Социология предпринимательской деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2011 в 00:16, контрольная работа

Описание работы

Веблен утверждал, что наличие монополий значительно сокращает объемы производства и приводит к искусственному повышению биржевых и иных цен, чреватому серьезным кризисом (предсказанный им кризис, Великая депрессия, наступил через три месяца после его смерти в 1929). По Веблену, разумно устроенное общество мог бы создать класс инженеров и технологов; в этом обществе должен был бы существовать генеральный штаб и осуществляться единый контроль над производственными процессами.

Содержание

1.Т. Веблен «Теория праздного класса»………………………………...3
2.Развитие предпринимательства в Республике Беларусь. 1994 г…...10
3.Интервью «Предприниматель: призвание или необходимость?»….14
4.Список использованных источников………………………………...18

Работа содержит 1 файл

К.Р. по предпринимательству.doc

— 151.50 Кб (Скачать)

В более  поздние исторические эпохи, писал  Веблен, укоренившиеся варварские навыки лишь скрывались под маской мирных форм поведения. Окончательно установилась общественная иерархия с "праздным классом" на вершине социальной пирамиды. Внешними признаками отличия стало выставленное напоказ безделье и потребление, рассчитанное на демонстрацию богатства ("демонстративное расточительство"). Бурный прогресс техники вступил в острый конфликт со стремлением людей к показной роскоши. Товары стали цениться не по их полезным свойствам, а по тому, насколько владение ими отличает человека от его ближних (эффект "завистливого сравнения"). Чем более расточительным становилось данное лицо, тем выше поднимался его престиж. Высшие почести воздавались тем, кто благодаря контролю над собственностью извлекал из производства больше богатства, не занимаясь полезным трудом. Таким образом, согласно концепции Веблена, "отношение праздного (т.е. имущего непроизводственного) класса к экономическому процессу является денежным отношением - отношением стяжательства, а не производства, эксплуатации, а не полезности. Обычаи мира бизнеса сложились под направляющим и избирательным действием законов хищничества или паразитизма. Это обычаи собственничества, производные, более или менее отдаленные, от древней хищнической культуры".

     Учение  о праздном классе вкупе с методологией технократизма лежит в основе вебленовской концепции "индустриальной системы". Согласно этой теории капитализм (в терминологии Веблена - "денежное хозяйство") проходит две ступени развития: стадию предпринимателя, в течение которой власть и собственность принадлежат предпринимателю, и стадию господства финансиста, когда финансисты оттесняют предпринимателей. Для последней стадии особенно характерна дихотомия (противостояние) между индустрией и бизнесом, интересы, которых совершенно различны. Под индустрией Веблен понимал сферу материального производства, основанную на машинной технике, под бизнесом - сферу обращения (биржевых спекуляций, торговли, кредита и т.д.).

     Индустрия, согласно концепции Веблена, представлена не только функционирующими предпринимателями, но и инженерно-техническим персоналом, менеджерами, рабочими. Все эти слои заинтересованы в совершенствовании  производства и потому являются носителями прогресса. Напротив, представители бизнеса ориентированы исключительно на прибыль, и производство как таковое их не волнует.

     Дихотомия между индустрией и бизнесом заключается, по Веблену, в том, что в индустриальной сфере функционируют слои, необходимые для общества, тогда как бизнес персонифицирован в "праздном классе", не несущем полезной нагрузки. В "праздный класс" Веблен заключал лишь наиболее крупных финансовых магнатов; мелких и средних предпринимателей он не считал социальными иждивенцами и даже (с известными оговорками) зачислял в производительный класс.

     Для лечения бедствий Веблен создает  теорию "регулируемого капитализма". Необходимо создать объединение  высших слоев общества.

корпораций, которое способно регулировать экономическую  жизнь, преодолевать противоречие между бизнесом и индустрией. Далее необходимо поставить общество "под ограниченный контроль инженеров". Технократия должна заменить праздный класс, социализировать собственность паразитических высших слоев общества. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Развитие  бизнеса в Республике Беларусь. 1994 год. 

     Предпринимательство в условиях рыночных отношений является неотъемлемым элементом экономики, наиболее динамично реагирующим  на изменения потребительского спроса, тенденций научно-технического развития, обеспечивающим создание новых рабочих мест, налоговых поступлений. Развитие предпринимательства во всех его формах, при наличии соответствующей государственной поддержки позволяет осуществить структурную перестройку экономики, способствует формированию широкого социального слоя активных собственников и предпринимателей, составляющих социальную базу рыночных реформ. Общественный характер предпринимательства означает не только деятельность участвующих в нем агентов, но и наличие в общественном хозяйстве определенных условий, позволяющих реализовать присущие предпринимательству функциональные признаки. Совокупность таких условий составляет среду предпринимательства, важнейшими элементами которых являются экономическая свобода и личная заинтересованность. Экономическая свобода является определяющим признаком предпринимательской среды. Для предпринимателя наличие экономической свободы – это не только возможность заниматься тем или иным видом деятельности и иметь равный доступ к ресурсам и рынкам, но и морально-этическая санкционированность предпринимательской деятельности. Личная заинтересованность выступает движущим мотивом предпринимательства, поэтому обеспечение условий для присвоения полученных результатов, извлечения и накопления дохода является определяющим условием предпринимательской среды.

     В 1990 г. Республика Беларусь получила статус независимого суверенного государства. Период с 1990 г. По 1995 г. Можно назвать  периодом становления нового государства, новой рыночно-ориентированной экономики. Десятилетие 1991 – 2001гг. – это период преодоления последствий распада СССР и системных преобразований экономики Беларуси. Оценка совокупности основных экономических показателей этого периода позволяет выделить две тенденции: падение производства и снижение уровня жизни населения (1991 – 1995гг.); стабилизация экономики и начало экономического роста (1996-2000гг.) Первый этап характеризуется углублением кризисных процессов, начавшихся в 1991г.: ростом инфляции, спадом производства, увеличение безработицы и падением уровня жизни населения. На данном этапе структурные изменения происходили в основном стихийно: в результате сворачивания отдельных производств, уменьшения или прекращения хозяйственной деятельности из-за потери рынков сбыта; отсутствия сырья и топлива, комплектующих; неконкурентоспособности и нерентабельности производства.

     Существует  мнение, что корень проблем предпринимателей лежит в 1994 году. Именно в это время  была подготовлена законодательная  база, позволяющая любому чиновнику  выставлять любые штрафы предпринимателям, привлекать к уголовной ответственности всех и вся даже за нарушения, которые они не совершали.

     С целью вывода страны из кризисного состояния  в 1994г.была разработана  Программа неотложных мер, реализация которой позволила к концу первого этапа  приостановить обвальный спад производства, заметно снизить уровень инфляции и дефицит госбюджета, затормозить падение уровня жизни народа. На новой основе была восстановлена система управления экономикой, отвечающая реалиям переходного периода, внесены коррективы в обеспечение социальной защиты населения.

     К 1993-1994 годам можно отнести зарождение белорусского ресторанного бизнеса. 
 
 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 
 

Законодательная база

- Законом  от 18 января 1994 г. N 2711-XII были внесены  изменения и дополнения в Закон Республики Беларусь «О предпринимательстве» от 28 мая 1991 г. N 813-XII;

- Закон  Республики Беларусь от 29 декабря  1994 г. №3480-XII "О внесении изменений  и дополнений в законы Республики  Беларусь по вопросам налогообложения";

- Указ Президента Республики Беларусь от 20 сентября 1994 г. № 114 «О мерах по насыщению рынка республики товарами и пресечению необоснованного роста цен на них»;

- Постановление  № 178 от 15.11.1994 Кабинет Министров  Республики Беларусь "Об упорядочении  операций по вкладным счетам граждан и лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью";

- Постановление  Совета Министров Республики  Беларусь 13 июня 1994 г. N 437 «О формировании  и размещении заказов на поставку  товаров (выполнение работ, оказание  услуг) для республиканских государственных нужд»;

- Решение  № 176 от 21.04.1994 Минского областного  Совета депутатов «О развитии  предпринимательства в области»;

- Письмо  № 03/104 от 21.06.1994 Государственного  налогового комитета Республики  Беларусь "Перечень вопросов и ответов по вопросам применения мер к гражданам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица";

- Письмо  Государственного налогового комитета  Республики Беларусь от 29 июля 1994 г. № 02/124, Министерства экономики  Республики Беларусь от 29 июля 1994 г. № 81-3/6-642 "О предельном уровне рентабельности"

- принят  новый Уголовный кодекс, в котором  целая глава посвящена преступлениям  в сфере предпринимательства  и экономики. 

События

12.02.94 - Четвертая ассамблея частного  бизнеса с «Консолидация и выработка механизма защиты частного бизнеса».

25 - 26.02.94 - Четвертый съезд Союза Предпринимателей  «Об итогах работы и основных  направлениях деятельности Союза». Президентом Союза избран В.  Н. Карягин. 

27.05.94 - Создание Совета независимых экспертов при Совмине (распоряжение СМ РБ № 515р от 27.05.1994), куда от БСП вошли Н.И.Атапина, А.Ф.Калинин, А.С.Потупа, М.И.Шавельзон.

17.09.94 - Пятая ассамблея деловых кругов  «О стратегии экономических реформ  в Республике». 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Интервью «Предприниматель: призвание или необходимость?» 
 

Цель: Выявить основные мотивы прихода респондента в бизнес. 

Задачи:

- выяснить  истоки формирования предпринимательских  задатков;

- выявить  черты, характерные предпринимателям;

- исследовать  зависимость между образованием и успехом в сфере предпринимательства. 

Гипотезы:

  1. Для успеха в бизнесе необходимо иметь генетические задатки.
  2. Добиться результатов в предпринимательстве без наличия высшего образования невозможно.
  3. Предприниматель – это обязательно человек целеустремленный и предприимчивый.
 
 
 
 

   Здравствуйте! Меня зовут Наталья  и я хотела бы поговорить с Вами о Вашей  работе и о том, что повлияло на выбор  именно этого трудового  пути. 

Возраст: 30 лет

Сфера деятельности: производство и продажа питьевой воды, учредитель ООО

Образование: высшее, техническое

Семейное  положение: холост

Есть  ли дети? Нет 

И: Расскажите, пожалуйста, о себе: где учились, работали?

Р: Родился  я в городе Гродно в семье учителей. Сразу после школы поехал в  Минск и поступил в БНТУ. Учился по специальности «Автомобилестроение». После окончания университета работал по распределению на Минском автозаводе.

И: Когда вы заработали свои первые деньги?

Р: В 13 лет  в деревне. Я помогал работникам колхоза в сборе урожая.

И: Когда возникло желание создать свое дело? И почему?

Р: Попытки  заняться бизнесом начал еще во время  учебы на старших курсах: в то время еще только появлялись мобильные  телефоны и их перепродажа была довольно выгодным занятием. А денег студентам, как известно, всегда не хватает… Позже занимался комплектующими для компьютеров, но как-то не сложилось… Основной причиной, пожалуй, было нежелание быть зависимым – как в материальном, так и в профессиональном плане. Зарплата на заводе хоть и была более или менее достойной, но ее с трудом хватало мне, приезжему, да еще и молодому (улыбается)… А с идеями у меня никогда проблем не было – вот и решил, что выдержу срок распределения и начну потихоньку их реализовывать.

И: У Вас техническое  образование. Почему вдруг решили заняться питьевой водой?

Р: Данная отрасль еще только начинает развиваться, есть возможность реализовать себя и свои идеи по-максимуму. Кстати, и  техническому образованию место  нашлось, так как занимаемся мы продажей не только воды, но и соответствующего оборудования: помп, кулеров и т.д. А в целом профиль образования не имеет значения – главное, чтобы оно было, так как в наше время всегда проще приятнее и работать с людьми грамотными, особенно это важно в сфере предпринимательства.

И: С какими трудностями  приходится сталкиваться в работе?

Р: Трудности  в основном такие, как и в любой  другой отрасли: конкуренция (к сожалению, не всегда добросовестная), финансовые затруднения, проблемы с выплатой налогов.

И: В чем, по-Вашему, секрет успеха?

Р: Нужно  уметь ставить цели и стремиться к их достижению.

Информация о работе Социология предпринимательской деятельности