Воинский этикет

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 20:21, курсовая работа

Описание работы

Этикет представляет собой систему определенных рекомендаций, правил, пожеланий, устанавливающих общепринятые нормы поведения людей при общении друг с другом. Закономерно, что, помимо общих правил этикета, действительных во всех жизненных ситуациях, существуют также и «ведомственные» нормы этикета, призванные отразить специфику деятельности и поведения лиц той или иной профессиональной принадлежности.

Сложно придумать группу людей более специфичную, нежели армия, поэтому без особого воинского этикета никак не обойтись.

Содержание

Введение...............................................................................................................................3

1 История воинского этикета..............................................................................................4

2 Воинский этикет и культура общения военнослужащих.............................................8

2.1 Сущность этикета................................................................................................8

2.2 Основы воинского этикета.................................................................................8

2.3 Приветствие.........................................................................................................9

2.4 Культура общения...............................................................................................9

3 Служебный этикет..........................................................................................................12

4 Культура поведения военнослужащего........................................................................15

5 Поведение в гостях.........................................................................................................18

6 Как вести себя в общественных местах........................................................................20

7 Отношения начальника и подчиненного......................................................................22

8 Честь военного мундира................................................................................................23

Заключение.........................................................................................................................24

Список использованных источников...............................................................................25

Работа содержит 1 файл

Воинский этикет.doc

— 123.00 Кб (Скачать)

2.3 Приветствие 

       Чтобы отдать честь, военнослужащие прикладывают руку к головному убору за 4-5 шагов до того, как поравняются друг с другом. Отдавать честь надо четко. Пальцы руки при этом должны быть вместе, ладонь выпрямлена и не вывернута наружу. Средний палец слегка касается нижнего края головного убора, локоть поднят до уровня плеча. Это один из старинных воинских ритуалов, сохранившихся и поныне. В царской армии к военному головному убору прикладывали 2 пальца, в Советской и Российской – ладонь. Возникла эта традиция еще в 13 веке у рыцарей. Когда при встрече в «чистом поле» они не имели намерения вступать в бой, то поднимали забрала своих металлических шлемов. И хотя позднее их заменили каски, треуголки, папахи и т. п., обычай подносить руку к голове в знак дружелюбия сохранился. При представлении военнослужащего называют его воинское звание. Сидящая женщина при представлении ей офицера может не вставать, мужчина, здороваясь с женщиной, первым руку не протягивает.

       Младшие по званию приветствуют старших первыми. Если встречаются равные по званию, то первым приветствует тот, кто более  воспитан. Несоблюдение этого требования – отнюдь не проявление особой смелости или показатель «опытности» военнослужащего. Это всего лишь очевидный признак его элементарной невежливости и бескультурья, неуважения исторических традиций [1, с. 58-59]. 

2.4 Культура общения 

       Этикет   неразрывно   связан   с  культурой общения, умением наладить должные взаимоотношения с людьми.

       Для того, чтобы изучить требования современного этикета, нужно представлять себе его  структуру. В учебниках можно встретить понятия «речевой» и «неречевой» этикет. Действительно, о человеке часто судят по тому, как он говорит. А ведь речь может быть и устной, и письменной. Существуют свои требования к докладу начальника и выступлению на собрании, публичной лекции или разговору с друзьями. Не менее важно правильно подготовить служебную записку, рапорт, составить отчет, написать личное письмо. Здесь также есть свои особенности. Все они входят в понятие «речевой этикет». Он, в свою очередь, определяет одну из сторон культуры общения. Громкость голоса, тональность, подбор лексики в той или иной ситуации ярко демонстрируют уровень культуры общения [1, с. 31-32].

       Очень важную роль, особенно для военнослужащего, играет и неречевой этикет. Правильные и красивые движения, жесты, мимика, даже взгляды – все это также входит в культуру общения военнослужащего. В отношении воинского приветствия Строевой устав формулирует требования неречевого этикета следующим образом: «Воинское приветствие выполняется четко и молодцевато, с точным соблюдением правил строевой стойки и движения». Устав предписывает военнослужащему, как действовать при выполнении воинского приветствия в различных ситуациях [7, с. 69-70]

       Другими составляющими этикета являются вежливость, такт, скромность, воспитанность. Вежливость – это, по сути, основа этикета, представляющая собой соблюдение основных правил приличия. Такт (или тактичность) – это умение выбрать манеру поведения, в наибольшей степени подходящую к данной ситуации. Скромность – стиль вежливого поведения, при котором человек не стремится привлекать внимание к своей личности. Под воспитанностью понимают наличие устойчивых навыков тактичного поведения. Все это вместе взятое и определяет культуру общения военнослужащего.

       Современное общество выработало ряд требований к этикету, которые делают его  необходимым для любого культурного  человека. Это гуманизм, общедоступность, систематичность, целесообразность, гармоничность. Другими словами, соблюдение этикета должно обеспечивать реализацию таких понятий, как красота, полезность, удобство, поддержание достоинства человека, сохранение свободы и естественности.

       Этикет  важен во всех областях человеческого  общения. Для военнослужащего он имеет особое значение в ходе служебной деятельности, в общественных местах и семье [1, с. 25-26].   
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3 Служебный этикет    

         «He за страх,  а за совесть» – это, пожалуй, главное требование служебного этикета. В лучших традициях Российской  армии этикет органически связывался с честью воина, честью мундира. Понятие воинской чести специально культивировалось, публиковались своды правил, в которых в четкой и нередко афористичной форме излагались требования к поведению военнослужащих. У моряков они назывались «Правила учтивости офицера», у драгун – «Чести напоминание», у улан – «Чести наставление».

       Служба  в вооруженных силах считалась  в России не просто почетным долгом каждого мужчины, но и незаменимой школой высоконравственного, образцового поведения человека.

       Эта целенаправленная работа не была безрезультатной. Высокого мнения о моральных достоинствах и поведении русского солдата  были лучшие представители русской интеллигенции. Известный дипломат и поэт Ф. И. Тютчев писал: «Пройдитесь по департаментам Франции и спросите местных жителей, какой солдат из войск противника постоянно проявлял величайшую человечность, строжайшую дисциплину, наименьшую враждебность к мирным жителям. Можно поставить сто против одного, что вам назовут русского солдата».

       Основные  нормы воинского этикета изложены в Общевоинских уставах Вооруженных Сил Российской Федерации. Общее правило сформулировано в ст. 64 Устава внутренней службы: «Военнослужащие должны постоянно служить примером высокой культуры, скромности и выдержанности, свято блюсти воинскую честь, защищать свое достоинство и  уважать достоинство других. Взаимоотношения между военнослужащими строятся на основе взаимного уважения» [8, с. 34-36].

       Соблюдение  требований   этикета   всеми   военнослужащими позволяет каждому ощутить себя членом единого коллектива, почувствовать гордость за принадлежность к нему,  лучше  реализовать  свои  духовные  и  физически возможности. Устав предписывает всем военнослужащим по вопросам службы обращаться друг к другу на «вы», в других ситуациях хорошо знающие друг друга  военнослужащие прибегают к более привычному для них «ты». Русский  язык знает  немало  и  иных  приемлемых  форм обращения    в  неформальной     обстановке: «Ребята», «братцы», «хлопцы» и др.

       Показателем крайне низкой культуры является стремление некоторых военнослужащих продемонстрировать свой авторитет путем унижения других. «Оскорбляя другого, ты не заботишься о самом себе», – говорил великий Леонардо да Винчи. Употребление кличек и прозвищ, насмешки над физическими недостатками других людей недопустимы в армейской среде. Вежливые и равные отношения со всеми, близкая дружба с некоторыми – это залог прочности воинского коллектива в любой, даже экстремальной ситуации.  

       Необходимо  отметить, что иногда грубость и  хамство – это обратная  сторона  неумения  вести  себя  достойно  и красиво. Можно вспомнить высказывание, принадлежащее французскому писателю Ф. Ларошфуко:  «Большая часть молодежи  воображает,  что  она  естественна,  когда  она бывает лишь невежлива и груба».

       Важнейшим требованием этикета всегда является учет национальных особенностей во взаимоотношениях с другими людьми. Особенно это  важно в армии, где люди разных национальностей совместно выполняют единую задачу по защите своего Отечества. Ст. 15 Устава внутренней службы требует от военнослужащих «дорожить интернациональной дружбой народов, способствовать укреплению братства между нациями и народностями, проявлять уважение к их национальным чувствам, обычаям и традициям» [8, с. 68-70]

       История во многом изменила облик Российской армии. Но и сегодня у большинства населения сохраняется твердая вера: военный не подведет. Люди в военных мундирах – в первых рядах тех, кто ликвидирует последствия катастроф, тушит пожары, противостоит бандитизму и терроризму.

       Соблюдение  требований воинского этикета должно быть естественной нормой поведения военнослужащего. Это означает, что главным судьей своего поведения всегда должен выступать прежде всего сам военнослужащий. «Не делай ничего постыдного ни в присутствии других, ни втайне, – говорил Пифагор. – Первым законом должно быть уважение к самому себе».

       Этикет  предъявляет свои требования в равной степени – как к начальникам, так и к подчиненным. Придавая нравственно-эстетическую окраску взаимоотношениям военнослужащих, он способствует сохранению чувства их собственного достоинства. Подчиненный, демонстрируя свое уважение командиру и готовность выполнить его приказание, не должен допускать угодничества и подхалимства.

       В то же время нельзя воспринимать правила  элементарной вежливости как ограничение личной свободы. Военнослужащий должен встать, если в помещение входит старший по званию. Это такая же этикетная норма как необходимость спросить у начальника разрешения «войти» или «выйти» из помещения, в котором этот начальник находится. Если начальник и подчиненный встречаются у двери, то подчиненный должен уступить дорогу, не забыв при этом приветствовать его. При разговоре с начальником не следует опускать глаза вниз, говорить торопливо. Важным показателем достоинства и уверенности в себе является умение смотреть в глаза собеседнику и четко формулировать свои мысли [2, с. 98-100]. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

4 Культура поведения военнослужащего  

       Часто     нарушение     требований этикета бывает связано с курением. Общее правило  здесь таково: курение не должно вызывать даже скрытного раздражения сослуживцев. Это значит: не курить в служебных помещениях, на ходу (особенно недопустимо курение рядом с некурящей женщиной), выбирать для курения только те места, где курение разрешено. При курении нужно следить за своим поведением. Постоянное сплевывание, а тем более – на пол, под ноги отнюдь не украшает мужчину, особенно в военной форме. В Уставе внутренней службы, кстати, говорится (ст. 17), что военнослужащий «должен воздерживаться от вредных привычек (курения и употребления алкоголя)» [8, с. 103-104].

       Соответствующим образом нужно вести себя и в ходе учебных занятий, и на служебных совещаниях. Беседа с соседом, небрежная поза, чтение посторонних материалов – свидетельство невысокой личной культуры военнослужащего. Тем более невежливым по отношению к руководителю занятий и к окружающим будет что-то жевать, обстригать ногти, причесываться. Нехорошо опаздывать к началу мероприятия и недопустимо демонстративно покидать его, не дождавшись конца.

       Важным  элементом культуры личности является культура речи военнослужащего. Совершенно недопустимо, чтобы армейский коллектив превращался в своего рода «школу злословия». Между тем сквернословие – нередко бич в воинских подразделениях.

       Для молодых людей использование  брани, в большинстве случаев, выражает стремление «быть своим» в определенной среде, найти общий, но увы, некультурный язык; зачастую, это способ придать плавность речи при затруднении в подборе нормальной лексики; нередко за этим кроется желание выглядеть мужественным и самостоятельным; иногда это способ унизить другого человека путем грубого оскорбления. Но во всех случаях –это прежде всего яркая демонстрация ограниченности, неразвитости, некультурности, хамства того, кто прибегает к «непечатным» выражениям [6, с. 154-156].

       Еще одна важная составляющая этикета – забота о своей внешности. Элегантный внешний вид – свидетельство уважения человеком самого себя и окружающих. И, напротив, неряшливость в одежде, прическе и т.д. – показатель отсутствия не только нравственных, но, как правило, и деловых качеств. Хотя и провожают по уму, но встречают все-таки по одежке. Помимо всего, умный человек всегда следит за своей  внешностью.  Стремление некоторых  военнослужащих  улучшить  отдельные  элементы военной формы отнюдь не придает им дополнительного шика, а лишь делает смешными в глазах окружающих. «Красота одежды военной состоит в равенстве и в соответствии вещей с их употреблением», – говорил видный русский военачальник  Г.А. Потемкин.

       Следует помнить, что военнослужащий всегда на виду. И за тем, насколько аккуратно отглажена его одежда, вычищена обувь, пострижены волосы, пристально следят не только его командиры. С другой стороны, этикет требует  приводить себя  в  порядок,  не  привлекая  особого внимания окружающих, то есть в специально отведенных для этого местах: в гардеробе, туалетной комнате и, а не в зрительном зале или за обеденным столом. Если военнослужащий заметил какой-нибудь недостаток в одежде у своего товарища, то никогда не следует выставлять его на всеобщее обозрение и тем более осмеяние, а замечание нужно делать тихо и незаметно для окружающих.

       На  ходу неприлично ни курить, ни есть. Бутылки  из-под напитков, бумагу от мороженого и тому подобное следует бросать  в урну. Если ее не оказалось поблизости, лучше взять мусор с собой  и дождаться, пока урна не попадется на глаза.

       Очень важно соблюдать требования этикета  при знакомстве. Для того, чтобы  познакомиться, нужно представиться,  четко и  внятно назвать себя.  Лучше,  если  вас представит кто-то другой, но это не всегда возможно. Как правило, первыми представляются младшие по возрасту и званию. А вот руку при знакомстве первым должен протянуть старший (или женщина). Когда представляют мужчину, он обязан  встать. Женщине это делать не обязательно (если ее не представляют другой женщине, старшей по возрасту).

Информация о работе Воинский этикет