Деловая этика предпринимательства

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2012 в 22:13, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы - рассмотреть и проанализировать деловую этику предпринимательства.
Основные задачи, которые были поставлены в ходе курсовой работы:
1. Рассмотреть исторический разрез мировой деловой этики.
2. Проанализировать историю развития деловой этики в России.
3. Сделать анализ основ деловой этики для современной России.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….. 3
Глава I. Этика в международном бизнесе…………………………………. 4
1.1. Определение этики и ее значение в культуре разных стран…………………………………………………………… 4
1.2. Модель морального усовершенствования индивидуума и организации…………………………………………………… 11
Глава II. Деловая этика предпринимательства в России…………………. 15
2.1. История развития этических представлений в России 15
2.2. Этика бизнеса и ее основы для российского предпринимательства…………………………………………..
2.2.1. Этика и культура компании………………………….. 25
2.2.2. Культура делового общения…………………………. 29
2.2.3. Этика деловых контактов…………………………….. 33
Заключение………………………………………………………………….
Список литературы…………………………………………………………

Работа содержит 1 файл

Деловая этика предпринимательства.doc

— 189.50 Кб (Скачать)

       Репутация фирмы образуется из простой суммы  примеров достойного поведения ее сотрудников, которое демонстрируется:

    • в отношении к имуществу фирмы;
    • в ситуациях, когда сталкиваются различные интересы;
    • при установлении внешних деловых связей;
    • при работе с государственными учреждениями;
    • во взаимоотношениях с клиентами и конкурентами;
    • в весьма деликатных ситуациях, когда перед сотрудниками фирмы стоит проблема выбора: предать гласности или сохранить в тайне пример нарушения коллегами внутрифирменных правил и норм.

       Для менеджера любого уровня крайне необходимо понимание основ этики, так как  он вынужден постоянно принимать  те или иные решения. Как они будут  оценены коллегами? Каковы будут  последствия этих решений? Чтобы  получить ответы на эти вопросы, необходимо четко представлять, какой морально-нравственный климат сложился в данном обществе и в данной фирме.

       Менеджеру необходимо поддерживать длительные и  взаимовыгодные отношения с владельцами  компаний, потребителями, кредиторами, поставщиками, работодателями. Весьма часто эти отношения складываются в ситуациях, когда интересы сторон не совпадают. Главное правило здесь — придерживаясь этических принципов, избегать намерения платить злом за зло. В твердости менеджера проявляется его достоинство.

       Американскими исследователями сформулированы следующие принципы деловой этики:

    • принцип справедливости;
    • принцип права;
    • принцип утилитаризма (практицизма).

       Данные  принципы предлагают управляющим способ прямого рассмотрения качества выбранного решения прежде, чем оно будет принято.

       Первый  принцип основывается на понятиях порядочности и честности и может быть использован  при анализе принимаемых решений. Главный спорный вопрос в данном случае заключается в следующем: основывать ли реализацию возможностей по потребностям, способности или вкладу?

       Принцип права зиждется на постулировании нерушимости  прав каждой личности. Когда права  игнорируются, происходит этическое  нарушение. Правовой подход доказывает также, что для каждого права  имеются соответствующие долг, обязанность или ответственность.

       В области права существуют спорные  проблемы. Одна из них заключается  в противоречии между правами  личности, особенно при распределении  недостаточных ресурсов. Кроме того, проблема возникает и из несогласия в некоторых случаях общества с правами индивидуума.

       Что касается третьего принципа — утилитаризма — принятие решения в данном случае зависит от соотношения затрат и  прибылей. Люди, которые доказывают необходимость определенных решений, исходя из этой перспективы, говорят  так: «Самого большого добра да побольше». Они определяют затраты, так же как и прибыль, на каждом шаге в бизнесе. Утилитаристы будут доказывать, что наиболее желательный ход действия тот, который приводит к наибольшим прибылям.

       Обосновывать  принятое решение в бизнесе, исходя из всех трех вышеперечисленных принципов, не всегда возможно. Так, увольняя работников, менеджер строит свое решение на основе принципа утилитаризма, иногда права, но не справедливости. Наоборот, оставляя на предприятии работника, он поступает так, реализуя свое представление о справедливости и соблюдении прав последнего, но поступается принципом утилитаризма. 

    1. Модель  морального усовершенствования индивидуума и  организации
 

       Необходима  конструктивная система обучения этическим  нормам. Основой такой системы могли бы стать западные модели морального усовершенствования человека и организации. Так, например, в США регулярно выходят выпуски «Обзор организации поведения обучающего», в которых ведутся дискуссии о вопросах обучения нравственности в американских бизнес-школах. Одна из разработок, посвященных данной теме, носит название «Модель морального усовершенствования индивидуума и организации».

       Обучение  морали — процесс сложный и  длительный. Известный в США автор  книг по философии бизнеса («Лидерство: скрытая от других сторона величия», «Сердце бизнеса: этика, власть, философия») Питер Костенбаум формулирует следующие составляющие долговременного успеха фирмы:

    • прибыль;
    • люди (мораль);
    • товары или услуги;
    • гордость (престиж).

       Прибыль Костенбаум обосновывает как основную цель бизнеса. Люди должны получать удовлетворение от своего дела, от деятельности в данной фирме.

       Ниже  представлены элементы модели морального усовершенствования индивидуума:

       1. Материальные последствия определяют  этику поведения, которой соответствует почтительное отношение к полномочию.

       2. Социальный дарвинизм: боязнь  утраты финансовой устойчивости  диктует моральное поведение.  Прямое использование силы является  нормой.

       3. Стремление человека к удовольствиям  является его главным интересом.

         4. Прибыль организации определяет ход ее действий. Успешное достижение целей оправдывает использование любых средств, включая манипулирование людьми.

       5. Санкция определяет поведение.  Хорошим человеком считается  тот, кто удовлетворяет интересам  семьи, друзей и партнеров

       6. Культурное соответствие: традиция  действия привычных процедур  в интересах групп. Требование  по соблюдению социальных норм  диктует, что является правильным  или неправильным поведением.

       7. Согласие с властью, поддержка  «социального заказа», «выполнение долга».       

       8. Преданность власти: указания законной  власти определяют моральные  стандарты и этические нормы.  Справедливость и несправедливость  базируются на решениях иерархии  законных полномочий.

       9. Терпимость к разногласиям и  применение права большинства.   

       10. Демократическое участие: участие  в подготовке решений и уверенность  в праве большинства должны  стать нормами морали организации.  Участие в управлении становится  установкой.

       11. Что правильно и хорошо —  это предмет совести человека  и ответственности за принятые обязательства. Нравственность опирается на принципиальные убеждения личности.      

       12. Целостность организации: справедливость  и права человека являются  идеалами этики. Сбалансированное  решение среди соревнующихся  интересов формирует характер организации. Продукции и услуги компании, безусловно, должны отличаться высоким качеством.

       И наконец, устойчивое реноме фирмы влияет на долговременные результаты ее деятельности.

       Однако  не следует идеализировать западную деловую этику, так как и в промышленно развитых странах нередки случаи элементарной непорядочности, злоупотреблений и даже преступлений. Чего стоит, например, сравнение американским экономистом Альбертом А. Карром, работавшим специальным советником президента Трумэна, правил предпринимательства и игры в покер. И в том и в другом случае, отмечает Карр, ложь перестает быть ложью, поскольку все участники игры заранее знают, что откровенности от партнеров ожидать нельзя. Игра призывает не доверять партнеру, а хитроумный обман и стремление скрыть свою подлинную силу и намерения — основы игры. Логика покерной аналогии, безусловно, была встречена с большими возражениями. Однако данная концепция, интересно и логично построенная, возникла как отражение деловой действительности и имеет все основания для существования.

       Несмотря  на общепринятую иронию в отношении  «российской деловой этики», у  русского бизнеса имеются сравнительно большие основания для формирования собственной нравственной базы —  залогом этого являются исторические корни российского бизнеса и специфика человеческих отношений.

       В подтверждение первого приведем следующий девиз, под которым  в дореволюционной России выходила газета деловых кругов «Биржевые  ведомости»: «Прибыль превыше всего, но честь превыше прибыли».

       Международный бизнес-этикет — понятие весьма емкое н не ограничивающееся вопросами соблюдения деловой субординации и переговорным процессом. Основными составляющими международного бизнес-этикета являются:

       1.         Правила приветствия.

       2.         Правила обращения.

       3.         Правила представления.

       4.        Организация деловых контактов (переговоров, встреч, приемов, деловой переписки).

       5.         Деловая субординация.

       6.    Рекомендации по формированию внешнего облика делового человека.

       7.         Этические нормы денежных отношений.

       8.         Правила обмена подарками и  сувенирами и даже

       9.         Приемлемость чаевых.

       Международный деловой этикет во многом разнится с правилами хорошего тона, принятыми  в приватной обстановке. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава II. Деловая этика  предпринимательства в России

2.1.    История развития этических представлений в России

       Развитие  этических норм бизнеса в России имеет свои особенности, что объясняется  спецификой исторического пути, пройденного  нашим государством. Рассматривая историю  европейской цивилизации, П.Я.Чаадаев отмечал, что «помимо общего всем обличья, каждый из народов этих имеет свои особые черты, но все это коренится в истории и в традициях и составляет наследственное состояние этих народов». Особенность России состояла в том, что тот общий путь развития, который для других стран облегчался интенсивным обменом традиций, она часто проходила в одиночку.

       Основы  российских норм экономического поведения  складываются в период становления  Московского царства (XV – начало XVI вв.), когда русские князья реально осознали роль предпринимательства для развития государства. Возвышению Москвы в определенной степени способствовала политика привлечения рабочего населения: всем желающим было разрешено селиться на берегах Москвы-реки, мастеровые надолго освобождались от уплаты всяких налогов. Развитие ремесел явилось основой экономического усиления Московского царства, предпосылкой к расширению внутренней и внешней торговли, к возникновению нового слоя предпринимателей–купцов. При этом сильная централизация власти и усиление отчужденности от Запада способствовали формированию в поведении московитов, в том числе московских купцов, подозрительности к иностранцам; привычку действовать «всем миром», склонности строить на обмане торговые отношения с чужими, слабого уважения к «букве закона».

       С середины XVII в. начинается быстрое расширение торговых связей Москвы. По мере включения  в мировую торговлю происходит постепенное  усвоение общих традиций, касающихся частной собственности, договоров, обмена, торговли, конкуренции, прибыли. Первый толчок к правовому оформлению западных традиций дали реформы Петра I, а именно, попытки осуществления государственного контроля за качеством ввозимых и вывозимых товаров, предоставление льгот и покровительства торговым людям. Возросшее взаимное доверие между предпринимателями и государством способствовало проявлению и закреплению новых черт деловых отношений.

       Значительно изменилось правовое положение купцов при Екатерине II. Они вышли из разряда податных сословий с освобождением от внесения податей в подушный оклад, который был заменен обложением их капиталов 1%-м сбором, причем размеры капиталов объявлялись самими купцами «по совести», чем последние очень гордились. Очень оживило торговлю с другими странами снятие с нее и промышленности различных ограничений, в связи с открытием Екатериной первых кредитных учреждений, развитием торгового мореплавания, учреждением заграничных консульств и заключением торговых конвенций.

Информация о работе Деловая этика предпринимательства