Темперамент и его значение в общении

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 00:31, контрольная работа

Описание работы

темперамент – закономерное соотношение устойчивых индивидуальных особенностей личности, характеризующих различные стороны динамики психической деятельности.
Свойства темперамента – индивидуальный тип и ритм психических процессов, степень устойчивости чувств, напряженность волевых усилий и др. – являются наиболее устойчивыми индивидуальными особенностями, сохраняющимися многие годы, часто всю жизнь. Поэтому можно сказать, что темперамен

Работа содержит 1 файл

этика и психология дел общ..doc

— 273.50 Кб (Скачать)

      адекватности восприятия конфликта, то есть достаточно точной, не искаженной личными пристрастиями оценки поступков, намерений как противника, так и своих собственных;

      открытости и эффективности общения, готовности к всестороннему обсуждению проблем, когда участники честно высказывают свое понимание происходящего и пути выхода из конфликтной ситуации,

      создания атмосферы взаимного доверия и сотрудничества.

Для руководителя также полезно знать, какие черты характера, особенности поведения человека характерны для конфликтной личности. Обобщая исследования психологов, можно сказать, что к таким качествам могут быть отнесены следующие:

1.неадекватная самооценка своих возможностей и способностей, которая может быть как завышенной, так и заниженной. И в том, и другом случае она может противоречить адекватной оценке окружающих - и почва для возникновения конфликта готова;

2.стремление доминировать, во что бы то ни стало там, где это возможно и невозможно;

3.консерватизм мышления, взглядов, убеждений, нежелание преодолеть устаревшие традиции;

4.излишняя принципиальность и прямолинейность в высказываниях и суждениях, стремление, во что бы то ни стало сказать правду в глаза;

5.определенный набор эмоциональных качеств личности: тревожность, агрессивность, упрямство, раздражительность.

К. Томасом и Р. Килменном были разработаны основные наиболее приемлемые стратегии поведения в конфликтной ситуации. Они указывают, что существуют, пять основных стилей поведения при конфликте:

      приспособление,

      компромисс,

      сотрудничество,

      игнорирование,

      соперничество или конкуренция.

Стиль поведения в конкретном конфликте, указывают они, определяется той мерой, в которой вы хотите удовлетворить собственные интересы, действуя при этом пассивно или активно, и интересы другой стороны, действуя совместно или индивидуально.Приведем рекомендации по наиболее целесообразному использованию того или иного стиля в зависимости от конкретной ситуации и характера личности человека.

Стиль конкуренции, соперничества может использовать человек, обладающий сильной волей, достаточным авторитетом, властью, не очень заинтересованный в сотрудничестве с другой стороной и стремящийся в первую очередь удовлетворить собственные интересы.

Его можно использовать, если:

      исход конфликта очень важен для Вас, и Вы делаете большую ставку на свое решение возникшей проблемы;

      обладаете достаточной властью и авторитетом, и Вам представляется очевидным, что предлагаемое вами решение - наилучшее;

      чувствуете, что у вас нет иного выбора и вам нечего терять;

      должны принять непопулярное решение и у вас достаточно полномочий для выбора этого шага;

      взаимодействуете с подчиненными, предпочитающими авторитарный стиль.

Однако следует иметь в виду, что это не тот стиль, который можно использовать в близких личных отношениях, так как кроме чувства отчуждения он ничего больше не сможет вызвать. Его также нецелесообразно использовать в ситуации, когда вы не обладаете достаточной властью, а ваша точка зрения по какому-то вопросу расходится с точкой зрения начальника.

Стиль сотрудничества можно использовать, если, отстаивая собственные интересы, Вы вынуждены принимать во внимание нужды и желания другой стороны. Этот стиль наиболее труден, так как он требует более продолжительной работы. Цель его применения - разработка долгосрочного взаимовыгодного решения. Такой стиль требует умения объяснять свои желания, выслушивать друг друга, сдерживать свои эмоции. Отсутствие одного их этих факторов делает этот стиль неэффективным.

Для разрешения конфликта этот стиль можно использовать в следующих ситуациях:

      необходимо найти общее решение, если каждый из подходов к проблеме важен и не допускает компромиссных решений;

      у вас длительные, прочные и взаимозависимые отношения с другой стороной;

      основной целью является приобретение совместного опыта работы;

      стороны способны выслушать друг друга и изложить суть своих интересов;

      необходима интеграция точек зрения и усиление личностной вовлеченности сотрудников в деятельность.

Стиль компромисса.

Суть его заключается в том, что стороны стремятся урегулировать разногласия при взаимных уступках. В этом плане он несколько напоминает стиль сотрудничества, однако осуществляется на более поверхностном уровне, так как стороны в чем-то уступают друг другу. Этот стиль наиболее эффективен, обе стороны хотят одного и того же, но знают, что одновременно это невыполнимо.

Например, стремление занять одну и ту же должность или одно и то же помещение для работы.  При использовании этого стиля акцент делается не на решении, которое удовлетворяет интересы обеих сторон, а на варианте, который можно выразить словами: "Мы не можем полностью выполнить свои желания, следовательно, необходимо придти к решению, с которым каждый из нас мог бы согласиться".

Такой подход к разрешению конфликта можно использовать в следующих ситуациях:

      обе стороны имеют одинаково убедительные аргументы и обладают одинаковой

      удовлетворение вашего желания имеет для вас не слишком большое значение;

      вас может устроить временное решение, так как нет времени для выработки другого, или же другие подходы к решению проблемы оказались неэффективными;

      компромисс позволит вам хоть что-то получить, чем все потерять.

Стиль уклонения реализуется обычно, когда затрагиваемая проблема не столь важна для вас, вы не отстаиваете свои права, не сотрудничаете ни с кем для выработки решения и не хотите тратить время и силы на ее решение. Этот стиль рекомендуется также в тех случаях, когда одна из сторон обладает большей властью или чувствует, что неправа, или считает, что нет серьезных оснований для продолжения контактов.

Стиль уклонения можно рекомендовать к применению в следующих ситуациях:

      источник разногласий тривиален и несущественен для вас по сравнению с другими более важными задачами, а потому вы считаете, что не стоит тратить на него силы;

      знаете, что не можете или даже не хотите решить вопрос в свою пользу;

      у вас мало власти для решения проблемы желательным для вас способом;

      хотите выиграть время, чтобы изучить ситуацию и получить дополнительную информацию, прежде чем принять какое-либо решение;

      пытаться решить проблему немедленно опасно, так как вскрытие и открытое обсуждение конфликта могут только ухудшить ситуацию;

      подчиненные сами могут успешно урегулировать конфликт;

      у вас был трудный день, а решение этой проблемы может принести дополнительные неприятности.

Не следует думать, что этот стиль является бегством от проблемы или уклонением от ответственности.  В действительности уход или отсрочка может быть вполне подходящий реакцией на конфликтную ситуацию, так как за это время она может разрешиться сама собой, или вы сможете заняться ею позже, когда будете обладать достаточной информацией и желанием разрешить ее.

Стиль приспособления означат, что вы действуете совместно с  другой стороной, но при этом не пытаетесь отстаивать собственные интересы в целях сглаживания атмосферы и восстановления нормальной рабочей атмосферы. Томас и Килменн считают, что этот стиль наиболее эффективен, когда исход дела чрезвычайно важен для другой стороны и не очень существен для вас или кода вы жертвуете собственными интересами в пользу другой стороны.

Стиль приспособления может быть применен в следующих наиболее характерных ситуациях:

      важнейшая задача - восстановление спокойствия и стабильности, а не разрешение конфликта;

      предмет разногласия не важен для вас или вас не особенно волнует случившееся;

      считаете, что лучше сохранить добрые отношения с другими людьми, чем отстаивать собственную точку зрения;

      осознаете, что, правда, не на вашей стороне;

      чувствуете, что у вас недостаточно власти или шансов победить.

Точно так же, как ни один стиль руководства не может быть эффективным во всех без исключения ситуациях, так и ни один из рассмотренных стилей разрешения конфликта не может быть выделен как самый лучший.  Надо научиться эффективно использовать каждый из них и сознательно делать тот или иной выбор, учитывая конкретные обстоятельства.

5.1 Социально – психологический климат.

Социально – психологический климат – устойчивые настроения и суждения, отражающие социальные условия жизнедеятельности коллектива.

На социально – психологический климат влияют следующие факторы:

      межличностные отношения;

      стиль руководства;

      воздействие вышестоящих административных организаций, государственных учреждения, других коллективов;

      материальные и санитарно – гигиенические условия трудовой деятельности.

5.2 Имидж и стадии его создания.

Имидж служит своего рада камуфляжем, создающий у людей то впечатление, в котором  нуждается его носитель, и является одной из цели самопрезентации. Для успешного создания имиджа немаловажное значение имеет здоровая психика. Удача способствует тому, кто умеет управлять своей психикой, используя саморегуляцию, саморасслабление и самовнушение.  Итог этого умения – устойчивый жизненный тонус, проявляющийся в виде доброжелательности и сдержанном  реагировании на неприятности.

Стадии  создания имиджа:

I.ИМИТАЦИОННЫЙ ИМИДЖ – работа воображения, мыслительный анализ, воплощение идеального образа на бумаге, аудио- и видеопленке, отбор манер, анализ их совместимости со своей личностью;

II.РОЛЕВОЙ ИМИДЖ – практическое освоение, приобретение первичного опыта «нахождения» в образе. Построение манер, тренировка овладения ими, оценка.

III.ЖИЗНЕННЫЙ ОБРАЗ – стереотип поведения в созданном образе, полная вживаемость. Обкатка манер, фиксация, корректировка.

5.3 Обманные приемы и уловки, возможности противостоять им.

Обманные приемы и уловки -  намеренно скрытые нарушения законов логики, правил логических доказательств, способы манипулирования сознанием. Они подразделяются:

1.Производство и распространение ложных стереотипов, мифов:

      метод «сверкающих обобщений» - используется с целью скрыть вопиющие противоречия;

      метод «приклеивания ярлыков», т.е. внедрение негативных стереотипов;

      метод «подмены через усиление», когда недостатки проблемы называются «крахом», «гибелью», а неточности «чудовищной ложью».

2.Ливингнический механизм «эвфелизм».

3.«Подтасовка карт».

4.«Фигура молчания» или «отвлечения» -один из способов лжи.

5.Отвлечение внимания смакованием  скандальной хроники, детальным описанием какого – либо происшествия.

6.Перенос проблемы с «больной головы» на «здоровую».

7.Представления субъективного мнения как реальность.

8.«Игра в авторитеты».

9.Ссылка на свидетельства: «по мнению одного авторитетного лица»  и т.д.

10.Игра в цифры и детали – любая ложь пройдет,   если ее оснастить набором подробностей.

11.«Аксиоматичность доказательства».

12.«Убийство посредством мягкости».

II Общение как процесс коммуникации.

1.Коммуникация, ее функции, структура общения.

Коммуникация — процесс двустороннего обмена информацией, цель которого — обеспечение понимания передаваемой и получаемой информации.

Функции коммуникации:

•    информативная — передача истинных или ложных сведений
•    интерактивная (побудительная) — организация взаимодействия между людьми: согласование действий, распределение функций
•    перцептивная — восприятие участников коммуникации
•    экспрессивная — возбуждение или изменение характера эмоциональных переживаний
 

Для процесса коммуникации нужно:
1.    отправитель информации
2.    сообщение — закодированная информация
3.    канал — средство передачи сообщения
4.    получатель

Структура общения.

Учитывая сложность общения, необходимо каким-то образом обозначить его структуру, чтобы затем возможен был анализ, интересующего нас элемента. К структуре общения можно подойти по-разному, как и к определению его функций. Мы предлагаем характеризовать структуру общения путем выделения в нем трех взаимосвязанных сторон: коммуникативной, интерактивной, персептивной. Структура общения может быть схематично изображена следующим образом:

Общение

Коммуникация Социальная перцепция
(коммуникативная (перцептивная сторона)
сторона)

Интеракция
(интерактивная сторона)

Коммуникативная сторона общения, или коммуникация в узком смысле слова, состоит в обмене информацией между общающимися индивидами.

Интерактивное общение – выработка тактики и стратегии взаимодействия, организация совместной деятельности людей. Основные виды интеракции – кооперация и конкуренция. Кооперация может быть индивидуально-коллективной, (т.е. стремятся к одной цели, однако независимо друг от друга, порой даже мешая коллеге), последовательно-коллективной (каждый последовательно выполняет одну часть общего дела) и кооперацией взаимодействия (все члены коллектива дружно, помогая один другому, уверенно идут к общей цели).

Перцептивное общение – адекватное восприятие другого человека, умение проникнуть во внутренний мир. Перцепция предусматривает хорошее знание психофизиологических особенностей людей, половозрастных особенностей. Помимо классификации общения по функциям, которые оно выполняет, выделяют два типа коммуникаций – ролевую и личностную. В ролевом общении люди действуют совместно как представители одной социальной общности. Например, ролевым будет общение директора завода с начальником цеха, тренера со спортсменом. Ролевое общение регламентировано принятыми в обществе правилами и спецификой обращения. Личностное общение более свободно, не связано общественными регуляторами и ограничителями, зависит от индивидуальных особенностей лиц, вступивших в контакт и взаимоотношений между ними. Примеры личностного общение – дружеская беседа, отношения между членами одной семьи.

Информация о работе Темперамент и его значение в общении