Анализ управления государственным долгом в РФ и РБ

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2012 в 08:44, курсовая работа

Описание работы

Объект исследования - государственный долг. Предмет исследования - процесс управления государственным долгом на примере субъекта РФ – Республика Бурятия. Целью данной работы является раскрытие управления государственным долгом в Республики Бурятия.
Поставленная цель предполагает решение следующих задач:
1. определить понятие и сущность государственного долга;
2. рассмотреть принципы управления госдолгом;
3. проанализировать процесс управления государственным долгом в Республики Бурятии.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...2
Глава 1. 1. Теоретические аспекты управления государственным долгом.…..4
1.1 Сущность и значение государственного долга, долга субъекта РФ и государственных гарантий……………………..…………………………..…….4
1.2 Управление государственным долгом…………..………………………….13
Глава 2. Анализ управления государственным долгом в РФ и РБ..………….17
2.1 Анализ управления внешним долгом России за 2006-2008 гг……………17
2.2 Анализ управления внутренним долгом России за 2006-2008 гг………...20
2.3. Анализ управления государственным долгом Республики Бурятия за 2008-2010гг.............................................................................................................25
Заключение……………………………………………………………………….30
Список использованной литературы…..……………

Работа содержит 1 файл

курсач.doc

— 404.50 Кб (Скачать)
 

    Из  таблицы видно, что в период 2006-2008 гг. государственный внутренний долг увеличивается.

    Верхний предел государственного внутреннего  долга Российской Федерации по состоянию  на 1 января 2006 года - 1 148,7 млрд. рублей, или 4,2% ВВП. На 2008 год - 1824,7 млрд. рублей, что на 37,04% больше по сравнению с предыдущим годом. [2]

    Объем внутреннего долга, выраженный в  ценных бумагах, на 1 января 2006 года составит 1 032,1 млрд. рублей или 89,8% объема внутреннего долга и увеличится за 2006 год на 649,2 млрд. рублей, или на 38,6%.[3]

    Увеличение  объемов государственного внутреннего  долга при сохранении профицита  федерального бюджета обусловлено  содержащимся в Основных направлениях долговой политики положением о целесообразности сохранения присутствия государства на национальном финансовом рынке в качестве заемщика в целях поддержания способности государства осуществлять заимствования на приемлемых условиях при любой финансово-экономической и политической ситуации в мире, рефинансирования государственных внутренних и внешних долговых обязательств на финансирование расходов, поддержания пенсионной системы. В 2008 году объем государственных ценных бумаг составил 1681,3 млрд. рублей, что на 25,9% больше по сравнению с 2007 годом. [20]

    Средства  федерального бюджета на погашение  основной суммы внутреннего долга  и на его обслуживание планируются  в объеме 209,25 млрд. рублей, в том  числе 132,35 млрд. рублей на погашение  основного долга по внутренним долговым обязательствам, на обслуживание государственного внутреннего долга предусмотрено 76,9 млрд. рублей. Указанные расходы составили 44,4% расходов на погашение и обслуживание государственного долга в 2006 году. Расходы федерального бюджета на обслуживание внутреннего долга на 2007 год составили 106,5 млрд. рублей или 56,7% выплат по государственному долгу, на 2008 год - 134,2 млрд. рублей. [23]

    Вывод: Внутренний долг - это обязательства, возникающие в валюте Российской Федерации. В среднесрочной перспективе  за счет роста внутреннего долга увеличится государственный долг до 2 926,76 млрд. рублей, или 7,6% ВВП, к концу 2008 года. Основными направлениями долговой политики на 2006-2008 годы стало достижение превышения внутреннего долга над внешним планировалось на 2008 год. В следующим параграфе будем рассматривать анализ управления государственным долгом Республики Бурятия за 2008-2010 годы. 
 
 
 
 
 

2.3. Анализ управления государственным долгом Республики Бурятия за 2008-2010 гг. 

    Республикой Бурятия на 2008 - 2010 годы предельные параметры по объему государственного долга, в том числе по объему обязательств по государственным гарантиям Республики Бурятия, установленные законодательством Российской Федерации и Республики Бурятия соблюдены. Объем государственного долга Республики Бурятия на 1 июля 2008 года составил 892018,39 тыс. рублей, или 9,6 % от верхнего предела государственного долга на 1 января 2009 года, установленного статьей 12 Закона Республики Бурятия «О республиканском бюджете на 2008 год и на период до 2010 года»; на 1 июля 2009 года составил 1202498,45 тыс. рублей, или 10,4 % от верхнего предела на 1 января 2010 года, установленного статьей 14 Закона Республики Бурятия «О республиканском бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов»; на 1 июля 2010 года составил 2 242 718,7 тыс. рублей, или 20,74 % от верхнего предела на 1 января 2011 года, установленного статьей 12 Закона Республики Бурятия «О республиканском бюджете на 2010 год».

    Объем обязательств по государственным гарантиям  Республики Бурятия на 1 июля 2008 года составил 71,3 % от предельного объема обязательств, установленного статьей 12 Закона Республики Бурятия «О республиканском бюджете на 2008 год и на период до 2010 года»; на 1 июля 2009 года составил 39,4 % от предельного объема обязательств, установленного статьей 14 Закона Республики Бурятия «О республиканском бюджете на 2009 год и на плановый период до 2010 и 2011 годов» на 1 января 2010 года; на 1 июля 2010 года составил 0 % от предельного объема обязательств, установленного статьей 12 Закона Республики Бурятия «О республиканском бюджете на 2010 год» на 1 января 2011 года.

    Структура государственного долга Республики Бурятия представлена в таблице 1.

Таблица 1

Структура государственного внутреннего и  внешнего долга Республики

Бурятия по видам долговых обязательств 

п/п

Наименова

ние долговых обязательств

1.07.2008 г. 1.07.2009 г. 1.07.2010 г.
На 01.07.2008г. (тыс. рублей) Удельный вес (%) Изменения

(тыс. рублей) *

На 01.07.2009 г., тыс. рублей Удельный вес (%) Изменения

(тыс. рублей) *

На 01.07.2010г. (тыс. рублей) Удельный вес (%) Изменения

(тыс. рублей) *

Объем государственного внутреннего долга
1. Кредитные договоры и соглашения Республики Бурятия 600 000,00 67,26 - 548 211,5 770 000,00 64,03 0,00 0,00 0,00 0,00
2. Бюджетные кредиты  из федерального бюджета 29 565,35 3,32 0,00 217 791,23 18,11 0,00 2 111 090,41 94,13 0,00
3. Государственные гарантии Республики Бурятия 151 478,23 16,98 + 7 223,52 82 678,10 6,88 -19 130,35 0,00 0,00 0,00
4. Государственные ценные бумаги 0,00 0,00 0,00 0,00 0,00 0,00 0,00 0,00 0,00
Итого объем государственного внутреннего  долга 781 043,58 87,56 - 540 987,98 1 070 469,33 89,02 -19 130,35 2 111 090,41 94,13 0,00
Объем государственного внутреннего долга
1 Государственный кредит, полученный из Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней РФ 110 974,81 12,44 - 5 151,51 132 029,12 10,98 1 291,58 131 628,27 5,87 2 952,79
Итого объем государственного внешнего долга** 110 974,81 12,44 - 5 151,51 132 029,12 10,98 1 291,58 131 628,27 5,87 2 952,79
Всего объем государственного долга Республики Бурятия 892 018,39 100,00 - 546 139,49 1 202 498,45 100,00 -17 838,77 2 242 718,68 100,00 2 952,79

* - изменения  по отношению с 01.06.2008 г. по 01.06.2010 г.

 ** - в соответствии со ст.6 Бюджетного кодекса Российской Федерации обязательства, возникшие в иностранной валюте, учитываются как внешний долг. Объем обязательств Республики Бурятия рассчитан по курсу 23,4573 рублей за 1 доллар США на 28.06.2008г.; 30.06.2009г. -31,2904 рублей за 1 доллар США; 30.06.2010г. - 31,1954 рублей за 1 доллар США.

Таблица 2

Источники финансирования дефицита республиканского бюджета

(тыс.  рублей) 

Наименование  вида источника финансирования По состоянию  на  01.07.2008г. По состоянию  на  01.07.2009г. По состоянию  на  01.07.2010г.
Ценные  бумаги 0,00 0,00 0,00
Бюджетные кредиты, от других бюджетов бюджетной  системы РФ 0,00 -212 808,18 1 638 559,80
Кредиты кредитных организаций в валюте РФ - 548 211,5 - 600 000,00 0,00
Акции и иные формы участия в капитале 77,65 - -
Иные  источники внутреннего финансирования дефицитов бюджетов 2 079,29 10 229, 94 31 898,49
Изменение остатков средств на счетах - 1 422 891,73 -2 002 549,01 -2 583 845,11
Источники финансирования дефицита бюджета - всего - 1 968 946,29 -2 805 127,25 -913 386,83
 

Таблица 3 

Операции  Республики Бурятия на внутреннем рынке  заимствований по состоянию на 01.07.2008 - 01.07.2010 гг. 

  По состоянию  на  01.07.2008г. По состоянию  на  01.07.2009г. По состоянию  на  01.07.2010г.
САЛЬДО 51 788,50 - 812 808,18 1 638 559,80
  ПРИВЛЕЧЕНИЕ ПОГАШЕНИЕ ПРИВЛЕЧЕНИЕ ПОГАШЕНИЕ ПРИВЛЕЧЕНИЕ ПОГАШЕНИЕ
  600 000,00 548 211,50 270 000,00 1 082 808,18 1 638 559,80 0,00
в том числе
Кредиты коммерческих банков 600 000,00 548 211,50 270 000,00 870 000,00 0,00 0,00
Бюджетные кредиты 0,00 0,00 0,00 212 808,18 1 638 559,80 0,00
Ценные  бумаги 0,00 0,00 0,00 0,00 0,00 0,00
 

    В соответствии с условиями основного  договора гарантированного Республикой  Бурятия по договору о предоставлении государственной гарантии от 10.07.2007 года ОАО «Ипотечная корпорация Республики Бурятия» привлечен транш в сумме 2000,0 тыс. рублей в Байкальском филиале ЗАО «Русь-Банк» во II квартале 2008 год.

    В соответствии с Программой государственных  гарантий Республики Бурятия на 2008-2010 годы утвержденной Законом Республики Бурятия « О республиканском бюджете на 2008 год и на период до 2010 года во II квартале 2008 года, I полугодии 2009 года, первом полугодии 2010 года Республикой Бурятия государственные гарантии не предоставлялись.

    Управление  государственным долгом Республики Бурятия, в том числе определение сроков, порядка, условий выпуска (выдача, подписание) и обращение долговых обязательств, осуществляется Правительством Республики Бурятия.

    Право осуществления государственных  заимствований и выдачи государственных гарантий третьим лицам принадлежит Правительству Республики Бурятия с оформлением распорядительных документов в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и Республики Бурятия.

      Текущее управление государственным долгом Республики Бурятия в соответствии с Программой государственных заимствований Республики Бурятия осуществляет Министерство финансов Республики Бурятия.  
Информация о государственном долге Республики Бурятия вносится в Государственную республиканскую долговую книгу Республики Бурятия в срок, не превышающий трех дней с момента возникновения соответствующего обязательства.

      Государственная республиканская  долговая книга Республики Бурятия  представляет собой свод всех  заимствований Республики Бурятия.  
Министерство финансов Республики Бурятия обеспечивает ведение Государственной республиканской долговой книги Республики Бурятия.  
Форма, порядок формирования и ведения Государственной республиканской долговой книги Республики Бурятия утверждается Правительством Республики Бурятия.

    Управление, учет, регистрация и иные вопросы, связанные с муниципальным долгом, осуществляются в соответствии с  Бюджетным кодексом Российской Федерации. [25] 
 

Заключение 

    Проблема  государственного долга является одной  из основных проблем российской экономики, оказывающей непосредственное влияние как на темпы экономического роста страны в целом, так и на направления финансовой и бюджетной политики.

    Причины появления государственного долга: внешние и внутренние заимствования  для финансирования бюджетного дефицита; капитализация процентов по ранее полученным кредитам; недофинансирование обязательств, принятых государством к исполнению. Теория государственного долга неразрывно связана с теорией государственного бюджета и использует ряд основных бюджетных понятий, которые являются основополагающими при рассмотрении государственного долга. Важнейшей задачей экономической политики государств является поиск оптимального решения проблем бюджетного дефицита и государственного долга.

    Государственный долг может оказывать как отрицательное, так и положительное влияние на экономическое развитие. Внешняя задолженность позволяет стране осуществлять большие совокупные затраты, чем выработанный национальный доход, и финансировать инвестиции, которые не обеспечиваются внутренними поступлениями. В этом аспекте государственные заимствования оказывают положительное влияние на макроэкономическое развитие.

    Отрицательное влияние государственных заимствований  отражается в наличии (возрастании) бюджетного дефицита, особенно в объемах, которые являются непомерными для развития конкретной экономики. Для отражения реальной экономической ситуации чаще используют относительные величины, в частности, отношение государственного долга к объему ВВП. Существуют различные экономические методы, применяемые государством для балансирования бюджета и регулирования экономического цикла.

    Система управления государственным долгом Российской Федерации представляет собой следующую совокупность основных мероприятий: разработка программы заимствований Российской Федерации на следующий год; процедура принятия основных параметров управления государственным долгом Российской Федерации на очередной год; исполнение принятой программы управления государственным долгом в течение планового года.

    В последние годы наметились качественно  новые тенденции в сфере управления госдолгом, что обусловлено форсированным  переходом к рыночным механизмам его формирования и обслуживания. Главные черты новых тенденций - мобилизация ресурсов с помощью  займов и других государственных обязательств, использование налоговой системы, активных методов реструктуризации заимствований и организации обслуживания долга. Система управления госдолгом должна иметь два режима функционирования: управление в нормальном режиме воспроизводственного процесса; кризисное управление в условиях обостряющегося дефицита бюджета, спада производства, сокращение возможностей привлечения новых заимствований.

Информация о работе Анализ управления государственным долгом в РФ и РБ