Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Января 2012 в 14:21, курсовая работа
В психологических знаниях в общественном виде отражены уже познанные психологические закономерности обучения и воспитания, формирование личности на разных возрастных этапах в условиях различных видах деятельности (игра, учение, труд), существенные связи в сфере педагогических психологических явлений. Психологическая наука накопила немало ценных фактов, использование которых может обогатить содержание и организацию трудового и производственного труда, более плотно использовать резерв школьника, обеспечить в трудовом воспитании систему и тем самым повысить его воспитательную ценность.
ВВЕДЕНИЕ 
 1.РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА НА ПРИМЕРЕ ОРГАНИЗАЦИИ КРУЖКА ПО ВЯЗАНИЮ «ПАУТИНКА» 
Роль кружковых занятий в развитии учащихся _________________
Понятие о способностях. ___________________________________
Понятие о творчестве ______________________________________
Условия развития творческих способностей ___________________
Подростковый возраст _____________________________________
Принципы организации внеклассной работы ___________________
Методика проведения занятий _______________________________
Вместо имевшихся в трудовом обучении объектов труда, которые выполняли все учащиеся без учета потребностей и спроса на них, по заранее заданным эскизам и технологическим картам в творческих проектах учащиеся проектируют изделия (услуги) от идеи до воплощения в реальность с учетом потребностей, традиций, возможностей. Причем все этапы проектирования требуют интеллектуальной подготовки, поиска материалов, инструментов, оборудования и т. д.
Создания своим разумом и изготовленная своими руками вещь с учетом достижений научно – технического прогресса, требований дизайна и техноэтики делает человека добрее, гуманнее, бережливее. Трудовая воспитанность учащихся возрастает в процессе постижения технологической культуры, проектно – технологической деятельности через учебно - игровую, учебно - экспериментальную и учебно – производственную деятельность.
Освоение эволюции техносферы, средств и приемов преобразования первичных ресурсов в нужный продукт для определенного уровня развития общества, создание красивых вещей с учетом дизайна, технологии способствуют эстетическому воспитанию школьников. В настоящее время заметен всплеск народного творчества и ремесел. Это не ностальгия о прошлом и не наша бедность. Просто, потребность создать красивую вещь, спроектировать красивую траекторию жизни и карьеры – это содержится в генах большинства юношей и девушек, и «технология» усиливает их возможности, способствует выявлению и развитию задатков и способностей личности. При этом следует учитывать то, что современная техника способна повысить некогда архаичные технологии народных ремесел до уровня высоких. Так, ручное вязание с успехом заменяет машинным и даже в автоматическом режиме, то есть управляемое с помощью компьютера.
Выполнение проектов вообще начинается со сбора, накопления и переработки информации. А для этого необходимо использовать возможности различных источников информации: журналов и газет, книг, радио и телевидения, ПЭВМ. Таким образом, образовательная область «Технология», при ее умелом освоении, поможет снять с многих подростков ярлык «второсортности», создать комфортную среду в триаде «ученик – учитель – родители», сформировать в будущем полноценное общество реально мыслящих людей.
Нами разработана модель совместной творческой деятельности учителя и учащихся (см. таблицу ниже).
                      
                             
 
 
Таблица 1 
| № п/п | Стадии выполнения проектов | Деятельность учащихся | Деятельность Учителя | 
| I.Организационно – подготовительный этап | |||
| 1.1. | Поиск проблемы | Слушает учителя, Анализирует услышанное | Ставит перед учащимися проблему; предлагает банк проектов; раскрывает требование к проектам, технологию их выполнения и критерии оценивания | 
| 1.2. | Выбор и обоснование проекта | Осуществляет маркетинговые исследования, выявляет потребности, интеллектуальные и материальные возможности самого и школы | Наблюдает за учащимися, консультирует, контролирует, участвует в принятии решения | 
| 1.3. | Анализ предстоящей деятельности | Анализирует предстоящую 
  деятельность; разрабатывает   «звездочку 
  обдумывания»                                | Наблюдает, консультирует, оказывает помощь, обобщает | 
| 1.4. | Разработка 
  различных вариантов выполнения проекта | История проекта; рисунки и схемы различных вариантов, определения их достоинств и недостатков | Наблюдает, консультирует, оказывает помощь, обобщает | 
| 1.5. | Выбор оптимального варианта | Выбирает из многих вариантов наиболее подходящий | Наблюдает, консультирует, оказывает помощь, обобщает | 
| 1.6. | Подбор материала | Разрабатывает звездочки обдумывания: «Материалы», «Оборудование» | Наблюдает, консультирует, оказывает помощь, обобщает | 
| 1.7. | Разработка 
  техноло- гического процесса и конструкторско – технологической до – кументации | Выбирает и анализирует рациональную технологию; составляет технологические карты, чертежи, эскизы; осуществляет конструирование и моделирование; определяет режимы работы и затраты времени; уточняет критерии контроля | Наблюдает, консультирует, оказывает помощь, обобщает | 
| 1.8. | Организация рабочего 
  места | Подбирает и размещает на рабочем месте материалы, инструменты и приспособления | Наблюдает, консультирует, оказывает помощь, обобщает | 
| II. Технологический этап | |||
| 2.1. | Выполнение 
  техноло – гических операций | Подбирает режимы обработки; осуществляет контроль качества обработки деталей | Наблюдает, консультирует, оказывает помощь, обобщает | 
| 2.2. | Самоконтроль 
  своей деятельности | Осуществляет самоконтроль своей деятельности; вносит изменения в технологический процесс | Наблюдает, консультирует, оказывает помощь, обобщает | 
| 2.3. | Корректирование 
  технологического процесса | Корректирует последовательность операций, режимы обработки, последовательность сборки | Наблюдает, консультирует, оказывает помощь, обобщает | 
| 2.4. | Соблюдение 
  техноло – гической, трудовой дисциплины, культуры труда | Контролирует технологический процесс; соблюдает технологическую и трудовую дисциплину; контролирует организацию рабочего места | Наблюдает, консультирует, контролирует, помогает, обобщает | 
| III. Заключительный этап | |||
| 3.1. | Контроль и 
  испытание изделия (услуги) | Осуществляет 
  контроль и корректировку параметров 
  изделия; проводит испытание изделия | Наблюдает, консультирует, оказывает помощь обобщает | 
| 3.2. | Корректирование 
  до – кументации | Подготовка документации к защите; проектирование (проект, чертежи, рисунки, эскизы, технологические карты) | Наблюдает, консультирует, оказывает помощь, обобщает | 
| 3.3. | Экономико – экологическое обоснование | Рассчитывает себестоимость изделия, (услуги); разрабатывает (при необходимости) бизнес – план; проводит экологическую экспертизу | Наблюдает, консультирует, оказывает помощь, обобщает | 
| 3.4. | Мини – маркетинговые 
  исследования | Разрабатывает рекламу, товарный знак изделия (услуги); осуществляет поиск предложений возможностей реализовать изделия (услуги) | Наблюдает, консультирует, оказывает помощь, обобщает | 
| 3.5. | Подведение 
  итогов | Самоанализ достоинств и недостатков проекта; самооценка результатов; перспективы производства | Наблюдает, консультирует, оказывает помощь, обобщает | 
| 3.6. | Защита проекта | Доклад и демонстрация; ответы на вопросы | Слушает, участвует в оценке проекта (услуге) | 
Последовательность (этапы) выполнения творческого проекта
Таблица 2
| Название 
  этапа 
 | Содержание работы | 
| Постановка проблемы | Учитель ставит перед учащимися проблему; предлагает банк проектов; раскрывает требование к проектам, технологию их выполнения и критерии оценивания | 
| Исследование, 
  заимствование идей Обоснование 
  темы проекта  | Опираясь на собственные знания и анализируя источники информации (банк данных и предложений, книги, журналы, газеты, теле-видео-радиоинформацию, рекламные буклеты, справочники и др.), учащиеся исследуют потребность в определенных изделиях и услугах для дома, школы, организации досуга, производства, | 
| Название этапа | Содержание работы | 
|  | Сферы обслуживания 
  и т.д.; проводят мини-маркетинговые 
  исследования Определение темы проекта. Анализ 
  предстоящей деятельности- | 
| Исследование объекта проектирования | Исследование 
  истории проекта, конспектирование. Художественное моделирование: выполнение набросок, эскизное проектирование (эскизы альтернативных моделей изделий), изготовление наглядных рисунков, чертежей. Дизайн-анализ, определение достоинств и недостатков альтернативных моделей и вариантов | 
| Развитие идей | Анализ и 
  синтез лучших идей. Выбор и развитие 
  из многих вариантов наиболее подходящего 
  решения (модели). Разработка рабочего 
  эскиза модели с описанием. Детальное 
  исследование и оценка возможностей (интеллектуальных, 
  материальных, финансовых); • выбор материалов, инструментов, оборудования; • предварительно 
  экономические расчеты  •мини-маркетенговые исследования (если изделие производится с целью реализации); •экологические 
  ограничения и достоинства  Конструирование, техническое моделирование, изготовление выкроек | 
| Название этапа | Содержание работы | 
| Планирование | Разработка рациональной технологии изготовления с учетом требований дизайна. Уточнение и постановление четких планов. Определение критериев контроля. Разработка технологических карт | 
| Организация и технология изготовления изделия | Организация рабочего места. Раскладка, раскрой, технологическая обработка изделия. Текущий самоконтроль и корректировка своей деятельности. Рассмотрение дизайна в качестве улучшение проекта в процессе обработки, примерок | 
| Эколого-экономическое 
  обоснование | Проведение 
  экологической экспертизы изделия. Подсчет себестоимости изготовленного изделия, предполагаемых прибыли и сроков окупаемости. Разработка (при необходимости) бизнес-плана, товарного знака изделия (услуги). Выбор рынка для реализации проекта. Возможные идеи 
  дальнейшего совершенствования  | 
| Подведение 
  итогов | Подготовка 
  документации к защите. Самооценка проекта (достоинство и недостатки, самооценка результатов). Перспективы производства | 
| Защита 
  проекта | Доклад и демонстрация; ответы на вопросы | 
                               
Развитие и воспитание 
способностей 
Успешное выполнение деятельности становится доступным не сразу.
Способности формируются и развиваются в деятельности. В процессе деятельности образуются нужные системы условных связей и одновременно тренируются, развиваются применительно к условиям деятельности свойства основных нервных процессов, а так же особенности соотношения сигнальных систем. Весь этот процесс в целом и есть развитие способностей. Ведущая роль в нем принадлежит образованию условных связей.
    Включение 
в деятельность есть основной путь развития 
способностей.  
                          
Проектирование уроков 
творчества 
Цели и задачи уроков. Бессмысленно проектировать «хороший процесс обучения» с «хорошим содержанием», если нет четкого определения конечной цели. Так же нельзя и создать уроки творчества, предполагающие обучение творчеству вообще, развитие творческих способностей вообще. Если начинать проектирование с «бескритерийным» заданием, то получится, как в сказку: пойди туда, не знаю куда, найди то, не знаю что. Поэтому проектирование начинается с четкого определения конечной цели.
При выборе этой цели исходили из общих целей обучения творчеству, имеющегося педагогического опыта учителя, который должен был вести уроки творчества; его специальности, квалификации и конкретных условий школы.
Общее развитие и формирование качеств творческой личности подростков, эта цель моет быть достигнута благодаря созданию условий разнообразной деятельности для выявления и развития способностей детей (вооружение их способами деятельности, обучение с реальными предметами и их образами, раскрытие путей и способов осуществления деятельности). Поэтому конкретные задачи были сформулированы так:
Исходные принципы. Анализируя многолетний опыт, учитывая цели и задачи обучения творчеству, а также психологические особенности школьников этого возраста, мы сформулировали исходные принципы, ориентиры, которыми руководствуемся при проектировании и организации уроков творчества.