Специфика биржевой и аукционной торговли

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 22:27, реферат

Описание работы

Развитие бирж шло вместе с развитием национальных экономик европейских государств. В числе своих предков биржа может отыскать торговые площади, уличные рынки, городские торговые ряды, базары, множество ярмарок, которыми так богата была Россия. По мере развития экономических отношений появилась необходимость упорядочить, организовать на постоянно действующей основе рыночные механизмы, заключенные в добиржевых формах экономических отношений.

Содержание

ГЛАВА 1. Биржевая торговля и ее особенности
Понятие «биржи»………………………………………………………………………...3
История возникновения биржевой торговли…………………………………………..3
Биржа в России…………………………………………………………………………..6
Объекты биржевой торговли……………………………………………………………8
Функции товарной биржи……………………………………………………………….8
Сделки, совершаемые на товарной бирже……………………………………………10
Товарные биржи мира………………………………………………………………….12
ГЛАВА 2. Аукционная торговля и ее особенности
2.1. Сущность и виды аукционных торгов……………………………………………………14
2.2. Порядок проведения аукционов…………………………………………………………..17
2.3. Международные товарные аукционы……………………………………………………19
Список использованной литературы………………………………………………………….23

Работа содержит 1 файл

Специфика биржевой и аукционной торговли.docx

— 54.28 Кб (Скачать)

Другая привлекательность  аукционов состоит в том, что  они способны решить многие торговые ситуации в системе «один продавец - много покупателей». Так, вместо того чтобы тратить время и силы на ведение переговоров с каждым отдельным потенциальным покупателем, аукционы собирают покупателей одного и того же товара в одном месте в одно время. И покупатель, чья покупательская способность выше, чем у других, быстро и эффективно приобретает товар.

Аукцион - способ продажи  отдельных видов товаров в  виде публичного торга, проводимого  в заранее установленном месте  и в заранее обозначенное время  с правом предварительного осмотра  товаров.

Публичные торги – торги  в открытой форме, при этом сведения об участниках и содержании их предложений оглашаются публично. Итоги гласных торгов (открытого конкурса) публикуются в печати.

Негласные торги - торги, к участию в которых допускается ограниченное число покупателей товара (государственного или иного заказа), или сами торги проводятся в отсутствии их прямых участников специальным тендерным комитетом (заказчиком, если продается заказ), который рассматривает письменные предложения покупателей.

Различают:

  • английский аукцион;
  • голландский аукцион;
  • добровольный аукцион;
  • принудительный аукцион;
  • двойной аукцион;
  • закрытый аукцион, «втемную»;
  • вексельный аукцион;
  • чековый аукцион;
  • международный аукцион.

Английский аукцион (Аукцион с повышением стартовой цены/Повышательный аукцион) - аукцион покупателей, при котором выставленный на продажу товар приобретает покупатель, давший наибольшую цену.

Различают гласный и негласный способ поочередной продажи товаров с публичного торга покупателю.

При гласном способе аукционист объявляет номер лота, стартовую (начальную) цену, далее покупатели повышают цены каждый раз на величину, заранее установленную в правилах проведения торга. Лот приобретает  покупатель, объявивший наивысшую цену.

При негласном (немом) торге  покупатели подают условные знаки о  согласии поднять цену, и аукционист объявляет новую цену, не называя  покупателя.

Голландский аукцион (Понижательный аукцион/Аукцион с понижением стартовой цены) - аукцион, в ходе которого вначале объявляется самая высокая цены на продаваемый товар, а затем ставки снижаются до той, на которую согласится первый покупатель, которому и продается товар.

Аукцион используют в благотворительных  целях.

Так продаются казначейские векселя в США и государственные  облигации в Великобритании.

Добровольный  аукцион - аукцион, который проводится по инициативе владельца товара.

Принудительный  аукцион - аукцион, который проводится судебными органами или органами власти с целью взыскания долгов, продажи конфискованного или невостребованного имущества (продажа «с молотка»).

Двойной аукцион - форма проведения торга, в котором конкурируют и продавцы, и покупатели, а цена устанавливается на уровне равновесия спроса и предложения, когда число продавцов по этой цене равно числу покупателей.

Разновидностью двойного аукциона является распространенная на электронных биржах система торговли, когда продавцы и покупатели могут  одновременно выставлять заявки на продажу  и покупку ценных бумаг или  других товаров. Заявки автоматически  удовлетворяются в случае, если в  торговой системе уже присутствует противоположная заявка с такой  же или лучшей ценой. По принципу двойного аукциона происходят торги на всех крупнейших российских фондовых биржах.

Закрытый аукцион (Аукцион покупателей/Аукцион «втемную») - аукцион, на котором все покупатели одновременно предлагают цены, обычно в виде письменных заявок, и товар продается тому, чья цена оказалась выше или покупается у того, кто запросил за свой товар самую низкую цену.

Обычно используется для  покупки недвижимости, оружия и других товаров в целях обеспечения  конфиденциальности сделки.

Вексельный аукцион - В США - распродажа краткосрочных казначейских векселей, осуществляемая по графику, например, Казначейством США.

Распродажа осуществляется на основе заявок, которые подают желающие приобрести казначейские векселя.

Чековый аукцион - способ приватизации в России в 1993-1995 годах, к которому допускались юридические и физические лица, внесшие примерно 10% от начальной стоимости объекта.

Специализированные чековые  аукционы на межрегиональном уровне проводились на ведущих фондовых и товарных биржах.

Международный аукцион - продажа товаров на аукционах получила широкое распространение не только на внутреннем рынке, но и на международном.

Основные виды аукциона (по характеру продаваемого актива):

  • товарный аукцион (на котором продаются произведения искусства, ювелирные изделия, меха, а также уникальные товары, пользующиеся повышенным спросом). Аукционы товарные, как правило, специализируются по видам товарных ценностей, например, пушные и цветочные аукционы. Товары сортируются в одинаковые по качеству партии (лоты). Сходные по качеству лоты группируются в крупные партии (стринги). Покупателям предоставляются образцы от каждого лота и стринга;
  • аукцион ценных бумаг (купля-продажа акций, облигаций и др.);
  • валютный аукцион (на котором за национальную валюту продается иностранная конвертируемая валюта).

 

2.2. Порядок проведения  аукционов

 

Аукционы могут проводиться  как самим собственником имущества (продавцом), так и специализированной организацией - аукционной компанией (чаще всего), с которой продавец заключает  договор поручения или комиссии. И в том и в другом случае образуется аукционная комиссия, которая  и занимается подготовкой и проведением  аукциона: регистрирует участников, проверяет  соответствие заявок установленным  требованиям, осуществляет допуск участников к торгам, оформляет протокол результатов  торгов и т.д.

Порядок проведения аукционов  включает в себя четыре стадии:

1) подготовка аукциона;

2) осмотр товаров;

3) аукционный торг;

4) оформление и исполнение  аукционной сделки.

Подготовка аукциона обычно начинается за несколько месяцев до даты его проведения. Владелец, желающий реализовать свой товар на аукционе, доставляет его на склад аукционной компании.

Специалисты компании производят необходимую сортировку и подборку товара по однородным качественным признакам. Рассортированный товар разбивается  на партии, которые называются лотами. В лот подбирается товар, однородный по качеству.

Каждому лоту присваивается  номер, под которым он заносится  в каталог данного аукциона с  указанием сорта и количества единиц товара в данном лоте. На основании  каталога в порядке нумерации  происходит продажа товаров на аукционных торгах. Из каждого лота берется  образец, который должен полностью  соответствовать по всем качественным признакам товару, находящемуся в  данном лоте. Образцы помещаются в  специальных залах для осмотра, а товар - на складах, но с таким  расчетом, чтобы при желании покупатель смог осмотреть его полностью.

Одновременно с подготовкой  аукционных лотов и образцов подготавливается каталог, содержащий перечень всех лотов, предлагаемых к продаже на аукционе, с указанием номера каждого из них, сорта и количества единиц товара в каждом лоте.

В подготовку аукциона входит также оповещение возможных покупателей  о месте и времени проведения аукциона, количестве и ассортименте товаров, предлагаемых на аукционе (с  помощью рекламных объявлений в  специализированных СМИ, на интернет-сайте  организатора торгов, постоянным и  возможным покупателям высылается также рекламная брошюра-проспект).

Осмотр товаров  покупателями - вторая стадия проведения аукциона. Осмотр товаров обычно начинается за несколько дней до открытия торгов. Предварительный осмотр является обязательным, так как по условиям аукционного торга претензии в случае обнаружения дефектов в товаре (кроме скрытых) после покупки не принимаются. Осмотр товаров производится в специальных помещениях, где размещаются отобранные от каждого лота образцы товаров. Образцы должны полностью отражать все особенности товара в представленном ими лоте. Организаторы аукциона несут за это ответственность. Покупатели внимательно осматривают образцы и делают в каталоге отметки о понравившихся им лотах и цене, которую они могли бы за них уплатить. Покупатель может ознакомиться не только с образцами, но и со всем лотом. Кроме того, покупатели во время осмотра могут приобрести образцы понравившихся им партий для дополнительной проверки их качества.

Аукционный торг - третья стадия проведения аукциона. Он открывается в заранее назначенный день и час и проводится обычно в специальном аукционном зале.

Ведет продажу аукционист. В зале вывешено табло, где загораются порядковые номера предлагаемых к продаже  лотов. Каждому покупателю присваивается  номер, под которым он делает заявки.

Аукционист объявляет  номер очередной партии лота, предлагаемого  к продаже, называет исходную продажную  цену. Если никто из покупателей  не подаст ему знак поднятием руки, аукционного билета или иными  жестами о своем согласии купить товар, аукционист снижает цену до тех  пор, пока один из покупателей не выразит  свое желание купить его. Если один или несколько покупателей подадут  знак о своем желании купить данный лот, аукционист повышает цену. Начинается торг. Надбавка к цене (именуемая  шагом цены), как правило, одинакова, ее размер указывается в правилах проведения конкретного аукциона.

Если после троекратного вопроса аукциониста «Кто больше?» не последует новое предложение о повышении цены со стороны покупателей, аукционист ударяет молотком в знак того, что торг по данной партии закончен, и она считается купленной тем покупателем, который предложил наивысшую цену.

Оформление аукционной сделки и передача товара покупателю - заключительная стадия аукциона. Во время аукциона или на следующий день администрация аукциона вручает покупателю договор на купленный товар. Этот договор подписывается покупателем и является для него обязательным. Договор является типовым, он разрабатывается и утверждается аукционной компанией и является приложением к правилам аукционной торговли. Поэтому участники аукциона имеют возможность заранее ознакомиться с формой такого договора.

На основании контракта  выписывается счет на оплату купленного товара, который должен быть оплачен  покупателем. Платеж за купленный на аукционе товар обычно осуществляется по частям: примерно 30 - 35% вносится при  подписании договора, а остальная  сумма - после отгрузки товара или  при его получении, но не позднее  установленного срока. При просрочке  оплаты товара покупатель обязан уплатить пени в соответствии с правилами  данного аукциона. Если же просрочка  превышает срок, установленный такими правилами, договор с покупателем  расторгается.

После подписания контракта  покупатель выписывает письменное поручение  об отправке товара. Сроки вывоза товара с аукционного склада зависят  от вида товара, они устанавливаются  в правилах и договоре купли-продажи  и могут составлять от нескольких часов до нескольких недель после  окончания аукциона.

 

2.3. Международные  товарные аукционы

Международные товарные аукционы представляют собой специально организованные, периодически действующие в определенных местах, рынки. Здесь путем проведения публичных торгов в заранее обговоренное время и в специально назначенном месте осуществляется продажа предварительно осмотренных покупателем товаров, которые переходят в собственность покупателя, предложившего наибольшую цену.

На аукционах производится продажа товаров, обладающих индивидуальными  свойствами. Это исключает возможность  замены партий одинаковых по названию товаров, так как они могут  иметь различные свойства - качество, внешний вид, вкус и т.д. Поэтому  аукционные товары до продажи на аукционе должны быть осмотрены или дегустированы  покупателем. Предварительный осмотр является обязательным условием аукционной торговли, так как ни устроители аукциона, ни продавцы после продажи  товара с аукциона не принимают никаких  претензий в отношении качества товара (кроме скрытых дефектов).

Основными предметами торга  на международных аукционах являются пушно-меховые товары (в сырье  и переработанные), немытая шерсть, щетина, чай, табак, овощи, фрукты, цветы, рыба, тропические породы леса, скот (в основном лошади). Для таких  товаров, как пушнина, немытая шерсть, чай, табак, аукционная форма является важнейшей формой реализации на международном  рынке. Например, через международные  аукционы в США, Канаде реализуется свыше 70 % всей продаваемой этими странами пушнины, в бывшем СССР - около 80%, в Дании 90%, в Швеции и Норвегии - примерно 95%. Через международные аукционы реализуется около 70 % чая, продаваемого на мировом рынке, 90-95 % немытой шерсти, экспортируемой Австралией и Новой Зеландией.

Отличительными чертами  аукционной торговли является:

  • продажа массовых и единичных товаров со строго определенными индивидуальными характеристиками, которые не поддаются стандартизации;
  • обязателен предварительный осмотр аукционных товаров;
  • добровольная форма торговли, которая имеет публичный характер, т.е. все заинтересованные экспортеры и импортеры имеют право принимать участие в торговых операциях.

Аукционы дают возможность:

  • создать открытую конкуренцию, определить цену на товар, быстро его реализовать по выгодной покупателю цене;
  • дают возможность покупателю самостоятельно проверить качество товара;
  • гарантируют поставку товара, который уже находится на складе аукциона.

Информация о работе Специфика биржевой и аукционной торговли