Виды управленческих решений, принимаемых органами государственной власти или местного самоуправления

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 11:47, реферат

Описание работы

Для того чтобы управлять какими-либо социальными общностями или процессами, необходимы социальные нормы, требования которых признаются и соблюдаются как субъектами, так и объектами социального управления. Необходимость такого рода норм наиболее значима в государственном управлении, являющемся важнейшим видом социального управления. Именно выработка определенной социально-управленческой нормы лежит в основе всякого государственного решения, принятие которого всегда – выбор нормы, способной урегулировать вопросы по приоритетной социальной проблеме.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3
1. Понятие «управленческое решение»…………..………..4
2. Виды управленческих решений……………………………6
3. Виды управленческих решений на примере государственной власти
России …………………………………………..……….12
Заключение………………………………………………………………16
Список литературы ………………………………………………….18

Работа содержит 1 файл

Виды управленческих решений.docx

— 32.60 Кб (Скачать)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ  БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ 

УЧРЕЖДЕНИЕ  ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ 

РОССИЙСКАЯ  АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО  ХОЗЯЙСТВА И ГОСУДАРСТВЕННОЙ  СЛУЖБЫ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

УРАЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ 
 
 
 
 
 

                                                       Реферат

                                          Разработка управленческих  решений

Тема «Виды управленческих решений, принимаемых органами               государственной власти или местного самоуправления» 
 
 
 
 

                Выполнил: Фефелов С А

                Студент группы ГМУ-44 

Екатеринбург 
2011

     Содержание 

Введение…………………………………………………………………….3

1. Понятие «управленческое решение»…………..………..4

2. Виды управленческих решений……………………………6

3. Виды управленческих решений на примере государственной власти

России …………………………………………..……….12

Заключение………………………………………………………………16

Список литературы ………………………………………………….18 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

     Для того чтобы управлять какими-либо социальными общностями или процессами, необходимы социальные нормы, требования которых признаются и соблюдаются  как субъектами, так и объектами  социального управления. Необходимость  такого рода норм наиболее значима  в государственном управлении, являющемся важнейшим видом социального  управления. Именно выработка определенной социально-управленческой нормы лежит  в основе всякого государственного решения, принятие которого всегда –  выбор нормы, способной урегулировать  вопросы по приоритетной социальной проблеме. Социально-управленческие нормы - это требования, выраженные в правилах поведения, упорядочивающих социальные отношения в соответствии с выбранными целями человеческой деятельности. С  их помощью требования субъектов  управления переводятся в модели, стандарты должного поведения объектов управления. Воплощение в реальной жизни они получают в процессе разработки и реализации управленческих решений, которые можно считать  сердцевиной управленческой деятельности. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                 Понятие «управленческое решение»

     По  своей сути управленческое решение - разработанный и принятый, формально  зафиксированный проект социальных изменений. Поэтому всякое управленческое решение есть акт осуществления  управленческого воздействия, средство выражения и способ регулирования  управленческих отношений в конкретно-исторических условиях и социальной среде.

     Основные  признаки управленческих решений:

  1. Субъект  управления  принимает  решение  исходя  не  из  собственных потребностей,  а  в  целях  урегулирования  конкретной  ситуации  или проблемы.
  2. Разработка,   принятие   и   реализация   управленческих    решений осуществляется субъектами управления в пределах закрепленной  законом компетенции.
  3. Для   принятия   управленческого   решения   необходимо    наличие профессионализма, специальных знаний, компетентности.
  4. Разделение труда заключается в том, что решение возникающих  проблем, разработку и принятие управленческих решений осуществляют управляющие субъекты  (руководители,  менеджеры),   а   их   реализацией   заняты исполнительные структуры.
  5. Последствия реализации управленческого решения могут оказать  влияние как на лиц, принимающих и исполняющих его, так и на простых граждан.

     Государственно-управленческое решение - осознанно сделанный субъектом  государственного управления выбор  целенаправленного воздействия  на социальную действительность, выраженный в официальной форме. Между тем  существует более широкое понятие  государственного решения, - это властная воля государства, которая приобретает  официально выраженную форму, будучи закрепленной в существующих государственных актах, издаваемых государственным органом либо должностным лицом в соответствии со своей компетенцией и в пределах предоставленных полномочий. Принятие государственного решения традиционно рассматривается как этап волевого акта, совершаемого субъектом, наделенным государственно-властными полномочиями, при выборе одной из существующих возможностей в достижении предполагаемого результата намечаемых действий. Таким образом, государственное решение - это, как правило, идеальная модель будущего, где содержится информация, данная субъектом власти, о желательности и нужности того, что должно быть исполнено.

     Социальный  характер управленческих решений государственных  органов в том, что они воздействуют не на природную или техническую  среду, а на людей. Цель их побуждающего воздействия - мобилизовать людей на практическое (материальное) преобразование социальной действительности. Основное содержание данного управленческого  процесса - волевое воздействие управляющих  на управляемых. Если деятельность по подготовке и принятию управленческих решений всегда духовна, то деятельность по реализации этих решений в основном материальна, в какой бы социальной сфере она ни осуществлялась. Исполнение управленческих решений - это практическая, а следовательно, материальная сторона  управленческой деятельности, так как  именно в процессе организаторской  и в результате практической деятельности происходит “материализация” содержащихся в управленческих решениях социальных норм, перевод их в реальные физические действия (отношения, процессы,результаты) под воздействием управляющей подсистемы на управляемую в целях преобразования ее в новое качественное состояние. Однако управленческие решения могут  иметь двоякий характер, поскольку  могут быть направлены как вовне - на управляемую подсистему, так  и внутрь - на управляющую подсистему. Но при этом качественная специфика управленческих решений заключается в преобразовании и стабилизации управляемого социального объекта. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Виды  управленческих решений

     Многообразие  общественных отношений, требующих  государственного вмешательства, порождает  множество видов государственных  решений и соответственно действий властного характера. В управленческой деятельности, как правило, решаются задачи двух типов: оригинальные (нетривиальные) и однотипные, повторяющиеся. Отсюда и решения, которые приходится находить и брать ответственность за их принятие и непосредственное исполнение, также могут быть оригинальными  либо типичными. Оригинальные задачи не поддаются унификации и стандартизации в полном объеме. Но для них могут  быть применены общие принципы решения  управленческих задач. В большинстве  случаев целесообразно стандартизировать  как технологию решения повторяющихся  однотипных задач, так и формы  предоставления информации.

     Многогранные  проявления общественной жизнедеятельности  и возникающих в ней ситуаций объясняют большое разнообразие соответствующих решений, принятие которых требуется со стороны  государства. Классификация государственных  решений позволяет систематизировать  их по различным основаниям, например, по субъектам управления, времени  и сфере действия, содержанию и  форме и т.д. Итак, государственные  решения можно классифицировать следующим образом.

          I. По значимости цели:

    1. Плановые  (стратегические)  –  это  директивные  акты,  направляющие, организующие и мотивирующие коллективные действия людей для достижения стратегических целей.  Стратегическое  планирование  включает  в  себя разработку муниципальной политики в  различных  сферах,   определяющих жизнь муниципального  образования;  разработку  программ  и  проектов; прогнозирование и определение социально-экономического  развития,  что является  необходимым   элементом   согласования   интересов   местных сообществ в отношении ключевых вопросов муниципального развития.
    2. Оперативные решения связаны с осуществлением текущих целей  и  задач. По времени они рассчитаны на период, не превышающий месяца.
    3. Организационные  решения  -  это  выбор,   который   должен   сделать руководитель, чтобы выполнить обязанности, обусловленные занимаемой и должностью:
  • Запрограммированные  решения  –  результат  реализации  определенно последовательности шагов или действий, подобных тем, что  принимаются при   решении   математического   уравнения.   Руководство   зачастую программирует решения  под  ситуации,  повторяющиеся  с  определенной регулярностью
  • Незапрограммированные  решения  требуются  в  ситуациях,  которые  в определенной мере новы, внутренне не структурированы или сопряжены  неизвестными факторами.  Например,  как  усовершенствовать  структуру управленческого подразделения; как усилить  мотивацию  подчиненных  и др.
  • Интуитивные решения -  это выбор, сделанный только на основе ощущения того, что он правилен. В сложной  организационной  ситуации  возможны тысячи  вариантов  выбора.   У   руководителя,   который   полагается исключительно на  интуицию,  с  точки  зрения  статистики,  шансы  на правильный выбор без какого-либо приложения логики невысоки.
  • Решения, основанные на суждениях - это выбор, обусловленный  знаниями или  накопленным  опытом.  Человек  использует  знание  о  том,   что случилось в сходных ситуациях ранее, чтобы спрогнозировать  результат альтернативных  вариантов  выбора  в  существующей  ситуации.  Однако отметим,  что  руководитель,  чрезмерно   приверженный   суждению   и накопленному  опыту,  может  сознательно  и  бессознательно  избегать взаимодействия с новыми технологиями и разработками, что  приводит  к принятию нерациональных решений.
  • Рациональные   решения   обосновываются   с   помощью   объективного аналитического процесса.

       II. В зависимости от способа  фиксации:

  1. Документированные решения закрепляются и доводятся до  исполнителей  в письменной форме. По своему функциональному  значению  служебные  документы  делятся  на несколько больших групп:
    • Личные – это акты, устанавливающие, изменяющие или отменяющие права и  обязанности  конкретных  лиц  или  рассчитанные  на  однократное применение (например, приказ -  решение  руководителя,  наделенного властью в организации, обязательное для исполнения);
    • Директивные  и  распорядительные.  К  распорядительным  документам относятся: постановление - правовой акт, принимаемый субъектом управления в целях разрешения наиболее важных и принципиальных задач развития и жизнедеятельности управляемого объекта; распоряжение - правовой акт управления, издаваемый  должностными лицами  в пределах  их  компетенции и определенный  правовыми документами. Распоряжение - решение руководителя, не наделенного властью административными функциями, обязательное для исполнения непосредственно подчиненными; решение - правовой акт, принимаемый по результатам  деятельности коллегиальных  органов.  Приказ  -  правовой   акт,   издаваемый руководителями    подразделений,    действующими    на    основе единоначалия по решению оперативных задач; поручение - документ, издаваемый для решения срочных вопросов руководства   хозяйственной    деятельностью    на    территории управляемого  объекта   (муниципального   образования)   и   его социально-экономического развития;
    • Административно – организационные (регламенты,  уставы,  положения, инструкции);
    • Организационно – распорядительные  (протоколы,  договоры,  трудовые соглашения);
    • Информационно  –  справочные  (справки,  докладные  записки,  акты, объяснительные записки, служебные и сопроводительные письма, письма – приглашения);
    • Деловые письма;
    • Финансовые документы;
    • Учетные документы.
  1. Устные решения  составляют  наиболее  оперативную  часть  деятельности управленческого и  производственного  аппарата.  Такие  решения  могут касаться важных вопросов и должны  подкрепляться  ответственностью  за исполнение.
  1. Кодированные решения применяются в  автоматизированных  системах.  Они наносятся на специальные документы,  перфокарты,  различные  магнитные носители.

       По функциональной направленности выделяют  планирующие,  организующие, координирующие и контролирующие управленческие решения.

           Управленческие решения могут  приниматься  как  единолично  полномочным субъектом,  так  и  в  коллегиальном  составе.  Могут быть  направлены   на урегулирование часто повторяющихся отношений или новой  возникшей  проблемы.

     Решения  принимаются  в  различных  условиях:  условиях  риска,   полной   –неполной, качественной или некачественной информации.

           Выделяют также решения:

     Жестко  обусловленные (детерминированные), которые основаны  на  предписаниях и распоряжениях, принятых вышестоящим органом;

     Инициативные,  которые  принимаются  полномочным  субъектом   управления   в соответствии  с  ситуацией.  Их  эффективность  зависит  от  компетентности, управленческого опыта, личных качеств принимающего субъекта. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Виды  управленческих решений  на примере государственной  власти России

       Научное изучение интересующего  нас явления предполагает определение  его понятия. В данном случае  речь идет об особом типе  управленческих решений, составляющих  функцию государственной власти. Государственное решение — это  выбор и обоснование определенного  проекта действий государственных  органов, направленных на достижение  общественных целей. 

     Следует различать политические и административные решения. Первые — концентрированное  выражение политического руководства. Они подчинены осуществлению  общих интересов и общих целей  социальных групп, либо данного сообщества. Даже если политические решения принимаются  на региональном уровне или в рамках какого-то местного сообщества, они  затрагивают интересы государственного союза людей, функционирование государственной  власти. Административные решения представляют собой акты управленческих действий, регулирующих функционирование отдельных  видов производственно-хозяйственной, социальной и культурной жизни людей  и текущей практической деятельности отдельных организаций. Административные решения — функция органов  исполнительной власти и управления.

Информация о работе Виды управленческих решений, принимаемых органами государственной власти или местного самоуправления