Регулирование РЦБ

Автор: Яна Полищук, 03 Июня 2010 в 11:13, курсовая работа

Описание работы

Процесс реформирования экономики нашего государства не может считаться завершенными без создания конкурентоспособного финансового сектора, способного мобилизовать и предоставить реформируемой экономике инвестиционные ресурсы для ее развития. Стимулирование производства и инвестиций, структурная перестройка и повышение эффективности являются определяющими факторами становления рыночной экономики. Принимая во внимание масштаб задач, которые предстоит решить в ближайшее десятилетие, очевидно, что Россия не может полагаться только на бюджетную систему и банковский сектор для обеспечения финансирования реконструкции экономики. Очевидно, что роль рынка ценных бумаг в этой связи приобретает исключительно важный характер.
Количество участников рынка, как физических, так и юридических лиц, постоянно увеличивается. В связи с тем, что российский фондовый рынок характеризуется сложностью возникающих на этом рынке отношений, масштабностью, присущими финансовым рынкам рисками возникает необходимость государственного регулирования фондовых рынков.

Работа содержит 1 файл

Рпп.doc

— 175.00 Кб (Скачать)

      Государство выступает крупнейшим заемщиком на  рынке  ценных  бумаг  и оказывает   прямое   влияние   на   его   количественные   и    качественные

характеристики.

      Государство является крупнейшим  держателем  ценных  бумаг   российских предприятий и выступает  крупнейшим продавцом на рынке  корпоративных  ценных бумаг.

      Государство выполняет ряд важнейших функций  на  рынке  ценных бумаг, среди них можно выделить следующие основные:

  1. разработка программы и стратегии развития рынка ценных бумаг,  наблюдение  и регулирование исполнения этой  программы,  выработка  законодательных  актов для реализации стратегии;
  2. установление  требований  к   участникам   рыночного   процесса,   установка различных стандартов;
  3. контролирование финансовой безопасности  и  устойчивости  рынка,  надзор  за выполнением распоряжений по безопасности;
  4. обеспечение информированности всех без  исключения  инвесторов  о  состоянии рынка;
  5. формирование государственных систем страхования на рынке ценных бумаг;
  6. контроль и предупреждение чрезмерного вложения инвестиций в государственные ценные бумаги;

      На сегодняшний день известны  две модели государственного  регулирования рынка  ценных  бумаг,  первая  подразумевает,  что  государство  максимально  активно контролирует и вмешивается  в регуляционный процесс на рынке  и  лишь небольшая часть передается саморегулирующимся  организациям.  Вторая  модель прямо противоположна первой - роль государства в регулировании минимальна  и

основная  доля регулирования  принадлежит  участникам  рынка.  В  большинстве стран мира государство идет по пути  среднего  между этими  двумя  крайними моделями.

    Регулирование участников рынка может быть внешним  и внутренним.

    Внешнее регулирование – это подчинённость деятельности данной организации нормативным актам государства, других организаций, международным соглашениям.

    Внутреннее  регулирование – это подчинённость деятельности данной организации её собственным нормативным документам: уставу, правилам и другим внутренним нормативным документам, определяющим деятельность этой организации в целом, её подразделений и её работников.

    Несмотря на то, что государство стремиться передать, возможно, большую часть функций по регулированию рынка саморегулируемым организациям, именно система прямого государственного регулирования несет основную нагрузку в решении задач регулирования рынка в целом и является основой всей системы регулирования. При этом к числу основных принципов государственного регулирования рынка ценных бумаг относятся:

  1. Функциональное регулирование в сочетании с методами институционального регулирования по вопросам организации контроля и надзора за деятельностью участников рынка;
  2. Использование механизмов саморегулирования рынка, создаваемых при помощи и под контролем государства;
  3. Распределение полномочий по регулированию рынка между госведомствами на основе жесткой ответственности за результаты;
  4. Приоритет защиты мелких инвесторов и населения, всех форм коллективных инвестиций при развитии системы регулирования рынка;
  5. Приоритет в развитии инфраструктурных организаций;
  6. Максимальное разделение рисков;
  7. Предотвращение или частичное снятие конфликтов интересов на основе регулирования вопросов совмещения видов профессиональной деятельности.

      Концепция развития рынка ценных  бумаг в Российской Федерации   выделяет следующие  важнейшие  принципы  государственной  политики  на  рынке  ценных бумаг:

      а) государство, выполняя универсальную  функцию по защите  граждан,  их законных прав и интересов,  осуществляет  меры  по  защите  прав  участников рынка ценных  бумаг на  основе  лицензирования  и  регулирования  всех  видов профессиональной деятельности на этом рынке.

      б) принцип  единства  нормативной   правовой  базы,  режима  и   методов

регулирования рынка на всей территории Российской Федерации;

      в) принцип минимального государственного вмешательства и максимального саморегулирования, основывающийся  на  минимизации  затрат  из  федерального бюджета,  отказа  от   навязывания   централизованных   решений,   гласности нормотворчества и обязательности участия профессиональных  участников  рынка в регулировании;

      г) принцип равных возможностей, означающий:

    . стимулирование государством конкуренции  на рынке  ценных  бумаг   через отсутствие преференций  для отдельных его участников;

    . равенство всех участников рынка перед органами,  осуществляющими его регулирование;

    . гласное и конкурсное распределение  государственной поддержки различных  проектов на рынке;

    . отсутствие преимуществ у государственных  предприятий, функционирующих на  рынке, перед коммерческими;

    .   запрет   государственным    органам    давать    публичные    оценки

      профессиональным участникам рынка;

    . отказ от государственного регулирования  цен на услуги профессиональных

      участников рынка.

      д) принцип преемственности государственной политики  на  рынке  ценных бумаг,  означающий  последовательность   государственной   политики   и   ее приверженность складывающейся российской модели рынка ценных бумаг;

      е) принцип ориентации на мировой  опыт и учета  тенденции   глобализации финансовых рынков, а также предполагающий разработку взвешенной политики  по отношению к иностранным  инвесторам  и  иностранным  участникам  российского рынка ценных бумаг.

      К числу основных принципов  государственного регулирования  рынка ценных бумаг относятся:

    - использование  механизмов  саморегулирования   рынка,  создаваемых  при помощи  государства и под его контролем;

    - распределение  полномочий  по  регулированию  рынка  между   Российской Федерацией и  субъектами  Российской  Федерации,  а  также  различными  органами исполнительной власти;   

    - функциональное  регулирование   в   сочетании  с   институциональным регулированием  по  вопросам  организации  контроля   и   надзора  за деятельностью профессиональных участников рынка;

    - приоритет  в  защите  мелких  инвесторов  и  населения,   всех   форм коллективных инвестиций при развитии системы регулирования рынка;

       - приоритет в развитии инфраструктурных организаций;

       - максимальное снижение и разделение рисков;

       - поддержка конкуренции на рынке;

       - предотвращение или частичное снятие  конфликтов  интересов  на  основе регулирования вопросов совмещения видов профессиональной деятельности.

      Формой выражения государственного  регулирования  рынка  ценных  бумаг, прежде  всего,  являются  нормативно-правовые  акты,   с   помощью   которые осуществляется  регулирование. Область  законодательства   гораздо   легче поддается влиянию государства, чем другие составляющие рынка  ценных  бумаг. Следовательно, с помощью разумных законов можно обеспечить наиболее  сильное воздействие с целью ускорения процесса становления фондового рынка.

      Основные  проблемы  в  этой  области  заключаются  не  в  самом  факте

регулирования, а  в  конкретных  способах  и  формах,  которыми  оно  должно осуществляться. Кроме того, учитывая, что  наше  государство  само  является крупным акционером, необходимо иметь механизм  общественного  (независимого) контроля и регулирования рынка ценных бумаг.

        На  сегодняшний  момент  имеется  около   1000   законодательных   и нормативных документов,  регулирующих  различные  стороны  деятельности  его участников.

      Однако существующие документы зачастую не дополняют, а противоречат  и даже  взаимоисключают  друг  друга.  Именно  поэтому   одним   из   основных требований Указа Президента РФ №1008 от 1 июля 1996 года стало  «обеспечение единства и непротиворечивости государственного  регулирования  рынка  ценных бумаг через механизм обязательного согласования…»нормативных правовые актов исполнительной власти с ФКЦБ России.

      На настоящий момент документом, определяющим направление  деятельности  по регулированию рынка  ценных  бумаг,  является  вышеупомянутая  Концепция. Согласно  ей,  национальные  интересы  России   определяют   основные   цели государственной политики на рынке ценных бумаг. К их числу относятся:

    1. создание и обеспечение эффективного функционирования  механизмов привлечения инвестиций в частный  сектор  российской  экономики,  и прежде всего, в приватизированные предприятия;
    2. финансирование дефицита федерального бюджета на основе  связанных с рынком ценных бумаг методов неинфляционного финансирования конкретных  долгосрочных проектов;
    3. создание надежных механизмов и финансовых инструментов инвестирования средств населения;
    4. перестройка системы управления приватизированными предприятиями и создание института "эффективного собственника",   повышение дисциплинирующего воздействия рынка  ценных  бумаг  на администрации  российских компаний;
    5. предотвращение социальных взрывов и конфликтов, могущих возникнуть в результате проведения операций на рынке ценных  бумаг,  путем защиты прав  участников  рынка  ценных  бумаг,  и  в  первую  очередь   прав инвесторов;
    6. создание в России цивилизованного рынка ценных бумаг и его интеграция в мировой финансовый рынок, обеспечение  самостоятельного места российского рынка в системе международных рынков капиталов;
    7. борьба с суррогатами ценных  бумаг  и  с  мошенничеством,  пресечение незаконной деятельности на рынке ценных бумаг.

      В  стратегическом  плане  указанные  цели  комплиментарные  и   должны реализоваться через единый комплекс  мер,  скоординировано осуществляет государственными органами и профессиональными участниками рынка.

      Государство может осуществлять так называемое прямое управление  РЦБ, которое состоит в разработке норм и правил и контроля за их выполнением.

      Кроме этого государство осуществляет  и  косвенное,  или  экономическое  управление   РЦБ   через   систему   налогообложения,   денежную   политику, государственные капиталы и государственную собственность и ресурсы.

      В настоящий момент преобладающим  является косвенное регулирование  РЦБ, а именно:

   - внешнеэкономическая (операции с иностранной валютой, золотом, мероприятия по стимулированию экспорта, валютные ограничения и т. д.) и   внешнеполитическая деятельность (развитие или свертывание политических контактов,   отражающиеся   на   внешней   торговле   и экономических связях, военные действия и пр.).

  - контроль за денежной массой в обращении и объемом предоставленных кредитов с помощью влияния на ставки ссудного процента;

  - изменения в налогообложении и сроках амортизационных отчислений;

  -  гарантии  правительства (по  депозитам,  кредитам,  займам  частного сектора и др.);

   

    Структура органов  государственного  регулирования  российского  рынка ценных бумаг в настоящее время  еще  не  сложилась.  Регулированием  РЦБ  на государственном уровне занимаются:

      Высшие органы государственной  власти:

      - Государственная дума (издает законы, регулирующие РЦБ);

      - Президент (издает указы);

      - Правительство  (выпускает  постановления,  обычно  в  развитие  указов президента).

      Государственные  органы  регулирования   РЦБ   министерского   уровня:

    - Министерство финансов РФ (регистрирует выпуски ценных бумаг корпораций, субъектов федерации и органов местного самоуправления, лицензирует фондовые биржи, инвестиционные компании и фонды, осуществляет выпуск государственных ценных бумаг и регулирует их обращение);

Информация о работе Регулирование РЦБ