Публичные выступления

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 18:05, контрольная работа

Описание работы

Речевое мастерство, ораторское искусство – совокупность операций по подготовке и произнесению публичной речи, проведению беседы, дискуссии с целью добиться желаемой реакции аудитории.
Манеры - способ держать себя, внешняя форма поведения, обращения с другими людьми, употребляемые в речи выражения, тон, интонация, характерные для человека походка, жестикуляция и даже мимика.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
1 Правила подготовки публичного выступления…………………………….4
2 Этапы публичного выступления……………………………………………..7
2.1 Подготовка речи………………………………………………………….7
2.2 Вхождение в контакт……………………………………………………..9
2.3 Концентрация и удержание внимания…………………………………12
2.4 Аргументация и убеждение……………………………………………..15
2.5 завершение выступления………………………………………………..16
3 Ошибки начинающего оратора…………………………………………….18
Заключение………………………………………………………………………21
Список использованной литературы…………………………………………22

Работа содержит 1 файл

этика.docx

— 51.67 Кб (Скачать)

Внимательно осмотрите зал, присмотритесь ко всей аудитории. Остановитесь взглядом на нескольких из присутствующих, которые станут зрительными точками опоры, маяками в вашем выступлении. Потом, в случае необходимости, вы их можете изменить. Попробуйте подарить ваше персональное внимание как можно большему количеству людей, но обязательно пройдитесь взглядом по всему пространству зала — слева направо, от первого к последнему ряду. Не задерживайтесь долго в задних рядах и снова переведите свой взгляд на передние места. Помните, что их всегда занимают наиболее заинтересованные люди, в их глазах вы найдете для себя поддержку. Зафиксировав для себя несколько таких зрительных «якорей», начинайте говорить. Визуальный контакт усиливает влияние оратора на аудиторию. Психологи считают, что взаимный контакт установлен, если контакт глазами поддерживается не менее 2/3 времени выступления, а менее 1/3 – свидетельствует об отсутствии заинтересованности.

Нельзя  применять «оборонительные» или  «защитные» движения тела, например, скрещивание  рук на груди. Скрещивание рук  демонстрирует неуверенность в  том, что человек говорит. Лучше  всего занять открытую позу и время  от времени демонстрировать улыбку. Постоянно контролируйте свою осанку, спину держите прямой, голову поднятой, двигайтесь естественно.

В отношении мимики и жестов недопустима ни одна из крайностей. Если невербальные средства отсутствуют, то это создает впечатление неуверенности  в себе, «зажатость», что мешает установить хороший контакт с аудиторией. Чрезмерная жестикуляция, гримасы, расхаживания по аудитории, пританцовывание, постукивание пальцами по трибуне выдает неопытность и нервозность выступающего, что передается слушателям. Чем выше социальный статус человека, его профессионализм, тем более естественно он держится, используя умеренную жестикуляцию и мимику, соответствующие каждому данному моменту выступления.

В отношении одежды выступающего существует несколько общепринятых правил, соблюдение которых обязательно  для тех, кто хочет произвести впечатление современного культурного человека. Случается, что одна неподходящая деталь или не сочетающиеся цвета могут разрушить весь тщательно продуманный костюм. Одежда может испортить все выступление, если голова будет занята не выступлением, а тем, что пуговица на пиджаке болтается и ниточке и вот-вот упадет. Одежда влияет на успех или неуспех. Психологическая основа этого – «эффект ореола». Одевайте те вещи, в которых вы чувствуете себя комфортно, которые не отвлекают вас своим неудобством. У вас ни разу не должно возникнуть мысли: «Как оно на мне сидит?». Лучше не пользуйтесь совсем новыми вещами, которые одеваете впервые. Одежда и обувь не должны доставлять вам внутренний дискомфорт и отвлекать ваше внимание.

 

 

2.3 Концентрация  и удержание внимания

 

Следующий этап заключается  в непосредственном произнесении речи оратором. Здесь важно учитывать  невербальные, т.е. лексические факторы, и вербальные, связанные с голосом, мимикой, манерой говорить. Оратор обязан знать основные риторические аспекты  выступления. Грамотно это может  сделать только человек, способный  уловить настроение людей, их ожидания.

Выразительность, точность, лаконичность языка способствуют концентрации внимания слушателей. Яркость  и доступность речи, остроумие, использование  пословиц и поговорок обеспечивают оратору симпатии аудитории. Тем не менее, снижение внимания аудитории к оратору психологически неизбежно.

Во избежание потери внимания слушателей, оратору необходимо придерживаться следующих правил.

1. Выступление не должно содержать  более семи основных идей, так  как больше никто не запомнит. Важна краткость выступления,  так как способность к запоминанию  информации очень ограничена.

2. Экспериментируйте с голосом.  Хорошо работает метод волнообразной  речи, суть которой заключается  в повышении и понижении интонации.  Принято говорить о нежелательном с пониженной интонацией, а о желательном, положительном - с повышающейся.

3. Очень важно контролировать  скорость речи: при быстрой речи  аудитория не воспринимает всего  материала, а при медленной  – люди отвлекаются.

4. Установлено, что короткие  фразы легче воспринимаются на  слух, чем длинные. Лишь половина  взрослых людей в состоянии  понять фразу, содержащую боле  тринадцати слов. А третья часть  всех людей, слушая четырнадцатое  и последующие слова одного  предложения, вообще забывают  его начало. Необходимо избегать  сложных предложений с причастными  и деепричастными оборотами. 

5. Неоднократное повторение  простых выразительных фраз, ярких  словосочетаний способствует успеху  публичного выступления. Однако  старайтесь избегать неуместного  и несвоевременного их употребления. Нельзя допускать, чтобы содержание  фраз было далеко от мыслей, которые нужно донести до аудитории.

6. Известно, что обращение к аудитории  создает более доверительный  контекст взаимного контакта выступающего и слушателей. Так, косвенными обращениями могут служить такие выражения, как «Как Вам известно», «Уверен, что Вас это не оставит равнодушными». Подобные доводы к аудитории – это своеобразные высказывания, подсознательно воздействующие на волю и интересы слушателей. Выступающий показывает, что слушатели интересны ему, а это самый простой путь достижения взаимопонимания.

7. Не демонстрируйте превосходства  или легкомысленности при общении  с аудиторией, не вещайте «свысока»  менторским тоном.

8. Если речь перерывается аплодисментами, необходимо дождаться их окончания  и только потом продолжать  — чтобы начало вашей следующей  фразы было всеми услышано.

9. Обращайте внимание на свои  глаза и брови. Если они будут  говорить то же, что и ваши  слова, публика вас полюбит.  Смеющиеся глаза и прямые брови  — это как раз то, что нужно.  Слушать вас приятно, публика  уверена в вашей компетентности.

10. Добавьте в свою серьезную речь улыбку, разбавьте шутками, расскажите забавную историю. Людям нужно периодически отдыхать. Можно посмеяться и над собой, если вы допустили какую-то оплошность — слушатели воспримут это как признак вашей уверенности в себе и чувства собственного достоинства.

11. Не считайте аудиторию глупее  вас. Напыщенность и всезнайство  могут сыграть с вами очень  злую шутку. Подключайте слушателей  с новой информацией к докладу,  умейте оценить их знания. Этим  вы убьете сразу нескольких  зайцев: продемонстрируете уважение  к участникам и внесете оживление  в собственное выступление, дополните  и обогатите его. Различные  части доклада маркируйте сменой  позиции. Этим вы улучшите восприятие  информации и облегчите ее  запоминание. Например, вы меняете  позицию при переходе от введения  к основной части выступления,  при выделении его ключевых  частей, а потом при переходе  к заключению. Таким образом, вы  ориентируете слушателей в структуре  вашего публичного выступления  и вселяете в них уверенность. 

12. Не бойтесь делать паузы.  Обычно публика воспринимает  их длительность гораздо короче, чем это кажется самому докладчику. Иногда оратору необходимо время, чтобы подумать, сверится со своими записями, или же просто попить воды. А публике нужны паузы, чтобы осмыслить сказанное оратором.

 

 

2.4 Аргументация и убеждение

 

К приемам аргументации следует прибегать  в том случае, если мнения слушателей и выступающего человека не сошлись. Поведение оратора в данной ситуации отражает его воспитанность и  знание основ этики. Даже если речь была яркой, интересной и выразительной, а сам оратор вызывал у публики  только положительные реакции, то при  возникновении конфликтной ситуации он может испортить все впечатление  о себе незнанием основных правил поведения с оппонентом.

Опытные ораторы рекомендуют избегать подобных столкновений во мнениях с аудиторией. Однако никто не застрахован от неожиданной реплики одного из слушающих. Ситуация может накалиться, если оппонент настроен агрессивно по отношению к оратору. Это так же может являться преднамеренной уловкой, чтобы сбить выступающего с толку. Но оратор, знающий и умеющий себя контролировать в подобной ситуации, вызовет только уважение оппонентов. Поэтому очень важно соблюдать некоторые простые правила поведения в предконфликтных ситуациях.

Никогда не повышайте голос на оппонента. Рекомендуется даже несколько снизить  тон голоса, что ведет к тому, что оппонент, переключая внимание на слуховое восприятие, непроизвольно  снижает напряжение своего голоса.

Не  допускайте того, чтобы ваше лицо было хмурым и неприветливым. Улыбнитесь, дайте почувствовать оппоненту, что вы уверены в себе, не бойтесь критики и, главное, уважаете мнение всех, даже тех, кто с вами не согласен.

Будьте  вежливы, даже если из-за каких-то субъективных причин вы испытываете к оппоненту чувство неприязни. В таких случаях уместна строгая, подчеркнуто вежливая форма общения.

Следите за своей позой. Не стоит применять  «закрытые» позы при общении с  оппонентом. Если вы нуждаетесь в подсознательной  защите, то можете незаметно скрестить  ноги (при условии, что выступление  проходит за трибуной); держать в  руках пред собой бумагу, ручку/карандаш и т.д.

При отстаивании своей точки зрения ни в коем случае не давите на оппонента. Старайтесь аргументировать спокойно. Иначе, зажав противника в угол, вы лишь усугубите ситуацию, так как  он будет больше сопротивляться и  настаивать на своем.

Аргументируйте  свое мнение, оперируя в основном на достоверные, доказанные факты. Аргументы, взятые из неоткуда, никого не убедят, а вас выставят, как некомпетентного  человека.

Не  стоит огорчаться, если вы не переубедили  оппонента. Отнеситесь к этому по-философски. Кроме того, каждый человек имеет право на собственное независимое мнение о чем-либо.

 

 

2.5 Завершение выступления

 

Это последний этап в публичном выступлении, так же требующий предварительной  подготовки. Здесь важно помнить  пословицу: «конец – делу венец». Заключение – формулирование выводов, которые  следуют из главной цели и основной идеи выступления.

В заключении имеет смысл  повторить стержневую идею и, кроме  того, вновь (в кратком виде) вернуться  к тем моментам основной части, которые  вызвали интерес слушателей. Удачность  конструкции последних фраз, усиленная  их эмоциональностью, выразительностью, не только вызовет аплодисменты слушателей, но и превратит их в ваших сторонников. Закончить выступление можно  решительным заявлением, подводящим итог выступлению. Правильно построенное  заключение способствует хорошему впечатлению  от выступления в целом.

Завершая речь необходимо посмотреть в глаза слушателям и  сказать что-нибудь приятное, продемонстрировав  свое удовлетворение от общения с  аудиторией. Такой позитивный информационный импульс в финале останется в  памяти людей, в их восприятии вашего публичного выступления.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 Ошибки начинающего оратора

 

Прежде чем приступить к постижению секретов ораторского мастерства, желающие выступать публично должны научиться  избегать распространенных ошибок. Специалисты  в области коммуникативных технологий проанализировали и сравнили поведение  дилетантов и профессиональных ораторов. Итогом этого наблюдения стало выявление  десяти самых распространенных ошибок, допускаемых при публичном выступлении.

Когда содержание ваших слов расходится с тоном речи, осанкой  и языком тела, публика мгновенно  это замечает. Аудитория обладает безошибочным чутьем в отношении  того, что касается настроения оратора  и его самочувствия. Если вы начнете  говорить «Здравствуйте, как я рад  вас всех видеть....» дрожащим неуверенным голосом, нервно перебирая пальцами пуговицы на костюме — будьте уверены, у слушателей моментально появится недоверие и к сказанному вами, и к самому говорящему.

Публике по большому счету  все равно, волнуетесь вы или нет, как долго вы готовили свой доклад и какой у вас опыт публичных  выступлений. Поэтому не нужно перед  ней оправдываться в стиле  «Я плохой оратор, редко говорю перед  публикой, поэтому сильно волнуюсь и могу выступить неудачно...»  Именно так начинают свою речь многие дилетанты, пытаясь вызвать сочувствие и заранее получить индульгенцию за плохое выступление. Слушатели недоумевают: «Зачем мы сюда пришли, если даже сам  выступающий признает, что выступление  будет плохим?».

Эта ошибка похожа на предыдущую. Начинающие ораторы любят извиняться, предлагая снять с них вину за плохое качество доклада. «Прошу простить меня за... (мой простуженный голос, мой внешний вид, плохое качество слайдов, слишком короткое выступление, слишком длинную речь и т.д. и т.п.)». Публика — не священник и не отпустит ваши грехи.

Вы действительно уверены, что  хорошо управляете своей мимикой? Большинству  новичков только кажется, что это  так. На самом деле контролировать мимику неподготовленному человеку нелегко. Лицевыми мышцами трудно управлять без тренировки, а загадочно-соблазнительный взгляд и широко раскрытые от страха глаза разделяют всего пара миллиметров, кардинально меняющих восприятие.

Мы слышим и понимаем отдельные  слова прежде, чем понимаем все  предложение целиком. Поэтому на значение отдельных слов мы реагируем  быстрее и менее осознанно, чем  на значение предложений. К тому же, отрицательные частицы воспринимаются позднее, чем остальные слова, а  часто вообще не воспринимаются. Поэтому  постоянное использование таких  конструкций как «...не принесет убытков», «...не плохо», «...не боимся прилагать усилия», «...не хочу вызвать у вас скуку длинными статистическими выкладками» вызывают у слушателя эффект, противоположный ожиданиям оратора.

Информация о работе Публичные выступления