Государственная власть и местное самоуправление

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2011 в 07:46, контрольная работа

Описание работы

Цель работы - изучить регулирование вопросов разграничения полномочий органов государственной власти и органов местного самоуправления.
Задачи:
- дать общую характеристику органов государственной власти и органов местного самоуправления;
- выявить проблемы взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления и разграничения их полномочий;
- рассмотреть условия и порядок наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями.

Работа содержит 1 файл

гос власть и мест самоупр.doc

— 158.50 Кб (Скачать)

 

     Введение

       

        Конституция Российской Федерации  закрепляет три относительно  самостоятельные системы органов,  посредством которых народ осуществляет  свою власть: федеральные органы  государственной власти, органы  государственной власти субъектов  Российской Федерации и органы местного самоуправления.

        Практика, как отечественная, так  и зарубежная, убедительно доказала, что местное самоуправление не  может рассматриваться в отрыве  от государственного управления, в состав которого оно фактически  входит как часть единого целого. Все полномочия в области местного самоуправления установлены государством, имеют единый источник - государственную власть. Органы местного самоуправления осуществляют функции, носящие публично-правовой характер, свойственный органам публичной власти (принятие общеобязательных решений, установление и сбор местных налогов и т.п.). В этой связи практически невозможно дать четкое разграничение местных дел и дел государственных, решаемых в интересах населения. Вопросы, входящие в компетенцию органов местного самоуправления (здравоохранение, образование, культура, социальная защита населения, жилищно-коммунальное и дорожное хозяйство и другие), не могут считаться вопросами чисто местного значения и противопоставляться государственным, так как они составляют предмет не только местного самоуправления, но и государственного.

        В то же время Конституция  Российской Федерации установила  совершенно новый для России  статус органов местного самоуправления, провозгласив принцип, согласно  которому они не входят в систему органов государственной власти. Конституционный статус местного самоуправления требует своего глубокого уяснения и развертывания в действующем законодательстве Российской Федерации и ее субъектов.

        Тема курсовой работы весьма  актуальна на сегодняшний день так как проблема разграничения полномочий между органами государственной власти и органами местного самоуправления является одной из наиболее важных и вместе с тем малоизученных. Отсутствует законодательно закрепленная система разграничения компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

        Объектом исследования является  система правоотношений, складывающихся  в процессе разграничения полномочий  органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

        Предметом служит система органов  местного самоуправления, нормативные  акты субъектов Российской Федерации,  по вопросам местного самоуправления, организационно-правовые формы разграничения полномочий органов государственной власти и местного самоуправления в рамках федерального и регионального законодательства.

        Цель работы - изучить регулирование  вопросов разграничения полномочий  органов государственной власти  и органов местного самоуправления.

        Задачи:

        - дать общую характеристику органов  государственной власти и органов  местного самоуправления;

        - выявить проблемы взаимодействия  органов государственной власти  и органов местного самоуправления  и разграничения их полномочий;

        - рассмотреть условия и порядок  наделения органов местного самоуправления  отдельными государственными полномочиями.

        Отдельные аспекты взаимоотношения  органов государственной власти  и органов местного самоуправления, разграничения полномочий между ними были предметом исследования многих российских и зарубежных ученных таких как Алехин А.П., Козлов Ю.М., Бахрах Д.Н., Авакьян С.А., Якубовский Д., Комаров С. А., Кутафин О. Е. и.т.д.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. Основы  организации государственной власти и местного самоуправления 

    Попытка законодательно закрепить финансовую самостоятельность местного самоуправления в принятом Верховным Советом  РСФСР 15 апреля 1993г. Законе "Об основах  бюджетных прав и прав по формированию и использованию внебюджетных фондов представительных и исполнительных органов государственной власти республик в составе Российской Федерации, автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, органов местного самоуправления" не увенчалась успехом. Действующий и по сегодняшний день закон практически игнорируется всеми органами власти.

      Но вместе с тем Закон СССР "Об общих началах местного  самоуправления и местного хозяйства"  и Закон Российской Федерации  "О местном самоуправлении" сыграли важнейшую роль в развитии начал местного самоуправления в нашей стране. Они достаточно подробно разработали вопрос о финансово-экономических предпосылках самостоятельности местного самоуправления, ввели понятие муниципальной собственности, определили основные механизмы правовой защиты местного самоуправления.

      Политическая обстановка в стране  к осени 1993 г. разразилась конституционным  кризисом. В период с сентября-октября  1993 г. и до принятия новой  Конституции Российской Федерации  нормативная и законодательная  база сводилась к ряду Указов Президента Российской Федерации. Принятие 12 декабря 1993 г. новой Конституции разрешило ситуацию в пользу местного самоуправления и признало объективную необходимость его существования и правовых гарантий на высшем законодательном уровне.  
 

    Новая Конституция России определила местное  самоуправление как одну из самостоятельных  форм осуществления власти народом, признавая и защищая экономическую  основу самоуправления - муниципальную  собственность равным образом с  государственной, частной и иными формами собственности.

      Конституционное право граждан  России на осуществление местного  самоуправления обеспечивается  самостоятельностью населения в  решении вопросов местного значения, самостоятельностью органов, создаваемых  населением для этой цели и конституционным запретом на ограничение прав местного самоуправления, обеспечивающимся судебной защитой. Общие исходные принципы организации местного самоуправления, установленные в Конституции России, соответствуют международным стандартам, закрепленным в Европейской Хартии местного самоуправления (принята Советом Европы 15 октября 1985 г.). Европейская Хартия определяет местное самоуправление как ПРАВО и действительную способность местных сообществ "контролировать и управлять в рамках закона под свою ответственность и на благо населения значительной частью общественных дел". Конституцией России право населения, местных сообществ на самоуправление не только признается, но и декларируется его гарантия всеми государственными органами: как федеральными органами власти, так и органами власти субъектов Федерации. Это гарантии экономические, юридические, организационные. Реализация полномочий местного самоуправления должна обеспечиваться достаточными финансовыми ресурсами, наличием муниципальной, в том числе земельной, собственности.

    Одно  из ключевых понятий, раскрывающих сущность местного самоуправления - самостоятельность. Органы местного самоуправления, в  соответствии с Конституцией, наделяются собственной компетенцией, свободой в осуществлении этой компетенции и несут за это ответственность. Самостоятельность местного самоуправления подчеркивается тем, что Конституция не включает органы местного самоуправления в систему органов государственной власти. Однако это ни в коей мере не означает, что местное самоуправление находится вне системы государственно-властных отношений и абсолютно независимо от государства, как это порой утверждается противниками местного самоуправления. С точки зрения сохранения единства власти и государственности такая трактовка безусловно поверхностна и неправомерна. Речь в Конституции идет о самостоятельности в пределах полномочий. Полномочия же предоставляются законом, принимаемым органом государственной власти. Таким образом, для сохранения единства власти нет никакой необходимости лишать местное самоуправление самостоятельности. Помимо этого в государстве существуют такие институты, как государственный контроль за реализацией переданных государственных полномочий, предусмотренный частью 2 статьи 132 Конституции Российской Федерации, прокурорский надзор за законностью в деятельности органов и должностных лиц местного самоуправления, и, наконец, судебная власть. И что особо важно, пределы самостоятельности местного самоуправления определяются наличием и объемом его финансово-экономической базы, определяемой и регулируемой правовыми актами органов государственной власти.

      Более того, в целях укрепления  и сохранения территориальной  целостности России как федерации  возникает объективная необходимость  выведения органов самоуправления  из-под диктата органов государственной власти. Города, сельские населенные пункты, нынешние районы не являются экономически замкнутыми и самодостаточными образованьями и стремятся к "расширению" связей, укрепляющих "государственность". Поэтому федеральная власть, предоставляя и гарантируя в соответствии с Конституцией определенную самостоятельность местному самоуправлению, создает опору федеративному государству в решении вопросов, представляющих общенациональные и региональные интересы, и способствует консолидации всех структур власти.

    Таким образом, правовой  основой местного самоуправления является Конституция  и закон, который ввел понятие "муниципальное  образование" - городское, сельское поселение или иная территория, где  действует местное самоуправление. Это потребовалось потому, что в субъектах Федерации стали использоваться исторические и национальные наименования территорий и населенных пунктов (уезд, волость и др.). Типы муниципальных образований и их названия устанавливаются законами субъектов Федерации.

    Согласно  Конституции, границы территорий, где  реализуется местное самоуправление, устанавливаются только с учетом мнения живущего там населения. Иными  словами, жители сами должны решать, будет  ли администрация небольшого города (поселка) подотчетна им или мэра (старосту) станет назначать районная администрация.

    Органы  местного самоуправления по закону обособлены от органов государственной власти Федерации и ее субъекта, на территории которого реализуется самоуправление. Власти субъекта не вправе вмешиваться в дела самоуправления, могут устанавливать лишь общие принципы его организации. Жители вправе сами, без предписаний, определять структуру органов местного самоуправления, непосредственно или через представительные органы принимать положения (уставы) муниципального образования и другие нормативные акты, регулирующие процедуру и порядок созыва сходов, собраний и т.п.

    Согласно  Конституции органы местного самоуправления владеют, пользуются и распоряжаются  муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, охраняют общественный порядок. Им гарантируется право на судебную защиту и на компенсацию расходов, возникших в результате решений органов государственной власти или ограничения прав местного самоуправления. Но суды, как правило, встают не на их сторону.

    Прямое  указание закона "Об общих принципах  организации местного самоуправления" на то, что в федеральном бюджете  и бюджетах субъектов Федерации  должны предусматриваться средства для реализации муниципальными органами своих полномочий, зачастую игнорируется. Включаемые в федеральный бюджет расходы на содержание жилищного фонда и объектов социальной сферы, передаваемых в ведение органов местного самоуправления, можно рассматривать лишь в качестве финансового обеспечения бывшей государственной собственности.

    Во  все периоды становления России как единой и великой державы, особенно в кризисные периоды, отчетливо  проявлялись две тенденции: объединение  на основе сильной центральной власти и разобщение, суверенизация территорий, ее составляющих. Причиной тому были, как объективные исторические и социально-экономические условия, так и субъективное желание удельных владетелей, или региональных элит, в современных политических терминах, быть всевластными хозяевами в своих ограниченных, но самодостаточных, с их точки зрения, пределах.

    "Органы  местного самоуправления - выборные  и другие органы, наделенные полномочиями  на решение вопросов местного  значения и не входящие в  систему органов государственной власти".

    Органами  местного самоуправления в городах, сельских поселениях, других населенных пунктах являются собрание представителей (дума, муниципальный комитет и  др.), глава местного самоуправления (глава администрации, мэр, староста и др.), которые избираются сроком на два года. На территориях нескольких городских или сельских поселений может быть создан единый орган. Федеральное законодательство устанавливает лишь общую, принципиальную схему организации местного самоуправления, а конкретизируют ее власти субъектов Федерации с учетом местных традиций.

    Жители  городских и сельских поселений  с численностью населения до 5 тыс. человек вправе выбирать главу местного самоуправления или управляться  без выборного лица - непосредственно  через собрания (сходы); при численности населения от 5 до 50 тыс. избирать главу местного самоуправления (главу администрации) и собрание представителей; свыше 50 тыс. - главу администрации и собрание представителей.

      Жители городов, имеющих деление  на районы, округа и т.д., могут избирать главу администрации и собрание представителей, жители районов - главу администрации района либо сформировать орган из представителей местного самоуправления городских и сельских поселений, хотя закон не обязывает это делать, чем активно пользуются власти субъектов Федерации.

Информация о работе Государственная власть и местное самоуправление