Анализ управления государственным долгом в РФ и РБ

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2012 в 08:44, курсовая работа

Описание работы

Объект исследования - государственный долг. Предмет исследования - процесс управления государственным долгом на примере субъекта РФ – Республика Бурятия. Целью данной работы является раскрытие управления государственным долгом в Республики Бурятия.
Поставленная цель предполагает решение следующих задач:
1. определить понятие и сущность государственного долга;
2. рассмотреть принципы управления госдолгом;
3. проанализировать процесс управления государственным долгом в Республики Бурятии.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...2
Глава 1. 1. Теоретические аспекты управления государственным долгом.…..4
1.1 Сущность и значение государственного долга, долга субъекта РФ и государственных гарантий……………………..…………………………..…….4
1.2 Управление государственным долгом…………..………………………….13
Глава 2. Анализ управления государственным долгом в РФ и РБ..………….17
2.1 Анализ управления внешним долгом России за 2006-2008 гг……………17
2.2 Анализ управления внутренним долгом России за 2006-2008 гг………...20
2.3. Анализ управления государственным долгом Республики Бурятия за 2008-2010гг.............................................................................................................25
Заключение……………………………………………………………………….30
Список использованной литературы…..……………

Работа содержит 1 файл

курсач.doc

— 404.50 Кб (Скачать)

    Вывод: Управление государственным долгом Российской Федерации представляет собой следующую совокупность основных мероприятий: разработка программы заимствований Российской Федерации на следующий год; процедура принятия основных параметров управления государственным долгом Российской Федерации на очередной год; исполнение принятой программы управления государственным долгом в течение планового года.

    В последние годы наметились качественно  новые тенденции в сфере управления госдолгом, что обусловлено форсированным  переходом к рыночным механизмам его формирования и обслуживания. Главные черты новых тенденций - мобилизация ресурсов с помощью  займов и других государственных обязательств, использование налоговой системы, активных методов реструктуризации заимствований и организации обслуживания долга. Управление государственным долгом должна иметь два режима функционирования: управление в нормальном режиме воспроизводственного процесса; кризисное управление в условиях обостряющегося дефицита бюджета, спада производства, сокращение возможностей привлечения новых заимствований.

    Государственный долг представляет собой сложное  экономико-финансовое образование, особый финансовый механизм, требующий использования системы методов для его регулирования. [17]. В следующим параграфе будем рассматривать анализ управления государственным долгом в РФ и РБ.   
 

Глава 2. Анализ управления государственным долгом в РФ и РБ. 

2.1 Анализ управления внешним долгом России за 2006-2008 гг. 

    В соответствии со ст. 6 Бюджетного Кодекса внешний долг - это обязательства, возникающие в иностранной валюте, за исключением обязательств субъектов Российской Федерации и муниципальных образований перед Российской Федерацией, возникающих в иностранной валюте в рамках использования целевых иностранных кредитов (заимствований).

    В объем государственного внешнего долга  Российской Федерации включаются:

    · номинальная сумма долга по государственным ценным бумагам Российской Федерации, обязательства по которым выражены в иностранной валюте;

    · объем основного долга по кредитам, которые получены Российской Федерацией, и обязательства по которым выражены в иностранной валюте, в том  числе по целевым иностранным  кредитам (заимствованиям), привлеченным под государственные гарантии Российской Федерации;

    · объем обязательств по государственным  гарантиям Российской Федерации, выраженным в иностранной валюте.

    В 2006 году политика в области государственного долга Российской Федерации в соответствии с Основными направлениями политики в сфере государственных заимствований и управления государственным долгом Российской Федерации на 2006-2008 годы, одобренными Правительством Российской Федерации 20 апреля 2006 года, направлена на снижение государственного долга в процентах к ВВП, уменьшение абсолютного и относительного (в процентах к ВВП) размера государственного внешнего долга, замещение государственных внешних заимствований внутренними, развитие рынка государственных ценных бумаг, использование инструментов долговой политики для осуществления дополнительной стерилизации излишней денежной массы в целях снижения инфляции. [8]

    Основные  показатели внешнего долга за период 2006-2008 гг. приведены в таблице 1.

    Таблица 1.

      Динамика объемов и структура внешнего долга РФ за 2006-2008 гг.

    
  на 1.01.2006 г. на 1.01.2007 г. на 1.01.2008 г. за 2006-2008гг
млрд. руб. структура % млрд. руб. структура % млрд. руб. структура % тем роста
млрд. руб. %
Гос. внешн. долг

всего:

79,7 100 46,7 100 43,3 100 -36 -84,06
Кредиты иностранных государств, МФО, иных субъектов  международного права, иностранных юр. лиц 11,5 12,6 11,0 23,6 10,3 23,8 -1,2 -11,6
Гос. ценные бумаги РФ, номинированные в  иностранной валюте 64,05 80 32,8 70,2 29,5 68,1 -34,55 -117,1
Госгарантии в иностранной валюте 4,2 7,4 2,9 6,2 3,5 8,1 -0,7 -20
 

    Из  таблицы видно, что в период 2006-2008 гг. государственный внешний долг сокращается. Верхний предел государственного внешнего долга Российской Федерации по состоянию на 1 января 2006 года предусматривается в законопроекте в размере 79,7 млрд. рублей, на 2008 – 43,3 млрд. руб., что на 36,4 млрд. руб. или 84,06% меньше, чем за 2006 год.[2]

    Процентные платежи по кредитам МФО в 2006 году определены в сумме 11, 5 млрд. рублей, на 2008 год - 10,3 млрд. рублей, что на 1,2 млрд. рублей или 11,6% меньше, чем за 2006 год.

    В 2006 году на выплату процентов по государственным ценным бумагам Российской Федерации, выраженным в иностранной валюте, предусматриваются средства в объеме 64,05 млрд. рублей, что составляет 80% платежей по обслуживанию внешнего долга. Этот же показатель за 2007 год составляет 32,8 млрд. рублей, что составляет 70,2% платежей по обслуживанию внешнего долга. За 2008 год - 29,5 млрд. рублей, что составляет 68,1% платежей по обслуживанию внешнего долга. Этот показатель значительно сокращается за период 2006-2008 гг. на 34,55 млрд. рублей или на 117,1% платежей по обслуживанию внешнего долга. [20]

    Вывод: внешний долг - это обязательства, возникающие в иностранной валюте. Основными направлениями политики в сфере государственных заимствований  и управления государственным долгом Российской Федерации на 2006-2008 годы направлена на снижение государственного долга в процентах к ВВП, уменьшение абсолютного и относительного (в процентах к ВВП) размера государственного внешнего долга, замещение государственных внешних заимствований внутренними, развитие рынка государственных ценных бумаг, использование инструментов долговой политики для осуществления дополнительной стерилизации излишней денежной массы в целях снижения инфляции. В следующим параграфе будем рассматривать анализ управления внутреннем долгом России. 
 
 
 
 

2.2 Анализ управления внутренним долгом России за 2006-2008 годы 

    Согласно  определению, данному в статье 6 Бюджетного Кодекса РФ внутренний долг - это  обязательства, возникающие в валюте Российской Федерации, а также обязательства субъектов Российской Федерации и муниципальных образований перед Российской Федерацией, возникающие в иностранной валюте в рамках использования целевых иностранных кредитов (заимствований).

    В объем внутреннего государственного долга включаются:

    · номинальная сумма долга по государственным  ценным бумагам Российской Федерации, обязательства по которым выражены в валюте Российской Федерации;

    · объем основного долга по кредитам, которые получены Российской Федерацией, и обязательства по которым выражены в валюте Российской Федерации;

    · объем основного долга по бюджетным  кредитам, полученным Российской Федерацией;

    · объем обязательств по государственным  гарантиям, выраженным в валюте Российской Федерации.

    Согласно  статье 98.1 БК РФ, введенная Законом 2007 г. №63-ФЗ, содержит новые положения, предусматривающие списание с государственного внутреннего долга России долговых обязательств, не предъявленных к погашению кредитором в течение срока исковой давности, установленного законодательством РФ. Согласно ст. 196 ГК РФ общий срок исковой давности устанавливается в три года.

    Соответственно, в случае если кредитор в течение  данного срока не предъявит к  погашению долговое обязательство  России, т.е. не совершит определенные условиями обязательства и нормативными правовыми актами действия, то долговое обязательство считается полностью прекращенным и списывается с государственного внутреннего долга РФ. Такое долговое обязательство России, как государственная гарантия России, считается полностью прекращенным и списывается с государственного внутреннего долга РФ по истечении срока данной гарантии. [15]

    Статьей 119 Бюджетного кодекса Российской Федерации  определен порядок обслуживания государственного внутреннего долга  Российской Федерации, государственного внутреннего долга субъекта Российской Федерации, муниципального долга.

    Затраты по размещению, выплате доходов и  погашению долговых обязательств Российской Федерации осуществляются за счет средств  федерального бюджета.

    Обслуживание  государственного внутреннего долга Российской Федерации производится Банком России и его учреждениями, если иное не предусмотрено Правительством Российской Федерации, путем осуществления операций по размещению долговых обязательств Российской Федерации, их погашению и выплате доходов в виде процентов по ним или в иной форме.

    Выполнение  Банком России, другим специализированным финансовым институтом функций генерального агента Правительства Российской Федерации  по размещению долговых обязательств Российской Федерации, их погашению и выплате доходов в виде процентов по ним осуществляется на основе специальных соглашений, заключаемых с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации выполнять функции эмитента государственных ценных бумаг.

    Банк  России осуществляет функции генерального агента по обслуживанию государственного внутреннего долга безвозмездно. [12]

    Долговые  обязательства России подлежат учету  и регистрации в государственных  долговых книгах внутреннего и внешнего долга РФ (в Кодексе указанные книги обозначены единым понятием - Государственная долговая книга РФ). Государственную долговую книгу РФ ведет Минфин России. Приказом Минфина России от 23 августа 2006 г. №107н утвержден порядок ведения Государственной долговой книги Российской Федерации в Министерстве финансов Российской Федерации, который разработан с целью определения процедуры ведения Государственной долговой книги РФ, обеспечения контроля за полнотой учета, своевременностью обслуживания и исполнения долговых обязательств и устанавливает требования по структуре Долговой книги, а также по порядку ведения и хранения Долговой книги. [4]

    Правительство Российской Федерации вправе определять объемы выпуска, формы и методы эмиссии  государственных ценных бумаг, являющихся долговыми обязательствами Российской Федерации, и осуществлять их эмиссию в объеме, не приводящем к превышению верхнего предела государственного внутреннего долга Российской Федерации. [23]

    Государственный внутренний долг превысит государственный  внешний долг, удельный вес внутреннего долга в общем объеме государственного 2006 года составил 52,5%. Особенностью федерального бюджета 2006 года в сфере государственного долга станет превышение объема государственного внутреннего долга над объемом государственного внешнего долга, при этом в соответствии с Основными направлениями долговой политики на 2006-2008 годы достижение превышения внутреннего долга над внешним планировалось на 2008 год. Удельный вес внутреннего долга в общем объеме государственного долга возрастет с 44,7% на начало 2006 года до 52,5% на конец 2006 года, что обусловлено досрочным погашением внешнего долга странам - членам Парижского клуба кредиторов (обязательства бывшего СССР), расширением внутренних и сокращением внешних заимствований. [23]

    Основные показатели внутреннего долга за период 2006-2008 гг. приведены в таблице 2. 
 
 
 

    Таблица 2.

    Динамика  и структура внутреннего долга РФ за 2006-2008 гг.

  на 1.01.2006 г. на 1.01.2007 г. на 1.01.2008 г. За 2006-2008 гг.
млрд. руб. структура % млрд. руб. структура % млрд. руб. структура % Тем роста
млрд. руб. %
Гос. внутр. долг

всего:

1148,7 100 1363,3 100 1824,7 100 676 37,04
Гос. цен. бумаги РФ 1032,1 94,5 1244,7 91,3 1681,3 92,1 649,2 38,6
Государственные гарантии 111,9 9,7 113,6 8,3 137,8 7,6 25,9 18,79
Прочая  задолженность 4,7 0,5 5,0 0,4 5,6 0,3 0,9 16,07

Информация о работе Анализ управления государственным долгом в РФ и РБ