Анализ динамики расходов консолидированного бюджета РК

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2012 в 00:53, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования является проведение анализа обоснованности бюджетного планирования и финансирования государственного бюджета на макро - и микро - уровнях.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд конкретных задач:
- исследовать понятие государственных расходов;
- рассмотреть особенности государственных расходов;
- провести анализ расходной части республиканского бюджета РК на 2005 год;
- рассмотреть анализ расходов бюджетов отдельного субъекта РК (Павлодарская область);

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СУЩНОСТИ И ЗНАЧЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ РАСХОДОВ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН 6
1.1 Понятие государственных расходов 6
1.2 Особенности государственных расходов 9
2 АНАЛИЗ ДИНАМИКИ РАСХОДОВ КОНСОЛИДИРОВАННОГО БЮДЖЕТА РК (2002-2005 ГГ.) 12
2.1 Анализ расходной части республиканского бюджета РК
на 2005 год 12
2.2 Анализ расходов бюджетов отдельного субъекта РК (Павлодарская область) 16
2.3 Анализ расходов отдельного местного бюджета 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 21
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 180.00 Кб (Скачать)

      СОДЕРЖАНИЕ 

      ВВЕДЕНИЕ                       3

      1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СУЩНОСТИ И ЗНАЧЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ РАСХОДОВ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН          6

      1.1 Понятие государственных расходов                  6

      1.2 Особенности государственных расходов                                             9

      2 АНАЛИЗ ДИНАМИКИ РАСХОДОВ КОНСОЛИДИРОВАННОГО БЮДЖЕТА РК (2002-2005 ГГ.)                                                                          12

      2.1 Анализ расходной части республиканского бюджета РК

      на 2005 год                  12

      2.2 Анализ расходов бюджетов отдельного  субъекта РК (Павлодарская область)                                                                                                                 16

      2.3 Анализ расходов отдельного местного бюджета             19

      ЗАКЛЮЧЕНИЕ                     21

      СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ              22

      ВВЕДЕНИЕ

 

      Правительство ведет интенсивную работу по реализации концепции совершенствования системы  управления бюджетными средствами. В  основу концепции закладываются три основных блока задач:

      -сформировать  четкие правила разработки и  исполнения бюджета с максимально  возможной детализацией структуры  бюджетных затрат и внедрением  элементов казначейского метода  исполнения бюджета; 

      -определить  наиболее приемлемые для национальных и региональных условий формы привлечения нетрадиционных финансовых источников в оборот;

      -создать  полноценный информационно- аналитический  комплекс в бюджетно-финансовой  системе, чтобы иметь широкую  информационную базу для оптимизации прогнозирования доходов и расходов бюджета, повысить оперативность бюджетной отчетности, позволяющей принимать действенные финансовые решения по эффективному маневрированию бюджетными ресурсами в существующих инфляционных условия.

      Актуальностью данной темы является то, что расходы бюджета, будучи компонентом общей финансовой категории - бюджета - представляют собой затраты, возникающие в связи с выполнением государством своих функций. Эти затраты выражают экономические отношения, на основе которых происходит процесс использования средств централизованного фонда денежных средств государства по различным направлениям.

      Объектом  курсовой работы является бюджетная  система и проблемы исполнения бюджетов разных уровней в РК.

        Целью исследования является  проведение анализа обоснованности бюджетного планирования и финансирования государственного бюджета на макро - и микро - уровнях.

      Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд конкретных задач:

      - исследовать понятие государственных расходов;

      - рассмотреть особенности государственных расходов;

      - провести анализ расходной части республиканского бюджета РК  на 2005 год;

      - рассмотреть анализ расходов бюджетов отдельного субъекта РК (Павлодарская область);

      - охарактеризовать отдельные звенья  бюджетной системы (бюджеты территорий, как основную финансовую базу органов местного самоуправления);

      - рассмотреть Анализ расходов отдельного местного бюджета. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СУЩНОСТИ И ЗНАЧЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ РАСХОДОВ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН  

      1.1 Понятие государственных расходов  

      Как известно, бюджет государства можно  назвать центральным звеном финансовой системы, ведь именно с момента принятия государством этого документа финансы приобретают всеобщий характер. Бюджет появился практически в одно время с государством, но только с приходом к власти буржуазии он приобрел форму документа, утверждаемого парламентом.

      Через бюджет государство образует и использует общегосударственный централизованный фонд денежных средств, и именно через него государство организует перераспределение общественного продукта для удовлетворения общегосударственных потребностей (распределение средств между производственной и непроизводственной сферами народного хозяйства, регионами, отраслями и т.п.). На современном этапе отличительной чертой бюджетов многих государств является их возрастающая роль в перераспределении национального дохода, которое в настоящее время достигает 30-40 процентов ВВП.  Таким образом, централизованный фонд государства в лице бюджета необходим ему для осуществления своих функций, важнейшими из которых являются: расширенное воспроизводство в масштабах всего общества, удовлетворение социально-культурных потребностей граждан, решение оборонных задач, покрытие общих издержек государственного управления.

      Применительно к сегодняшнему дню, наиболее интересным становится переходный этап от одной общественной формации к другой (когда в недрах одной формации зарождается другая, более прогрессивная), что сейчас и происходит в Республике Казахстан. Следствием этого процесса является отражение борьбы классов и групп в главном финансовом документе страны, бюджет которой является предметом самых напряженных споров в высших эшелонах власти.

      Общепринято финансовые отношения, складывающиеся у государства и субъектов экономики, называть бюджетными. Эти отношения чрезвычайно многообразны и охватывают все уровни хозяйствования, а совокупность этих отношений по формированию и использованию бюджетного фонда страны составляет понятие государственного бюджета. Благодаря бюджету государство имеет возможность сосредотачивать финансовые ресурсы на решающих участках экономического и социального развития, практически использовать бюджет в качестве инструмента государственного регулирования экономики, стимулировать производственные и социальные процессы. Несомненно, что расходы государственного бюджета играют одну из ведущих ролей в регулировании экономики государством.

      На  величину и структуру расходов государственного бюджета влияют множество факторов, как-то: государственное устройство, внешняя и внутренняя политика государства, общий уровень экономики, уровень благосостояния населения, размер государственного сектора в экономике и многие другие факторы. При переходе к рыночной экономике государственный бюджет в целом и его составляющая часть – расходы, не могут и не должны утратить своей роли; должно произойти лишь изменение методов бюджетного воздействия на общественное производство. Этому изменению призвана служить радикальная перестройка бюджетных отношений, построение принципиально иного бюджетного механизма, более рационального использования вложений бюджетных средств. Большое значение должны приобрести государственные инвестиции в прогрессивные отрасли экономики, в обеспечение стратегических направлений ее развития, создание необходимой производственной инфраструктуры. С переходом к рынку одним из важных факторов достижения рациональной структуры экономики должно стать достаточное финансирование конверсионных отраслей. Через такой финансовый инструмент, как расходы бюджета, можно влиять на различные стороны хозяйствования, способствуя ускоренному обновлению производственных фондов, внедрению в производство научных достижений. Этому же должна служить отмена бюджетного дотирования нерентабельных предприятий, их закрытие или перепрофилирование. Создание принципиально нового механизма бюджетного финансирования науки призвано стимулировать научные открытия и достижения, т.е. служить катализатором ускорения научно-технического прогресса.

      Огромную  роль расходы государственного бюджета играют в решении социальных проблем, которые принимали наиболее радикальные формы в нашей стране, а во времена перехода к рынку вновь обострились. Повышению роли расходов государственного бюджета в социальных процессах способствует кардинальное изменение бюджетного механизма финансирования учреждений социальной сферы. Известно, что за счет бюджетных средств финансируются многие необходимые отрасли социального обслуживания населения – просвещение, здравоохранение, социальное обеспечение. Растущие социально-культурные потребности граждан признано необходимым обеспечивать даже за счет дефицитного финансирования, ведь с ростом числа функций, которые берет на себя государство, растут и государственные расходы. Общепринятым является факт, что в перспективе роль государственного бюджета в социальных процессах будет усиливаться. Это объясняется тем, что именно средства бюджета (в совокупности с внебюджетными фондами) являются финансовой базой осуществления социальных преобразований, перехода на качественно новый, более высокий уровень социального обслуживания населения. Важную роль расходы государственного бюджета играют в нивелировании социальных последствий расслоения граждан по их материальному достатку, что было вызвано переходом к рыночной экономике. Таким образом, расходы государственного бюджета, направленные на социальные нужды, представляют собой компромисс между основными группами носителей различных социально-экономических интересов в стране.

      Динамика  бюджетных показателей свидетельствует  о том, что государственный бюджет, особенно в последние годы, был сильно перегружен расходами, связанными с экономической функцией государства. Следствием этого процесса явился ощутимый бюджетный дефицит, управление которым, особенно после финансового кризиса в Казахстане, стало намного труднее. От решения проблемы бюджетного дефицита в настоящее время во многом зависит возможность переходы на устойчивое развитие экономики, решение проблемы обеспечения расширенного воспроизводства и полноценное обеспечение государством своей социально-экономической функции. 

      1.2 Особенности государственных расходов  

      Расходы государственного бюджета вызваны самим фактом наличия государства, т.е. они носят императивный характер. Кроме того, расходы бюджета служат воспроизводству экономических и социальных отношений, существующих в конкретное время в конкретном государстве; по своей экономической природе государственные расходы являются отношениями дополнительной эксплуатации, поскольку основным источником их образования выступают налоги, представляющие вычет из заработков и доходов в масштабах всего общества. Как может показаться на первый взгляд, в основной массе государственные расходы являются непроизводительными, поскольку они являются долей национального дохода, выбывающей из воспроизводственного процесса. Такую точку зрения можно принять, если согласиться с тезисом о непроизводительном характере государства, но такое утверждение будет неправильным, – пожалуй, любое государство (за исключением тоталитарного или деспотического режима) в некоторой степени находится под контролем общества. Как известно, если общество и правительство входят в непримиримое противоречие, то  следует революция, и правительство, назначаемое господствующим классом, защищает интересы «своей» социальной группы, к тому же широкие слои трудящихся имеют определенные льготы от деятельности правительства.

      Но  если рассмотреть истинную природу  расходов государства, то можно заметить, что расходы на государство всегда являются дополнительной эксплуатацией трудящихся. Легко прийти к мысли о том, что это противоречие, однако, это не так. Сама природа товара «рабочая сила» говорит о том, что рабочий за свой товар получает меньше, чем создает. Как известно, это и называется эксплуатацией, т.е. присвоение части результатов труда. Это понятие применимо и к государству, ведь когда мы на нужды государства платим налог со своих доходов, то это еще один вычет из нашей доли дохода, полученного от работодателя. Итак, можно сказать, что налог – это форма дополнительной эксплуатации, осуществляемой государством. Но рабочие добровольно идут на завод – им нужно кормить семью, т.е. они заранее соглашаются на эксплуатацию. В большинстве развитых стран население исправно платит налоги потому, что они считают необходимым возместить со своей стороны услуги государства по охране безопасности граждан и страны, услуги по социальному страхованию и т.п. К тому же к неплательщикам налогов государство применяет довольно жесткие меры…

      В расходах бюджета находят свое выражение  две стороны единого распределительного процесса: расщепление бюджетного фонда на составные части и формирование денежных фондов целевого назначения у предприятий, организаций и учреждений материального производства и непроизводственной сферы, получающих ассигнования из бюджета. Итак, расходы государственного бюджета – это экономические отношения, возникающие в связи с распределением фонда денежных средств государства и его использованием по отраслевому, целевому и территориальному назначению.

      Государственное устройство, внешняя и внутренняя политика государства, этап общественного развития, общий уровень развития экономики, уровень благосостояния граждан, разветвленность связей бюджета с народным хозяйством, формы предоставления бюджетных средств – вот только несколько факторов, которые влияют на величину и структуру расходов государственного бюджета. Структура расходов государства и их доля в валовом общественном продукте зависят также от размеров государственного сектора в экономике, традиции, наконец. В совокупности вышеперечисленные факторы на каждом из этапов развития государства порождает такую систему расходов, которая соответствует экономике, типу и уровню управления ею. Все эти факторы влияют на проявление категории расходов бюджета, которая проявляется через конкретные виды расходов на какие-то нужды, причем такие расходы могут быть охарактеризованы как с качественной, так и с количественной стороны. (Качественная характеристика каждого вида расходов бюджета позволяет определить экономическую природу и общественное назначение каждого элемента расходов, количественная – их величину).

Информация о работе Анализ динамики расходов консолидированного бюджета РК