Регулирование РЦБ

Автор: Яна Полищук, 03 Июня 2010 в 11:13, курсовая работа

Описание работы

Процесс реформирования экономики нашего государства не может считаться завершенными без создания конкурентоспособного финансового сектора, способного мобилизовать и предоставить реформируемой экономике инвестиционные ресурсы для ее развития. Стимулирование производства и инвестиций, структурная перестройка и повышение эффективности являются определяющими факторами становления рыночной экономики. Принимая во внимание масштаб задач, которые предстоит решить в ближайшее десятилетие, очевидно, что Россия не может полагаться только на бюджетную систему и банковский сектор для обеспечения финансирования реконструкции экономики. Очевидно, что роль рынка ценных бумаг в этой связи приобретает исключительно важный характер.
Количество участников рынка, как физических, так и юридических лиц, постоянно увеличивается. В связи с тем, что российский фондовый рынок характеризуется сложностью возникающих на этом рынке отношений, масштабностью, присущими финансовым рынкам рисками возникает необходимость государственного регулирования фондовых рынков.

Работа содержит 1 файл

Рпп.doc

— 175.00 Кб (Скачать)
ify">законодательства  Союза ССР и республик от 31 мая 1991  года,  в  которых  на уровне закона давалось  общее  определение  ценной  бумаги, и определялись конкретные виды ценных бумаг.

      Основным  российским  актом   этого  периода   являлось  постановление Правительства РСФСР от 28 декабря 1991 года   “Об  утверждении  Положения  о выпуске и обращении ценных бумаг и фондовых биржах”,  в  котором  достаточно подробно  говорилось  о  порядке  выпуска  и  совершения  сделок  с  ценными бумагами, о лицензировании  инвестиционных   институтов,   об   аттестации специалистов инвестиционных институтов, о деятельности фондовых бирж и т.п. В развитие этого постановления  Министерством финансов России  были  приняты документы, детально освещающие многие вопросы, затронутые в постановлении.

      В   этот   же   период   было   подтверждено   действие    вексельного законодательства  СССР, приняты  новые  документы  о   чеках,   развивалось государственное регулирование производства бланков ценных бумаг.

      В этот период существовала  разрозненность  в  регулировании,  которая повлекла за собой нескоординированность действий регулирующих органов.

      3.  1993  -  1994  годы  -  законодательство   Российской   Федерации, регулирующее отдельные вопросы рынка ценных  бумаг  (в  основном  с  целью защиты интересов инвесторов, и акционеров в частности).

      Основными нормативными актами, направленными на  защиту  интересов инвесторов, были указы Президента. Это не были акты системного характера, и они зачастую  противоречили  действующему  законодательству,  поэтому  такое регулирование   больше   напоминало   латание   дыр    с    соответствующими последствиями.

      Наиболее конструктивным актом  этого периода стал  Указ  Президента  РФ “О мерах по регулированию рынка ценных бумаг в Российской  Федерации”  от  4 ноября 1994 года, которым было утверждено Положение о  Федеральной  комиссии по  ценным  бумагам  и  фондовому  рынку  при  Правительстве  РФ.   Комиссии предоставлялись полномочия на  фактически  монопольное  регулирование  рынка ценных бумаг.

      4.  1995  –  1997годы  -  законодательство  России,  направленное   на цивилизованное  регулирование   рынка   ценных   бумаг.   В   основном   это систематизированные  законодательные  акты.  Первым  важнейшим актом   этого периода, конечно же, следует признать Гражданский кодекс России (части 1  и 2), в котором дается определение ценной бумаги, регулируются так называемые бездокументарные  ценные бумаги, определяются   конкретные виды  ценных  бумаг и раскрывается их содержание. В этот же  период  принят  систематизированный Закон “Об  акционерных  обществах”,  во  многом  устранивший  конструктивные недостатки предыдущего законодательства,  законы  о  рекламе,  о  финансово- промышленных  группах,  новые редакции антимонопольного  банковского законодательства.

      Важнейшим событием следует признать  подписание  22  апреля  1996  года  Президентом РФ Федерального  закона “ О рынке  ценных  бумаг”,  принятого  20 марта  1996  года  Государственной  Думой.  Оно  означало,  что  государство окончательно приняло и  закрепило  важность  фондового  рынка  как  средства инвестирования, регулирования инвестиционного процесса и сбережений  частных накоплений населения и юридических лиц.  Данный Закон  регулирует  отношения, связанные именно с  рынком  ценных  бумаг:  правовые  основы  деятельности профессиональных участников, их виды, понятие и порядок выпуска эмиссионных ценных бумаг, порядок раскрытия информации  на  рынке ценных  бумаг и ее объем, полномочия Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг и  пр.  Законом определено, что  Федеральная  комиссия  по  рынку  ценных  бумаг  становится органом государственного  регулирования  на  рынке.  Создаются  условия  для проведения согласованной государственной политики в этой  области.  Вводится процедура регулирования рынка, значительное место в  которой отведено ФКЦБ России и саморегулируемым организациям профессиональных участников.

       Не менее важным шагом для  обеспечения прав инвесторов  стал  принятый Закон о Стандартах эмиссии ценных  бумаг  акционерными  обществами,  который позволил сделать деятельность акционерных обществ более  прозрачной   как  в момент проведения эмиссии,  так  и  в  течение  всего  времени  деятельности компании.

      Тогда же был  принят  еще  один  нормативно-правовой  акт,  обобщивший российский опыт в регулировании рынка ценных бумаг, а  именно  -  «Концепция развития рынка ценных бумаг в  Российской  Федерации»,  утвержденная  указом Президента РФ от 1 июля 1996 г. N 1008. Этот  документ  на  только  проводит анализ прошедшей деятельности  на  рынке ценных  бумаг в прошлом,  но  и определяет  основные  задачи,  стратегию государства на  рынке,  а   также основные направления развития нормативно-правовой базы в будущем. К  началу  1996  года   значительных   масштабов   достигла   практика использования государством финансовых инструментов  рынка  ценных  бумаг  по следующим направлениям:

      1) выпуск государственных ценных  бумаг в целях финансирования  дефицита государственного бюджета государственных краткосрочных  обязательств  (ГКО), облигаций   федерального    займа    (ОФЗ),    облигаций    государственного сберегательного займа (ОГСЗ);

      2) реструктуризация внутреннего  валютного  долга  -  выпуск  облигаций внутреннего валютного займа (ОВВЗ);

      3) связывание части свободных   денежных  средств  на  основе  денежной приватизации (инвестиционные торги и конкурсы, залоговая приватизация).

      Но  данные  инструменты  не   давали   приток   денежных   средств   в производство. На  фоне  постоянного уменьшения  ВВП,  остановки   основных заводов страны рынок ценных бумаг увеличивал свои объемы и к середине  1998 года стал наиболее привлекательным среди развивающихся рынков мира.

      Но необходимо ответить, что в основном рынок характеризовался тогда  и сейчас больше короткими ценными  бумагами (3-6  месяцев) и  основными инвесторами на нем являлись портфельные инвесторы,  которые, в отличие от стратегических, не вкладывали капиталы в развитие производства, а являлись спекулятивными игроками на рынке.

      За период с 1992 по 1996 год высокими  темпами  развивались  все   типы посредников  на  рынке  ценных  бумаг.  Основные  группы  таких  структур - профессиональных участников рынка ценных бумаг представляют собой:

    1. коммерческие банки;
    2. брокерские фирмы;
    3. инвестиционные фонды различных типов;
    4. инфраструктурные  организации (регистраторы,   депозитарии и расчетно-клиринговые  организации,  фондовые  биржи   и   другие торговые системы).

      Таким образом, к 1996 году сформировались  правовые,  экономические  и организационные основы для развития отечественного  рынка  ценных  бумаг, в том числе:

    - создана структура нормативно-правовой  базы  для  регулирования  рынка  ценных бумаг Росси (приняты основные  федеральные законы,  издан  ряд указов Президента Российской Федерации и постановлений Правительства Российской Федерации, формирующие нормативную правовую  основу  рынка, разработана   Комплексная   программа   защиты   прав   акционеров   и вкладчиков);

    - создан единый орган государственного  регулирования рынка -       Федеральная комиссия  по  ценным  бумагам  и  фондовому  рынку  при  Правительстве Российской  Федерации  (ФКЦБ  России),  которая   в   соответствии с Федеральным законом "О рынке ценных бумаг" преобразована Федеральную  комиссию по рынку ценных бумаг;

    - появилось значительное количество  профессиональных  участников  рынка,  имеющих опыт практической работы  на нем;

    - создан определенный задел в  развитии инфраструктуры рынка.

      Вместе с тем остался нерешенным  ряд значительных проблем, основными  из которых являлись:

    1. низкий уровень капитализации рынка и ликвидности ценных бумаг мелких и   средних эмитентов;
    2. высокая стоимость заимствований на рынке государственного долга;
    3. слабое   развитие   нормативной   правовой   базы,   устанавливающей ответственность за правонарушения на рынке, недостаточность полномочий органов    государственного    регулирования    по    привлечению    к ответственности  организаций  и   лиц,   нарушающих   законодательство  Российской Федерации и  правовые  нормы  на  рынке,  непроработанность вопросов взаимодействия регулирующих органов правоохранительными органами и судебной системой.

    Для решения этих проблем необходимо обеспечить проведение  активной государственной политики, направленной на дальнейшее развитие самостоятельного российского рынка ценных  бумаг, отвечающего  национальным интересам России, интегрированного в мировой фондовый  рынок и обеспечивающего привлечение инвестиций в российскую экономику. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава II . Регулирование рынка ценных бумаг

2.1. Государственное  регулирование рынка  ценных бумаг 

      Регулирование рынка ценных бумаг необходимо для  упорядочения деятельности на нем всех его участников и операций между ними со стороны организаций, уполномоченных обществом на эти действия. Регулирование рынка ценных бумаг охватывает:

      -   государственное регулирование;

      - регулирование со стороны профессиональных  участников рынка ценных бумаг,  или саморегулирование рынка. Государство может передать часть своих функций по регулированию уполномоченным или отобранным им организациям профессиональных участников рынка ценных бумаг; последние также могут договориться о том, что созданная ими организация получает некие права регулирования по отношению ко всем участникам данной организации;

      -   общественное регулирование, или  регулирование через общественное мнение. В конечном счете, именно реакция широких слоев общества в целом на какие-то действия на рынке ценных бумаг является первопричиной тех или иных регулятивных действий государства или профессионалов рынка.

      Регулирование рынка ценных бумаг нацелено на:

      - поддержание порядка на рынке,  создание нормальных условий для работы всех участников рынка;

      - защиту участников рынка от  недобросовестности и мошенничества отдельных лиц или организаций, от преступных организаций;

      - обеспечение свободного и открытого  процесса ценообразования на ценные бумаги на основе спроса и предложения;

      - создание эффективного рынка,  на котором всегда имеются  стимулы для предпринимательской  деятельности, а каждый риск адекватно  вознаграждается;

      - формирование (в определенных случаях)  новых рынков, поддержку необходимых обществу рынков и рыночных структур, рыночных начинаний и нововведений;

      - достижение каких-либо общественных  результатов (например, повышение темпов роста экономики, снижение уровня безработицы и т.д.).

       До недавнего времени государственный контроль рынка ценных бумаг практически отсутствовал, что порождало огромное количество различных афер. Отсутствие государственного регулирования тормозило развитие рынка, придавало ему чисто спекулятивный характер.

  Особенность  рынка ценных бумаг состоит  в том, что обращающиеся на  нем ценности представляют собой  совокупность прав и не существуют  в  отрыве  от обеспечиваемой   государством   нормативной   правовой   базы   и   системы правоприменения.  Таким образом,  государство выполняет системообразующую функцию, которая будет непрерывно видоизменяться в соответствии со  стоящими перед ним задачами по обеспечению национальных интересов.

      Государство создает систему   регулирования  рынка  и  обеспечивает  ее

функционирование. Развитие системы правоприменения  как  одного  из  ключевых элементов   системообразующей   функции   государства   будет   приоритетным направлением государственной политики.

Информация о работе Регулирование РЦБ