Анализ мотивов слияний и поглощений

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 16:29, курсовая работа

Описание работы

В основе синергетической теории лежит мотив повышения стоимости объединенных компаний за счет возможностей, возникающих в результате объединения (Р. Брейли, С. Майерс, Дж. К. Ван Хорн).33 В тоже время синергетические эффекты возникают и в результате дезинтеграционных процессов, после ликвидации неэффективных подразделений. При рассмотрении видов синергетических эффектов в рамках данной теории выделяют операционные и финансовые синергетические эффекты, также часть авторов (Н.Б. Рудык, Е.В. Семенкова) рассматривают и управленческую синергию.

Работа содержит 1 файл

Среди мотивов сделок слияний.docx

— 39.34 Кб (Скачать)

2. Теория Дж. Матсусаки  (2001 г.)

Создание конгломератов  он объясняет возможностью, использовать в объединенной компании организационные  возможности компании (навыки и возможности  менеджеров компании), которые не были востребованы в узкоспециализированной компании. Чтобы не ликвидировать  сразу узкоспециализированную компанию, что связано с большими издержками и разрушением стоимости, необходимо диверсифицировать бизнес. Реакция  рынка на конгломеративное слияние  будет положительной, т.к. это будет  сигналом, что компания ищет пути выхода из ситуации, ведущей к ликвидации, т.е. у нее есть перспективы развития. С другой стороны, дисконт в цене конгломератов можно объяснить  тем, что компания не нашла еще  бизнес, в котором может максимально  проявить свои организационные возможности  и ей следует продолжить поиск.

Проведенные Дж. Матсусаки  эмпирические исследования 63 конгломератов  подтвердили его теорию.

3. Теория Максимовича  и Филипса (2002 г.).

Они предположили, что  направления деятельности конгломерата выбираются исходя из его конкурентоспособности  в различных отраслях. Менеджмент компании пытается понять, в каких  отраслях, в которых присутствует конгломерат, появляются благоприятные  возможности и, исходя из имеющихся  в этих отраслях у компании преимуществ, осуществляет экспансию или сокращает  сове присутствие отраслях. Если у  компании наилучшие конкурентные позиции (возможности) в какой-то одной отрасли, то она будет больше стремиться к  специализации.

Максимович и Филипс провели эмпирические исследования по 50 ООО американским компаниям  за период с 1974 по 1992 гг. с целью проверки своей гипотезы. Они пришли к выводам, подтверждающим их точку зрения, в  частности: большая эффективность  производственных мощностей, принадлежащих  конгломератам по сравнению с  производственными мощностями, принадлежащим  узкоспециализированным компаниям; конгломераты больше инвестировали и быстрее  росли в тех отраслях, в которых  у них были более эффективные  производства.

С теоретической  точки зрения эффективность конгломератов  зависит в значительной степени  от развитости рынка: чем менее развит рынок60, тем более привлекательна конгломеративная форма организации  бизнеса. Конгломерат может стать  «инкубатором» для выживания  бизнеса, еще не оцененного рынком в  сегодняшних условиях. Конгломерат  должен постоянно совершенствоваться, адаптируясь к внешней среде, увеличивая инвестиции в те виды бизнеса, в которых имеет наибольшие компетенции  и конкурентные преимущества и дивестируя из тех бизнесов, издержки существования  которых внутри конгломерата больше ожидаемых выгод.

Эмпирические исследования конгломеративной формы организации  бизнеса (Кампа и Кедиа; Грехем, Леммон и Вульф) показали, что причиной дисконта к стоимости конгломератов является не диверсификация бизнеса, а характеристики компании (например, отсутствие перспектив развития бизнеса в рыночной нише, которую занимала компания), проводившей  диверсификацию. А Виллалонга считает, что дисконт, обнаруживаемый в стоимости  компании — следствие неправильной методики исследования.

Неразвита банковская система, фондовый рынок, не защищены права  инвесторов, существуют значительные информационные асимметрии.

По результатам  исследований можно сформулировать факторы, обуславливающие эффективность/неэффективность  конгломератов:

Таблица 1.7

Факторы эффективности/неэффективности  конгломератов

Факторы эффективности  Факторы неэффективности Неразвитый рынок внешних капиталов.

Асимметрия информации.

Отсутствие перспективы  основного бизнеса

компании.

Монопольное положение  компании-покупателя.

Монопольное положение  компании-цели. Развитые внешние рынки  капитала. Симметричность информации. «Молодой» бизнес. Высококонкурентный рынок. Источник: составлено автором. 
 
 
 

1. Слияния/поглощения  являются одной из стратегий  реструктуризации компании, заключающейся  в изменении структуры организации  под влиянием внешней конкурентной  среды и направленной на увеличение  конкурентных преимуществ компании, приводящих к росту эффективности  деятельности путем получения  контроля над компанией-целью.

2. Критерием процесса  реструктуризации компании не  может быть только рост стоимости  ее акционерного капитала. В современных  условиях необходимо учитывать  интересы не только акционеров, но и всех стейкхолдеров компании, поэтому критерии реструктуризации  должны учитывать и их интересы. Автор предлагает учитывать следующие  критерии реструктуризации:

a) AV = max (Vj - VTeK); где:

AV - абсолютный эффект  процесса реструктуризации;

Vi - инвестиционная  стоимость компании по i-му варианту  реструктурирования; VTeK. - рыночная  стоимость компании (без учета  преобразований), VTeK = max (Удох., Уак., VpbIH.),

Vaox. - рыночная стоимость  компании, определенная доходным  подходом; VaK. - рыночная стоимость  активов компании;

VPbiH. - рыночная стоимость  компании, определенная сравнительным  (рыночным) подходом.

b) Э = AV / Затраты  на реструктуризацию; где:

Э - относительная  эффективность процесса реструктуризации;

Затраты на реструктуризацию, дисконтированные к текущему моменту  времени.

c) Эсоц = max (Соц. Затраты* / Ч,); где:

Эсоц - социальная эффективность  реструктуризации;

Соц. Затраты; - социальные затраты по i-му варианту реструктурирования (затраты на переобучение работающих, социальные компенсации и льготы); Ч; - численность работающих по i-му варианту реструктурирования.

Мотивом сделок слияний/поглощений является получение синергетических  эффектов — новых возможностей (конкурентных преимуществ компании), возникающих  в результате реструктуризации компании в различных функциональных сферах ее деятельности (организационной, производственной, коммерческой, финансовой, инновационной, инвестиционной, спекулятивной) и приводящих к росту инвестиционной и рыночной стоимости.

Одним из мотивов  конгломеративных слияний/поглощений является приобретение гудвилла компании и получение следующих экономических  выгод: получение информации, позволяющей  повысить конкурентоспособность компании (информация о рынках, покупателях, технологиях, и т.д.); получение доступа  к административным ресурсам; повышение  и развитие компетенций менеджеров компании (опыт разработки и реализации управленческих, маркетинговых технологии и т.д.); получение информационных технологий; внедрение новой организационной  культуры, др.

Для определения  стоимости гудвилла целесообразно  применение метода избыточных активов  компании, основанного на расчете  общей величины активов, необходимых  для инвестирования в бизнес при  условии среднеотраслевой оборачиваемости  активов.

Информация о работе Анализ мотивов слияний и поглощений