Стоицизм как нравственное учение

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2012 в 13:57, реферат

Описание работы

Цельные сочинения сохранились лишь от последнего периода. Это делает неизбежной реконструкцию стоицизма, который в настоящее время рассматривается как строгая система (окончательно оформленная Хрисиппом). Стоицизм (подобно кинизму, эпикуреизму и скептицизму) — практически-ориентированная философия: ее целью является обоснование «мудрости» как этического идеала, но неординарная логико-онтологическая проблематика играет в ней принципиально важную роль.

Содержание

Стоицизм – направление античной философии
Три части учения:
Логика
Физика
Этика.Идеал добродетели
О государстве и праве
Эволюция стоицизма
Влияние стоицизма
Список литературы

Работа содержит 1 файл

стоицизм.docx

— 28.13 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ УКРАИНЫ


МЕЖДУНАРОДНЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Экономико-правовой колледж

 

 

 

 

Реферат по этике

 

Тема:

 

Стоицизм как нравственное учение

 

 

 

 

Выполнила:

                                                            Студентка 23-гр. ЕП

                                          Сташок Е. Ю. 

Руководитель:

Кандидат философских  наук

Крыжановская Т. А.

 

 

 

 

Одеса – 2011

 

Содержание

 

      •  Стоицизм – направление античной философии
      • Три части учения:
          • Логика
          • Физика
          • Этика.Идеал добродетели
      • О государстве и праве
      • Эволюция стоицизма
      • Влияние стоицизма
      • Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СТОИЦИЗМ 

 

СТОИЦИЗМ[от греч. stoa — портик (галерея с колоннами в Афинах, где учил философ Зенон; основатель стоицизма)], – учение одной из наиболее влиятельных фиософских школ античности, основанной ок. 300 г. до н. э..

История стоицизма традиционно  делится на три периода:

  • Ранняя (Зенон, Клеанф, Хрисипп и их ученики, 3-2 вв. до н. э.);
  • Средняя (Панэтий, Посидоний, Гекатон и др., 2-1 вв. до н. э.) ;
  • Поздняя Стоя (или Римский стоицизм) (Сенека, Мусоний Руф, Гиерокл, Эпиктет, Марк Аврелий, 1-2 вв.н. э.).

 

Цельные сочинения сохранились  лишь от последнего периода. Это делает неизбежной реконструкцию стоицизма, который в настоящее время  рассматривается как строгая  система (окончательно оформленная  Хрисиппом). Стоицизм (подобно кинизму, эпикуреизму и скептицизму) — практически-ориентированная философия: ее целью является обоснование «мудрости» как этического идеала, но неординарная логико-онтологическая проблематика играет в ней принципиально важную роль. В области логики и физики наибольшее влияние на стоицизм оказали Аристотель и мегарские логики; этика формировалась под киническим влиянием, которому у Хрисиппа и в Средней Стое стало сопутствовать платоническое и перипатетическое.

 

Основной принцип  стоической этики – осознать господствующую в мире необходимость и подчиниться  ей, не утратив при этом чувство  собственного достоинства. Этот принцип  получает различные формы выражения: жить в согласии с природой; жить добродетельно; жить разумно. "Мы рождены  под единодержавной властью: повиноваться Богу — вот в чем свобода  наша" (Сенека). Казалось бы, в отличие  от Эпикура стоики пытаются найти  внешнюю, объективную точку опоры  для морали (такая потребность  в этике уже явно назрела), но по существу вырваться за рамки субъективизма  не могут.

Стоики проповедуют  отрешенность от страстей и внешних  благ как условие внутренней свободы; занимают рационалистическую позицию  в решении проблемы добродетели (добродетель – знание, зло –  незнание); определяют свое отношение  к смерти. Что касается последней  проблемы, то стоики исходит из установки "Жизнь – не благо, смерть –  не зло", т.е. жизнь должна быть добродетельной, иначе она лишена смысла и предпочтительней оказывается смерть: "Лучше достойно умереть, чем недостойно жить» (Сенека).

Стоики пытались помочь человеку в самых сложны обстоятельствах  социального хаоса и нравственной деградации сохранить свое моральное  достоинство; принять мир таким, какой он есть, раз нет надежды  на его изменение; противопоставить изменчивой судьбе свою внутреннюю нравственную целостность. Возможно, и в настоящее  время стоическая этика способна стать «путеводной Звездой» для  человека, попавшего в трагическую  жизненную ситуацию.

 

 
Три части учения

Учение стоицизма делится  на логику, физику и этику. Структурная  взаимосвязь трех частей служит доктринальным  выражением всеобщей «логичности» бытия, или единства законов мирового разума-Логоса (прежде всего, априорного закона причинно-следственной связи) в сферах познания, мироустроения  и морального целеполагания.

 
Логика

Логика — основополагающая часть стоицизма; ее задача — обосновать необходимые и всеобщие законы разума как законы познания, бытия и этического долженствования, а философствование — как строгую «научную» процедуру. Логическая часть делится на риторику и диалектику; последняя включает учение о критерии (гносеология) и учение об обозначающем и обозначаемом (грамматика, семантика и формальная логика, созданные Хрисиппом). Гносеология стоицизма — программный антипод платонической — испытала заметное влияние Аристотеля. Познание начинается с чувственного восприятия; познавательный акт строится по схеме «впечатление»—«согласие»— «постижение»: содержание «впечатления» («отпечаток в душе») верифицируется в интеллектуальном акте «согласия» (sugkatavquesi), приводящего к «постижению» (katavlhyi). Критерием его необманчивости является «постигающее представление» (fantasiva katalhptikhv), возникающее только от реально наличной предметности и раскрывающее свое содержание с безусловной адекватностью и ясностью. В «представлениях» и «постижениях» происходит лишь первичный синтез чувственных данных — констатация восприятия некоторой предметности; но они не дают настоящего знания о ней и, в отличие от коррелятивных им логических высказываний (ajxiwvmata), не могут иметь предиката «истинный/ложный». Из однородных «постижений» в памяти складываются предварительные общие представления, образующие сферу первичного опыта. Чтобы войти в систему знания, опыт должен приобрести четкую аналитико-синтетическую структуру: это задача диалектики, изучающей в основном отношения бестелесных смыслов. Ее основой является семантика (находящая отклики в логико-семантических концепциях 20 в.), которая анализирует отношение слова-знака («выраженное слово»), обозначаемого смысла («внутреннее слово» = «лектон») и вещественного деноната. Отношение знака и смысла на уровне «лектон» выступает первичной моделью причинно-следственных связей. Соотношение телесного и бестелесного в рамках телесного универсума является глобальной (и не имеющей решения) мета-проблемой стоицизма: реально существуют только тела; бестелесное (пустота, место, время и «смыслы») налично иным образом.

Формальная логика устанавливает  зависимость между смыслами, изоморфную причинной зависимости в физическом мире и этическому долженствованию; поэтому ее основой является импликация (как строгая аналитическая процедура). Использование развернутых высказываний (описывающих реальную структуру «фактов») в качестве терминов позволяет считать формальную логику стоицизма первой «логикой пропозиций» в истории европейской логики.

 
Физика

Физика — последнее  оригинальное физическое учение до-неоплатонического периода — отличается небывалым в античности тотальным соматизмом, лежащим в основе континуалистской картины мира. Двумя главными разделами физики являются онто-космология и антропология . Пантеистическое отождествление бога с телесным сущим приводит к фундаментальному смещению акцентов: онтологической моделью служит антитеза не идеи и материи, а двух нераздельных вечно-сущих «начал»: активного (бог-Зевс = Логос) и пассивного (бескачественный субстрат, вещество), которые следует понимать не как первичные субстанции, а как принципы организации единого сущего. На первом этапе космогонии две пары элементов, активные (огонь и воздух) и пассивные (земля и вода), путем сгущения и разрежения актуализируют противоположность «начал». Из элементов возникают все вещи согласно индивидуальным «сперматическим логосам», в которых Логос выступает как закон организации и развития каждой индивидуальной «природы». Космос — окруженная беспредельной пустотой сфера с неподвижной землей в центре и огненным эфиром на периферии. Время понимается как мера движения (пространство, время и тело бесконечно делимы). Космос как порядок преходящ: в конце цикла огонь поглощает прочие элементы («воспламенение»), но в каждом следующем цикле мир возрождается из огненного протосубстрата в прежнем виде.

Предельной манифестацией  бога-Логоса на физическом уровне выступает  творческий огонь, он же — природа. Творческий огонь отождествляется  с пневмой, состоящим из огня и воздуха всепроникающим теплым дыханием, «душой» космического организма. Основная характеристика пневмы —«давление огня», или «напряжение»— и двунаправленное движение: центростремительное обеспечивает стабильность любой вещи и космоса в целом, а центробежное — разнообразие телесных качеств. Уровни организации телесных структур определены степенью чистоты и напряжения пневмы: 1) неорганический уровень, «структура»; 2) растительный, «природа»; 3) животный, «душа» (впечатления и импульсы) и 4) разумный, «логос».

Отождествление логической необходимости с физической причинностью приводит к абсолютному детерминизму (психологическая основа этической «терапевтики»): причинность «из ничего» невозможна, «возможное» и «случайное» выступают как неизвестное. Делению причин на известные и неизвестные сопутствует функциональное деление на основные и вспомогательные или (в моральной проекции) на решение субъекта и внешнюю (не зависящую от субъекта) причинность. Всекосмическое «сцепление» причин понимается как «судьба», а необходимость такого «сцепления» — как «рок». Впровиденциально-телеологическойиспостаси«судьба»=«необходимость»= Логос выступает как «промысл», целесообразно упорядочивающий мироздание (основание для суждений мантики). Теология, венчающая космологию, построена на принципе аллегорезы: в традиционных богах персонифицируются различные функции единого Логоса-Зевса.

Субъект раннестоической  антропологии, смоделированной в  парадигме макро / микрокосмоса, — внутренне-целостный индивид, целиком определенный своим разумным началом. Душа человека — «частица» космической пневмы, пронизывающая все тело и отделяющаяся от него после смерти,— состоит из 8 частей: 5 чувств, речевой, породительной и «ведущей»; в последней (помещаемой в сердце) сконцентрированы «способности» представления, согласия, влечения и разумности. Ощущение возникает в результате круговорота пневмы между органом чувств и «ведущей» частью, а влечение — как результат «согласия» на «впечатление» о привлекательности объекта. В отличие от Зенона, считавшего влечения эпифеноменами суждений, Хрисипп отождествил их с суждениями, придав психологии законченный интеллектуалистический характер. Средняя Стоя провела платоническую коррекцию учения, допустив самостоятельное существование аффективного начала в душе.

 
Этика. Идеал добродетели

Этика —наиболее влиятельная  часть учения, оказавшая универсальное  влияние на все развитие этики  от христианства вплоть до Канта, базируется на идее автаркии добродетели при  аналитическом соединении понятий  добродетели и счастья. Исходным пунктом теоретической этики  можно считать созданную Зеноном концепцию «первичной склонности», или «расположенности», устанавливающую «природные» масштабы целеполагания и долженствования: действия живого организма детерминированы стремлением к самосохранению. У разумного существа эта эгоистическая склонность с возрастом необходимо эволюционирует через «расположенность» к близким до уважения себя и других как носителей разума в масштабах всего мира. Конечной нравственной целью является жизнь согласно разумной природе, тождественная счастью и добродетели («добродетели довольно для счастья»). Добродетель («разумность», или знание блага, зла и безразличного, применяемое практически)— единственное благо, ее противоположность — единственное зло; прочее безразлично, т. к. не имеет прямого отношения к добродетели. Безразличному соответствует «надлежащее», т. е. действие «природно» оправданное и целесообразное для всякого живого организма, но лишенное подлинно нравственного характера. Нравственное действие (высший уровень «надлежащего», на котором природа полностью реализует свой разумный потенциал), определено не инстинктивным здравым смыслом, а моральным отношением к действию. Воплощением идеала добродетельности является мудрец. Будучи внутренне автономен (добродетель — единственное, что «зависит от нас»), он обладает непогрешимым интеллектуально-нравственным настроем, соответствующим идеалу апатии, и принимает свою «судьбу» как проявление благого промысла: знание нравственной необходимости совпадает с пониманием космической причинности. Целью мудреца является его собственное совершенство, подобное совершенству космоса и выраженное в действии: мудрец имеет друзей, участвует в делах общества и т. п. Самоубийство рекомендовалось при обстоятельствах, делающих невозможным идеально-нравственное поведение. Конкретные нравственные предписания составляли основной предмет практической этики (моралистики).

 
О государстве  и праве

Ригористическая посылка  этики — все, что не благо, есть зло; каждый, кто не мудр, порочен  — вступала в неизбежное противоречие с абсолютизацией исходной «природной»  основы всякого действия. После Хрисиппа (особенно в Средней Стое) были сделаны  попытки, не отказываясь от первоначального  ригоризма, ввести «предпочитаемое» в  сферу нравственного целеполагания, а также признать нравственное достоинство  за «продвигающимися» к добродетели, — что открывало путь к синтетическому соединению добродетели и счастья. Но несмотря на все попытки обосновать нравственную автономию с помощью  своеобразной «космодицеи», «царство свободы» было (в силу недостаточного формализма этической теории) принесено  в жертву природе, которая выступает  общей основой этики и права. Поэтому теория государства и  права, формально не входящая в состав этики, по сути является ее продолжением, т. к. восходит к теории «первичной склонности». Учение о «космополисе» как мировом  сообществе разумных существ, основанном на принципе справедливости как норме  «естественного права», свидетельствует  об оформлении нового для античности политико-правового мышления, оказавшего универсальное влияние на развитие европейского правового сознания.

 
Эволюция стоицизма

Эволюция стоицизма отражает скрытые тенденции учения. В Раннем стоицизме логико-онтологическая проблематика неизменно присутствует на первом плане. Средний стоицизм трансформирует догматику (преимущественно антропологию и  этику), включая в нее платонические  и перипатетические элементы; логико-онтологическая проблематика постепенно отходит на задний план. В Позднем стоицизме  теоретизирование окончательно ограничивается этикой, которая все более эволюционирует к моралистике; в таком виде он на время становится ведущей «философской идеологией» Римской империи. Параллельно  происходит широкая диффузия стоической терминологии и догматики, знаменующая  конец стоицизма: как практическая философия стоицизм не выдержал соперничества  с христианством, а как теоретическая  — с возрождавшимся платонизмом.

 
Влияние стоицизма

Стоицизм оказал заметное влияние на христианскую тео-космологию, антропологию и этику (апологеты, Климент Александрийский, Тертуллиан, Немесий, Августин), на мыслителей арабского средневековья, а затем — на ренессансный «натурализм» и новоевропейскую философию (Декарт, Спиноза, английский эмпиризм, Просвещение; теории государства и права 16-18 вв.); особым феноменом является программный «неостоицизм» 16-17 вв. (Липпс, Дю Вер, Шаррон), реанимированный в нач. 20 в. (Луазель). В настоящее время стоицизм вновь начинает рассматриваться как источник продуктивных философем (Делез и др.).

Информация о работе Стоицизм как нравственное учение