «Правила  об ответственности лиц, вводящих  в   обращение   на   Санкт-Петербургской   бирже   ценные   бумаги»,    где предусматривалось   наказание   «за   убытки,   обусловленные   неверностью  представленных при выпуске бумаги данных, необходимых для надлежащей оценки  бумаги  и  финансового  положения»  предприятия,  производившего   эмиссию.

 Ответственность  определялась в  размере   разницы  между ценою,  уплаченной  приобретателем бумаги, и курсом, по которому бумага была продана.

      С   того   момента,   когда   Россия   выпустила   первый   внутренний государственный займ в 1810 году, началась  история  формирования  фондового рынка. Это  проявилось,  прежде  всего,   в возникновении бирж,  на  которых обращались ценные бумаги.

      В дореволюционной России  первая  товарная  и  вексельная  биржа   была официально открыта в 1703 г. по инициативе Петра 1.  Большинство  бирж  было организовано во 2-й половине XIX века. В 1914 г. их было 115.  Главной  была Санкт-Петербургская биржа, которая имела товарный и фондовый отделы. На  ней котировались 312 различных видов акций на 2 млрд.  руб., а  также  облигации государственных и  гарантированных  государством  займов.  Главную  роль  на бирже играли крупнейшие петербургские банки.  В  начале  1-й  мировой  войны официальные биржи были закрыты.

      К 1820 году облигации госзаймов  стали обращаться вместе с  товарами  на официальных товарных  биржах  (Петербург,  Москва,  Одесса,  Варшава,  Киев, Рига, Харьков и др.). Но все же большая часть этих ценных бумаг до конца 60-х годов XIX в. обращалась в основном на иностранных  биржах. Что  касается акций и облигаций корпораций торговля ими на биржах (с 1827 г.) была  весьма незначительна. Фондовые операции в  России  не  имели  больших  масштабов  и строгой организации.

      Фондовый рынок получил быстрое  развитие  после отмены  крепостного права,   благодаря   преобразованию   экономической   системы   и   развитию производительных  сил.  До  начала  войны   центр   тяжести   ценных   бумаг постепенно  переходил с иностранных бирж на российский  рынок. Одновременно ГЦБ постепенно уступали место  акциям  и  облигациям   корпораций.  На  всех биржах  две трети и более объемов купли-продажи  составляли облигации госзаймов (включая железнодорожные). Русские  биржи  по  существу  выступали как   рынок    госкредита.   Это   отражало   неразвитость   капитализма   и государственную экономическую монополию. Однако  управление   деятельностью бирж происходило с участием  представительных органов.

      В качестве представительных  постоянных  выборных  органов   при  биржах стали создаваться  Биржевые комитеты.  Первый  Биржевой  комитет  возник  при Петербургской бирже в 1816 г. Московский Биржевой комитет водник в  1832  г. В 1831  г.  было  утверждено  Положение  о  Биржевых  комитетах  и  биржевых маклерах.

      Крупные купцы, фабриканты, банкиры  получили  право  выбирать  Биржевые комитеты  на  несколько  лет.  Их  компетенция  ограничивалась  в   основном обсуждением экономических  вопросов.  В  1905  г.  Биржевым  комитетам  было разрешено  посылать  представителей   от   торговли   и   промышленности   в Государственный Совет.

      В течение 1900-1914 гг., то есть в период наивысшего подъема биржевого

дела  в   стране,   наблюдалось   значительное   усиление   государственного регулирования фондового рынка. Во время этого периода был принят ряд мер по регулированию деятельности на фондовом  рынке, в частности сначала на фондовом отделе Санкт-Петербургской биржи.

      В 1901 г. правительство приняло  "Правила  для  фондового   отдела  при Санкт-Петербургской бирже".

      Был создан Совет фондового  отдела Санкт-Петербургской биржи как орган управления, который избирался на три года  из  числа  действительных  членов фондового отдела и осуществлял надзор  за  деятельностью  фондового  отдела, охрану  юридической  силы  биржевых  сделок,   контроль   за   правильностью составления биржевого бюллетеня, принимал решения о допуске ценных  бумаг  к обращению на бирже, рассматривал другие вопросы.

      6 сентября 1902 г. Министерством Финансов  были утверждены  "Правила   о допущении бумаг к котировке  на фондовом отделе  Санкт-Петербургской   биржи". Российские законы предусматривали ответственность лиц, которые  выпускали  в обращение ценные бумаги на бирже.

      Данные  о   курсах   ценных   бумаг   на   Санкт-Петербургской   бирже

публиковались  в  биржевом   бюллетене,   который   назывался   "Официальная вексельная и Фондовая котировка на Санкт-Петербургской бирже" и  выходил  на русском и французском языках.

       19 ноября 1907 г.  министр  финансов  утвердил  "Правила  для   сделок

по  покупке  и  продаже  иностранной  валюты,  фондов  и  акций  на   Санкт-

Петербургской бирже". 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.2.Становление  рынка ценных бумаг  в РФ. 

      В начале 90-х  гг.  Россия  встала на  путь  возрождения   рынка  ценных бумаг, учитывающего как исторические российские традиции, так и опыт стран  с развитой рыночной экономикой.

      Становление современного рынка  ценных бумаг также можно  разделить  на этапы:

      1. 1988 - 1990 гг. - законодательство СССР  и РСФСР, разрешающее выпуск  ценных  бумаг  и  создание  акционерных  обществ.  Было  принято   в   свете утвержденного  политического  курса  на  перестройку  экономики  и  развитие рыночной экономики  в  рамках  социалистической  системы  хозяйствования.  С целью повышения заинтересованности трудящихся в результатах производства,  а также  на  привлечения   дополнительного   финансирования   в   основном   в государственный сектор экономики,  повышения  частной  инициативы  и  начала  развития  рыночных отношений были приняты ряд документов.

      Самым  первым   глобальным   актом   этого   периода   можно   считать постановление   Совета  Министров  СССР  “   О   выпуске   предприятиями   и организациями ценных бумаг” от 15 октября  1988  года.  В  1990  году  Совет Министров СССР принимает постановление    “Об  утверждении  Положения  об акционерных  обществах  и обществах с ограниченной   ответственностью   и Положения о ценных  бумагах”.  Этими положениями   допускалось   создание хозяйственных   субъектов   с   ограниченной   ответственностью,   полностью реабилитировался вексель как инструмент  внутренних  расчетов,  вводились  в обращение  сберегательные   сертификаты,   акции   акционерных   обществ   и облигации, вводились в цивилизованные рамки практика выпуска ценных бумаг.

      Верховным   Советом   были   приняты   законы   о    предприятиях   и

предпринимательской деятельности, о собственности,  о  банках  и  банковской деятельности и т. п. Советом  Министров РСФСР  было принято  постановление  “Об  утверждении Положения об акционерных  обществах  “  от  25  декабря  1990года.

      Законодательные акты этого периода характеризовались отсутствием общей концепции нормотворчества по вопросам экономических  преобразований,  низкой юридической проработанностью  и  хаотичностью  изложения,  оторванностью  от мирового опыта.

      2. 1991 - 1992 годы - законодательство   СССР  и    РСФСР (Российской Федерации), направленное на закрепление института ценных бумаг.

      Практически  единственным  нормативным  актом  СССР,  перешедшим   по наследству  к  России   из   этого   периода,   были   Основы   гражданского

Информация о работе Регулирование РЦБ