Российские купцы и промышленники XVII века

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 12:11, контрольная работа

Описание работы

История российского предпринимательства – неотъемлемая часть отечественной исторической науки.
В последние годы у нас в стране много пишут и говорят о предпринимательстве, о необходимости усвоения его исторического опыта, важности возрождения ценных дореволюционных традиций.
Нельзя разобраться в современном состоянии хозяйства, не зная, как оно сложилось. Экономика, в том числе предпринимательство – это процесс; если не знать его направления, невозможно определить последствия тех или других хозяйственных мероприятий.

Содержание

Введение
Основная часть
1 Общая политическая и экономическая характеристика XVII века
2 Купечество XVII века
3 Промышленники XVII века
Заключение
Список использованных источников

Работа содержит 1 файл

История предпринимательства в России.doc

— 135.50 Кб (Скачать)

Распределение «государевых служб» в некоторой степени зависело от самих гостей. Купцы между собой договаривались, кто какую службу будет нести. Составлялось «расписание» на пять лет, причем в течение этого срока считалось нежелательным изменение первоначальной наметки. Соблюдалась также очередность. Важнейших служб было пять: в Московской большой таможне, в Архангельской, у соболиной оценки в Сибирском приказе, на Денежном дворе и у соляного

 

8

промысла на Урале. Позже добавилась забота о шелке-сырце после заключения торгового договора с Ираном [11, С.443-444].

Численность гостей не являлась величиной постоянной. Г. Котошихин считал в середине XVII в. не более 30 человек этого ранга торговых людей. Объем торгов определялся для гостей в 20-50 тыс. руб., иногда до 100 тыс. Изучение персонального состава гостей в течение XVII в. показало, что гостиного имени было удостоено порядка сотни торговых людей [6, С.83-114].

Попутно заметим, что выше всех торговых объединений признавались землевладельцы-предприниматели Строгановы. Не только среди купечества, но, вероятно, и по линии феодалов всех уровней кто-либо едва ли мог сравниться со Строгановыми по богатству. Они наладили разветвленную систему производственно-торговых предприятий.

Торговля была определяющим занятием всех разрядов купечества. Крупные купцы уже в допетровскую эпоху доминируют на внутреннем рынке. Они скупают продукцию ремесленников, крестьян, распродают товары небольшими партиями мелким торговцам для реализации в розницу. Налицо разделение оптовой и розничной торговли, что не характерно для предыдущих веков - в XVI в., а тем более в XIV-XV вв., купец, доставив откуда-то издалека крупную партию товаров, хранил их у себя в амбаре или в лавке и сам продавал в розницу.

Благодаря деятельности крупных купцов-предпринимателей, устанавливаются регулярные связи между отдельными регионами страны, начинает складываться всероссийский рынок. Углубляется специализация отдельных районов по производству определенных товаров (например, юго-запад от Москвы - пенька, северо-запад - лен, города Среднего Поволжья - юфть, тульско-кашир­ский район - железо и т.д.).

Но эта коммерция носит еще стихийный, сезонный характер. Торговля практически всех купцов далека от специализации, и, чем крупнее масштабы коммерции того или иного предпринимателя, тем разнообразнее ассортимент проходящих через его руки товаров. Исключительно важной становится роль ярмарок. Они проводились во многих торговых селах или у стен монастырей, как правило, один раз в году по случаю каких-либо религиозных праздников,

традиционных для данной местности, продолжались от одного дня до нескольких недель. Многие ярмарки имели местное значение, другие - региональный характер.

Появляются ярмарки всероссийского значения, крупнейшая из них - Макарьевская, возникшая у стен возрожденного в начале XVII в. иноком Авраамием монастыря Св. Макария недалеко от Нижнего Новгорода [17, С.56].

Возвышению ряда купеческих фамилий способствовала их деятельность на пушном рынке Сибири. Здесь создавались многотысячные капиталы первостатейных торговцев России - Босовых, Ревякиных, Никитникова, Федотова-Гусельникова и др. При этом за Урал перемещались этими

9

дельцами, их приказчиками и доверенными лицами огромные партии разнообразных промышленных товаров из Европейской России. Во главе этих товарных потоков стояли чаще всего жители Русского Севера из числа посадских людей и черносошных крестьян. Эта среда выдвинула десятки крупных воротил тогдашнего торгового мира.

Разумеется, не только на восточных окраинах действовало русское купечество. По Волге происходило оживленное движение речных судов с товарами. Значителен объем торговых операций в Казани. Среди купцов первенствовали ярославцы, за ними следовали жители Костромы, Вятки, Москвы, Твери, Ростова, Мурома.    

Многообразие товаров было характерно не только для ведущих купцов с тысячными оборотами. Это свойство присуще и тем торговцам, которые имели несколько десятков рублей в своем активе. Среди таких людей значатся Савва Терентьев Холмогорец, Семен Карпов. Они торговали перцем, гребнями, оловом, медью, сукном, иглами, одеждой, ножами. Партии товара были не значительными.

У более состоятельных купцов товары были многих десятков наименований. Да и суммы их оценок впечатляли. Среди таких купцов – Михаил Ярофеев, Степан Левашов, С. Лузин. Длительное время активно и широко действовал на рынке гость В.Г. Шорин. Географический охват его операций - от Ирана до Архангельска и Сибири. Его тесные связи с правительственными учреждениями открывали возможность иметь откупа, брать подряды и пользоваться казенным кредитом.

Длительное время активно и широко действовал на рынке гость В.Г. Шорин. Географический охват его операций - от Ирана до Архангельска и Сибири – поразителен, равно как и их масштабы. Его тесные связи с правительственными учреждениями открывали возможность иметь откупа, брать подряды и пользоваться казенным кредитом. Выполнение обязанностей «государева купчины» приводило Шорина к торгам с восточными странами.

Редкую по своему размаху и результатам предпринимательскую деятельность развил гость М. Гурьев из рода ярославских торговцев. Накопленные в сфере обмена капитала он вложил в большие рыболовные промыслы на Прикаспии, особенно при впадении Яика в море. Здешние «учуги» представляли собой крупные предприятия, обросшие вспомогательными службами.

С течением времени отмечается выдвижение в число крупных торговцев непривилегированного купечества не только московского, но и провинциального. В этом плане характерен Ярославль, где подвизались удачливые предприниматели - Скрыпины, Коровинский, Затрапезновы и др. [7, С.135-136] За счет их шло пополнение высших разрядов купцов. Так, из Кадашевской слободы в 1677 г. было зачислено в гостиную и суконную сотни 140 человек, из

 

10

Казенной слободы - 45 человек, из Мещанской - 17 семей. В их числе предприниматели Филипп Анофриев, Федор Силин.

Привилегированное купечество не уступало своих позиций и во второй половине XVII в. По сути дела, в каждом значительном городе сформировалась своя группа ведущих дельцов. Размахом торговых операций отличались псковичи Русиновы и Поганкины, новгродцы Стояновы, Гавриловы, Кошкины, чердынцы Могильниковы, соликамцы Ростовщиковы, сибиряки Ушаковы, нижегородцы Калмыковы и Олисовы.

Оживленное торговое движение отмечалось по Сухоно-Двинской, Волжско-Окской и Волжско-Камской речным системам. Развитию рыночного оборота способствовали ярмарки - близ Архангельска, Важская, Свенская, Ирбитская. Одним из каналов предпринимательства стала организация купеческих обозов и караванных речных судов.

Русское купечество всех уровней своей торговой деятельностью способствовало углублению и расширению общественного разделения труда. Купцы развозили товар по всей Руси, создавая широкие, общегосударственные по масштабу экономические связи.

Торговые люди успешно действовали на внутреннем рынке, а наиболее активные устремлялись за его пределы, ибо важнейшим источником обогащения русского купечества являлась внешняя торговля. Своеобразным «окном в Европу» был Архангельск.

Внешняя торговля, хотя и в меньших размерах, велась на западе – через Новгород, Псков и Смоленск. Через них в большом количестве вывозились пенька, лен, кожа, холст, сукна и т.п., а ввозились прежде всего металлы (железо, медь, олово, свинец), а также промышленные изделия [17, С.52].

Расширяются также связи крупных купцов со странами Средней Азии и Ираном через Астрахань, в конце XVII в. снаряжаются первые торговые караваны в Китай.

Торговля со странами Западной Европы осуществлялась традиционным путем через Балтийское море, восточное побережье которого в XVII в. находилось в руках Швеции. Во второй половине XVI в. открывается непосредственная торговля с Англией, Голландией, другими западноевропейскими странами через Архангельск, который стал ведущим портом на этом направлении российской коммерции, сохраняя эту роль до 20-х годов XVIII века. Но торговые связи России со странами Запада почти целиком находились в руках иностранных купцов. Русские купцы на западноевропейский рынок практически не проникают, торгуют с иноземными коммерсантами в Архангельске или портах Балтики (главным образом, в Нарве), Новгороде и Пскове. Исключение составляют лишь более-менее регулярные поездки русских купцов в Стокгольм. Более того, иноземцы, в первую очередь англичане, проникают на внутренний русский рынок, пытаются установить здесь контакты со средними и мелкими торговцами, вступают в

11

жесткую конкурентную борьбу с крупными русскими купцами. Но в 1649 г. по настоятельным просьбам российского купечества царь Алексей Михайлович распорядился выслать англичан из внутренних городов. Новоторговый устав 1667 г. разрешал иноземцам свободно торговать только в порубежных портах, на внутренний рынок они допускались только при наличии специальных разрешений и уплаты дополнительной проезжей пошлины в 10%. Это способствовало упрочению позиций крупного русского купечества на внутреннем рынке страны [17, С.53].

 

2 Промышленники XVII века

 

Предпринимательство русского купечества не ограничивалось торговлей. Хотя в рассматриваемый период среди представителей русских купцов было очень мало владельцев промышленных предприятий. Довольно охотнее они вкладывали свои средства в добывающие отрасли народного хозяйства и, в частности, в солеваренное производство. «Настороженное» отношение русского купечества к промышленной деятельности объяснялось не столько отсутствием необходимых знаний, сколько недостатком свободных капиталов. Владельцев крупных купеческих капиталов было немного, и они охотно вкладывали их лишь в «верное дело»: в торговлю или в хорошо знакомый промысел: кожевенное дело, смолокурение (с расчетом на внешний рынок), винокурение и солеварение (с расчетом на внутренний рынок).

Лишь позднее проявились зримые черты перехода купеческого капитала в область производства. Иногда непосредственные производители оказывались в зависимости от представителей торгового капитала, которые налаживали регулярные связи с ними, скупая соответствующую продукцию, нередко ссужая деньги в расчете на ее получение в будущем.

В свое время Н.В. Устюгов указал, что почти все наиболее крупные торговые люди Русского государства этого времени в той или иной мере связаны с промышленным производством [18, С.5]. Этот тезис нашел свое подтверждение в последующих работах наших историков. Достаточно убедительно выглядит анализ солеваренной промышленности Прикамья конца XVI - начала XVIII вв., представленный в монографии Н.В. Устюгова. Автор обрисовал эволюцию соляных промыслов от мелкотоварного уровня к крупнейшим промыслам, которые являли собой централизованные  мануфактуры с применением наемного труда. Ведущие позиции завоевали здесь Строгановы.  Начало их «возвышения» относится к 1615 г., когда Аникей Федорович Строганов, сын разбогатевшего приморского крестьянина, осевшего в Соли-Вычегодской области, занялся солеварением, за которым последовали другие торгово-промышленные начинания.

 

12

Большими промыслами владели и другие торговые люди, местные и иногородние. Среди них - Г. Никитников, Н. Светешников, В. Шорин, О. Филатьев, братья Шустовы. Из Прикамья миллионы пудов соли отправлялись в центральные районы страны. Выварка соли на предприятиях торговых людей шла также в Балахне, Старой Руссе. В Тотемском уезде находился большой соляной промысел Д. Панкратьева.

Во главе некоторых казенных и дворцовых заведений находились крупные купцы. Организацию производства, транспортировку и сбыт продукции осуществляли они. Гость А. Веневитов заведовал казенным Зырянским соляным промыслом. Н. Светешников одно время руководил Пыскорским медеплавильным заводом на Урале. Можно упомянуть также о К. Босове в качестве управителя внушительной казенной мануфактуры - Монетного двора. Но, разумеется, были и вполне самостоятельные предприятия, принадлежавшие купцам и зажиточным крестьянам.

Если говорить о мануфактурных заведениях, то они представлены в металлургической, химической и кожевенной отраслях производства. Гостиной сотни человек Н. Аристов вместе с дьяком К. Бориным основали чугуноплавильный и железоделательный завод в Воронежском крае на речке Белый Колодезь. На исходе XVII в. возник в Туле частный металлургический завод Никиты Демидова, родоначальника знаменитых уральских предпринимателей. Металлургические заведения, достигавшие уровня мануфактуры, были основаны посадскими людьми и крестьянами в Тихвине, Устюжне Железопольской, Серпухове, Алексине и других пунктах. В конце века крупным заводчиком стал гость В.Воронин, получивший в аренду казенные заводы Сорокинский и Павловский [15, С.119].

Четко выраженной мануфактурой становится Оружейная палата в Москве, где было занято в начале XVII в. несколько десятков мастеров - оружейников, а в 80-х гг. этого же века - более 300: специалисты по замочному, сабельному, мушкетному, ствольному делу, а также по изготовлению деревянных частей оружия. Перечень этот показывает, что здесь было разделение труда, свойственное мануфактуре. Эти предприятия использовали наемный труд: работники получали жалованье. Работали на них наемные иностранные мастера, а вспомогательные работы - добыча руды, заготовка угля - выполнялись приписными к заводу крестьянами. В XVII в., за немногими исключениями, мануфактура существовала в государственном секторе, в основном промышленность остается на стадии ремесла и простого товарного производства.

Внушительные кожевенные заведения действовали в Нижнем Новгороде, Ярославле, Тобольске. Их владельцами были купцы С. Задорин и др. в лесных местах Поволжья и других районов торговые люди создавали поташные заводы – «будные станы» или «майданы». Их продукция имела постоянный спрос иностранных контрагентов. В числе хозяев этих предприятий – А. Кириллов, М. Гурьев, А. Исаков, Ф. Лазарев, Т. Коренев, Т. Боков [3, С.14].

13

В Нижнем Новгороде работало прядильное заведение гостиной сотни И. Болотова, где изготовляли оснастку для речных судов [18, С.187]. Не без оснований в литературе указывается, что постройка вместительных судов для речных перевозок являла собой мануфактурную форму производства. Далеко не всегда можно определить организаторов этого дела, вложивших в него свой капитал. Но хорошо известно, что широкое распространение речного судостроения охватывало немало районов России. На Волге, Сухоне и Северной Двине, Каме, Дону и других реках, в том числе сибирских, строились ежегодно сотни стругов, лодей и других кораблей. На основе подряда такого рода деятельность известна и для казны.

Информация о работе Российские купцы и промышленники XVII века