Темперамент и его значение в общении

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 00:31, контрольная работа

Описание работы

темперамент – закономерное соотношение устойчивых индивидуальных особенностей личности, характеризующих различные стороны динамики психической деятельности.
Свойства темперамента – индивидуальный тип и ритм психических процессов, степень устойчивости чувств, напряженность волевых усилий и др. – являются наиболее устойчивыми индивидуальными особенностями, сохраняющимися многие годы, часто всю жизнь. Поэтому можно сказать, что темперамен

Работа содержит 1 файл

этика и психология дел общ..doc

— 273.50 Кб (Скачать)

Быстрота – способность быстро разбираться в новой ситуации,  обдумывать и принимать верное решение.

Критичность – умение объективно оценивать свои и чужие мысли, тщательно проверять все выдвигаемые положения и доводы.

ВОЛЯ

Решительность – быстрый, обдуманный выбор цели и определение способов ее достижения.

Целеустремленность – подчинение поведения устойчивой цели, готовность отдавать все силы для ее достижения.

Смелость – способность преодолевать чувство страха и растерянности.

Выдержка, самообладание – способность сдерживать физические и психические проявления, мешающие достижению цели.

Мужество – способность идти к цели, несмотря на опасность для жизни, преодолевая невзгоды, страдания, лишения.

Инициативность – волевое качество, благодаря которому человек действует творчески.

Самостоятельность – способность самостоятельно ставить цели и находить пути их достижения.

Дисциплинированность – сознательное подчинения своего поведения общественным нормам и правилам.

Элемент сознания

В чем выражается и краткая характеристика

ВООБРАЖЕНИЕ

Творческое воображение – создание новых образов без опоры на готовое описание или условное изображение.

ЭМОЦИИ И ЧУВСТВА, НАСТРОЕНИЯ

Фазность – нарастание напряжения, сменяющее его разрешение.

Полярность – противоположность переживаемых чувств.

Выражение отношения к объекту – положительного, отрицательного или неопределенного переживания.

 

2.4 Средства усиления своего воздействия на людей.

Для усиления воздействия на окружающих важно:

      Следить за правильной осанкой. Высоко поднятая голова, прямая осанка создают впечатление уверенности в себе и непринужденности, делают человека стройнее.Жалкая осанка – уязвимая мишень, свидетельство слабости.

      Сохранять темп движения, соответствующий Вашему имиджу.Спешащий человек производит впечатление  суетливого, медленный – увальня. Неспешные движения способствуют процессу концентрации внимания на главном.

      Избегать невыгодных, нелепых позиций.

      Использовать краткое и крепкое рукопожатие, как верное средство установления конструктивного контакта.

      Контактировать глазами. Смотрите партнеру, таким образом, Вы не только демонстрируете свою искренность, но и будете  лучше мыслить, яснее и убедительнее излагать свою точку зрения.

      Не игнорировать различие и сходство полов, играющих важную роль в коммуникации. Используйте цивилизованные способы усиления своего влияния. Роль одежды в усилении своего воздействия на окружающих важна.        

Психологически значимо:

      умение подобрать одежду;

      умение ее носить;

      умение пользоваться разными аксессуарами.

Манеры поведения делают человека узнаваемым, они могут усиливать или ослаблять воздействие человека на окружающих.

Факторы притягивающих манер:

      выразительность;

      воспитанность;

      открытость;

      логика действий;

      приличная жестикуляция.

3. Память и возможности ее развития.

Память – это психическое отражение действительности в виде запоминания, сохранения и воспроизведения своего опыта. Цель памяти осмысленное запоминание, а также сохранение, забывание и воспроизведение.

Возможности  развития памяти предполагают  тренировку в концентрации и усилиях запоминания или узнавания в нужный для себя момент.

Для этого рекомендуют:

      как можно внимательней исследовать необходимый объект, фиксируя сознание на его мельчайших деталях и особенностях;

      создать мысленный образ объекта, как можно более соответствующий действительности;

      связать мысленный образ с личностно значимой ассоциацией.

1.Две формы памяти—   человек хочет выучить наизусть стихотворение и прочитывает его вслух стих за стихом, а, затем повторяет несколько раз. Он запечатлелся в его памяти. Теперь он пытается дать себе отчет в том, как урок был выучен, и вызывает в своем представлении те фразы, которые он, одну за другою, прошел. Каждое из последовательных чтений встает перед  умственным взором в своей индивидуальной особенности; человек  снова видит его вместе со всеми теми обстоятельствами, которые его сопровождали и в рамку которых оно все еще остается  включенным; оно отличается от всех предыдущих и всех последующих чтений уже самим местом, занимаемым им во времени; одним словом, каждое из таких чтений снова проходит перед ним, как определенное событие его истории. И тут опять-таки говорят, что эти образы —  воспоминания, что они запечатлелись в  памяти человека. В обоих этих случаях употребляются одни и те же слова. Обозначают ли они, однако, тот же самый предмет? Знание стихотворения, которое  запомнил человек, выучив наизусть, имеет все признаки привычки. Как и привычка, оно приобретено посредством повторения одного и того же усилия. Как и привычка, оно потребовало сначала расчленения, потом восстановления  целостного действия. Наконец, как всякое привычное упражнение человеческого тела, оно включено в механизм, который весь целиком  приходит в движение под влиянием начального толчка, в замкнутую систему автоматических движений, которые следуют друг за другом всегда в одинаковом порядке и занимают всегда одинаковое время. Напротив, воспоминание какого-либо определенного чтения, например, второго или третьего, не имеет ни одного из признаков привычки. Его образ, очевидно, запечатлелся в памяти сразу, ибо другие чтения, по самому определению, суть отличные от него воспоминания. Это как бы событие  жизни; для него  существенна определенная дата, а, следовательно, невозможность  повторяться. Все, что присоединили к нему позднейшие чтения, могло явиться лишь изменением его первоначальной природы; и если  усилие вызвать в памяти этот образ становится тем  легче, чем чаще человек его повторяет, то самый образ, рассматриваемый в себе, конечно, уже с самого начала таков, каким он останется навсегда.Быть может, скажут, что эти два вида памяти—воспоминание отдельного чтения и знание урока — различаются между собой лишь количественно, что последовательные образы, возникающие при каждом чтении, накладываются друг на друга и что выученный  урок есть просто составной образ, являющийся результатом такого наложения. Бесспорно, что каждое из последовательных чтений отличается от предыдущего, между прочим, тем, что урок оказывается лучше выученным. Несомненно, однако, и то, что каждое из них, рассматриваемое именно как новое прочитывание, а не как все лучше и лучше усвояемый урок, абсолютно довлеет себе, пребывает в том виде, в каком оно раз осуществилось,  и образует вместе со всеми сопровождающими обстоятельствами несводимый момент  истории. Мы можем представить себе две теоретически самостоятельные и независимые друг от друга памяти. Первая регистрирует в форме образов-воспоминаний  все события нашей повседневной жизни, по мере того как они развертываются во времени; она не пренебрегает никакой  подробностью; она оставляет каждому факту, каждому движению его место и его дату. Без всякой задней мысли о пользе или практическою  применении, но просто в силу естественной необходимости  становится она складочным местом для прошлого. Благодаря ей наш разум, или, лучше сказать, рассудок, получает  возможность узнать какое-нибудь уже испытанное раньше восприятие; к ней мы прибегаем всякий раз, когда в поисках известного образа поднимаемся по склону нашей прошлой жизни.  Но всякое восприятие продолжается в зачаточное действие; и по  мере того как однажды воспринятые нами образы закрепляются,  выстраиваясь один за другим вдоль этой памяти, продолжающие  их движения видоизменяют организм, создавая в нашем теле новые предрасположения к действию. Так складывается опыт совершенно нового рода, который отлагает в теле ряд вполне  выработанных механизмов, выполняющих все более и более  многочисленные и разнообразные реакции на внешние раздражения, дающих совершенно готовые ответы на непрерывно растущее  число возможных запросов. Мы сознаем, эти механизмы в тот  момент, когда они вступают в действие, и это сознание всех  прошлых усилий, скопившихся в настоящем, все еще есть память, но  память, глубоко отличная от охарактеризованной выше, всегда  устремленная к действию, пребывающая в настоящем и не видящая  ничего, кроме будущего. От прошлого она удержала только разумно  координированные движения, представляющие собой накопленные  усилия; она обретает эти прошлые усилия не в отражающих их  образах-воспоминаниях, а в том строгом порядке и  систематическом характере, которыми отличаются движения,  выполняемые нами в настоящее время. По правде, говоря, она уже  не дает нам представления о нашем прошлом, она его разыгрывает;  и если она все-таки заслуживает наименования памяти, то    уже не потому, что сохраняет образы прошлого, а потому что  продолжает их полезное действие вплоть до настоящего момента. Из этих двух памятей, из которых одна воображает, а другая повторяет, последняя может замещать собой первую и зачастую даже создавать се иллюзию.

3.1 Манеры и логика действия.

Внешний облик и манеры поведения проявляются в совокупности, создавая единый образ человека, который, так или иначе, оцениваются окружающими.Манеры поведения делают человека узнаваемым, они могут усиливать или ослаблять воздействие человека на окружающих.

Факторы притягивающих манер:

      выразительность;

      воспитанность;

      открытость;

      логика действий;

      приличная жестикуляция.

В логике действий человека присутствуют:

1.общее, обязательное – поэтому мир других людей доступен пониманию;

2.нечто менее общее – характерное для определенной категории людей:   

      мужчины - женщины

      взрослые – дети

      жители Севера  - южане и т.д.

3.сугубо индивидуальное

      невоспитанные – хорошо воспитанные люди

       грязнуля – чистоплотный и т.д.                                  

3.2 Методы развития воображения.

Развитие воображения – это совершенствование в умении создавать мыслительные образы.

Методы развития воображения:

      Метод агглютинации – получение нового путем присоединения к одному объекту признаков другого.

      Метод расчленения – получение нового в результате разъединения частей объекта.

      Метод комбинирования – объединение исходных элементов по конкретной логической схеме.

      Метод замещения – замена старых элементов более эффективными.

      Метод аналогии – создание нового по аналогии (сходству) с известным.

3.3 Смысл речи: роль и значение в общении.

Речь – исторически сложившаяся форма общения людей посредством языка.

Различают два вида речи:

1.внешняя (письменная и устная);

2.внутренняя (фаза планирования поступка).

Краткая характеристика речи:

Информированность – ценность сообщаемых фактов и способность к общению.

Понятливость – взаимосвязь смыслового содержания, языковых особенностей, уровня развития и интересов общающихся.

Выразительность – ясность и отчетливость произношения, правильная интонация, умение пользоваться словами и выражениями прямого и переносного значения.Речевое  общение осуществляется по правилам конкретного языка, который представляет собой систему фонетических, лексических, грамматических средств и правил общения.

3.4 Самосовершенствование: пути и возможности.

Работая над развитием своей личности, следует обращать внимание, прежде всего на совершенствование  сознания и навыков успешного поведения. Нужно отдавать себе отчет и сознавать свои положительные качества. Нужно утвердиться в мысли, что Вы обладаете качествами, которые хотите развить, и все время подтверждать это, работать над развитием желаемых качеств. Нужно почаще представлять, что Вы преуспели в своем ремесле и Ваши усилия признаны другими людьми. Нужно постоянно укреплять уверенность в своих силах и владении ситуацией.

3.5 Закономерности межличностных взаимоотношений.

К закономерностям межличностных взаимоотношений относятся:

I. Зависимость восприятия  людьми внешних воздействий от различий  их психологических структур (закон неопределенного отклика).

II. Неадекватность отображения человека человеком.

      Человек слишком сложен.

      Человек осознанно и неосознанно защищается от попыток раскрыть его особенности и возможности.

      Нередко человек не может дать о себе информацию, просто потому, что не знает себя.

III. Неадекватность самооценки.

IV.Расщепления смысла информации и его причины:

      Различное толкование информации, вызванное иносказательными возможностями языка.

      Различия в образовании, интеллектуальном развитии, потребностях и психическом состоянии общающихся.

V. Самосохранение.

VI.Компенсация. Недостаток одних качеств, сознательно или бессознательно, компенсируется другими.

3.6 Специальные средства воздействия.

Специальные  невербальные средства воздействия:

а) Пауза;

б) Понижение, повышение, усиление, ослабление звука;

в) Темп речи.

3.7 Условия доверительности отношений.

Условия доверительности отношений:

      Открытая демонстрация своих намерений.

      Проявление теплоты и доброжелательности по отношению к партнеру.

      Деловая компетентность.

      Убедительные манеры.

      Устранение недопонимания.

4. Принципы принятия решений.

Принципы принятия решений:

      Прежде чем вникать в детали, постарайтесь лучше представить проблему в целом;

      Не принимайте решения, пока не рассмотрите все возможные варианты;

      Сомневайтесь;

      Стремитесь взглянуть на проблему с разных точек зрения, даже при минимальных шансах;

      Ищите модель или аналогию, которая поможет лучше понять сущность проблемы;

      Не удовлетворяйтесь первым решением, которое пришло в голову;

      Задавайте как можно больше вопросов;

      Не пренебрегайте своими чувствами;

      Делитесь своими проблемами с близкими.

4.1 Коммуникативные барьеры.

К коммуникативным барьерам относятся:

1.Социальные барьеры - политические, религиозные и т.д. Они порождают недопонимание, подозрительность, ведущие к блокированию межличностного общения;

2.Этнокультурные барьеры - национально-культурные особенности, сильно влияющие на восприятие других народов. Свои традиции и привычки воспринимаются как норма, их отсутствие у других - как недостаток;

3.Психологические барьеры – индивидуальные особенности (замкнутость, нерешительность, застенчивость, конфликтность, назойливость, вздорность и др.); психологические отношения общающихся (взаимная антипатия, неприязнь, несовместимость и др.); отсутствие необходимых навыков общения. 

4.2 Лидерство: сущность, мотивы, функции.

Лидерство- это процесс социальной организации и управления общением и деятельностью членов группы, осуществляемый субъектом (лидером), который наделен определенной властью.Лидерство может быть формальным и неформальным.

Формальное лидерство определят как руководство, оно связано с установленными правилами назначения руководителя и предполагает функциональные отношения.

Неформальное лидерство возникает на основе личных взаимоотношений между людьми.

Мотивы, побуждающие к лидерству.

Отношение к Руководству (власти)

МОТИВЫ:

Эгоцентрические – концентрируются на интересах субъекта

Социоцентрические – концентрируются на интересах субъекта

4.3 Причины недопонимания и возможности его устранения.

Причины недопонимания

      Склонность не говорить того, что действительно думают и хотят.

      Социальная нежелательность сказанного. Стремление говорить   то, что кажется целесообразным в данной ситуации, а не то, что в действительности хотели бы сообщить.

      Неуемное желание говорить самим, неумение слушать других.

      Стремление слушать других не с целью услышать, а с целью оценить говорящего.

4.4 Типы людей по их расположенности к совместной деятельности.

Типы людей по их расположенности к совместной деятельности:

      «хронический жалобщик»

      «самолюбивый человек»

      «лодырь, нарушитель дисциплины»

      «завистник»

      «забывчивый, неаккуратный»

      «сплетник - информатор»

      «индивидуалист»

      «безупречная личность».

4.5 Социально–психологическая характеристика коллектива.

Социально–психологическая характеристика коллектива:

I.Совместимость.

II.Сработанность.

III.Групповая сплоченность.

IV.Самоорганизованность.

V.Направленность.

Важным психологическим показателем деятельности  трудового коллектива является царящий в нем климат – существенный фактор процветания и делового успеха.

5. Формы трансактов и возможности преодоления конфликтов.

Формы трансактов:

      Параллельные трансакты. Возникают между любыми парами эго-состояний.

      Перекрестные трансакты. Препятствуют течению беседы, вводят разговаривающих в заблуждение.

      Скрытые трансакты. Обмен информацией идет одновременно на нескольких уровнях (словами - одно, интонациями, взглядами и жестами – другое). То, что произноситься ясно – социальный уровень, дополнительно подразумеваемое – психологический уровень.Специалистами разработано немало рекомендаций, касающихся различных аспектов поведения людей в конфликтных ситуациях, выбора соответствующих стратегий поведения и средств разрешения конфликта, а также управления им.Рассмотрим, прежде всего, поведение человека в конфликтной ситуации с точки зрения его соответствия психологическим стандартам. В основу данной модели поведения положены идеи Е. Мелибруды, Зигерта и Лайте. Суть ее состоит в следующем. Считается, что конструктивное разрешение конфликта зависит от следующих факторов:

Информация о работе Темперамент и его значение в общении