Деловая этика предпринимательства

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2012 в 22:13, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы - рассмотреть и проанализировать деловую этику предпринимательства.
Основные задачи, которые были поставлены в ходе курсовой работы:
1. Рассмотреть исторический разрез мировой деловой этики.
2. Проанализировать историю развития деловой этики в России.
3. Сделать анализ основ деловой этики для современной России.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….. 3
Глава I. Этика в международном бизнесе…………………………………. 4
1.1. Определение этики и ее значение в культуре разных стран…………………………………………………………… 4
1.2. Модель морального усовершенствования индивидуума и организации…………………………………………………… 11
Глава II. Деловая этика предпринимательства в России…………………. 15
2.1. История развития этических представлений в России 15
2.2. Этика бизнеса и ее основы для российского предпринимательства…………………………………………..
2.2.1. Этика и культура компании………………………….. 25
2.2.2. Культура делового общения…………………………. 29
2.2.3. Этика деловых контактов…………………………….. 33
Заключение………………………………………………………………….
Список литературы…………………………………………………………

Работа содержит 1 файл

Деловая этика предпринимательства.doc

— 189.50 Кб (Скачать)
      • фонетический барьер (речь-скороговорка, большое количество звуков-паразитов);
      • стилистический барьер (несоответствие стиля речи и ситуации общения);
      • семантический барьер (различное понимание значение слов);
      • логический барьер (сложная и непонятная логика рассуждений);
    1. социально-культурные барьеры: социальные, политические, религиозные и профессиональные различия, приводящие к разной интерпретации понятий;
    1. барьеры отношений (неприязнь, недоверие к говорящему, которое распространяется на передаваемую им информацию или же неприязнь к самой информации).

       Интерактивная сторона общения заключается  в организации взаимодействия между  индивидами. Здесь оно проявляется  как межличностное взаимодействие. При интерактивном взаимодействии партнеров различают следующие формы:

    • Сотрудничество – оба партнера способствуют достижению индивидуальных и общих целей совместной деятельности;
    • Противоборство – партнеры препятствуют достижению индивидуальных целей;
    • Уклонение от взаимодействия – партнеры стараются избегать активного сотрудничества;
    • Однонаправленное содействие – один из партнеров способствует достижению целей другого, а второй уклоняется от сотрудничества;
    • Контрастное взаимодействие – один из партнеров старается содействовать другому, но тот активно противодействует ему;
    • Компромиссное взаимодействие – оба партнера отчасти содействуют, отчасти потиводействуют друг другу.

       Деловая беседа — это устный контакт между  людьми, связанными отношениями дела. В современной, более узкой трактовке  под деловой беседой понимают речевое общение между собеседниками, которые имеют необходимые полномочия от своих организаций и фирм для установления деловых отношений, разрешения деловых проблем или выработки конструктивного подхода к их решению.

       Подлинное значение такого рода делового общения в нашем обществе в полной мере начинает осознаваться только сейчас, в связи с переходом отечественной экономики на рыночные отношения. В стране с каждым годом появляется все больше и больше предприимчивых и способных деловых людей. В то же время опыта предпринимательской деятельности и прежде всего умения вести успешный деловой разговор у них явно недостаточно, что существенно снижает их деловую активность. Поэтому имеет смысл рассмотреть деловую беседу более подробно, чтобы наметить пути ее более рационального проведения. 10

       Деловые беседы обладают многими достоинствами, которых лишены собрания, обмен письменной информацией, телефонные разговоры. Они, во-первых, проводятся в тесном контакте, позволяющем сосредоточить внимание на одном собеседнике или очень ограниченной группе людей. Во-вторых, предполагают непосредственное общение. В-третьих, создают условия для установления личных взаимоотношений, которые могут стать впоследствии основой неформальных контактов, т. е. позволяют собеседникам лучше узнать друг друга, что облегчает их общение в дальнейшем.

       Деловая беседа является наиболее благоприятной  и зачастую единственной возможностью убедить собеседника в обоснованности вашей позиции, с тем чтобы  он с ней согласился и поддержал  ее. Таким образом, одна из главных задач беседы — убедить собеседника принять конкретное предложение.

       Деловая беседа выполняет ряд очень важных функций. К их числу следует отнести:

    • взаимное общение работников из одной деловой среды;
    • совместный поиск, выдвижение и оперативную разработку рабочих идей и замыслов;
    • контроль и координирование уже начатых деловых мероприятий;
    • поддержание деловых контактов;
    • стимулирование деловой активности.

       Но  важен не только чисто прагматический эффект деловой беседы. Во время  беседы вы можете получить оперативную деловую информацию. Она способствует расширению интеллектуальных возможностей и активизации коллективного разума ее участников при принятии важных управленческих решений.

       Основными этапами деловой беседы являются: подготовительные мероприятия, начало беседы, информирование присутствующих, аргументирование выдвигаемых положений и завершение беседы. 

                                   2.2.3. Этика деловых  контактов

       Этике деловых отношений уделяется  в последнее время все большее  внимание. Это выражается в увеличении объема обучающих программ в системе вузовской и послевузовской подготовки по соответствующим дисциплинам (например, «этика и деловой этикет», «этика бизнеса», «этика и этикет деловых отношений» и др.).

       Работодатели  уделяют все большее внимание вопросам этики деловых и личностных взаимоотношений при отборе персонала и его приеме на работу, а также в процессе непосредственного выполнения сотрудниками своей профессиональной роли. При этом необходимо подчеркнуть, что понятие «профессиональная роль» включает в себя не только способности к выполнению должностных обязанностей, но и навыки взаимоотношений с внешним окружением (коллегами, руководством, подчиненными, клиентами, партнерами и др.) в процессе реализации зафиксированных для конкретной должности профессиональных задач или функций. Соблюдение этики деловых отношений является одним из главных критериев оценки профессионализма как отдельного сотрудника, так и организации в целом.

       Выполнение  сотрудниками какой-либо организации  норм и правил этики деловых отношений становится ее «визитной карточкой» и определяет во многих случаях тот факт, будет ли внешний партнер или клиент иметь дело с данной организацией в дальнейшем и насколько эффективно будут строиться их взаимоотношения.

       Принципы  этики деловых отношений — обобщенное выражение нравственных требований, выработанных в моральном сознании общества, которые указывают на необходимое поведение участников деловых отношений. 11

       Современная деловая этика, по мнению многих ученых, должна основываться на трех важнейших положениях:

    • создание материальных ценностей во всем многообразии форм рассматривается как изначально важный процесс;
    • прибыль и другие доходы рассматриваются как результат достижения различных общественно значимых целей;
    • приоритет в разрешении проблем, возникающих в деловом мире, должен отдаваться интересам межличностных отношений, а не производству продукции.

       В качестве главных принципов международного бизнеса выделены следующие:

    • ответственность бизнеса: от блага акционеров к благу его ключевых партнеров;
    • экономическое и социальное влияние бизнеса: к прогрессу, справедливости и мировому сообществу;
    • этика бизнеса: от буквы закона к духу доверия;
    • уважение правовых норм;
    • поддержка многосторонних торговых отношений;
    • забота об окружающей среде;
    • отказ от противозаконных действий.

                                          
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

       Само  слово «этика» греческого происхождения  и дословно переводится как «привычка», «характер», «нрав». Как философская  категория этика была определена Аристотелем. Применительно к деловой этике Аристотель проповедовал разумное поведение и умеренность.

       Первичные основы профессиональной этики были заложены в период расцвета античных цивилизаций. Оттуда берут свое начало, например, профессиональная клятва Гиппократа, правила и нормы торговли, в том числе – (что особенно важно для ситуации в отечественном бизнесе) представление о важности соблюдения договоров. Однако в духовном мире человека античной и средневековой культур, основанных на насильственном принуждении человека к производительному труду, не было места представлениям о связи между трудом и собственностью, богатством. Более того, они мыслились как отдельные, даже противоположные элементы человеческой жизни.

       Большинство постулатов и норм, лежащих в основе современной этической культуры хозяйствования, современного морального отношения к труду и коммерческой деятельности, уходит своими корнями в протестантскую этику. В период Реформации западноевропейские страны пережили важный духовный переворот, сущность которого состояла в новом осмыслении труда и богатства. Согласно представлениям идеологов Реформации Лютера и Кальвина, труд является не наказанием, а божественным призванием, предназначением человека. Цель труда – не искупление греха и не спасение от греха праздности, а приобретение и умножение богатства, накопление собственности, стремление к прибыли. Переосмысление роли труда наряду с установкой на максимальную прибыль, финансовый успех привели и к новой оценке роли собственности и богатства в жизни человека. В протестантской этике собственность важна как основа и фундамент свободы личности.

       Деловой этикет имеет массу определений. В целом его можно охарактеризовать как основу кодекса поведения, принятого  в бизнес-среде.

       Используя нормы и правила делового этикета, можно прогнозировать поведение коллег и становиться предсказуемыми, что помогает эффективно организовать процесс управления. Особенно важно изучать все составляющие делового этикета в международном бизнесе, так как кроме единых норм и правил в нем существует великое множество национальных и культурных поправок, весьма значимых в деловых отношениях. Как не заблудиться в этом море национальных различий? Как избежать улыбок, вызванных слепым копированием чужих манер? Лучшие помощники здесь — такт и верность национальному менталитету и бизнес-этикету (благо в настоящее время превалирует международный бизнес-этикет, рожденный сближением национальных деловых кодексов хорошего тона). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       Список  литературы

    1. Айвазян С.А., Балкинд О.Я., Баснина Т.Д. Стратегии бизнеса: Аналитический справочник. М.: КОНСЭКО, 2008. – 180 с.
    2. Горбатов А.В., Елескина О.В. Деловая этика: учебное пособие/ГОУ ВПО «Кемеровский государственный университет» - Кемерово: Кузбассвузиздат, 2007. – 142 с.
    3. Данкел Ж. Деловой этикет. Феникс.  Ростов-на-Дону – 2008. – 210 с.
    4. Кузин Ф.А. Культура делового общения: Практическое пособие. — 6-е изд., перераб. и доп. - М.: Ось-89, 2007. – 122 с.
    5. Мескон М. Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. Москва, "Дело", 2006. – 256 с.
    6. Петрунин Ю. Ю., Этика бизнеса / Учеб. пособие для экономических вузов/ М: Дело – 2007. – 234 с.
    7. Пивоваров С.Э., Тарасевич Л. С., Майзель А. И. Международный менеджмент. СПб: Издательский дом «Питер», 2005. – 346 с.
    8. Фритцше Д., Этика бизнеса. Глобальная и управленческая перспектива СПБ. - Олимп-Бизнес – 2008. – 159 с.

Информация о работе Деловая этика предпринимательства