Анализ состояния и направления инновационного развития в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2012 в 06:31, курсовая работа

Описание работы

Цель нашей работы – это анализ действующих и формирующихся НИС.
Для выполнения поставленной задачи необходимо решить ряд задач:
определить понятие и сущность национальной инновационной системы;
выявить признаки инновационной системы;
рассмотреть типы НИС;
проанализировать опыт иностранных стран в формировании НИС;
проанализировать современную ситуацию в инновационной деятельности в России;
рассмотреть внутреннюю и внешнюю деятельность России по формированию НИС.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы формирования национальной инновационной системы 5
1.1. Понятие, сущность и признаки национальной инновационной системы 5
1.2. Типы НИС 9
Глава 2. Мировой опыт формирования НИС, их особенности 12
Глава 3. Анализ состояния и направления инновационного развития в России 20
Заключение 38
Список использованной литературы 40

Работа содержит 1 файл

курсовая.docx

— 161.27 Кб (Скачать)

Рассмотрим объемы внутренних затрат на исследования и разработки, приходящиеся на душу населения, в расчете  по паритету покупательной способности национальных валют в тех же странах в том же предкризисном 2007 г.21 (см. диаграмму на рис. 2).

Рис. 2.2. Объемы внутренних затрат на исследования и разработки, приходящиеся на душу населения

Приходится с сожалением констатировать, что Россия здесь  отстает от ведущих стран в 4–8 раз.

 Приведем некоторые  абсолютные цифры. В 2009 г. в  США на научные исследования  было истрачено 382 млрд. долл. США,  в России – около 20 млрд долл. США. Затраты США составляют 32–33 % от всех мировых расходов на науку, а России – 1 %. В 2009 г. Китай потратил на эти же цели 142 млрд долл. США (около 13 % мировых расходов). За тот же период Япония выделила на научные исследования 144 млрд долл. США22.

Что касается такого важного  фактора, как заработная плата, то у  российских исследователей она многократно  уступает уровню доходов ученых в  развитых государствах, и ее уровень, несомненно, является одной из основных причин того, что в России всего 1 % опрошенных с уважением относится к профессии ученого23, а в США – 56 %24.

Поскольку источником инноваций  являются результаты научных исследований, средств на которые в России катастрофически  не хватает, а инновационный путь развития стране крайне необходим,  надо исходить из существующих реалий и искать пути структурно-организационного плана.

При этом нельзя не учитывать  имеющийся положительный опыт российской высшей школы в организации и  осуществлении инновационной деятельности, опыт, каким не обладают ни система  НИИ РАН, ни ведомственная наука, нельзя также не учитывать и ныне не востребованные серьезные научные  наработки ученых высшей школы.

Совершим небольшой экскурс  в историю. В сложившихся в России в начале 1990-х гг. крайне нестабильных экономических условиях насущной задачей высшей школы стало развитие новых форм деятельности, способствующих или непосредственно приносящих дополнительные средства, необходимые не только для сохранения, но и для дальнейшего развития отечественной системы образования.

В эти годы стало очевидным, что одним из наиболее эффективных  путей преодоления последствий  кризиса в научно-технической  сфере является коммерциализация вузовской  науки путем развития инновационной  деятельности высшей школы в сфере  науки и научного обслуживания, поскольку  ее развитие могло бы привести не только к восстановлению утраченных позиций  на мировой арене и сохранению кадрового потенциала, но и, при условии  реинвестирования вложенных бюджетных  средств, может дать ощутимый вклад в увеличение финансирования учебного процесса и фундаментальных и поисковых научных исследований, а также способствовать решению острых социальных проблем вузов.

Инновационная политика государства  Министерством образования Российской Федерации реализовывалась путем  организации в период 1992–2002 гг. межвузовских инновационных научно-технических  программ, участие в которых сыграло  немаловажную роль в развитии инновационной  деятельности вузов.

При вузах – участниках этих программ – создавались соответствующие  новые экономические структуры, их научные коллективы приобретали  навыки организации и выполнения инновационных научно-технических  проектов на всех их стадиях и реально  осуществляли эти проекты, руководители и менеджеры проектов проходили  необходимую им в практической деятельности подготовку и переподготовку в специально созданных учебно-научных центрах  инновационного предпринимательства, пользовались услугами специально созданной  корпоративной информационной сети.

Сложившаяся в результате участия в этих программах в наиболее продвинутых университетах инновационная  система включала в себя малые  предприятия различных организационно-правовых форм, подразделения вузовской инфраструктуры, содействующие разработке новых  видов научно-технической продукции  и коммерциализации результатов  научных исследований: инкубаторы технологического бизнеса, технопарки, инновационно-технологические центры и другие структуры, чья деятельность и взаимосвязи способствуют созданию, разработке, модифицированию и распространению новых технологий на базе коммерциализации научных знаний, открытий, изобретений и трансформации этих знаний из высшей школы в экономику и социальную сферы страны.

Таким образом, инновационная  научно-техническая деятельность высшей школы имеет, на наш взгляд, наилучшие  перспективы в инновационном  пространстве страны, и ее активизация  и первоочередная поддержка, несомненно, благотворно скажутся на развитии этого процесса в целом.

Сообразуясь со значимостью  высших учебных заведений как  потенциалообразующего звена эффективности инновационной деятельности в государстве, регионах и на отдельных предприятиях, можно констатировать, что вузы России являются одним из ведущих элементов формирующейся национальной инновационной системы, играющим определяющую роль в процессах ее организации и функционирования.

В связи с этим целесообразно  более подробно рассмотреть роль высших учебных заведений в развитии инновационной деятельности, уделяя особое внимание особенностям подходов к оценке данной роли в России.

Рассмотрим вкратце сегодняшнее  состояние организации инновационной  деятельности в высших технических  учебных заведениях Российской Федерации.

В системе высшей школы  создана развернутая инновационная  инфраструктура:

  • 16 региональных центров подготовки специалистов в области инновационного предпринимательства;
  • 12 региональных информационно-аналитических центров;
  • 10 региональных инновационных центров;
  • 12 региональных центров содействия развитию научно-технического предпринимательства;
  • 44 технопарка, в том числе 21 аккредитованный университетский технопарк;
  • 4 инновационно-промышленных комплекса;
  • 25 учебно-научно-инновационных комплексов (УНИК) на базе университетови академий;
  • фонд содействия развитию инновационной деятельности высшей школы.

Необходимо отметить, что  в рамках инновационных программ 1992–2002 гг. на базе Центра содействия развитию научно-технического предпринимательства  высшей школы России (ныне Российский государственный университет инновационных  технологий и предпринимательства) был создан один из самых главных  системообразующих элементов инновационной сферы – эффективная корпоративная информационная сеть, включавшая в себя более 150 вузов.

Стратегической целью  развития инновационной деятельности и формирования инновационной экономики  в нашей стране на ближайшие годы должно быть комплексное развитие отечественных  производств и территорий до уровня их конкурентоспособности в мире. Главным ресурсом для достижения поставленной цели должна стать высшая школа.

Система высшего образования  должна и может выполнить функции  системного координатора по восстановлению и развитию предприятий и территорий страны.

Это объясняется следующими свойствами отечественной высшей школы:

  • распределенностью высшей школы по всем регионам;
  • высоким научно-техническим потенциалом высшей школы;
  • универсальностью системы высшего образования, ее межотраслевым характером: научные школы вузов России перекрывают все области экономики страны;
  • взаимодействием высшей школы через своих выпускников со всеми региональными и отраслевыми структурами;
  • относительно высоким уровнем системы информационного обеспечения высшей школы, включая глобальные и локальные вычислительные информационные сети, соединенные в единую систему;
  • высокой поддержкой высшей школы общественностью;
  • гибкостью системы высшей школы.

При этом есть основания надеяться, что корпоративная инновационная  система высшей школы станет важнейшей  опорой региональных инновационных  систем.

Таким образом, суммируя вышеизложенное, можно констатировать следующее.

1. Для развития собственной  инновационной деятельности многими  вузами созданы необходимые инфраструктурные  элементы для ее обеспечения  (бизнес-инкубаторы, технопарки, различного рода инновационные центры, инновационно-технологические центры, центры обучения и т. п.), которые в совокупности фактически представляют собой инновационную сеть высшей школы.

2. Существует корпоративная  информационная сеть, предназначенная  для поддержки инновационной  деятельности высшей школы. 

3. Инновационная деятельность  вузов высоко оценивается и  поддерживается региональными органами  власти.

4. Практически отсутствует  межвузовская кооперация инновационной  деятельности, осуществление которой  могло бы оказать существенное  влияние не только на повышение  эффективности инновационной деятельности  всех вузов, осуществляющих ее, но и на развитие национальной  инновационной системы. 

5. Назрела острая необходимость  создания корпоративной инновационной  системы высшей школы России  как стержневого элемента национальной  инновационной системы.

К созданию корпоративной  инновационной системы высшей школы  России имеются все предпосылки, необходимо лишь некоторое волевое  решение «сверху» в виде соответствующей  целевой программы, предусматривающей  следующие направления деятельности российской высшей школы в целом  в общенациональных интересах:

  • организация подготовки высококвалифицированных специалистов, повышения квалификации и переподготовки кадров для работы в инновационной сфере;
  • проведение исследований в области обобщения присущих инновационной сфере тенденций;
  • разработка научно-методического обеспечения инновационной деятельности;
  • объединение усилий государственных учебных заведений, осуществляющих подготовку менеджеров для инновационной деятельности, региональных органов власти, способствующих реструктуризации экономики и удовлетворению потребностей современного рынка труда России;
  • эффективное межрегиональное взаимодействие;
  • тиражирование позитивного опыта;
  • взаимообмен технологиями, продукцией;
  • организация информационного и маркетингового сервиса участников системы;
  • непрерывный мониторинг научно-технического и инновационного потенциала, интеллектуальных ресурсов регионов;
  • создание банка научно-технических разработок;
  • создание системы экспертной оценки научно-технических разработок, предварительных маркетинговых исследований с целью отбора рыночно-значимых проектов;
  • создание системы рекламной поддержки и продвижения на рынок научно-технических разработок, прошедших предварительный отбор;
  • создание рыночного механизма, обеспечивающего взаимную заинтересованность разработчиков, патентообладателей и потенциальных потребителей в успешном продвижении научно-технической разработки на рынок;
  • создание системы бизнес-инкубирования, обеспечивающей льготный режим работы для вновь созданных научно-производственных и инновационных фирм, деятельность которых связана с доработкой, производством и продвижением на рынок инновационной продукции;
  • создание отраслевых ассоциаций с участием вузов, промышленных предприятий, посреднических структур и др., ориентированных на разработку, производство, продвижение инновационной продукции, оптимизацию взаимодействия в этой области, защиту корпоративных интересов в органах государственной власти;
  • разработка системы интеграции университетов с промышленностью, ориентированной на получение обоюдной выгоды в сфере подготовки кадров, освоения новой наукоемкой и конкурентоспособной продукции, занятие новых сегментов рынка, поддержку научных исследований в перспективных направлениях;
  • создание системы поддержки взаимовыгодного международного сотрудничества в области научно-технической и инновационной деятельности с защитой интересов российских университетов на мировых рынках;
  • создание системы привлечения и гарантирования инвестиций в сферу разработки и производства наукоемкой продукции и др.

Нельзя не отметить, что  наша страна целенаправленно движется по инновационному пути: это и создание технико-внедренческих особых экономических  зон, и создание таких важных инфраструктурных элементов инновационной сферы, как технопарки, бизнес-инкубаторы, центры трансфера технологий, это и мегапроекты, это, в конце концов, и проект «Сколково».

Это важно, в первую очередь, потому, что таким образом в  России создаются, если можно так  сказать, «инновационные поля» будущей  национальной инновационной системы, ее отдельные «острова», однако создание единой, полноценной системы невозможно при отсутствии структурно-организационного механизма, интегрирующего и координирующего  деятельность вышеуказанных элементов  инновационной сферы.

И в этом плане нельзя не учитывать и не использовать имеющийся  богатый опыт организации и осуществления  инновационной деятельности в российской высшей школе, а также наличие  в ней необходимых инфраструктурных элементов и информационных ресурсов, ее интеллектуальный, образовательный  и научный потенциал, широкую  географическую распространенность, развитые деловые связи на всех уровнях  и многое другое. Создание корпоративной инновационной системы высшей школы – оптимальный и наиболее короткий путь к формированию национальной инновационной системы России.

Главное достоинство предлагаемого  подхода заключается в том, что  через такое развитие системы  высшего образования можно эффективно интегрировать результаты вузовской, академической и отраслевой науки  России, а также передовые результаты науки мирового сообщества при разработке и реализации инновационных проектов и развитии инновационной деятельности, что является предпосылкой создания в стране эффективной инновационной  экономики.

Заключение

Современная мировая  экономика  все  более  приобретает  черты  инновационной  экономики,  связанной  с  разработкой,  внедрением  и  использованием  высоких технологий. Проблема  создания институтов инновационной  системы, позволяющей генерировать,  воспроизводить  и  использовать  научно-технические  инновации  для  повышения темпов экономического развития и качества жизни в нашей стране приобретает чрезвычайно актуальное значение.

Преодоление современного экономического кризиса в России возможно через  реализацию ее преимуществ, таких как  достаточно высокий уровень образования  и квалификации населения и оставшуюся с советских времен научную и  производственную инфраструктуру, особенно в оборонных отраслях посредством  разработки и реализации национальной инновационной системы России.

Информация о работе Анализ состояния и направления инновационного развития в России