Анализ состояния и направления инновационного развития в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2012 в 06:31, курсовая работа

Описание работы

Цель нашей работы – это анализ действующих и формирующихся НИС.
Для выполнения поставленной задачи необходимо решить ряд задач:
определить понятие и сущность национальной инновационной системы;
выявить признаки инновационной системы;
рассмотреть типы НИС;
проанализировать опыт иностранных стран в формировании НИС;
проанализировать современную ситуацию в инновационной деятельности в России;
рассмотреть внутреннюю и внешнюю деятельность России по формированию НИС.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы формирования национальной инновационной системы 5
1.1. Понятие, сущность и признаки национальной инновационной системы 5
1.2. Типы НИС 9
Глава 2. Мировой опыт формирования НИС, их особенности 12
Глава 3. Анализ состояния и направления инновационного развития в России 20
Заключение 38
Список использованной литературы 40

Работа содержит 1 файл

курсовая.docx

— 161.27 Кб (Скачать)

Содержание

Введение 3

Глава 1. Теоретические основы формирования национальной инновационной системы 5

1.1. Понятие, сущность и признаки национальной инновационной системы 5

1.2. Типы НИС 9

Глава 2. Мировой опыт формирования НИС, их особенности 12

Глава 3. Анализ состояния и направления инновационного развития в России 20

Заключение 38

Список использованной литературы 40

Введение

Современный этап мирового развития связан с процессами глобализации в  самом широком смысле, поскольку  характеризуется резким усилением  и усложнением взаимосвязей и  взаимозависимостей в основных областях экономической, политической и общественной жизни. Это выражается в формировании мировых рынков капиталов, финансов, производства, торговли, рабочей силы. Приспособление к новым условиям воспроизводства происходит в форме перестройки экономических процессов, суть которой заключена в переориентации с экстенсивных на интенсивные формы использования главных факторов экономического развития: основного капитала, рабочей силы, сырьевых и топливно-энергетических ресурсов, новых знаний и технологий. Однако наибольшее воздействие оказывает построение глобальных информационных сетей, позволяющих интенсифицировать информационный обмен и сотрудничество в научно-технической сфере, культуре, бизнесе. Иными словами, происходит создание глобального информационного поля, генерирующего знания и оказывающего существенное влияние на появление экономики нового типа — инновационной, где сектор знаний играет решающую роль, а производство знаний представляет источник экономического роста.

В условиях глобализации и образования единого мирового рынка формирование инновационных  систем приобрело характер центрального экономического процесса в индустриально развитых странах. Это означает, что доминантой экономического роста становится система научных знаний, новых технологий, инновационных процессов, продуктов и услуг.

Главными компонентами инновационных систем выступают  научные, научно-технические, технологические, социально-организационные новшества, воплощенные как в различных  материальных, так и в нематериальных носителях. Возникая на всех стадиях  воспроизводственного цикла, нововведения различаются по типологии, происхождению, назначению, степени новизны, уровню распространения и пр. Инновационная деятельность может быть представлена как процесс творчества и создания новшества, реализуемый как максима инновационной альтернативы, инновационной потребности и предпринимательских усилий.

Цель нашей работы –  это анализ действующих и формирующихся НИС.

Для выполнения поставленной задачи необходимо решить ряд задач:

  • определить понятие и сущность национальной инновационной системы;
  • выявить признаки инновационной системы;
  • рассмотреть типы НИС;
  • проанализировать опыт иностранных стран в формировании НИС;
  • проанализировать современную ситуацию в инновационной деятельности в России;
  • рассмотреть внутреннюю и внешнюю деятельность России по формированию НИС.

Глава 1. Теоретические  основы формирования национальной инновационной  системы

1.1. Понятие, сущность и признаки национальной инновационной системы

Характеризуя переход  мировой экономики на инновационный  путь развития, исследователи говорят  о формировании "экономики инноваций", "экономики знаний", "новой  экономики" и др. Но вне зависимости  от терминологии и оценок причин перехода большинство из них признает, что  изменился тип воспроизводства; его основной чертой становится развитие национальных инновационных систем (НИС)1.

Обычно НИС характеризуют  как совокупность предприятий и  организаций, деятельность которых  направлена на генерирование и диффузию инноваций. О ней говорят как об обеспечивающей инновационные процессы системе экономических механизмов и видов деятельности2. Под НИС также понимают "совокупность взаимосвязанных организаций (структур), занятых производством и реализацией научных знаний и технологий в пределах национальных границ. Другая часть НИС – комплекс институтов правового, финансового и социального характера, обеспечивающих инновационные процессы и имеющих прочные национальные корни, традиции, политические и культурные особенности"3.

Таким образом, НИС –  это совокупность хозяйствующих  субъектов, взаимодействующих в  процессе создания и реализации инновационной  продукции (услуг), осуществляющих свою деятельность на основе соответствующей  нормативной правовой базы в рамках проводимой государством политики.

Основоположниками теории формирования НИС можно по праву  считать К. Фримэна (Институт исследования научной политики Сассекского университета, Великобритания) [14], Б.-А. Лундвалла (университет г. Упсала, Швеция) и Р. Нельсона (Колумбийский университет, США), проанализировавших развитие инновационной деятельности в различных странах и на этой основе давших определение понятия НИС. При этом в основу исследования были положены результаты, ранее полученные Й. Шумпетером (теория экономической динамики), Ф. Хайеком (концепция рассеянного знания), Д. Нортом (институциональная теория), Р. Солоу (роль НТП в экономическом росте), П. Ромером и Р. Лукасом (новая теория роста).

Большинство исследователей проблем перехода экономики на инновационный путь развития фиксируют принципиальные условия и следствия данного перехода4:

  • мировая экономика переживает качественно новый этап в своем развитии. Свидетельство этому – востребованность инноваций не отдельными предпринимателями, а национальными экономиками.
  • возникла такая экономическая категория, как "человеческий капитал". Накапливая и используя его, экономические субъекты получают ренту, по содержанию идентичную доходу от вложений в ценные бумаги или от банковского кредитования. Как результат, на национальном и международном уровнях обостряется борьба за присвоение названной ренты, а значит, за права собственности на человеческий капитал. Поэтому возникает необходимость в институтах, минимизирующих ущерб НИС от этого вида конкуренции.
  • "провалы рынка" в инновационной сфере вынуждают государственные органы развитых стран в случае необходимости принимать на себя часть расходов и ответственности, регулировать направления рынка инноваций и быстро реагировать на изменение ситуации. Поэтому принципиально важно определить меру участия в развитии НИС граждан как носителей человеческого капитала, бизнеса, публичных институтов (государственных, региональных, муниципальных), а также общественных организаций.

Экономике инноваций  присуща своя форма накопления, собственная  структура богатства и особые критерии оценки эффективности накопления. То, что считалось ростом в системе  индустриального общества, не является таковым в современных условиях, поскольку не любой экономический  рост приводит к инновационному развитию и не любой рост основан на инновациях. Наконец, такая экономика рискованна и невозможна без "длинных денег", которые не появятся без соблюдения как минимум двух исходных условий: доверия инвесторов к государству и четко сформулированной им инновационной политики.

Как уже отмечалось, экономика инноваций проявляется  в повышении в национальном богатстве  доли составляющих, ранее относимых  к внеэкономическим; в увеличении расходов государства, предпринимателей и домашних хозяйств на накопление человеческого капитала.

Анализ результатов исследований отечественных и зарубежных ученых по проблеме инноваций позволил обобщить и сформулировать некоторые основополагающие признаки инновационной экономики. Представляется, что она является таковой, если в обществе происходят следующие процессы5:

  • выделяется особая роль научных знаний, наблюдается положительное восприятие обществом и государством новых идей и технологий, присутствует готовность к трансферу знаний, их практической реализации в различных сферах деятельности;
  • осуществляется ускоренная автоматизация и компьютеризация всех сфер и отраслей производства и управления, в результате чего образуются развитые инфраструктуры, обеспечивающие создание национальных информационных ресурсов в объеме, необходимом для поддержания постоянно растущего научно-технического прогресса;
  • сформированы развитые инновационные инфраструктуры, способные оперативно и гибко реализовывать инновационный процесс, основанный на внедрении высоких производственных технологий и повышении конкурентоспособности производства;
  • происходят радикальные изменения социальных структур, которые приводят к расширению и активизации инновационной деятельности не только в производственной, но и в других сферах – управлении, образовании, культуре, а также в быту;
  • создана система опережающей подготовки и переподготовки профессиональных кадров в области инноваций, эффективно реализующих комплексные проекты восстановления и развития отечественного производства и регионов страны.

Данные процессы в  целом свидетельствуют о том, что важнейшим условием формирования экономики знаний являются высокая  инновационная активность на всех уровнях  управления (общественном, государственном, предпринимательском), а также наличие  эффективной инновационной инфраструктуры. Последняя выступает в качестве базовой составляющей инновационного потенциала общества, "точки опоры" и фундамента инновационной экономики.

Инновационная инфраструктура представляет собой совокупность взаимосвязанных  общественных и производственных институтов (технологических и организационно-управляющих систем, предпринимательских структур, научно-исследовательских организаций, высших учебных заведений, отдельных ученых и изобретателей), необходимых и достаточных для эффективного осуществления инновационной деятельности и реализации инноваций.

Важнейшей характеристикой  инновационной инфраструктуры является ее функциональная достаточность (полнота), предполагающая наличие таких свойств, которые должны способствовать в полной мере реализации инноваций в масштабах национальной экономики, региона, отдельных предпринимательских структур. Подобная полнота может быть достигнута лишь при формировании рациональной и эффективной национальной инновационной системы, построение которой входит в число приоритетных направлений государственной политики.

1.2. Типы НИС

Формирование инновационной  политики обусловлено резкой активизацией инновационных процессов в промышленно  развитых и развивающихся странах, а также их возрастающим влиянием на рост национальных экономик, конкуренцию  новизны и качества на мировом  рынке. Это означает, что современные  мировые тенденции связаны с  переходом к новому типу экономического развития, основанному на непрерывном  изменении и обновлении производственной базы, технологий, товаров и услуг, а инновации превращаются в его  главный вектор.

Опираясь на опыт эволюции НИС в странах с рыночной экономикой, а также учитывая советско-российский опыт научно-технического прогресса  и рассматривая оба эти опыта  в контексте информационной эпохи, можно выделить три типа национальных инновационных систем, различающиеся  механизмами их организации (табл. 1).

Таблица 1. Типы национальных инновационных систем6

Типы НИС

Механизмы организации НИС

Рыночно-сетевая

Классический рыночный

   

Административно-государственная

 

Централизованно-иерархический

 

Смешанно-сетевая

   

Постклассический: рыночно-сетевой, государственно-частный


 

Административно-командная  инновационная система есть совокупность организаций, действующих централизованно-иерархически с целью развития инновационных процессов в стране. Но как только такие организации оказываются в центре внимания, сутью системы становятся командно-административные методы, свойственные организациям как иерархическим структурам. Утверждение этих методов быстро приводит к подмене целей: основной целью становится самосохранение этих организаций и повышение их статуса, а инновации – лишь средством достижения этой цели. Все это хорошо знакомо большинству россиян по советским временам.

Рыночно-сетевая инновационная система представляет собой прежде всего институционализированную совокупность мотивов, правил, стратегий (МПС) деятельности, направленной на развитие инноваций. А реализуются эти МПС, конечно, людьми, объединенными в целевые организации. Но организации выступают при этом не как исходный факт ("сначала создадим организацию"), а как инструмент, с помощью которого осуществляются соответствующие МПС. Поэтому сначала требуется определить, легитимно институционализировать сетевую систему МПС и одновременно содействовать появлению, развитию сети соответствующих организаций. Существенно также, что это должна быть не иерархическая, а сетевая структура МПС и организаций, отвечающая требованиям рыночной конкуренции новых продуктов и технологий и противостоящая претензиям любых организаций на доминирование в инновационной системе.

В смешанно-сетевой системе участвуют не только частные организации, как в рыночно-сетевой системе, но и государственные организации, которые по своей природе тяготеют к доминированию. Поэтому принципиально важно, чтобы в смешанно-сетевой системе их взаимодействие с частными организациями было партнерским, паритетным.

Таким образом, смешанно-сетевая  инновационная система есть сеть МПС деятельности и партнерских (паритетных) взаимодействий частных, совместных и государственных организаций, которые создают и возможно шире распространяют технологические и продуктные инновации.

Мотивация инновационных  действий и взаимодействий индивидов  и организаций определяется такими механизмами, как нормы вознаграждения новатора (изобретателя, разработчика), внутренние и внешние инвестиции, законодательное регулирование  ликвидности венчурных инвестиций, государственный заказ и бюджетная  субсидия, налоговое стимулирование инициаторов новшеств, правила международного и российского рынка, включая  неправовые практики и нормы последнего.7

Проанализировав основные определения, признаки, типы НИС, можно  сделать следующие выводы:

Информация о работе Анализ состояния и направления инновационного развития в России