Этика служебных отношений

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 10:42, курсовая работа

Описание работы

Целью написания настоящей курсовой работы является детальное рассмотрение выбранной мною темы: «Этика служебных отношений в организации» для полного ознакомления со всеми ее аспектами.

Учитывая обширность рассматриваемой темы, я поставил перед собой следующие задачи:
детально рассмотреть сущность и содержание служебной этики в организации;
проработать этические нормы деловых отношений в организации;
конкретно изучить этический кодекс как основу служебных отношений;
рассмотреть служебную этику и социальную ответственность организации;
выделить проблемы служебных отношений;
а так же разработать предложение по решению проблем;

Содержание

Введение. 3
1. Теоретические основы служебных отношений в организации. 5
1.1 Сущность и содержание служебной этики в организации. 5
1.2 Этические нормы деловых отношений в организации. 10
1.3 Этический кодекс как основа служебных отношений. 14
2. Проблема служебных взаимоотношений в организации. 19
2.1 Служебная этика и социальная ответственность организации 19
2.2 Проблемы служебных отношений 25
2.3 Предложения по решению проблем. 29
Введение. 3
1. Теоретические основы служебных отношений в организации. 5
1.1 Сущность и содержание служебной этики в организации. 5
1.2 Этические нормы деловых отношений в организации. 10
1.3 Этический кодекс как основа служебных отношений. 14
2. Проблема служебных взаимоотношений в организации. 19
2.1 Служебная этика и социальная ответственность организации 19
2.2 Проблемы служебных отношений 25
2.3 Предложения по решению проблем. 29
Заключение 34
Список используемой литературы: 37

Работа содержит 1 файл

курсач.docx

— 84.85 Кб (Скачать)

     Кодексы этики – это свод норм правильного, подобающего поведения, считающегося уместным для человека той профессии, к которой данный кодекс имеет  отношение. Профессиональные кодексы  этики служат обществу гарантией  качества и несут информацию о  стандартах и ограничениях деятельности работников в той области, для  которой данные кодексы разработаны. Знание кодексов помогает предотвращать  неэтичное поведение.

     Кодексы должны как можно полнее отражать реальную ситуацию и специфику той  организации, в которой они принимаются. [9, с.18-20]

     Разработка  и соблюдение этических кодексов профессионального поведения –  важная и актуальная задача.

     Приведем  основные положения кодекса:

  • Каждый посетитель – потенциальный заказчик.
  • Приветливый взгляд, добрая улыбка в сочетании с деловым поведением создают дружеский контакт и облегчают обслуживание.
  • Принимайте заказчика таким, каков он есть. Не старайтесь его переделать за несколько минут общения с ним. Будьте тактичны, вежливы и радушны, но вежливость не должна переходить в угодливость. Вежливость – самое надежное средство в общении с людьми различного возраста, характера и темперамента.
  • Внимательность работника – одно из основных условий благоприятного морально-психологического климата в салоне ателье, мастерской. Невнимательность – наибольшее зло во взаимоотношениях с заказчиком. Ничто так не травмирует психику, не удручает и не ожесточает, как равнодушие, пренебрежительное отношение к человеку.
  • Умейте владеть собой, проявлять выдержку и терпение. Берегите себя, не позволяйте себе чрезмерно раздражаться.
  • Отвечайте на грубость выдержкой и вежливостью.
  • Никогда не оставляйте без внимания претензии и возражения заказчиков.
  • Искренне и своевременно извиниться – это не унижение, а достойное признание определенной вины; это и признак культуры.
  • Каждый поступок работника должен быть мотивирован и не вызывать у заказчика сомнения в его справедливости.
  • Придерживайтесь согласованного с заказчиком времени его прихода.
  • Держитесь прямо, не опускайте голову вниз, когда вы на виду, а тем более разговариваете с заказчиком.
  • Старайтесь равномерно распределять свои физические и психические нагрузки, не забывайте о часах основного потока посетителей.
  • Вы не имеете права отзываться пренебрежительно об изделиях, которые заказчик отдает в ремонт, на восстановление или обновление.
  • Берегите честь предприятия и своих товарищей. [5, c 153]

              В настоящее время наиболее распространены два вида этических кодексов - профессиональные и корпоративные, которые регулируют отношения людей внутри данных групп.

     Профессиональные  кодексы регулируют отношения внутри профессионального сообщества и  эффективны для "свободных профессий", где наиболее выражены профессиональные этические дилеммы. Одним из первых профессиональных этических кодексов стала клятва Гиппократа - кодекс врачей. Наиболее известны этические кодексы тех профессий, где значимые этические дилеммы задаются содержанием деятельности (адвокаты, психотерапевты, журналисты, риэлторы и т.д.).

     Кодексы регламентируют поведение специалиста  в сложных этических ситуациях, характерных для данной профессии, повышают статус профессионального  сообщества в социуме, формируют  доверие к представителям данной профессии. Также кодекс усиливает  значимость принадлежности к профессии, его принятие косвенно может являться обрядом инициации, актом "обращения  в профессию" (например, принятие клятвы Гиппократа и допуск к лечебной работе у врачей).

     Когда наиболее значимые этические дилеммы  задаются организацией, деятельность сотрудников регламентируется корпоративным  кодексом.

     Первопричина  этических проблем в бизнесе - противоречия в интересах заинтересованных групп. Бизнес включает в себя экономические  отношения между многими группами людей: клиентами, наемными работниками, акционерами, поставщиками, конкурентами, правительствами и сообществами - заинтересованными сторонами. Для  наиболее эффективного управления современный  менеджер должен учитывать всю совокупность интересов, а не только интересы акционеров.

     Часто заинтересованные группы выдвигают  противоречивые требования.

     Поэтому важнейшие задачи кодекса корпоративной  этики - установить приоритеты в отношении  целевых групп и пути согласования их интересов. [24, c 56]

     Кодекс  корпоративной этики может выполнять  три основные функции:

  • репутационную;
  • управленческую;
  • развития корпоративной культуры.

     Репутационная функция кодекса заключается  в формировании доверия к компании со стороны референтных внешних  групп (описание политик, традиционно  закрепляемых в международной практике по отношению к клиентам, поставщикам, подрядчикам и т.д.). Таким образом, кодекс, являясь инструментом корпоративного PR, повышает инвестиционную привлекательность компании. Наличие у компании кодекса корпоративной этики становится общемировым стандартом ведения бизнеса.

     Управленческая  функция кодекса состоит в  регламентации поведения в сложных  этических ситуациях. Повышение  эффективности деятельности сотрудников  осуществляется путем:

  • регламентации приоритетов во взаимодействии со значимыми внешними группами;
  • определения порядка принятия решений в сложных этических ситуациях;
  • указания на неприемлемые формы поведения.

     Корпоративная этика, кроме того, является составной  частью корпоративной культуры. Кодекс корпоративной этики - значимый фактор развития корпоративной культуры. Кодекс может транслировать ценности компании всем сотрудникам, ориентировать сотрудников  на единые корпоративные цели и тем  самым повышать корпоративную идентичность.

     Содержание  кодекса компании определяется, прежде всего, ее особенностями, структурой, задачами развития, установками ее руководителей.

     Как правило, кодексы содержат две части:

    • идеологическую (миссия, цели, ценности);
    • нормативную (стандарты рабочего поведения).

     При этом идеологическая часть может  не включаться в содержание кодекса.

     В профессионально однородных организациях (банки, консалтинговые компании) часто  используются кодексы, описывающие  в первую очередь профессиональные дилеммы. Эти кодексы "вышли" из описанных ранее кодексов профессиональных сообществ. Соответственно, содержание таких кодексов в первую очередь регламентирует поведение сотрудников в сложных профессиональных этических ситуациях. В банковской деятельности, например, это доступ к конфиденциальной информации о клиенте и сведениям об устойчивости своего банка. Кодекс описывает правила обращения с такой информацией, запрещает использовать сведения в целях личного обогащения.

     В первую очередь здесь решаются управленческие задачи. Дополнение такого кодекса  главами о миссии и ценностях  компании способствует развитию корпоративной  культуры. При этом кодекс может  иметь значительный объем и сложное  специфическое содержание и адресоваться всем сотрудникам компании.

     В больших неоднородных корпорациях  сочетание всех трех функций становится сложным. С одной стороны, существует ряд политик и ситуаций, традиционно  закрепляемых этическими кодексами  в международной практике. Это  политики по отношению к клиентам, поставщикам, подрядчикам; описание ситуаций, связанных с возможными злоупотреблениями: взятки, подкуп, хищения, обман, дискриминация. Исходя из управленческой функции, кодекс описывает стандарты образцового  поведения в таких ситуациях. Такой кодекс имеет значительный объем и достаточно сложное содержание. Адресация его всем группам сотрудников  в условиях значительной разницы  в образовательном уровне и социальном статусе сотрудников затруднена. В то же время развитие корпоративной  культуры компании требует единого  кодекса для всех сотрудников - он должен задавать единое понимание миссии и ценностей компании для каждого  сотрудника. [37, c 249]

     Итак, каждая компания определяет собственные  задачи, для решения которых она  намерена использовать такой инструмент, как кодекс корпоративной этики. Но создание кодекса, естественно, не ограничивается только написанием текста документа. Существует специфика исполнения подобных документов: заставить исполнять этический кодекс нельзя. Поэтому для того, чтобы он действительно работал, еще на этапе его создания необходимо предусмотреть процедуры, включающие в процесс разработки документа по возможности всех сотрудников компании. Только при условии принятия каждым сотрудником кодекса корпоративной этики он будет реально исполняться.

  1. Проблема  служебных взаимоотношений в  организации.
  1.   Служебная этика и социальная ответственность организации
 

     В практике сложилась точка зрения на то, как должна вести себя организация, чтобы считаться социально ответственной. Организации социально ответственна, когда получает прибыль, не нарушая законов и норм государственного регулирования. С этой позиции организация преследует экономические цели. Организация при этом обязана ставить и социальные цели: учитывать человеческие и социальные аспекты воздействия своей деловой активности на работников, потребителей, а также вносить определенный позитивный вклад в решение социальных проблем общества.

     Общественность  ожидает от современных организаций не только демонстрации высоких экономических результатов, но и существенных достижений с точки зрения социальных цепей общества.

     Следовательно, с одной стороны, организация - это экономическая система, обязанная заботиться об эффективности использования своих ресурсов. Поступая таким образом, организация выполняет экономическую функцию производства продукции или оказания услуг, необходимых обществу, обеспечивая одновременно работу гражданам и максимальные прибыли и вознаграждения акционерам.

     Организации несут ответственность перед  обществом, в котором функционируют, поэтому они должны направлять на благо и совершенствование общества. Более того, в обществе  уже  сложились определенные представления о том, как должна вести себя организация, чтобы считаться добропорядочной. Организации должны ответственно действовать в таких сферах, как защита среды обитания, здравоохранение и безопасность, гражданские права, защита интересов потребителя и т. п. [34, c 87]

     Существует  различие между юридической и  социальной ответственностью. Под юридической ответственностью понимается следование конкретным законам и нормам государственного регулирования, определяющим, что может, а чего не должна делать организация. По каждому вопросу существуют сотни и тысячи законов и нормативов: например, как обеспечить охрану окружающей среды, как осуществлять наем на работу, каковы минимальные требования по безопасности продукции и т. п. Организация, подчиняющаяся всем этим законам и нормативам, ведет себя юридически ответственным образом, однако при этом не может считаться социально ответственной, если не выполняет соответствующие обязательства перед обществом.

     Социальная  ответственность рассматривается как добровольный отклик организации на социальные проблемы своих работников, жителей своего города, края, страны, мира.

     Этические правила закрепляются в законодательстве. Фактически все правовые нормы являются отражением этических взглядов, носителем  которых в момент принятия законов  был законодатель.

     Таким образом, в разных законах, в том  числе в гражданском законодательстве, есть нормы, которые имеют четко  выраженную этическую направленность. Это например, ст. 10 Гражданского кодекса РФ, устанавливающая пределы осуществления гражданских прав. В соответствии с ней установлены пределы свободы граждан: запрещена деятельность исключительно с намерением причинить вред другому лицу, а также злоупотребление правом в иных формах. Кроме того, не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке.[33, c 72]

     В трудовом законодательстве этическая  функция выражена слабее, чем в гражданском, это является его недостатком: ведь трудовые правоотношения предполагают более тесную связь людей, чем гражданские. В Трудовом кодексе РФ нет норм, которые несли бы прямую этическую нагрузку, хотя в настоящее время, когда в нашей стране формируются рыночные отношения, они особенно необходимы в целях гуманизации трудовых отношений,

     Например, ст. 152 Гражданского кодекса РФ о  защите чести, достоинства и деловой  репутации граждан даст право  гражданину по суду требовать опровержения порочащих его честь и достоинство  сведений, если распространивший такие  сведения не докажет, что они соответствуют  действительности.

     Гражданский кодекс РФ даст право гражданину защищать не только честь и достоинство, но и деловую репутацию. Такое право  можно осуществить по требованию заинтересованных лиц и после  смерти лица, деловая репутация которого была опорочена.

Информация о работе Этика служебных отношений