Самооценка и агрессия в психологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 00:42, курсовая работа

Описание работы

Научный проект посвящен выявлению психологических особенностей личности агрессивных подростков. Существует множество точек зрения, что считать агрессией, какие действия квалифицировать как агрессивные. В настоящее время большинство психологов применяют следующее определение агрессии. В качестве агрессии рассматривается любая форма поведения, нацеленного на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающего подобного обращения.

Содержание

Введение
Глава I. Теоретический подход к исследованию самооценки и агрессии в психологии.
1.1. Понятие агрессии и агрессивности: психологические аспект.
1.2. Самооценка как компонент самосознания: структура и проявления.
1.3. Специфика проявления агрессивности и самооценки в подростковом возрасте.
1.4. Воспроизводство агрессивности в подростковых сообществах.
Глава II. Экспериментальное исследование самооценки и агрессии в подростковом возрасте
2.1. Особенности проявления агрессии и самооценки у подростков.
2.2. Анализ полученных результатов исследования.
2.3. Рекомендации для подростко

Работа содержит 1 файл

Самооценка и агрессия в психологии.doc

— 323.00 Кб (Скачать)

                                             Содержания:

Введение

Глава I.  Теоретический  подход  к  исследованию самооценки и агрессии в психологии.

     1.1. Понятие агрессии и агрессивности: психологические аспект.

     1.2. Самооценка как компонент самосознания: структура и проявления.

     1.3. Специфика проявления агрессивности и самооценки в подростковом  возрасте.

    1.4. Воспроизводство агрессивности в подростковых сообществах.

Глава II. Экспериментальное исследование самооценки и агрессии в подростковом возрасте

     2.1.  Особенности проявления агрессии и самооценки у подростков.

    2.2. Анализ полученных результатов исследования.

    2.3. Рекомендации для подростков.

Заключение.

Литература.

Приложения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                   Введение

      Научный проект посвящен выявлению психологических особенностей личности агрессивных подростков. Существует множество точек зрения, что считать агрессией, какие действия квалифицировать как агрессивные. В настоящее время  большинство психологов применяют следующее определение агрессии. В качестве агрессии рассматривается любая форма поведения, нацеленного на оскорбление или причинение вреда  другому живому существу, не желающего подобного обращения.

 
 

   Мы исследуем:  Проблему    самооценки  и агрессии в подростковом  возрасте. 

     Актуальность исследования: В последнее время в Республике Молдова наблюдается рост подростковой агрессии: вандализм, жестокость, насилие, межличностная агрессия. Тему  агрессии  называют сегодня «интригующей», а сам двадцать  первый век «веком беспокойства и насилия».

       Внедрение западной   культуры  привело в  Молдове к деградации  личности и духовных ценности, особенно у подрастающего поколения,  точнее у детей подросткового возраста, которым присуще агрессивное поведение в этот период. На подростковую агрессию, указывают различные авторы (А.А Реан; Бандура А., Уолтерс Р; Берковец Л;Ю.Раку и др.).

     Объектом исследования   являются  ребята  подросткового  возраста 14-16 лет.

     Цель исследования: Изучение и выявления  взаимосвязи типологических и характерологических особенностей подростков с их агрессивностью, а также определение психологических закономерностей влияния социума на личность ребят 14-16 лет и их  агрессивное поведение.

       Гипотеза: самооценка влияет на проявление агрессии в подростковом возрасте.

      Задачи теоретической части  исследования:

        1. Рассмотреть теоретический анализ  литературы с целью выявления основных постулатов, служащих фундаментом для теоретического анализа эмпирических данных собственного исследования.

        2.   Рассмотреть методологическую основу исследования.

       Задачи эмпирической части исследования:

  1. Выявить уровень самооценки в подростковом возрасте у девочек и мальчиков.
  2. Выявить уровень агрессии в подростковом возрасте.
  3. Корреляционный анализ с целью получения достоверного результата.
  4. Выявить группы  для коррекционной работы.
  5. Выявить советы для подростков.

 

             В своей работе я опиралась  на положения З. Фрейда, К. Юнга, А. Адлера, А. Басса, А. Бандуры, К. Роджерса, Г.А. Андреевой, О.Ю. Михайловой и др.

       Методология и методика научного исследования.

      1.   За основу исследования уровня агрессии была взята методика А. Басса – А. Дарка. Созданный американскими психологами А. Бассом и А. Дарки в 1957 г. одноимённый опросник – одна из наиболее часто применяемых методик для исследования уровня агрессивности. А. Басс разграничивает понятия «враждебность» и «агрессия». Он определяет враждебность как скрытно – вербальную реакцию, которой сопутствуют негативные чувства и негативные оценки людей и событий, а агрессию как ответ, содержащий стимулы, способность причинить вред другому существу. 

     2. За основу исследования самооценки была использована методика исследования самооценки личности С.А. Будасси. Методика С.А. Будасси позволяет проводить количественное исследование самооценки личности, т.е. ее измерение. В основе данной методики лежит способ ранжирования. 

       Тем не менее, проблема исследования: Самооценка и форма проявления агрессии у подростков  продолжает, оказывает, негативное действие на благополучие всего общества, в виду недостаточной изученности данного вопроса и отсутствия достаточного набора способа по ее преодолению.

      Исходя из существующей проблемы,  мной  были определены объект и предмет исследования, сформулированы цель и задачи.

        Предметом исследования являются особенности агрессивного поведения    подростков  в условиях подростковых  сообществ.

        Выборка: 40 испытуемых,  20 учеников - 9 «А» из них 10 девочек и 10 мальчиков  и 20учеников -9 «Б» 10 мальчиков и 10 девочек и все учащиеся  лицея им. М. Коцюбинского.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

      Глава I.  Теоретический подход  к исследованию самооценки и агрессии в психологии.

     1.1. Понятие агрессии и агрессивности:  психологические  аспект.


      Понятие  aggredi (агрессивный) происходит от  слова adgradi, которое в буквальном  смысле означает gradus – шаг, ad –  на, то есть получается что-то  вроде «двигаться на», «наступать». В первоначальном смысле быть агрессивным означало нечто вроде «двигаться в направлении цели без промедления, без страха и сомнения». Как это перекликается с современным американским пониманием «агрессивности»! В современной психологии  понятия  «агрессивность человека» имеет несколько значений. Различают агрессию как следствие фрустрации; инструментальную агрессию – способ достижения значимой цели; ситуативную агрессию – человек, бросившийся защищать девушку от хулиганов, иногда вынужден действовать агрессивно; агрессивность как свойство личности, предрасположенность человека совершать акты физической или вербальной агрессии, направленной против других людей. Сфера действия моральной оценки не распространяется на так называемые вне моральные действия (Знаков В.В., 1990).

     Существовало и существует множество точек зрения, что считать агрессией.

  • Первое положение: агрессия – это любое поведение, содержащее угрозу или наносящее ущерб другим.
  • Второе положение: чтобы те или иные действия  были квалифицированы как агрессия, они должны включать в себя намерение обиды или оскорбления.
  • Третье положение агрессия – это попытка нанесения другим телесных  или физических повреждений.

     В настоящее время большинство  психологов принимают следующее определение:

      АГРЕССИЯ    - это любая форма поведения, нацеленного на оскорбление или нанесение вреда другому живому существу, не желающего подобного обращения. [8,18].

    Некоторые авторы [8,18] агрессию рассматривают  как модель поведения, а не как эмоцию, мотив, установку. Термин «агрессия» часто ассоциируется с негативными эмоциями как гнев, злость; с мотивами, как  желание оскорбить, навредить; с установками, как расовые и этнические предрассудки. Несмотря на то, что эти факторы играют важную роль в поведении, результатом которого становится причинение ущерба, их наличие не является необходимым условием для подобных действий. Злость, гнев вовсе не являются необходимым условием нападения на других, применением силы.  

       Таким образом, агрессия, в какой форме она не проявлялась, представляет собой поведение, направленное на причинение вреда или ущерба другому живому существу, имеющему все основания избегать подобного с собой поведения, обращения. Она характеризуется следующими особенностями:

      1. Агрессия обязательно подразумевает преднамеренное целенаправленное причинение вреда жертве.

      2. В качестве агрессии может рассматриваться только такое поведение, которое подразумевает причинение вреда или ущерба живым организмам.

    3. Жертва должна обладать мотивацией избегания подобного с собой обращения. Агрессия (от лат.aggredi - нападать) индивидуальное или коллективное поведение, действие, направленное на нанесение физического или психологического  вреда, или ущерба, или на уничтожение другого человека, или группы людей.

       В значительной части агрессия возникает как реакция субъекта на фрустрацию и сопровождается эмоциональными состояниями гнева, враждебности, злости, ненависти. Она разделяется на:

  • экспрессивную (сила проявления эмоций, чувств);
  • враждебную агрессию,  которая характеризуется целенаправленностью, осознанным намерением нанесения вреда другим;
  • инструментальную – где цель субъекта нейтральна, а агрессия используется как средство ее достижения.

    Агрессия представляет собой совокупность показателей: физической, косвенной, вербальной  агрессии.

  • Физическая агрессия – причинение боли или повреждения другому человеку: человек сводит скулы, шею, скрипит зубами, просыпается с зажатыми кулаками, предпочитает смотреть агрессивные фильмы, сцены насилия.
  • Вербальная агрессия – использование речевых средств, наносящих боль,

оскорбления.

           Это могут быть:

              а). Многочисленные отпоры;

              б). Отрицательные отзывы и критические замечания;

              в). Выражение отрицательных эмоций – недовольство другими в форме брани, затаенной обиды, недоверия, ярости, ненависти;

           г). Высказывание мыслей и желаний агрессивного характера, проклятий;

            д). Оскорбления, упреки обвинения;

          е). Угрозы, вымогательства, принуждения.

       Проблемы насилия, агрессии стали объектом исследования многих теоретических направлений. Следует отметить, что ни одна из теорий не может дать полные и всеобъемлющие ответы на эти вопросы, но позволяет изучить и объяснить определенный  аспект проблемы.

 

         1.2. Самооценка как компонент самосознания: структура и проявления.

     Существенное  отличие человека как вида  от животных состоит в его  способности рассуждать и мыслить  абстрактно, размышлять о своем прошлом, критически оценивая его и думать о будущем, разрабатывая и реализуя рассчитанные на него планы и программы. Все это вместе взятое связано со сферой человеческого сознания (Немов Р.С.).

     Сознание - это высшая форма развития  и проявления психики человека. Сознание осуществляет мысленное построение действий, контроль и управление поведением человека, определяет его способность отдавать себе отчет в том, что происходит в нем самом и окружающем мире. Содержательно сознание включает в себя совокупность знаний о мире и о себе самом. Последнее трактуется как самосознание.

    При изучении  феномена самосознания выделяют  три основных аспекта:

    1. взаимообусловленность  сознания и  самосознания;

    2. механизмы  самосознания;

     3. функции   самосознания;

    Самосознание  предполагает осознание своего  «Я» во всем многообразии индивидуальных  особенностей, выделение себя из  окружающего мира и представление  о себе в сопоставлении с  другими людьми.

    В психологической  науке принято следующее определение: «Совокупность психических процессов, посредством которых индивид осознает себя в качестве субъекта деятельности, называется самосознанием, а его представления о самом себе складываются в определенный «образ «Я» [11].

     «Образ  «Я» - это не просто представление или понятие личности о самой себе, а социальная установка, отношение личности к себе. Поэтому в образе «Я» можно выделить три компонента:

     1) познавательный (когнитивный) -- знание себя, самосознание;

     2) эмоционально - оценочный -- ценностное отношение к себе;

     3) поведенческий  -- особенности регуляции поведения.

    Самооценка - непременный спутник нашего «Я». Она проявляется не столько в том, что человек думает или говорит о себе, сколько в его отношении к достижениям других. С помощью самооценки происходит регуляция поведения личности.

              Различают текущую и личностную самооценку:

  • Текущая  самооценка - это оценка человеком своих действий и поступков. Такая самооценка является основной для саморегуляции человеком своей деятельности, своего поведения. Произведя самоконтроль своих действий, поступков, а затем, установив их приемлемость и желаемость, степень успешности, человек совершает в соответствии с самооценкой коррекцию этих действий и поступков, то есть осуществляет саморегуляцию своей деятельности и поведения.
  • Личностная самооценка - это отношение человека к своим способностям, возможностям, личным качествам, а также к внешнему облику. Личностная самооценка помогает определить уровень удовлетворенности самим собой исходя из количественной оценки этого уровня.

     Самооценка может быть заниженной, завышенной адекватной и неадекватной. В одинаковой ситуации люди с разной самооценкой будут вести себя совершенно по-разному, предпримут разные действия, тем самым по-разному будут воздействовать на развитие событий.

      На основе завышенной самооценки у человека возникает идеализированное представление о своей личности, своей ценности для окружающих, Он не желает признавать собственных ошибок, лени, недостатка знаний, неправильного поведения, часто становится жестким, агрессивным, неуживчивым.

    Явно заниженная самооценка  ведет к неуверенности в себе, робости, застенчивости, невозможности реализовывать свои задатки и способности. Такие люди обычно ставят перед собой более низкие цели, чем те, которых могли бы достигнуть, преувеличивают значение неудач, остро нуждаются в поддержке окружающих, слишком критичны к себе. Человек с низкой самооценкой очень раним. Все это приводит к возникновению комплекса неполноценности, отражается на его внешнем виде - глаза отводит в сторону, хмур, неулыбчив.

     Низкая самооценка имеет много форм проявлений. Это жалобы и обвинения, поиск виновного, потребность во внимании и одобрении, что как бы компенсирует в глазах такого человека чувство самоотрицания, чувство собственного достоинства. Депрессии, разводы (многие из них - результат низкой самооценки одного или обоих партнеров).

     Адекватная же самооценка личностью своих способностей и возможностей обычно обеспечивает соответствующий уровень притязаний, трезвое отношение к успехам и неудачам, одобрению и неодобрению. Такой человек более энергичен, активен и оптимистичен. Отсюда вывод: нужно стремиться развивать у себя адекватную самооценку на основе самопознания.

      Неадекватная  самооценка свидетельствует о необъективной оценке человеком самого себя, его мнение о себе расходится с мнением о нем окружающих. Различают неадекватную завышенную самооценку - переоценку себя субъектом и неадекватную заниженную самооценку - недооценку себя субъектом.

     Верная самооценка дает человеку нравственное удовлетворение и поддерживает его человеческое достоинство.

    Основы самовосприятия закладываются в детстве и могут оказывать влияние на весь дальнейший ход жизни.

     1.3. Специфика проявления агрессивности и самооценки в подростковом  возрасте.

      Прежде  чем приступать к рассмотрению  психологических особенностей проявления  агрессии в подростковом возрасте  нужно определить возрастные  рамки этого периода.

    Н.П. Гундобина предполагает, что юношеский возраст идентичен подростковому, и он характеризуется как пубертатный период. Для мальчиков - от 13 до 17 лет, для девочек - от 11 до 15 лет[24].

Информация о работе Самооценка и агрессия в психологии