Самооценка и агрессия в психологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 00:42, курсовая работа

Описание работы

Научный проект посвящен выявлению психологических особенностей личности агрессивных подростков. Существует множество точек зрения, что считать агрессией, какие действия квалифицировать как агрессивные. В настоящее время большинство психологов применяют следующее определение агрессии. В качестве агрессии рассматривается любая форма поведения, нацеленного на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающего подобного обращения.

Содержание

Введение
Глава I. Теоретический подход к исследованию самооценки и агрессии в психологии.
1.1. Понятие агрессии и агрессивности: психологические аспект.
1.2. Самооценка как компонент самосознания: структура и проявления.
1.3. Специфика проявления агрессивности и самооценки в подростковом возрасте.
1.4. Воспроизводство агрессивности в подростковых сообществах.
Глава II. Экспериментальное исследование самооценки и агрессии в подростковом возрасте
2.1. Особенности проявления агрессии и самооценки у подростков.
2.2. Анализ полученных результатов исследования.
2.3. Рекомендации для подростко

Работа содержит 1 файл

Самооценка и агрессия в психологии.doc

— 323.00 Кб (Скачать)

    В зарубежной психологии, по концепции Э. Эриксона, возраст от 12 до 19 лет считается подростковый. И ему характерен психосоциальный кризис идентичности или ролевого смешение, при этом сильная сторона для этого периода - верность.

    На международном симпозиуме по возрастной периодизации, проходившем в Москве в 1965 году, было принято, что подростковый возраст имеет различные возрастные рамки, зависящие от пола человека. Для молодых людей - 17-21 год, для девушек - 16-20 лет.

    По Э.Ф. Зееру ранняя юность характеризуется возрастом от 15 до 18 лет. Основные потребности в этом периоде: самоутверждения, профессиональное самоопределение и общение с противоположным полом.

      В данной  курсовой работе я буду основываться на возрастную периодизацию, которая захватывает возрастные рамки юношеского возраста от 14 до 16 лет. Именно эти возрастные рамки, так или иначе, проявляются в концепциях следующих авторов: В.С. Мухиной, А.В. Мудрика и А.Е. Личко.

     Важным условием развития агрессии является не только социальное научение как таковое, но и фрустрация, возникающая при отсутствии родительской любви и при постоянном применении наказаний со стороны либо одного, либо обоих родителей.  
         Предупреждение и искоренение агрессивного поведения может быть осуществлено двумя путями: либо надо оставлять без подкрепления, без награды, либо за них надо активно наказывать. Если родители не обращают внимания на агрессивное поведение, оставляя его без подкрепления, и если в то же время совершаются другие (позитивные) поведенческие акты, которые подкрепляются, то остающееся без подкрепления агрессивное поведение постепенно угасает.

    В случае, когда речь  идет о подростковой агрессии, позиция об игнорировании актов  агрессивного поведения как способ  предупреждения и «снятия» агрессии  вызывает сомнение и даже настораживает.  Обыденный психолого-педагогический опыт, практика психологического консультирования и некоторые специальные исследования показывают, что игнорирование актов подростковой агрессии чревато опасными последствиями и может вести к дальнейшей эскалации агрессивного поведения, превращения его в привычную форму поведения личности.

    Очевидно, это связано  с тем, что если родителями  проигнорированы акты агрессии  маленького ребенка, то в силу  замкнутости его круга общения  на семью оно действительно  останется неподкрепленным. Если же родители игнорируют акты агрессии подростка, то оно не обязательно остается неподкрепленным, так как круг общения подростка уже не ограничивается семьей — подкрепление может быть найдено на стороне. В том числе, например, и в виде одобрения сверстниками агрессии против «неправильных (несправедливых) действий родителей». А, кроме того, в силу выраженной в подростковом возрасте тенденции, поведенческой особенности — пробовать социальные нормы и правила «на прочность» и через это определять границы допустимого в своем поведении — отсутствие реакции взрослых на акты агрессивного поведения уже само по себе может стать позитивным подкреплением агрессии.

     Активное наказание, как уже было отмечено ранее, также рассматривается в качестве способа торможения и коррекции агрессивного поведения. Однако заторможенные таким способом агрессивные реакции не обязательно исчезнут вовсе и могут проявиться в ситуациях, где угроза наказания слабее. Этот вывод согласуется также с теорией смещенной агрессии Миллера, в основе которой лежит представление о переносе агрессии на другой объект, разрядке агрессивного импульса на человека, атаковать которого менее опасно, хотя он и не является истинным источником возникновения агрессивного побуждения. При этом теория смещенной агрессии (Miller) утверждает, что выбор агрессором жертвы в значительной степени обусловлен тремя факторами:

           1) силой побуждения к агрессии;

          2) силой факторов, тормозящих данное поведение;

           3) стимульным сходством потенциальной жертвы с фрустрировавшим агентом.

  Влияние степени привязанности к родителям на развитие агрессии

  Многочисленные  исследования  показывают, что агрессивные и  неагрессивные подростки имеют  различную степень привязанности  к родителям и близости с  ними. Предметом одного такого исследования (Bandura A., Walters R.) было изучение особенностей идентификации с родителями агрессивных и неагрессивных мальчиков-подростков. В целом было установлено, что у неагрессивных подростков идентификация с собственными родителями выражена сильнее, чем у агрессивных. Наиболее сильные различия между агрессивными и неагрессивными подростками обнаруживаются по степени идентификации с отцом. Соответствующие различия по степени идентификации с матерью оказались менее выраженными. То есть идентификация с матерью, как у неагрессивных, так и у агрессивных подростков оказалась высокой и достаточно близкой по среднегрупповому показателю.

    Последний факт, по моему  мнению, может быть проинтерпретирован  как еще одно проявление особого  значения матери в системе привязанностей и социальных отношений подростка. Очевидно, нарушения идентификации с матерью могут быть обнаружены не при любых, а только при очень серьезных нарушениях развития личности.

      Половые различия развития агрессии у подростков

     Внутри  подросткового возраста, как у  мальчиков, так и у девочек  существуют возрастные периоды  с более высоким и более  низким уровнем проявления агрессивного  поведения.

     Так, установлено  (Ковалев П. А.), что у мальчиков имеются два пика проявления агрессии: 12 лет и 14—15 лет. У девочек также обнаруживаются два пика: наибольший уровень проявления агрессивного поведения отмечается в 11 лет и в 13 лет.

     Сравнение степени  выраженности различных компонентов  агрессивного поведения у мальчиков и девочек показало, что у мальчиков наиболее выражена склонность к прямой физической и прямой вербальной агрессии, а у девочек — к прямой вербальной и к косвенной вербальной. Таким образом, для мальчиков наиболее характерно не столько предпочтение агрессии по критерию «вербальная—физическая», сколько выражение ее в прямой, открытой форме и непосредственно с конфликтующим. Для девочек же характерно предпочтение именно вербальной агрессии в любых ее формах — прямой или косвенной, хотя косвенная форма оказывается все-таки более распространенной. Тенденция большей выраженности у мальчиков прямой агрессии (часто физической), а у девочек — косвенной вербальной, очевидно, является кросскультуральной, характерной для подростков различных этносов (Зоуир Али Рашид)

     Развитие различных форм агрессии

      В исследовании (Семенюк Л. М., 1996) было показано, что если у 10—11-летних подростков преобладают проявления физической агрессии, то по мере взросления у подростков 14—15 лет на первый план выходит вербальная агрессия. Это, однако, не связано со снижением проявления физической агрессии с возрастом. Максимальные показатели проявления всех форм агрессии (как физической, так и вербальной) обнаруживаются именно в 14—15 лет. Но динамика роста физической и вербальной агрессии по мере взросления неодинакова: проявления физической агрессии хотя и увеличиваются, но незначительно. А вот проявления вербальной агрессии растут существенно более быстрыми темпами.

     Второе место по частоте встречаемости в указанный возрастной период у мальчиков занимает физическая агрессия, а у девочек — вербальная.  В более старшем возрасте (подростки 14—15 лет) у мальчиков доминируют негативизм и вербальная агрессия (которые представлены практически одинаково), а у девочек — вербальная агрессия. Физическая агрессия в 
этом возрасте не является доминантной формой проявления агрессии уже и у мальчиков. Следует отметить также, что, независимо от возраста, у мальчиков все формы агрессивного поведения выражены больше, чем у девочек.

     Самооценка подростка и агрессивность

     Уровень  выраженности агрессивных реакций  коррелирует с самооценкой подростка.  Общая тенденция здесь заключается  в наличии прямой связи: чем выше уровень самооценки, тем выше показатели общей агрессии и различных ее составляющих. Такая взаимосвязь характерна как для инструментальной агрессии, так и для другой формы агрессии — враждебности.

     Таким образом, оптимизация процесса выработки поведения у старшеклассников достигается за счет совершенствования содержания, обеспечивающего единство моральных и волевых качеств личности, и методики учебно-трудовой деятельности как ведущего средства воспитания.

    1.4. Воспроизводство агрессивности в подростковых сообществах.

     Подростковый  возраст - это граница между  детством и взрослой жизнью, связанная  с возрастом обязательного участия  человека в общественной жизни.  Во многих древних обществах  переход к взрослому состоянию  оформлялся особыми ритуалами, благодаря которым ребенок не просто приобретал новый социальный статус, но как бы рождался заново, получал новое имя и т. п.

    Границы подросткового  периода примерно совпадают с  обучением детей в 5 - 8 классах  средней школы и охватывают  возраст от 10 - 11 до 14 лет, но фактическое вступление в подростковый возраст может не совпадать с переходом в 5-й класс и происходить на год раньше или позже [27;с.9].

     Особое  положение подросткового периода  в развитии ребенка отражено  в его названиях: «переходной», «переломный», «трудный», «критический». В них зафиксирована сложность и важность происходящих в этом возрасте процессов развития, связанных с переходом от одной эпохи жизни к другой. Переход от детства к взрослости составляет основное содержание и специфическое отличие всех сторон развития в этот период - физического, умственного, нравственного, социального.

    Рассмотрим более подробно некоторые основные характеристики подросткового возраста для того, чтобы понять причины и механизм возникновения агрессии в этом возрастном периоде.

    Первая общая закономерность и острая проблема подросткового возраста, как мы уже отмечали выше, - это перестройка отношений с родителями, переход от детской зависимости к отношениям, основанным на взаимном уважении и равенстве. Подростковый возраст называют переходным. Психологическое состояния подросткового возраста связано с двумя «переломными» моментами этого возраста: психофизиологическим - половым созреванием, и всё, что с ним связано, и социальным - конец детства, вступление в мир взрослых [40;с.81].

      Первый из этих моментов связан с внутренними гормональными и физиологическими изменениями, влекущие за собой телесные изменения, неосознанное половое влечение, а также эмоционально-чувствительные изменения.

      Второй момент - окончание детства и переход в мир взрослых связан с развитием в сознание подростка критического рефлектирующего мышления в рассудочной форме. Это и есть определяющее состояние подростка в психике. Оно и создает основное ведущее противоречие в жизни подростка.

     Переходный возраст - самый короткий период жизни, но очень важный. И важно без особых травм пережить его.

      Одна  из причин подросткового кризиса  и конфликтов с окружающими  в этом возрасте - переоценка своих  возросших возможностей, которая определяется стремлением к известной независимости и самостоятельности, болезненное самолюбие и обидчивость. Повышенная критичность по отношению к взрослым, острая реакция на попытки окружающих умалить их достоинство, принизить их взрослость, недооценить их правовые возможности, являются причинами частых конфликтов в подростковом возрасте.

     Кризис  подросткового возраста - абсолютно  нормальное явление, свидетельствующее  о развитии личности, но при  наличии некоторых неблагоприятных факторов и условий это кризисное состояние приводит к агрессивному поведению. Рассмотрим особенности и причины агрессии в подростковом возрасте в следующем разделе.

     Основными  причинами проявлений детской  агрессивности являются:

  • стремление привлечь к себе внимание сверстников;
  • стремление получить желанный результат;
  • стремление быть главным;
  • защита и месть;
  • желание ущемить достоинство другого с целью подчеркнуть свое превосходство.

     У детей,  как и у взрослых, существует  две формы проявления агрессии: недеструктивная агрессивность и враждебная деструктивность. Первая - механизм удовлетворения желания, достижения цели и способности к адаптации. Она побуждает ребенка к конкуренции в окружающем мире, защите своих прав и интересов и служит для развития познания и способности положиться на себя

     Вторая - не  просто злобное и враждебное  поведение, но и желание причинить  боль, получить удовольствие от  этого. Результатом такого поведения  обычно бывают конфликты, становление  агрессивности как черты личности и снижение адаптивных возможностей ребенка..

      Среди  психологических особенностей, провоцирующих  агрессивное поведение детей,  обычно выделяют:

  • недостаточное развитие интеллекта и коммуникативных навыков;
  • сниженный уровень саморегуляции;
  • неразвитость игровой деятельности;
  • сниженную самооценку;
  • нарушения в отношениях со сверстниками/

Учеными выделено несколько  групп факторов агрессивного поведения  человека в частности, биолого-генетические, индивидуально-психологические особенности  личности, специфика воспитания, влияние субкультуры, роль средств массовой коммуникации и т.д. Одну из групп таких факторов составляют ситуативные детерминанты - конкретные социальные ситуации, возникающие в процессе межличностного (межгруппового) общения. Их изучение является необходимым условием анализа причин агрессивного поведения человека. Эти факторы провоцируют агрессивное поведение даже у неагрессивных по характеру людей.

Информация о работе Самооценка и агрессия в психологии