Вязание

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Января 2012 в 14:21, курсовая работа

Описание работы

В психологических знаниях в общественном виде отражены уже познанные психологические закономерности обучения и воспитания, формирование личности на разных возрастных этапах в условиях различных видах деятельности (игра, учение, труд), существенные связи в сфере педагогических психологических явлений. Психологическая наука накопила немало ценных фактов, использование которых может обогатить содержание и организацию трудового и производственного труда, более плотно использовать резерв школьника, обеспечить в трудовом воспитании систему и тем самым повысить его воспитательную ценность.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1.РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА НА ПРИМЕРЕ ОРГАНИЗАЦИИ КРУЖКА ПО ВЯЗАНИЮ «ПАУТИНКА»
Роль кружковых занятий в развитии учащихся _________________
Понятие о способностях. ___________________________________
Понятие о творчестве ______________________________________
Условия развития творческих способностей ___________________
Подростковый возраст _____________________________________
Принципы организации внеклассной работы ___________________
Методика проведения занятий _______________________________

Работа содержит 1 файл

курсовая Паутинка.doc

— 249.50 Кб (Скачать)
 
 

    СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 
1.РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА НА ПРИМЕРЕ ОРГАНИЗАЦИИ КРУЖКА ПО ВЯЗАНИЮ «ПАУТИНКА»

    1. Роль кружковых занятий в развитии учащихся _________________
    2. Понятие о способностях. ___________________________________
    3. Понятие о творчестве ______________________________________
    4. Условия развития творческих способностей ___________________
    5. Подростковый возраст _____________________________________
    6. Принципы организации внеклассной работы ___________________
    7. Методика проведения занятий _______________________________
 
 

         ВЫВОД

    ЛИТЕРАТУРА 
 
 
 
 
 
 
 

 

                                          

                                             Введение 

    В  психологических знаниях в общественном виде отражены уже познанные психологические закономерности  обучения и воспитания, формирование личности на разных возрастных этапах в условиях различных видах деятельности (игра, учение, труд), существенные связи в сфере педагогических психологических явлений. Психологическая наука накопила немало ценных фактов, использование которых может обогатить содержание и организацию трудового и производственного труда, более плотно использовать резерв школьника, обеспечить в трудовом воспитании систему и тем самым повысить его воспитательную ценность.

      Накоплен опыт, написано множество  статей и книг как российских,  так и зарубежных педагогов.  Это очень помогает преподавателю  в осознании цели и задачи, в более рациональном и четком  планировании и поурочных планов  и внеклассной работе, поисках новых методов и приемов для организации учебного процесса. Передовой опыт учителей – новаторов, их открытия и разработки уроков регулярно освещаются в таких журналах, как «Школа и производство», «Специалист», «Производственное обучение». Примером новаторства может служить кружок  «Умелые руки»,  работу которого в направлении я и хочу охарактеризовать в своей курсовой работе.

    Цель:- с помощью содержания доказать на сколько актуально и необходимо дополнительное (внеклассное) обучение в развитии творческих способностей детей.

    Задача:  Раскрыть роль кружковых занятий в развитии учащихся подросткового возраста на кружках по технологии; 
 

1 Развитие творческих  способностей учащихся  подросткового возраста  на примере организации  кружка по вязанию  «Паутинка»

    1. Роль кружковых занятий в развитии учащихся

    Проблема  развития творческих способностей детей  и подростков интересовало и интересует многих. В школах и Дворцах творчества существует множество кружков и  студий, и огромное место среди  них принадлежит занятиям по декоративно – прикладному искусству как области, бесспорно, близкой к внутреннему миру ребенка.

    Организация трудовой деятельности школьников, их эстетическое воспитание на традиционных видах народного искусства –  наиболее эффективная форма приобщения детей к национальной культуре народа, ознакомления их с разными видами декоративно – прикладного искусства.

    В связи с усилением внимания к  трудовому обучению, эстетическому  воспитанию учащихся, к организации  их досуга, создание кружков декоративно  – прикладного направления в системе школ и внешкольных учреждений представляется полезным и нужным. Подобные кружки приобретают особое значение и в связи с тем, что в настоящее время уделяется большое внимание развитию народно – художественных промыслов.

    Различные виды рукоделия являются одним из старейших в прикладной трудовой деятельности человека. Раскопки древних захоронений и поселений подтверждают, что вязание, плетение, вышивка одежды, предметов быта были знакомы людям далекого прошлого.

    В настоящее время, когда значительная часть декоративных изделий из меха, ткани, кожи, пряжи, ниток и другого материала искусно и художественно выполняется с помощью машин, многие предметы быта, одежды не теряют своей прелести  прочности и изящества, если они сделаны вручную.

    Мастерство многих рукодельных работ переходит от старших к молодым. Существует целые династии, передающие свое мастерство и традиции из поколения в поколение. Кто не знает знаменитую владимирскую вышивку и горьковскую вологодские кружева, вещи, связанные крючком или спицами прибалтийских народов, народов Севера и другие.

    Восприятия  художественной и практической ценностей  изделия, созданных народными умельцами, художниками – дизайнерами и  просто любителями, доступно детям  младшего школьного возраста. Они  с раннего детства имеют возможности созерцать и чувствовать всю прелесть и неповторимость различных рукодельных работ. Следовательно, целью дипломной работы будет являться организация такой работы в кружке «Умелые руки», которая могла бы дать эту возможность, а также оказать воздействие на развитие творческих способностей каждого ребенка.

    Со  многими видами рукодельного творчества учащиеся знакомятся на уроках трудового  обучения (« технологии») – это  обработка текстильных материалов, когда детей обучают шитью, вышиванию, плетению.

    На  уроки по обработке ткани и  других текстильных материалов              (I тесьмы, лент, ниток, пряжи) программой начальной школы отводится       31 ч. - кл. – 9 ч. – II кл. - III кл. – 12 ч.

    Многие  задачи, определенные программой и  связанные с обработкой текстильных изделий, на внеклассных занятиях по рукоделию значительно расширяются. А также расширяется содержание работы кружка по сравнению с учебной программой трудового обучения ( обучения технологий ) для начальных классов. Например, программа не предусматривает работ по вязанию, а на занятиях в кружке учащиеся успешно справляются с этим видом рукоделия. Поэтому предлагаемая услуга, кружок «Умелые руки», в большой степени будет включать в себя работу именно с помощью спиц и ниток при этом частично опираться на другие текстильные изделия.

    Ручное  вязание – один из наиболее старых и популярных видов рукоделия. Интерес  к вязанию растет с каждым годом  в России и других странах. И это  понятно: из клубка ниток можно сделать  множество красивых и удобных вещей, декоративных изделий, сувениров, используемых в учебных, жилых и других помещениях.

    Педагогу  необходимо знать о способностях детей для правильной, организации  кружковой деятельности. 

    1.2  Понятие о способностях.

    Способности, понятие

    Когда мы пытаемся понять и объяснить, почему разные люди, обстоятельствами жизни поставленные в одинаковые или примерно одинаковые  условия достигают разных успехов, мы обращаемся к понятию способности пологая, что разницу успехов можно вполне удовлетворительно объяснить ими.   

    Что же такое способности ?

    Способности – формирующиеся в деятельности на основе задатков, индивидуально  – психологические особенности, отличающие оного человека от другого.

    Значительный  вклад в разработку общей теории способностей внес наш отечественный ученый Б.М. Теплов. Он  то и предложил полное понятие о способностях.

    В понятие «способности» по его  мысли заключено три идеи: «Во  – первых, под способностями подразумевается  индивидуально – психологические  особенности  человека.  Во – вторых, способностями называются не всякие вообще индивидуальные особенности, а лишь такие, которые имеют отношение к успешности выполнения  какой – либо деятельности … в – третьих, понятие  «способности» не сводится к тем знаниям, умениям, навыкам, которые уже выработаны у человека».

    Способности, считал Б.М. Теплов, не могут существовать иначе, как в постоянном процессе развития. Способность, которая не развивается, которой на практике человек перестает  пользоваться, со временем теряется. Только благодаря постоянным упражнениям, связанным с систематическими занятиями, такими сложными видами деятельности, как музыка, техническое и художественное творчество, математика, спорт и т.д., мы поддерживаем у себя и развиваем дальше соответствующие способности.

    Успешность выполнения деятельности зависит не от какой -  либо одной, а от сочетания многих, различных способностей, причем это сочетание, дающее один и тот же результат, может быть обеспечено различными способами. При отсутствии необходимых задатков к развитию одних способностей, их дефицит может быть выполнен за счет более сильного развития других.

    «Одной  из важных особенностей психики человека, - писал Б.М. Теплов, - является возможность  чрезвычайно широкой компенсации  одних свойств другими, вследствие чего относительная слабость какой – нибудь одной способности вовсе не исключает возможности успешного выполнения даже такой деятельности, которая наиболее тесно связна с этой способностью. Недостающая способность не может быть в очень широких пределах компенсирована другими, высоко развитыми у данного человека.  

   Каждый  должен творить, создавать  новое.

   Что же такое творчество?

   1.3 Понятие о творчестве

    Слово “творчество” происходит от слова  “творить”, и в общеизвестном  смысле это означает искать, изобретать и создавать нечто новое, что не встречалось в прошлом опыте – индивидуальном или общественном.

    Творчество  – вид деятельности порождающий нечто качественно новое, никогда ранее не существовавшее.

    Творчество – как созидательная деятельность характеризуется неповторимостью по характеру осуществления с одной стороны и по полученному результату с другой стороны. Результат творческой деятельности всегда оригинален.

    Творчество  – процесс создания нового. Творческая деятельность – как правило, многообразная деятельность. Классообразующим признаком творческого характера деятельности является созидание нового.

    - Существует две формы получения  творческого результата (решения): изобретение;

  • рационализация.

    Изобретение – новое, обладающее существенными отличиями техническое решение задачи в любой области. Как правило, результат изобретения должен давать положительный эффект.

    К творческой может быть отнесена лишь такая деятельность, результатом  которой может быть создание вещей, обладающих высокой общественной значимостью. Не всегда результат творческой деятельности совпадает с результатом его практической применимости и значимости.

    Объективного  толкования творческой деятельности дать нельзя, так как проявление человеческой деятельности на столько многообразны, что сколько-нибудь четкой границы между творческой деятельностью и высоким уровнем мастерства провести, по-видимому, нельзя.

    Согласно, например, Б.М.Теплову, “творческой  деятельностью в собственном  смысле слова называется деятельность, дающая новые, оригинальные продукты высокой общественной ценности”.

    Творческая  деятельность – специфический вид активности человека, направленный на познание и творческое преобразование окружающего мира, включая самого себя. Существуют различные виды деятельности.                                                                                                                                                                                                                                         

    1.3.1 Творческая деятельность:

      Декоративно прикладная, художественно-эстетическая 

   - изо;                                                                         - музыка;

   - шитье;                                                                    - вокал;

   - вязание;                                                                 - хореография;

   - макраме.                                                                – драматический театр.

Информация о работе Вязание