Автокредитование как банковский продукт

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 11:02, курсовая работа

Описание работы

По сравнению с потребительскими кредитами уровень рисков при выдаче кредитов на приобретение автомобиля существенно ниже. Это обусловлено, прежде всего, тем, что приобретаемый в кредит автомобиль оформляется в качестве залога и в обязательном порядке страхуется, причем, как правило, в той страховой компании, которая является партнером банка.

Работа содержит 1 файл

Глава 2.docx

— 75.26 Кб (Скачать)

Сейчас положение  осложнилось из-за существенного  ослабления национальной валюты в России, а также неопределенностью с  дальнейшими курсами доллара  и евро. Именно поэтому многие банки  и кредитные организации предпочитают не спешить с выдачей автокредитов или выдают их только самым надежным заемщикам. Стоит отметить, что проценты, под которые выдается кредит на автомобиль очень высокие, в среднем процентная ставка выросла в полтора, а в некоторых банках даже в два раза, тем самым сократив в 2009 году количество желающих оформить автокредит [30].

Сейчас люди предпочитают подождать с оформлением автокредита, чем брать его под такие высокие проценты. Покупки автомобилей за наличные деньги, тоже значительно сократились среди населения России. По данным на 2009 год оформить автомобиль в кредит можно только в очень крупных банках, так многие небольшие банки или кредитные организации на данный момент предпочитают выйти из игры и подождать лучших времен, чтобы выйти из кризиса с наименьшими потерями.

Что касается повышения  кредитных ставок, то в этом случае особых изменений нет. Банки предпочитают не повышать процентные ставки, которые  и так уже практически подошли  к своему максимуму. Повышение процентных ставок на автокредитование может грозить исчезновением спроса на этот вид кредита, что уж никак не выгодно для банков. А на понижение процентных ставок можно рассчитывать только в том случае, если иностранные компании предложат специальные льготные программы кредитования, которые будут выгодны как для банков, так и для потребителей.

Мировой финансовый кризис вынудил банки резко повысить ставки по кредитам на автомобили. Данные меры отразились на поведении потенциальных  заемщиков: одна часть переориентировалась  на более дешевые автомобили, вторая часть - предпочла отложить приобретение автомобиля до лучших времен. Отмечается, если говорить об условиях, то дело не только в размере процентных ставок. К примеру, высокий порог первоначального  взноса также делает этот продукт недоступным для многих потенциальных заемщиков. Более того, негативно сказался рост цен на автомобили.

По данным PricewaterhouseCoopers действительно, средняя рублевая стоимость автомобилей в первом полугодии 2009 года выросла на 13%, за это же время, по подсчетам аналитиков PWC, в кредит было куплено чуть меньше 20% всех реализованных в стране автомобилей. По данным комитета автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса в РФ, за первые восемь месяцев 2009 года продажи пассажирского и легкого коммерческого транспорта в России упали ровно в два раза по сравнению с таким же периодом 2008 года [26 С-23].

За время кризиса  ставки по автокредиту увеличились практически в два раза. Если до мирового финансового кризиса средняя ставка по кредиту на автомобиль была в районе 9-14% годовых в рублях, то в текущий период - 20-30% в рублях. Конечно, автомобильный рынок постепенно будет возвращаться на прежние позиции, но понадобится время на адаптацию потенциальных покупателей к новой ценовой политике автодилеров и банков [26 С-25].

В настоящий момент коррекция условий по автокредитованию закончилась, и некоторые банки даже стали снижать процентные ставки. К примеру, в начале сентября Юникредит Банк снизил процентные ставки в рублях по кредитам на покупку иностранных автомашин примерно на 1,5-3%. Кредит на новые автомобили банк выдает под 18,5-19% годовых, в зависимости от срока. Без подтверждения дохода и занятости потенциальный заемщик сможет оформить кредит на новую иномарку под 19,5-20%. Летом БСЖВ уменьшил на 1-2% ставки по рублевым кредитам на новые автомобили: в зависимости от размера первоначального взноса, процентная ставка составит 15-16%. При этом, рублевые процентные ставки БСЖВ на покупку новых автомобилей наряду со ставками Сбербанка в настоящий момент самые низкие на авторынке. Правда, Сбербанк просит первоначальный взнос не менее 30% стоимости автомобиля, тогда как БСЖВ - 20% [30].

Правительство РФ попыталось в условиях кризиса стимулировать  спрос на автомобили, субсидируя часть  процентной ставки по кредиту на автомобиль. Потенциальный заемщик мог оформить банковский кредит на покупку нового автомобиля отечественной сборки, стоимостью не более 350 000 рублей с первоначальным взносом от 30%. При этом действующая  ставка банка-кредитора снижается  на 2/3 ставки рефинансирования Банка  России (сейчас 10,75%) и срок закрытьданный автокредит нужно не позднее 31 декабря 2011 года. В список моделей, составленный под эту программу, попала вся линейка ВАЗа, а также UAZ Patriot, Chevrolet Niva, Fiat Albea, Ford Focus, Kia Spectra, Renault Logan и Skoda Fabia.Право на госсубсидии получили госбанки - Сбербанк, ВТБ 24 и Россельхозбанк [27]

По данным Минпромторга, за время действия правительственной программы, банки приняли чуть больше 55 000 заявок на автокредиты, а получить льготный кредит смог лишь каждый второй потенциальный заемщик. Требования к заемщикам, которые подают заявки в рамках госпрограммы, абсолютно идентичны требованиям к заемщикам по всем банковским программам. Поэтому говорить об отдельной классификации отказов по конкретному продукту правительства РФ нельзя. Реально было выдано 30 500 автокредитов, тогда как изначально планировалось - порядка 150 000 за 2009 год. В обзоре российского авторынка за первое полугодие PricewaterhouseCoopers отмечает, что по правительственной программе было продано примерно 2% всех реализованных в стране автомобилей.

Улучшить данную статистику правительство попыталось за счет модернизации льготной госпрограммы. Список автомобилей  в июле увеличился до 50 моделей. При  этом размер первоначального взноса снизился до 15%, а максимальная стоимость  приобретаемого автомобиля выросла  до 600 000 руб. Кроме того, автокредит стало возможно оформить на три года, вне зависимости от даты получения, вместо ранее предполагаемого срока погашения до 31 декабря 2011 года [15 С-27].

Кроме того, было принято  решение о возможности участия  в госпрограмме и других банков, чей капитал составляет не менее 70 млрд руб. К трем банкам(Сбербанк, ВТБ и Россельхозбанк), которые выдают льготные автокредиты, могут присоединиться Банк Москвы, Юникредит Банк и Альфа-банк. Пока же этот перечень пополнилось лишь Газпромбанком. В Альфа-банке отметили, что возможность участия рассматривается, но окончательное решение пока не принято. В Юникредит Банке и Банке Москвы сказали, что готовы присоединиться к программе. Пока же наиболее низкие проценты по данной программе предлагают Сбербанк и Россельхозбанк, где с учетом дотации фактическая ставка составляет 7,83% годовых, в Газпромбанке и ВТБ 24 льготный автокредит можно получить под 10,83%. При этом для клиентов ВТБ 24 назначен первоначальный взнос не менее 20% [10 С-56].

По мнению ФАС России, указанные требования к банкам ограничивают конкуренцию на рынке автокредитования. В начале сентября антимонопольная служба подготовила поправки, благодаря которым право на получение субсидии за счет правительства будет предоставлено всем банкам, которые заявят о желании участвовать в госпрограмме. В пояснительной записке к поправкам говорится, что расширение перечня кредитных организаций, которые имеют возможность получать субсидии на возмещение выпадающих доходов за счет федерального бюджета при кредитовании физических лиц на приобретение автомобилей, позволит увеличить объемы автокредитования и решить макроэкономическую задачу увеличить объемы продаж российских предприятий автомобильной отрасли.

Ассоциация региональных банков России в качестве антикризисной  меры предложила стимулировать спрос  на новые автомобили другим, более  экономичным способом. Данная ассоциация подготовила проект закона об учете  залогов автомототранспортных средств, который позволяет снизить процентную ставку по кредитам на автомобили примерно на 2%. По мнению разработчиков проекта, отсутствие системы учета автозалогов вынуждает банки закладывать риски мошенничества в процентные ставки по автокредитам. По подсчетам ассоциации, создание системы учета залоговых автомобилей обойдется правительственному бюджету в сумму более чем втрое меньше той, которая выделяется на субсидии в рамках правительственной госпрограммы.

Кризис оказал немалое  влияние на условия автокредитования как коммерческих банков, так и государственных, они увеличивают свою долю на рынке автокредитования. Коммерческие структуры, не располагая сопоставимыми резервами, опасаются возросших рисков невозврата, и поэтому они либо сворачивают программы автокредитования, либо устанавливают заградительный уровень ставок.

В целом за первое полугодие 2009 года из-за снижения платежеспособности населения и ужесточения условий  кредитования продажи автомобилей  в России сократились почти в  два раза. А доля продаж в кредит снизилась с 40% до 20-25% [32].

По оценке DISCOVERY Research Group в 2008 году суммарный объем рынка автокредитов составил порядка $ 20 млрд. (рост - 35% по сравнению с 2007 годом). В 2009 ожидается падение рынка почти в четыре раза до $ 5,6 миллиарда.

За три месяца 2009 года Сбербанк, выдающий авктокредиты под 15-16%, сохранил объемы кредитования на уровне того же периода прошлого года - 4 200 автокредитов на сумму 1,75 млрд рублей. Однако и количество отказов увеличилось вдвое - теперь 30% потенциальных заемщиков по автокредиту получают в Сбербанке отказ [32].

Если Сбербанк сохранил прошлогодний уровень, то ВТБ24 зафиксировал рост. За январь-февраль объем выданных на покупку автомобиля кредитов увеличился на 50-60%. Такой рост можно объяснить  уходом с рынка других, более мелких игроков. Сейчас в ВТБ 24 ставка по автокредитам равна 18-20% [28].

Госбанки показали результаты несколько лучше других. У ВТБ24 падение количества выданных автокредитов в I полугодии 2009 года по сравнению с 2008 годом минимально - «всего» 17%. У Сбербанка сокращение объемв тоже значительно меньше рынка - всего в два раза (-53,7%). При этом многие банки вообще фактически прекратили выдачу автокредитов: почти у половины кредитных учреждений, предоставивших данные для рейтинга, падение к прошлому году составляет от 90 до 99% [30].

Специалисты аналитического агентства «Автостат» отмечают, что один из прошлогодних лидеров сегмента автокредитования - «Райффайзенбанк» - за первое полугодие сократил объем выдачи в девять раз, с 9,44 млрд руб. до 1,07 млрд руб. Еще один банк из первой десятки по прошлому году - «Уралсиб» - за шесть месяцев выдал автокредитов лишь на 569,6 млн руб., что в 12,5 раз меньше прошлогоднего результата (7,14 млрд руб.). «ЮниКредит Банк», занимавший в прошлом году третью строчку среди самых «автокредитных» банков, сократил объем выдачи в восемь раз - с 20,36 млрд руб. до 2,59 млрд руб.

По оценке «Автостата», суммарный объем рынка автокредитования в 2009 году составит порядка 5 млрд долларов, что в четыре раза меньше прошлогоднего показателя. Сейчас на долю кредитных машин приходится порядка 25% рынка новых автомобилей, то есть каждая четвертая машина покупается с использованием заемных средств. Годом ранее доля таких покупок составляла 50% [30].

Еще до кризиса можно  было говорить о заметном подъеме  авторынка и, как следствие, автокредитования в России. Однако сейчас очень сложно судить о том, что ждет автокредитование уже завтра.

3.3 Перспективы развития  автокредита в РФ

На сегодняшний  день рынок автокредитования развивается несколько двояко. Одни эксперты полагают, что рост рынка замедлится, другие - что в условиях кризиса ликвидности автокредитование станет фаворитом банковской розницы.

Этот вид ссуд максимально  защищен от потрясений: с одной  стороны, он не требует от банков столь  внушительных резервов, как ипотека, с другой - есть залог в виде авто, который защищает банки от возможной  эпидемии невозвратов.

Одна из основных тенденций  развития рынка автокредитования в России в последнее время - это усиление интереса столичных банков к регионам. Согласно данным аналитического агентства АВТОСТАТ на долю Москвы и области приходится чуть менее 20% от общего объема выдачи кредитов на покупку автомобилей. Еще примерно 8,2% занимает Санкт-Петербург и Ленинградская область. На долю остальных российских регионов приходится 72,5% рынка автокредитования [30].

В своем маркетинговом  отчете по рынку автокредитования аналитики констатируют, что сейчас уже каждый второй новый легковой автомобиль в России продается с использованием кредитных денег. На 2008 год они оценили этот рынок в объеме 28 млрд. USD [30].

Однако, сейчас большую  опасность для банков, занимающихся автокредитованием, являются недавно появившиеся, но уже вполне активно функционирующие, так называемые, автобанки (Тойота Банк , Мерседес-Бенц Банк Рус, BMW Bank, GM Finance, Renalt Credit, Nissan Finance и PSA Finance (компаний Peugeot Citroen)). Автобанки или банки, принадлежащие автопроизводителям, выгодны, в первую очередь, потенциальным заемщикам. Кроме того, что они предлагают свои машины по более низким ценам, сами кредиты у них дешевле. Падение процентных ставок отечественных банков связано, скорее, с их приходом на рынок, чем с возросшей конкуренцией. По прогнозу Павла Ильина, директора департамента розничного кредитования «Московского Кредитного банка», через 2-3 года автобанкам достанется 20-30 % всего российского рынка автокредитов [31].

Хотя сейчас российских банкиров не страшит приход иностранцев  на рынок автокредитования. Они живут в своей реальности и в ближайшее время намерены повысить процентные ставки, сославшись на прошлогодний кризис ликвидности в США. Преимущество многопрофильных кредитных организаций перед автобанками в том, что последний работает только лишь с одним производителем машин, а банки с автосалонами, которые работают практически со всеми автоконцернами. К тому же автобанки, если и смогут увести клиентов из банков, то только тех их них, кто берет кредиты на новые автомобили. Поэтому перспективы перед отечественными банками-кредиторами открываются весьма привлекательные. Да и статистика говорит в пользу банкиров. Интерес к ним со стороны потенциальных заемщиков растет из года в год. И, похоже, во многом благодаря автокредитованию банки намерены решать финансовые проблемы, возникшие в конце прошлого года.

Информация о работе Автокредитование как банковский продукт