Анализ динамики доходов и расходов государственного бюджета РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 20:22, курсовая работа

Описание работы

Поэтому важнейшей задачей для России сегодня является формирование продуманной, отвечающей интересам национальной экономики финансово – кредитной и денежной политики, направленной на развитие национального производства, отвечающей интересам государства и населения, позволяющей занять достойное место в мире.
Целью моей курсовой работы является выявление состава и динамики доходов и расходов государственного бюджета РФ.

Работа содержит 1 файл

Общая .doc

— 586.50 Кб (Скачать)

ВВЕДЕНИЕ

     Определяющую роль в формировании и развитии экономической структуры любого современного общества играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовый механизм  - финансовая система общества, главным звеном которой является государственный бюджет. Именно посредством финансовой системы государство образует централизованные и воздействует  на формирование децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивая возможность выполнения возложенных на государственные органы функций.          Экономические и политические реформы, проводимые в России не могли не затронуть сферу государственных финансов , и , в первую очередь , бюджетную систему . Государственный бюджет, являясь главным средством мобилизации и расходования ресурсов государства, дает политической власти реальную возможность воздействовать на экономику, финансировать ее структурную перестройку, стимулировать развитие приоритетных секторов экономики. обеспечивать социальную поддержку наименее защищенным слоям населения.

     Очевидно, что успех экономического реформирования в нашей стране в большей степени зависит от того, в каких направлениях пойдет преобразование финансовой системы общества, насколько бюджетная политика государства будет отвечать требованиям времени.  Политика доходов и политика расходов государственного бюджета взаимосвязаны. При отсутствии поступлений нет средств для финансирования необходимых мероприятий – на развитие научно – технического прогресса , в социальную сферу и т.д. Поэтому важнейшей задачей для России сегодня является формирование продуманной, отвечающей интересам национальной  экономики финансово – кредитной и денежной политики, направленной на развитие национального производства, отвечающей интересам государства и населения, позволяющей занять достойное место в мире.

     Целью моей курсовой работы является выявление состава и динамики доходов и расходов государственного бюджета РФ. 

 

ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ И ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА 

    1.1 История возникновения  бюджета

Государственный бюджет - это ведущее звено финансовой системы и основная финансовая категория. По материальному содержанию государственный бюджет представляет собой форму образования и использования централизованного фонда денежных средств государства, а по социально-экономической сущности - это основное орудие перераспределения национального дохода. Государственный бюджет возник с появлением государства. На ранних стадиях его развития не существовало разграничений между ресурсами государства и собственными ресурсами монарха. Только в период первых буржуазных революций,  прежде всего, в Центральной Европе происходит отторжение главы государства от казны. Таким образом, возникает общественный фонд денежных средств - бюджет, которым глава государства не может лично распоряжаться. Однако, только с приходом к власти буржуазии бюджет приобретает форму документа, утверждаемого законодательным органом. Со временем, формирование и использование бюджета стали носить систематический характер, т. е. возникли системы государственных доходов и расходов с присущими им определенным составом, структурой, законодательством. Примечательно то, что основные направления расходной части бюджета не изменялись в течение многих столетий.     Родоначальником процесса составления и утверждения бюджета является Англия.            В России первая роспись государственных доходов и расходов была составлена в 1645 году. С 1802 года такие росписи стали составляться ежегодно. И лишь с 1811 года начинается постоянное составление бюджета России.            В условиях промышленного капитализма XIX века бюджетное распределение производилось в пользу буржуазии - капиталистов и землевладельцев. К. Маркс, анализируя английский бюджет на 1852/1853 год, составленный министром финансов Дизраэли -выразителем интересов крупных землевладельцев, назвал его «рядом мероприятий к улучшению положения праздных классов», а бюджет на 1853/1854 год, составленный Гладстоном, представляющим интересы промышленной буржуазии, - «классовым бюджетом, бюджетом буржуазии».      Характеристику государственного бюджета XX столетия дал В.И. Ленин в статье «По поводу государственной росписи», в которой он анализировал бюджет царской России на 1902 год, составленный министром финансов С.Ю.Витте. Основные расходы бюджета направлялись на военные цели, на содержание императорского двора и особого корпуса жандармов, на выплату процентов по государственному долгу, субсидий землевладельцам и капиталистам. На цели просвещения ассигнования составляли менее 5% общей суммы расходов бюджета, и по этому показателю Россия была далеко позади стран Западной Европы и США. Незначительные средства направлялись на помощь голодающему вследствие неурожая населению. Доходы бюджета базировались на косвенном обложении, прежде всего товаров массового потребления. Крупные поступления (30% всех доходов) обеспечивала государственная винная монополия. Поэтому бюджеты царской России часто называли «пьяными бюджетами»*.    С начала XX века основной тенденцией в области расходов государственного бюджета является постоянное их увеличение. Скачкообразный рост расходов происходит в периоды войн, когда они увеличиваются в десятки раз. После войны расходы незначительно снижаются, и вскоре начинается их дальнейший рост.   Произошли существенные изменения и в структуре налогов - основного дохода государственных бюджетов. Если в XIX веке главными были косвенные налоги, включаемые в цены товаров, то в XX веке, особенно во второй половине, резко повысилось значение прямых налогов и главных из них - подоходного налога с физических лиц и налога на прибыль корпораций. В переводе с английского слово «бюджет» («budget») означает «мешок с деньгами, кошелек». А точнее, так называли портфель, в котором английский министр казначейства носил деньги и регулярно выступал с отчетом перед Палатой лордов. В наши же дни в законодательстве Российской Федерации появилось вполне легальное определение бюджета. В соответствии со ст. 6. Бюджетного кодекса Российской Федерации от 31 июля 1998г. №145 - ФЗ бюджет определяется как форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления. 

1.2 Сущность экономической категории «бюджет»

Государственный бюджет – ведущее звено финансовой системы и основная финансовая категория. Финансовые отношения, складывающиеся у государства с предприятиями, организациями, учреждениями и населением, называются бюджетными. Специфика этих отношений как части финансовых состоит в том, что они, во-первых, возникают в распределительном процессе, непременным участником которого является государство (в лице соответствующих органов власти), и, во-вторых, связаны с формированием и использованием централизованного фонда денежных средств, предназначенного для удовлетворения общегосударственных потребностей. Бюджетные отношения характеризуются большим многообразием, поскольку опосредуют разные направления распределительного процесса (между секторами экономики, сферами общественной деятельности, отраслями народного хозяйства, территориями страны) и охватывают все уровни хозяйствования (государственный, региональный, местный). Бюджетным отношениям присущ объективный характер. Он обусловлен тем, что в первую очередь должен просчитывать и обеспечивать прежде всего грамотную реализацию нужд общества.    В процессе функционирования бюджетные отношения получают соответствующее им материально-вещественное воплощение; они материализуются (овеществляются) в бюджетном фонде страны, имеющем сложную организационную структуру. Конкретная величина бюджетного фонда, отражающая степень централизации финансовых ресурсов в руках государства, зависит от ряда факторов: уровня развития экономики; методов хозяйствования на предприятиях, в организациях, учреждениях; решаемых обществом экономических и социальных задач и т.п.

Совокупность  бюджетных отношений по формированию и использованию бюджетного фонда страны составляет понятие государственного бюджета. По экономической сущности государственный бюджет – это денежные отношения, возникающие у государства с юридическими и физическими лицами по поводу перераспределения национального дохода (частично – и национального богатства) в связи с образованием и использованием бюджетного фонда, предназначенного на финансирование народного хозяйства, социально-культурных мероприятий, нужд обороны и государственного управления. Благодаря бюджету государство имеет возможность сосредоточивать финансовые ресурсы на решающих участках экономического и социального развития. Государственный бюджет с позиций экономической сущности может рассматриваться в качестве самостоятельной экономической категории, а с позиций законодательного установления финансовой базы государства – как его финансовый план.

Бюджетный процесс:

Действия исполнительных и представительных органов власти по разработке и осуществлению финансово-бюджетной политики и управлению бюджетной системой страны называют бюджетным процессом. Его универсальные закономерности можно рассмотреть на примере нашей страны.

Выделяют следующие  этапы бюджетного процесса:

– бюджетное  прогнозирование;

– составление  бюджета

– рассмотрение и утверждение проекта бюджета;

– исполнение бюджета  в течение бюджетного года;

– анализ и контроль исполнения бюджета.

Бюджетное прогнозирование

Целью является разработка и обоснование оптимальных путей развития бюджета на основе сложившихся тенденций и социально-экономической конъюнктуры. 
 

определение объема денежных средств, необходимых  для финансового обеспечения  функций, возложенных на органы государственной  власти и местного самоуправления. Проект государственного (федерального) бюджета разрабатывается Министерством финансов. В нашей стране эта работа начинается в январе предшествующего года. На первой стадии формирования проекта бюджета разрабатываются сценарные условия социально-экономического развития на следующий год. После одобрения их Правительством Минфин разрабатывает основные характеристики доходов и расходов федерального бюджета на планируемый год. На второй стадии происходит распределение бюджетных средств по статьям бюджетной классификации, а также адресное распределение их между главными распорядителями бюджетных средств.

В современной  России эти мероприятия должны быть завершены до 15 июля. После этого  до 15 августа Правительство и  прочие органы исполнительной власти изучают прогноз социально-экономического развития РФ и проект федерального бюджета, внося изменения и дополнения. 
 

1.3 Функции  бюджета  и его правовая  сущность

 
К функциям, присущим бюджету, относятся:

1)Распределительная  функция- благодаря ей, происходит  концентрация денежных средств в руках государства в целях рационального их распределения между общегосударственными потребностями.

2)Регулирующая  функция- через расходы и налоги бюджет выступает важным элементом регулирования  и стимулирования (дестимулирования) экономики, инвестиций, повышения эффективности производства.

3)Контрольная функция - позволяет узнать насколько своевременно и полно финансовые ресурсы поступают в распоряжение государства, как фактически складываются пропорции

Осуществляя расходы на здравоохранение, образование, социальное обеспечение, государство  регулирует социальное развитие и уровень жизни населения страны. С помощью расходов на поддержку отдельных отраслей экономике обеспечивается производство общественно-значимых товаров и услуг, которое с точки зрения рынка может быть неэффективным. Бюджет является инструментом региональной политики, поскольку за счет средств регионов-доноров осуществляется поддержке депрессивных и кризисных территорий, имеющих недостаточный экономический потенциал или испытывающих последствия чрезвычайных ситуаций.

Влияние бюджета не ограничивается государственным сектором экономики и выходит далеко за его пределы. Регулирующее влияние оказывают не только бюджетные расходы, но и налоги, стимулирующие или сдерживающие развитие отдельных отраслей или сфер деятельности.

Названные функции бюджета носят объективный характер и имеют место в любой стране мира, независимо от уровня развития демократических институтов и характера государственной экономической политики. Некоторые из них могут противоречить друг другу. Например, для успешной реализации контрольной и информационной функции бюджет должен быть стабильным, а регулирующая функция, наоборот, предполагает его изменение в зависимости от текущих условий социально-экономического развития. Выбор между стабильностью или гибкостью бюджета определяется задачами политики государства, сложившимися традициями и общественными предпочтениями, а также рядом других факторов.   Бюджетные отношения в государстве осуществляются на базе определенных правовых норм, совокупность которых образует бюджетное право. Предметом регулирования бюджетного права являются бюджетные отношения, возникающие в связи с формированием бюджетов, распределением и использованием бюджетных средств. Бюджетное право - совокупность правовых норм, определяющих бюджетное устройство страны и регулирующих общественные отношения по формированию и использованию фондов денежных средств, которые сосредотачиваются в различных звеньях бюджетной системы.

     Бюджетное право является важнейшей частью финансового права и состоит  из общей и особенной частей. Общую  часть бюджетного права образуют нормы, закрепляющие самые общие  принципы и методы деятельности органов  государственного управления и местного самоуправления в бюджетной сфере, а также основные полномочия субъектов бюджетных правоотношений.

     Субъектами  бюджетных правоотношений являются:

     - государство, национально-государственные  и административно-территориальные  образования (РФ и ее субъекты, которые участвуют в бюджетных правоотношениях через свои представительные и исполнительные органы в интересах РФ или субъектов РФ в целом);

     - представительные и исполнительные  органы государственной и местной  власти;

     - организации – получатели бюджетных средств.

     К бюджетным правоотношениям относятся:

     1) отношения, возникающие между  субъектами бюджетных правоотношений  в процессе формирования доходов  и осуществления расходов бюджетов  всех уровней бюджетной системы  Российской Федерации и бюджетов  государственных внебюджетных фондов, осуществления государственных и муниципальных заимствований, регулирования государственного и муниципального долга;

     2) отношения, возникающие между  субъектами бюджетных правоотношений  в процессе составления и рассмотрения  проектов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, утверждения и исполнения бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, контроля за их исполнением.

     Нормы общей части бюджетного права  конкретизируются в особенной части.

     Источниками бюджетного права являются нормативные  правовые акты различной юридической  силы, которые можно условно разделить  на две группы:

     1) нормативные акты, устанавливающие  общие правила для участников  бюджетных отношений;

     2) финансово-плановые акты, к которым относятся собственно бюджеты, финансовые планы ведомств, сметы учреждений и т.д.

     Основным  источником бюджетного права в РФ является Конституция РФ. Конституция  устанавливает форму государственного устройства РФ и принципы взаимодействия федерального центра и субъектов федерации (ст. 5). В главе №3 Конституции, посвященной федеративному устройству России, определяются предметы ведения Российской Федерации, субъектов РФ и совместного ведения.

Информация о работе Анализ динамики доходов и расходов государственного бюджета РФ