Самооценка и агрессия в психологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 00:42, курсовая работа

Описание работы

Научный проект посвящен выявлению психологических особенностей личности агрессивных подростков. Существует множество точек зрения, что считать агрессией, какие действия квалифицировать как агрессивные. В настоящее время большинство психологов применяют следующее определение агрессии. В качестве агрессии рассматривается любая форма поведения, нацеленного на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающего подобного обращения.

Содержание

Введение
Глава I. Теоретический подход к исследованию самооценки и агрессии в психологии.
1.1. Понятие агрессии и агрессивности: психологические аспект.
1.2. Самооценка как компонент самосознания: структура и проявления.
1.3. Специфика проявления агрессивности и самооценки в подростковом возрасте.
1.4. Воспроизводство агрессивности в подростковых сообществах.
Глава II. Экспериментальное исследование самооценки и агрессии в подростковом возрасте
2.1. Особенности проявления агрессии и самооценки у подростков.
2.2. Анализ полученных результатов исследования.
2.3. Рекомендации для подростко

Работа содержит 1 файл

Самооценка и агрессия в психологии.doc

— 323.00 Кб (Скачать)

Следует признать, что  в силу ряда причин социальное воздействие  на личность с выраженным агрессивным  поведением часто оказывается малоэффективным. Поскольку агрессия имеет глубокие биологические и социальные корни, искоренить агрессивное поведение, по всей видимости, невозможно. Можно лишь говорить о необходимости снижения его проявлений через создание системы эффективного социального контроля на нескольких уровнях — общества, семьи и малых групп, самой личности.

     Причины,  по которым молодые люди совершают  агрессивные поступки, остаются, до  сих пор, полностью не выяснены.

     Основными  факторами, определяющими формирование  детской агрессивности, являются: семья, сверстники, средства массовой информации и пр. Дети учатся агрессивному поведению посредством прямых подкреплений так же, как и путем наблюдения агрессивных действий. Общество, больное агрессией и нетерпимостью, заражает и свое молодое поколение. Опасность состоит в том, у нового поколения болезнь может стать врожденной и массовой, превратиться из социальной патологии в социальную норму, поэтому необходимо продолжать более детальное и глубокое рассмотрение данной темы, как на уровне психологической и педагогической наук, так и на уровне практической работы с подростками.

       В  подростковом возрасте одним  из видов отклоняющегося поведения  является агрессивное поведение,  нередко принимающее враждебную  форму (драки, оскорбления). Для некоторых юношей участие в драках, утверждение себя с помощью кулаков является устоявшейся линией поведения. Ситуация усугубляется нестабильностью общества, межличностными и межгрупповыми конфликтами. Снижается возраст проявления агрессивных действий. Всё чаще встречаются случаи агрессивного поведения у девушек.

      Непременным  условием делинквентного поведения  является избыток свободного  времени, отсутствие положительно  формирующих личность увлечений.  У многих молодых людей отмечается  неполная семья с нарушенными функциональными связями. С другой стороны, гиперопека, также как и безнадзорность, нередко способствуют делинквентному поведению. Реакции, вызванные чрезмерным контролем и нудными поучениями и наставлениями, находят своё выражение в виде уходов из дома и бродяжничества, агрессивности.

      Для  понимания ранней  подростковой  агрессии важное значение имеет  не только рассмотрение самой  по себе самооценки личности, но и анализ соотношения самооценки  и внешней оценки, которая дается  референтными лицами. Если самооценка не находит должной опоры во внешнем социальном пространстве, если оценка личности значимыми из ближайшего окружения всегда (или преимущественно) ниже его самооценки, то эта ситуация, несомненно, должна рассматриваться как фрустрирующая.

        Специальные исследования, проведенные  по этому поводу, показали, что  действительно молодые люди, чья  самооценка находится в конфликте  с внешней оценкой социума  (оценка ниже и не соответствует  самооценке), значимо отличаются  от своих сверстников более высокими показателями агрессии. Наиболее несущественные различия обнаруживаются по уровню выраженности косвенной агрессии и негативности. Однако, кроме того, юноши с конфликтным соотношением самооценки и внешней оценки имеют также и более высокий уровень таких форм агрессии, как раздражительность, физическая агрессия и обида.

      Отсюда  возникает необходимость в проведении  системного анализа индивидных, личностных, социально-психологических  обуславливающих социальные отклонения  в поведении несовершеннолетних, с учётом которых должна строиться и осуществляться воспитательно-профилактическая работа по предупреждению этих отклонений. Раннее выявление поведенческих проблем у молодых людей, системный анализ характера их возникновения и адекватная воспитательно-коррекционная работа дают шанс предотвратить десоциализацию юношей. Несвоевременное обнаружение начальных признаков отклоняющегося поведения и проблем в воспитании, препятствующих развитию ребёнка, приводит к быстрому переходу отклонений в хронические нарушения поведения.

 

                                                 Литература.

1. Бандура А., Уолтерс Р. Подростковая агрессия. М.: 2002

2. Басс А. Дарки.  А. Концепция агрессии / враждебности Екатеринбург 2003

3. Берковец Л. Агрессия. Причины, последствия, контроль. М.: 2001

4. Бурлачук Л.Ф. Словарь - справочник по психодиагностике. 3-е изд. - СПб.: Питер, 2008. Серия «Мастера психологии».

5. Бэрон Р. Ричардсон Д., Агрессия. СПб: 2000.

6. Горбушина О.П. Психологический тренинг. Секреты проведения. - СПб.: Питер, 2008. Серия «Практическая психология».

7. Гурин В.Е. Формирование нравственного сознания и поведения старшеклассников: (Педагогическая наука - реформе школы). - М.: Педагогика, 1988.

8. Дарвиш О.Б. Возрастная психология: учеб. пособие для студ. вузов, обучающихся по специальности 031000 «Педагогика и психология» / О.Б. Дарвиш; под ред. В.Е. Клочко. - М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2005.

9. Кон И.С. Открытие «Я». - М., Политиздат, 1978.

10. Крысько В.Г. Общая психология в схемах и комментариях: Учебное пособие. - СПб.: Питер, 2007. Серия «учебное пособие».

11. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. - СПб.: Издательство «Речь», 2007.

12. Майерс Д. Социальная психология. - 7-е изд. - СПб.: Питер, 2007. Серия «мастера психологии».

13. Мир детства: Подросток / Под ред. А.Г. Хрипковой; Отв. ред. Г.Н. Филонов. - 2-е изд., доп. - М.: Педагогика, 1989.

14. Мудрик А.В. Социальная педагогика: Учеб. для студ. пед. вузов / Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр «Академия», 1999.

15. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. - 4-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 1999.

16. Можгинский Ю.Б. Агрессия подростков: эмоциональный и кризисный механизм. СПб.: 2003.

17. Немов Р.С. Психология. В 3 кн. Кн. 1.: Общие основы психологии: учеб. для студ. высш. учеб. заведений / Р.С. Немов. - 5-е изд. _ М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2006.

18. Паренс Г. «Агрессия наших детей». М: 2003

19. Популярная психология для родителей / Под ред. А.А. Бодалева. - М.: Педагогика, 1988.

20. Прусова Н.В. Общая психология: учебное пособие для вузов / Н.В. Прусова, И.А. Пивоварова, Т.В. Ножкина. - М.: Издательство «Экзамен», 2007. (Серия «Курс лекций»).

21. Реан А.А. Агрессия и агрессивность личности. // Психологический журнал. №5. 2003

22. Реан. А.А. Психология человека от рождения до смерти. СПб: прайм-ЕВРОЗНАК, 2006.

23. Смирнов В.М. Нейрофизиология и высшая деятельность детей и подростков: Учеб пособие для студ. дефектол. фак. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 400 с.

24. Соколова Е.Т. самосознание и самооценка при аномалиях личности. - М., 2002.

25. Сорокоумова Е.А. Возрастная психология. Краткий курс. - СПб: Питер, 2008.

26. Степанов В.Г. Психология трудных школьников. Учеб. пособие для учителей и родителей. - 2-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 1988.

27. Столяренко Л.Д. Основы психологии. Практикум. - Ростов н/Д: Феникс, 2003.

28. Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально - психологическая диагностика развития личности и малых групп. - М.: Изд-во Института Психотерапии. 2002.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Приложения

 

Таблица №1: Категории агрессии по А. Бассу.

                                                                   


Тип агрессии

             Примеры

 

 

1

ФИЗИЧЕСКАЯ

Активная - прямая

Применение  силы по отношению к другому человеку, нанесение телесных повреждений, избиение, нанесение ударов холодным оружием, ранение при помощи огнестрельного оружия.

2

Активная - непрямая

Агрессия, которая  окольными путями направлена на другое лицо .

3

Пассивная - прямая

Стремление  физически не позволить другому  человеку достичь желаемой цели или  заняться желаемой деятельностью.

4

Пассивная - прямая

Отказ от выполнения необходимых задач: отказ освободить территорию во время демонстрации.

1

ВЕРБАЛЬНАЯ

Активная - прямая

Словесное оскорбление, критика, унижение другого человека.

2

Активная - непрямая

Распространение злостной клеветы, сплетен о другом человеке.

3

Пассивно - прямая

Отказ разговаривать  с другим человеком, отвечать на вопросы.

4

Пассивная - непрямая

Отказ дать определенные словесные пояснения, объяснения.



 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 1. Уровень  агрессии между братьями и сестрами в зависимости от вмешательства родителей в ссоры детей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложения

Таблица №2 Социальные ситуации и соответствующие им типы агрессивного поведения (в % от общего числа опрошенного)

 

Тип агрессии

("Мне  доводилось...")

Тип ситуации (%)

Я никогда так  не поступал

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Антипатия к  человеку

Плохое настроение

Нетрезвое состояние

Когда человек  случайно обругал меня

Когда человек  намеренно обругал меня

Когда человек  случайно толкнул/ударил меня

Когда человек  намеренно толкнул/ударил меня

Когда человек  чем-то мешал мне/моим друзьям

В компании друзей

Когда мне приказывали  так поступить

Какая-то другая ситуация

Обругать (оскорбить)

4

16

34

6

8

67

9

48

17

3

4

15

Распространять  сплетни, слухи

49

27

4

4

2

8

1

2

9

14

1

17

Отказываться  от общения с кем-то (демонстративно не разговаривать с ним)

10

36

23

1

7

27

2

16

12

2

2

27

Молча наблюдать  за тем, как знакомого мне человека незаслуженно ругают, оскорбляют

59

13

1

1

1

6

1

4

5

4

2

20

Специально  толкнуть или ударить кого-то, причинив ему физическую боль

43

7

5

7

2

11

5

39

8

1

0

13

Подговорить другого  толкнуть или ударить кого-то третьего

81

7

1

1

1

4

1

6

3

2

0

7

Вести себя так, чтобы физически помешать другому  человеку достичь 

своих целей

54

17

3

2

1

4

0

3

13

2

0

19

Отказываться  выполнять просьбу или указание другого человека

7

50

37

5

9

22

4

16

17

2

18

31

Нет агрессии

 

19

36

87

80

19

84

27

52

79

75

34


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложения

Таблица 3  Классификация коэффициентов  корреляции по силе

 

Сильная

r >0,70

Средняя

0, 50 < r < 0,69

Умеренная

0,30 < r < 0,49

Слабая

0,20< r < 0,29

Очень слабая

r < 0,19


 

 

 

 

Таблица 4. Классификация коэффициентов корреляции по значимости

 

Высокозначимая  корреляция

r  соответствует уровню высокой статистической значимости p≤0,01

Статистически значимая корреляция

r соответствует уровню статистической значимости p≤0,05

Незначимая  корреляция

r не достигает уровня статистической значимости p>0,1


 

 

 

 

 

 

Бланк МСЛ                                                                                        (Приложения 3)

Результаты  представлены нами в виде диаграммы 1.

 


Информация о работе Самооценка и агрессия в психологии