Государственный долг России: состояние и перспективы

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 18:05, курсовая работа

Описание работы

России за 20 лет предстоит выплатить до $ 130 млрд. долга, при условии, что к новым заимствованиям мы прибегать не будем. Это значит, что государственный долг ещё долго будет острой проблемой для России.
Россия не является страной с экстремально высоким уровнем государственного долга. Однако, ситуация требует постоянного контроля. В целом пора перейти к радикальному улучшению управления государственным долгом. Нужен общий полный мониторинг, включая задолженность банков и по лизингу, ибо неуправляемо растут и заимствования на территории субъектов Федерации.

Содержание

Введение………………..…………………………………………………...3
Глава 1.
1.1 Понятие и значение государственного долга…...…………………….5
1.2 Структура государственного долга………...………………………....14
1.3 Управление государственным долгом………………………….…….17
Глава 2.
2.1 Состав и структура внутреннего и внешнего государственного долга…………………………………………………………………………20
2.2 Современное состояние государственного долга России …………..28
2.3 Внутренний и внешний долги США……………………….…..……..31
Глава 3.
3.1 Основные проблемы управления государственным долгом в РФ …34
3.2 Модели решения проблемы……………………………………………40
Заключение…………………………………………………………………49
Список использованной литературы……………………………………...53

Работа содержит 1 файл

FINANS_NAUChNAYa_RABOTA.docx

— 223.62 Кб (Скачать)

Нарастание  внутреннего долга менее опасно для национальной экономики по сравнению  с ростом ее внешнего долга. Утечки товаров и услуг при погашении внутреннего долга не происходит, однако возникают определенные изменения в экономической жизни, последствия которых могут быть весьма значительны. Это связано с тем, что погашение государственного внутреннего долга приводит к перераспределению доходов внутри страны.

Рост  государственного долга влечет за собой  реальные негативные экономические  последствия.

Во-первых, выплата процентов по государственному долгу увеличивает неравенство  в доходах, поскольку значительная часть государственных обязательств сконцентрирована у наиболее состоятельной части населения. Погашение государственного внутреннего долга приводит к тому, что деньги из карманов менее обеспеченных слоев населения переходят к более обеспеченным, т. е. те, кто владеет облигациями, становится еще богаче.

Во-вторых, повышение ставок налогов как  средство выплаты государственного внутреннего долга или его  уменьшения, может подорвать действие экономических стимулов развития производства, снизить интерес к вложениям  средств в новые рискованные  предприятия, а также усилить  социальную напряженность в обществе.

В-третьих, существование внешнего долга предполагает передачу части созданного внутри страны продукта за рубеж (в случае выплаты  процентов или сумм основного  долга).

В-четвертых, рост внешнего долга снижает международный  авторитет страны.

В-пятых, когда правительство берёт займы на рынке капиталов для рефинансирования долга или уплаты процентов по государственному, долгу, это неизбежно приводит к увеличению ставки процента на капитал. Рост процентной ставки влечет за собой снижение капитализированной стоимости, сокращение частных капиталовложений, в результате последующие поколения могут унаследовать экономику с уменьшенным производственным потенциалом и всеми вытекающими отсюда отрицательными последствиями.

За  последние годы произошли кардинальные изменения в объеме и структуре  совокупного национального долга  России (государственный внешний  и внутренний, внутренний корпоративный  и корпоративный долг перед нерезидентами). Колоссальный рост его, уменьшение доли государственного долга и резкое увеличение доли менее надежного  корпоративного долга обусловливают  необходимость анализа его тенденции  и динамики.

Трансформация внешнего государственного долга во внутренний государственный долг. Внешний  государственный долг погашается за счет заимствований на внутреннем рынке. В результате с 2002 г. началось быстрое  увеличение внутреннего государственного долга. В 2006-2008 гг. в соответствии с  прогнозом социально-экономического развития России, политика замещения внешнего долга внутренним продолжится. Если на начало 2004 г. внутренний долг - составлял 19,4% внешнего, то на конец 2008 г. эта величина возрастет до 92,3%.

Таким образом, под управлением государственным  долгом понимается совокупность финансовых мероприятий государства, связанных  с установлением ежегодных предельных значений государственного долга, выпуском и погашением займов, организацией выплат доходов по ним, проведением  конверсий и консолидации займов.

Государственный кредит – это специфические отношения  по поводу перераспределения части  стоимости валового внутреннего  продукта и национального богатства, иностранного ссудного капитала, связанные  с формированием дополнительного  к бюджету фонда финансовых ресурсов органов власти и использованием бюджетных (реже – заимствованных) средств на возвратной основе или  для обеспечения гарантий. В этих отношениях орган власти выступает  как заемщик, гарант или кредитор.

Особенность государственного долга как финансового  явления состоит в возвратности, срочности и платности, предоставляемых взаймы средств. Когда речь идет о государственном долге, то взятые взаймы денежные средства поступают в распоряжение органов публичной власти, превращаясь в их дополнительные финансовые ресурсы. Они, направляются, как правило, на покрытие бюджетного дефицита, а источником погашения государственных заимствований и выплаты процентов по ним выступают средства бюджета или новые заимствования.

Принцип возвратности подразумевает возврат  выданных взаймы денежных средств.

Принцип срочности означает, что в кредитном  договоре должен устанавливаться срок кредитования и этот срок должен заемщиком  соблюдаться.

Принцип платности заключается в том, что за пользование заемными средствами заемщик, как правило, уплачивает кредитору  ссудный процент.

Государственный долг может быть следствием экономической  политики государства. Идея привлечения  займов для решения различных  социально-экономических задач не редкость. Практически все страны мира прибегают к внешним источникам финансирования. Подавляющее их число  имеет дефицитные бюджеты и испытывает недостаток собственных ресурсов для  осуществления внутренних вложений, проведения социально-экономических  преобразований, выполнения долговых обязательств по внешним заимствованиям. В США в период с 1983 по 1992 г. дефицит  федерального бюджета в среднем  составлял 207 млрд. долл. в год. Хронический  дефицит текущего платежного баланса  характерен для Швеции, Испании, Австралии, Новой Зеландии и других государств.

Долговые  обязательства РФ могут быть в  форме кредитов, полученных Правительством РФ, государственных займов, осуществляемых посредством выпуска ценных бумаг  от имени Правительства РФ, а также  других долговых обязательств, гарантированных  Правительством РФ. Порядок, условия  выпуска и размещения долговых обязательств РФ определяются Правительством РФ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2 Структура  государственного долга

Государственным внутренним долгом РФ являются долговые обязательства Правительства РФ перед юридическими и физическими  лицами, номинированные в рублях. Государственный  внутренний долг РФ обеспечивается всеми  активами, находящимися в распоряжении Правительства РФ.

Внутренний  государственный долг РФ включает в  себя задолженность по ГКО (государственным  краткосрочным обязательствам), ОФЗ (облигациям федерального займа), ОГСЗ (облигациям государственного сберегательного  займа), реструктурированную задолженность  по ОВГВЗ (облигациям внутреннего государственного валютного займа), а также просроченную задолженность по централизованным кредитам сельскому хозяйству и  северным регионам.

Обслуживание  государственного внутреннего долга  Российской Федерации производится Центральным банком РФ и его учреждениями. Правительство РФ публикует ежегодно сведения о состоянии государственного внутреннего долга за предыдущий финансовый год.

Государственным внешним долгом РФ являются долговые обязательства Правительства РФ перед юридическими и физическими  лицами, номинированные в основном в евро и долларах США. Внешний государственный долг РФ включает в себя задолженность по кредитам правительств иностранных государств (в том числе официальным кредиторам Парижского клуба и бывшим странам СЭВ), по кредитам иностранных коммерческих банков и фирм (кредиторы Лондонского клуба), по кредитам международных финансовых организаций (МВФ, МБРР, ЕБРР) и государственные ценные бумаги России (еврооблигационные займы, ОВВЗ).

Внешние заимствования осуществляются на основе международных договоров Правительством РФ или от имени российских юридических  лиц. Законом установлен предельный размер государственных внешних  заимствований РФ, который не должен превышать годовой объем платежей по обслуживанию и выплате российского долга. Учет и регистрация заимствований и предоставляемых кредитов находится в ведении Минфина РФ, а их порядок определяется Правительством РФ.

 

Государственные долговые обязательства могут быть классифицированы по следующим параметрам:

  1. Срок действия - долговые обязательства РФ могут носить краткосрочный характер (до 1 года), среднесрочный характер (от 1 года до 5 лет) и долгосрочный характер (от 5 до 30 лет); все долговые обязательства РФ погашаются в сроки, определяемые конкретными условиями займа, но не могут превышать 30 лет;
  2. Право эмиссии - эмитентом долговых обязательств РФ могут выступать центральное правительство, правительства национально-государственных и административно-территориальных образований, а также органы местного самоуправления;
  3. Признак субъектов - держателей ценных бумаг - долговые обязательства РФ могут быть реализуемыми только среди населения, только среди юридических лиц, а также как среди юридических лиц, так и среди населения;
  4. По форме займы делятся на облигационные и безоблигационные; облигационные займы предполагают эмиссию ценных бумаг; безоблигационные займы оформляются подписанием соглашений, договоров, а также путем записей в долговых книгах и выдачей особых обязательств.

Займы также классифицируются по форме  выплаты доходов и методам  размещения.

Все условия межправительственных займов фиксируются в специальных соглашениях, где оговаривается уровень процента, валюта предоставления и погашения  займа и другие условия. Внешние  облигационные займы на иностранных  денежных рынках от имени государства-заемщика размещаются, как правило, банковскими консорциумами. За эту услугу они взимают комиссионные.

Взятые  взаймы денежные средства у населения, хозяйствующих субъектов и других стран поступают в распоряжение органов государства, превращаясь  в дополнительные финансовые ресурсы. Как правило, государственные займы  в разных формах используются для  покрытия бюджетного дефицита.

Источником  погашения государственных займов и выплаты процентов по ним  выступают средства бюджета, где  ежегодно эти расходы выделяются в отдельную строку. В условиях нарастания бюджетного дефицита или  отсутствия средств для обслуживания долга государство может прибегнуть к реструктуризации своих долгов.

Возможные схемы реструктуризации долговых обязательств включают:

  1. Списание долга - если обязательства страны превышают ее ожидаемую платежеспособность, то возможно частичное или полное списание задолженности;
  2. Выкуп долга - некоторые страны-должники имеют в своем активе значительные объемы золотовалютных резервов, в таком случае можно разрешить заемщику самостоятельно выкупить собственные долги на открытом рынке;
  3. Секьютеризация - основная идея секьютеризации состоит в том, что страна должник эмитирует новые долговые обязательства в виде облигаций, которые либо непосредственно обмениваются на старый долг, либо продаются; в случае продажи, вырученные средства направляются на выкуп старых обязательств;
  4. Обмен госдолга на акции национальных предприятий - Предоставление кредиторам права продажи долгов с дисконтом за национальную валюту, на которую впоследствии можно приобрести акции национальных компаний.

 

1.3 Управление  государственным долгом

Вопросы, касающиеся управления государственным  долгом, являются одними из самых главных  в экономической политике России. А связано это с тем, что  в последние годы наблюдается  увеличение государственного долга, а  также расходов по его погашению. Отсюда и главная цель управления: сокращение задолженности и снижение расходов по ее погашению. Управление внутренним государственным долгом, равно, как и внешним, имеет особенности, которые связаны с характером отношений с кредиторами, урегулированием  долга, текущим обслуживанием и  с ограничением в выборе способов урегулирования долга. В связи с  этим стоит поближе познакомиться  с тем, какие бывают методы управления государственным долгом.

 

Методы  управления государственным долгом:

 

  • Рефинансирование – погашения  части основного долга (или всего  полностью), а также процентов  по нему из тех средств, которые были получены от размещения новых займов.

 

  • Аннулирование (дефолт) –  отказ государства от выплаты  долга и его процентов  по выпущенным ранее займам.

 

  • Конверсия – принятие решения  государством об изменении доходности выпущенных ранее займов. Чтобы этого  достичь, государство обычно снижает  размер выплаты процентов.

 

  • Новация – соглашения между  заемщиком и кредитором о прекращении  действия обязательств, а также замене их иными обязательствами, которые  предусматривают другие условия  погашения долгов.

 

  • Унификация – принятие решения государством об объединении  нескольких выпущенных ранее займов, когда происходит обмен облигаций  ранее выпущенных займов на облигации  новых займов.

 

  • Консолидация – увеличение срока действия по выпущенным ранее  обязательствам. Государство всегда заинтересовано в том, чтобы получить займы на более длительные сроки.

 

Отсрочка  погашения займа (или всех выпущенных заранее займов) – проводится в  том случае, когда дальнейший выпуск новых займов не несет для государства  финансовой активности.

 

Такие методы управления государственным  долгом, как конверсия, унификация и  консолидация государственных наймов чаще всего осуществляются в отношении  внутренних займов. Что же касается отсрочки погашения займа, то подобная мера может быть применена и для  внешних займов.

 

Методы  управления государственным долгом были созданы для того, чтобы решить следующие задачи:

 

  • Удержать объемы внутреннего  и внешнего государственного долга  на одном уровне. Это необходимо для того, чтобы сохранить экономическую  безопасность страны, а также обеспечить выполнение органами тех обязательств, которые они на себя взяли, при  этом не должен быть причинен значительный ущерб финансированию социально-экономического развития.

 

  • Минимизировать стоимость  долга за счет удлинения долгового  срока и снижения дохода государственных  ценных бумаг.

 

  • Сохранить у государства  репутацию хорошего заемщика за счет беспрерывного выполнения всех обязательств перед инвесторами.

Информация о работе Государственный долг России: состояние и перспективы