Специфика биржевой и аукционной торговли

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 22:27, реферат

Описание работы

Развитие бирж шло вместе с развитием национальных экономик европейских государств. В числе своих предков биржа может отыскать торговые площади, уличные рынки, городские торговые ряды, базары, множество ярмарок, которыми так богата была Россия. По мере развития экономических отношений появилась необходимость упорядочить, организовать на постоянно действующей основе рыночные механизмы, заключенные в добиржевых формах экономических отношений.

Содержание

ГЛАВА 1. Биржевая торговля и ее особенности
Понятие «биржи»………………………………………………………………………...3
История возникновения биржевой торговли…………………………………………..3
Биржа в России…………………………………………………………………………..6
Объекты биржевой торговли……………………………………………………………8
Функции товарной биржи……………………………………………………………….8
Сделки, совершаемые на товарной бирже……………………………………………10
Товарные биржи мира………………………………………………………………….12
ГЛАВА 2. Аукционная торговля и ее особенности
2.1. Сущность и виды аукционных торгов……………………………………………………14
2.2. Порядок проведения аукционов…………………………………………………………..17
2.3. Международные товарные аукционы……………………………………………………19
Список использованной литературы………………………………………………………….23

Работа содержит 1 файл

Специфика биржевой и аукционной торговли.docx

— 54.28 Кб (Скачать)

 

 

 

РЕФЕРАТ

по дисциплине «Коммерческая  деятельность»

на тему: «Специфика биржевой и  аукционной торговли»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Москва 2012

 

Содержание

ГЛАВА 1. Биржевая торговля и  ее особенности

    1. Понятие «биржи»………………………………………………………………………...3
    2. История возникновения биржевой торговли…………………………………………..3
    3. Биржа в России…………………………………………………………………………..6
    4. Объекты биржевой торговли……………………………………………………………8
    5. Функции товарной биржи……………………………………………………………….8
    6. Сделки, совершаемые на товарной бирже……………………………………………10
    7. Товарные биржи мира………………………………………………………………….12

ГЛАВА 2. Аукционная торговля и ее особенности

2.1. Сущность и виды  аукционных торгов……………………………………………………14

2.2. Порядок проведения  аукционов…………………………………………………………..17

2.3. Международные товарные  аукционы……………………………………………………19

Список использованной литературы………………………………………………………….23

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. Биржевая торговля и ее особенности

    1. Понятие «биржи»

В учебнике Макконнелла К.Р., Брю С.Л. «Экономикс» биржа упоминается  «как высокоразвитый рынок, на котором  покупатели и продавцы акций, облигаций  и сельскохозяйственной продукции  со всего мира устанавливают контакт  друг с другом». Биржа – это  конкурентный рынок, т. е. такой механизм, на котором можно наблюдать действие рынка и его законов. При разработке капиталистической идеологии Макконнелл К.Р. опирается на один из 6 принципов  и институтов — на пример функционирования биржи. Система цен или рыночная система наиболее выпукло проявляет  себя именно на бирже. Биржа в классическом понимании – это место, где регулярно в одно и то же время проводят торги по определенным товарам; объединение торговцев и биржевых посредников, которые сообща оплачивают расходы по организации торгов, устанавливают правила торговли, определяют санкции за их нарушение; абсолютное большинство бирж — это не прибыльные организации, члены биржи получают выгоду не от ее функционирования, а от своего участия в торгах.  
Развитие бирж шло вместе с развитием национальных экономик европейских государств. В числе своих предков биржа может отыскать торговые площади, уличные рынки, городские торговые ряды, базары, множество ярмарок, которыми так богата была Россия. По мере развития экономических отношений появилась необходимость упорядочить, организовать на постоянно действующей основе рыночные механизмы, заключенные в добиржевых формах экономических отношений. 

 

    1. История возникновения биржевой торговли

Современные биржи и принципы, лежащие в основе биржевой торговли товарами, имеют многовековую историю  становления и развития. 

Древняя Греция и Древний  Рим уже имели опыт формализованной  торговли с центральным рыночным заведением, с общими товарообменными  операциями, с денежной системой, с  практикой заключения контрактов на поставку товаров в договорные сроки. В период расцвета Римской империи  торговые центры под названием fora vendalia («рынки продажи») являлись центрами реализации товаров, которые римляне привозили из отдаленных уголков империи. В Японии прообраз биржевой торговли существовал еще в I веке н. э. Но это были экономические институты, выработанные народами других цивилизаций. Тем не менее, многие принципы торговли современных бирж и их аналогов в других культурах похожи. Современные же биржи непосредственно связаны с жизнью и творчеством западноевропейских народов, и, анализируя формы биржевой торговли, можно увидеть особенности психического, социального и экономического строя западноевропейской культуры. 

Этимологически понятие  «биржа» происходит от греческого birga («сумка, кошелек»), немецкого borse и голландского bturs по месту ее первого появления в XV веке в г. Брюгге (Нидерланды). Дело в том, что в этом городе на площади возле дома знатного менялы и маклера Van der Burse, на котором был герб из трех кошельков, собирались купцы из разных стран для обмена торговой информацией, покупки иностранных векселей и других торговых операций без предъявления конкретного предмета купли-продажи. Но буквально в считанные годы эта биржа, давшая название новому типу экономических отношений, уступила первенство возникшей в 1460 году Антверпенской бирже, которая благодаря географическому положению города и его торговым связям приобрела уже мировое значение. 

В XV – XVI вв. биржи возникали  в местах появления мануфактур в  Италии и Голландии как проявление необходимости в развитии внешней  торговли при операциях с крупными партиями товаров. По образу Антверпенской  биржи были созданы Лионская (1545), Лондонская Королевская (1566) и другие биржи, которые были в основном товарными  и вексельными. В 1602 году была организована Амстердамская биржа, игравшая в XVII в. главную роль в мировой торговле, на ней впервые предметом биржевых сделок стали акции только что  возникших первых акционерных компаний. 

В США товарные рынки существуют уже с 1752 г.: на них шла торговля товарами отечественного производства, продуктами домашнего изготовления, текстильными изделиями, шкурами и  кожами, металлами и лесоматериалами. 

Первоначально возникла биржа  реального товара, то есть форма  оптовой торговли, адекватная домануфактурному и мануфактурному производству. Ее отличительными чертами, которые присущи  и современным биржам, являлись регулярность возобновления торга, приуроченность торговли к определенному месту  и подчиненность заранее установленным  правилам. Наиболее характерным типом  биржевых операций являлись сделки с  наличным товаром. На этом этапе биржевая торговля лишь устанавливала связь  между купцом и производителем или потребителем. Учреждение бирж шло крайне медленно и ограничивалось преимущественно ведущими для международной торговли портами. 

Промышленная революция  вызвала громадное расширение спроса на сырье и продовольствие, привела  к увеличению объема и номенклатуры торговли, усилила требования к однородности качества товара и регулярности поставок. Необходимость удовлетворения этих требований машинного производства обусловило трансформацию биржи  первоначального типа, приспособление ее к новым условиям. В частности, наряду с предоставлением рыночного  места, организацией биржевого торга  и фиксацией торговых обычаев, к  числу основных функций биржи  стали относиться установление стандартов на товар, разработка типовых контрактов, котирование цен, урегулирование споров (арбитраж) и информационная деятельность. Биржи постепенно превратились в  центры международной торговли. 

Быстрые темпы роста торгового  оборота, возникновение мирового рынка  затруднили ведение торговли на основе наличных партий товара. Массовое производство требует уверенности не только в  поставках сырья, цены которого подвержены значительным колебаниям, но и в  получении прибыли на капитал, в  том числе уже затраченный  на выпуск продукции, находящийся в  стадии реализации в товарной форме. Резкие колебания цен, заметно повышая  риски, ограничивают уверенность в  получении прибыли. В результате ведущую роль в биржевых операциях  приобрели сделки на срок с реальным товаром, гарантировавшие предпринимателям поставку товара требуемого качества в нужный срок по ценам, обеспечивавшим возможность получения прибыли. 

Следующим этапом в развитии биржевой торговли явилось возникновение  фьючерсной (оптовой заочной, безналичной) торговли. История современной фьючерсной торговли началась на Среднем Западе США в начале 1800-х годов. Она  тесно связана с развитием  коммерческой деятельности в Чикаго и торговлей зерном на Среднем  Западе. 

Хаос в сфере спроса и предложения, проблемы перевозок  и хранения заставили фермеров и  торговцев заключать контракты  с последующей поставкой товаров. Заблаговременные, предварительные  контракты на поставку кукурузы впервые  были заключены купцами-речниками, которые получали зерно от фермеров поздней осенью и в начале зимы, но должны были хранить его до тех  пор, пока кукуруза достаточно высохнет для погрузки на судно, а река освободится  ото льда. Чтобы уменьшить риск от падения цен во время зимнего  хранения, эти торговцы отправлялись в Чикаго и там заключали контракты  с переработчиками на поставку им зерна весной. Таким образом, они гарантировали себе покупателей и цены на зерно. 13 марта 1851 г. был заключен контракт на 3 тыс. бушелей (около 75 т) кукурузы с поставкой в июне — первый в своем роде. 

К концу XIX столетия фьючерсная торговля набрала обороты так, что  появилась необходимость формализации торговой практики, стандартизации контрактов, установления правил поведения и  расчетов, порядка разрешения споров, процедуры улаживания разногласий. А в начале ХХ века с образованием новых товарных бирж фьючерсная торговля стала разрастаться все более  и более. 

 

    1. Биржа в России

По сравнению с Западом  русский этнос моложе на 300 – 400 лет, и все процессы развития народа и всех форм проявления жизни запаздывают на те же самые сроки. 

Первая биржа в России была учреждена Петром I в 1703 году и  открыта в Петербурге. В отстроенном  специально для нее в 1705 году здании Петр лично установил часы биржевых собраний. Будучи введенной сверху в принудительном порядке и при  существовавшей в то время неразвитой экономической системе биржа бездействовала почти 100 лет. Оживление наступило лишь с 20-х годов XIX века, когда в обращение поступают облигации Государственных займов, а с 1827 г. — акции. Позднее Российские биржи возникают в Кременчуге (1834), Москве (1839), Рыбинске (1842), Одессе (1848), Нижнем Новгороде (1848). 

Быстрый переход к рыночным отношениям после реформы 1861 года дает толчок к появлению бирж во многих городах Российской Империи. Как  правило, их появление связано с  развитием хлебной торговли. В 1890-е  и последующие годы биржевое дело получает дальнейший импульс развития в связи с интенсивным строительством железных дорог, элеваторов, появлением коммерческих банков, развитием подтоварного кредита под хлеб. В начале века до 1913 года появляется еще 50 бирж. В  целом к началу войны их общее  количество достигло 115. 

По сравнению с западными  биржами русские биржи обладали определенной спецификой. Их отличал, во-первых, низкий уровень биржевой техники, что было связано с неразвитостью инфраструктуры. Как следствие, на русских биржах не получили распространения сделки на срок. Но не было жесткой регламентации правил заключения сделок. Во-вторых, в силу того, что русское купечество представляло собой размытую, аморфную массу, биржи брали на себя функцию представительства их интересов. Во многих биржевых уставах прямо указывалось на это. Ни одна западная биржа не выполняла этой функции, т. к. представительство интересов купечества в этих странах осуществлялось через торговые палаты, которые были созданы в результате длительной политической и экономической борьбы предпринимателей за свои цели. В-третьих, обыденное отношение к биржам в России всегда было неоднозначным. Часто преобладало мнение, что порядочному человеку там делать нечего. 

Бурное развитие капитализма в России породило тенденцию «европеизации» русских бирж. Однако этому процессу не суждено было завершиться. В 1893 г. Министерство финансов установило ряд ограничений для операций на бирже без посредничества маклеров. Ревизию книг маклеров проводило Министерство финансов. В 1895 г. было введено положение о необходимости получения разрешения Министерства финансов на допуск ценностей к котировке на бирже. 

К 1911 г., по данным Министерства торговли и промышленности, в России насчитывается 87 бирж, большинство  из которых товарные биржи — на них доминируют сделки купли –  продажи сельхозпродуктов и сырья. 

Но 16 июля 1914 г. фондовые биржи  закрываются. Вновь открыты они  были в январе 1917 года, однако уже  в феврале они закрываются  опять. Биржам суждено было возродиться  в советский период на недолгий срок. Это произошло в июле – декабре 1921 г. (первые годы НЭПа). Биржи возникли стихийно по всей стране. Но их эффективность  была низкой. В биржевом обороте  находились в основном те же товары, что и до войны, продовольствие и  фураж. Текстиль, сырье, металлические  и кожевенные изделия, топливо были представлены на биржах незначительно. 

В советский период функции  биржи заключались в определении  спроса и предложения, регламентировании  сделок и котировке цен. Как видим, они совпадают с функциями  бирж в дореволюционный период. В  конце 1920-х годов советские биржи  были ликвидированы. 

В настоящее время можно с уверенностью сказать, что при определенной политической стабильности в стране биржи будут развиваться больше в качественную сторону. Конечно, они будут не похожи на биржи развитой рыночной экономики, главное, чтобы они приносили реальную пользу всему народному хозяйству. К тому же не стоит ждать скорых обильных плодов биржевой торговли в России, т. к. экономика у нас значительно моложе западной. 

В ходе развития биржевой торговли среди всех товаров, которые продают  и покупают на рынке, выделились особые биржевые товары, которые являются предметом торговли. Эти товары должны обладать рядом свойств (массовый спрос, качественная однородность, взаимозаменяемость отдельных партий товара с точки  зрения потребителя) и должны быть признаны в качестве годных каждой конкретной биржей. 

 

    1. Объекты биржевой торговли

Объектами биржевой торговли выступают в настоящее время  примерно 70 видов продукции, на долю которых приходится около 30 % международного товарооборота. Оборот международных  товарных бирж по всем видам операций оценивается в 3,5 – 4,0 трлн. долларов США ежегодно (по международным биржам). 

Информация о работе Специфика биржевой и аукционной торговли