Государственный долг России: состояние и перспективы

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 18:05, курсовая работа

Описание работы

России за 20 лет предстоит выплатить до $ 130 млрд. долга, при условии, что к новым заимствованиям мы прибегать не будем. Это значит, что государственный долг ещё долго будет острой проблемой для России.
Россия не является страной с экстремально высоким уровнем государственного долга. Однако, ситуация требует постоянного контроля. В целом пора перейти к радикальному улучшению управления государственным долгом. Нужен общий полный мониторинг, включая задолженность банков и по лизингу, ибо неуправляемо растут и заимствования на территории субъектов Федерации.

Содержание

Введение………………..…………………………………………………...3
Глава 1.
1.1 Понятие и значение государственного долга…...…………………….5
1.2 Структура государственного долга………...………………………....14
1.3 Управление государственным долгом………………………….…….17
Глава 2.
2.1 Состав и структура внутреннего и внешнего государственного долга…………………………………………………………………………20
2.2 Современное состояние государственного долга России …………..28
2.3 Внутренний и внешний долги США……………………….…..……..31
Глава 3.
3.1 Основные проблемы управления государственным долгом в РФ …34
3.2 Модели решения проблемы……………………………………………40
Заключение…………………………………………………………………49
Список использованной литературы……………………………………...53

Работа содержит 1 файл

FINANS_NAUChNAYa_RABOTA.docx

— 223.62 Кб (Скачать)

 

  • Поддерживать стабильность и предсказуемость государственного долга.

 

  • Достигнуть наиболее эффективного и рационального использования  заимствованных средств.

 

  • Координировать действия органов субъектов РФ, местного самоуправления и федеральных органов на долговом рынке страны.

 

  • Диверсифицировать долговые обязательства по срокам заимствований, формам выплаты и прочим параметрам с той целью, чтобы удовлетворить  потребности инвесторов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2.

2.1 Состав и структура внутреннего и внешнего государственного долга

Внутренний государственный долг регулируется законом “О государственном  долге Российской Федерации” и обслуживается  ЦБ РФ. Он обеспечивается активами, находящимися в распоряжении Правительства РФ и находится на обслуживании в  ЦБ РФ. Российская Федерация не несет  ответственности по долговым обязательствам субъектов РФ и муниципальных  образований, если такие обязательства  не были гарантированы РФ.

Внутренние долговые обязательства  можно условно разбить на рыночные, существующие в форме эмиссионных  ценных бумаг, и нерыночные, возникшие  по итогам исполнения федерального бюджета  и выпущенные в счет финансирования образовавшейся задолженности. Если выпуск и обращение первых достаточно регламентированы и включаются в программу внутренних заимствований на очередной финансовый год, то вторые выпускаются регулярно, несмотря на принятие соответствующих законодательных актов.

К рыночным инструментам можно отнести  государственные краткосрочные  облигации (ГКО), облигации федерального займа с переменным и постоянными  купонами (ОФЗ), облигации федерального государственного займа (ОГСЗ), облигации  внутреннего валютного займа («  вэбовки»), к нерыночным – векселя Минфина, задолженность центральному банку и пр. В 1996г. внутреннее финансирование дефицита федерального бюджета осуществлялось в основном путем выпуска ГКО. В целях увеличения срока заимствования и уменьшения % ставок в июле 1995г. были введены в обращение облигации федерального займа (ОФЗ). Технология размещения, обращения и погашения этих бумаг полностью совпадает с технологией выпуска ГКО, поэтому недостаток, присущий учету расходов по обслуживанию последних, в полной мере относится и к данному виду ценных бумаг.

Первая  попытка российских денежных властей  создать рынок государственных  ценных бумаг, как известно, окончилась 17 августа 1998 г. полным провалом. Позитивная, по своей сути, идея отхода от эмиссионного финансирования дефицита федерального бюджета посредством предоставления ЦБ прямых кредитов правительству и  их замена выпуском ценных бумаг реализовалась  в то, что позднее было названо "пирамидой ГКО", а в конечном итоге - системным финансовым кризисом. Российское правительство объявило дефолт по государственным ценным бумагам, чем были вызваны валютный и банковский кризисы, а Россия фактически оказалась  исключена из мировой финансовой системы.

Существование рынка внутреннего долга не является уникальным случаем в мировой  практике - практически все страны мира, где финансовая сфера присутствует в более или менее оформленном  виде и имеются хотя бы приблизительные  очертания финансовых рынков, выпускают  государственные ценные бумаги. Практически  же уникальным случаем является как  раз отказ от обслуживания внутреннего  долга, с учетом возможности его  монетизации или переоформления во внешние ценные бумаги. Тем не менее российское правительство пошло в августе 1998 г. именно на такой шаг, что было обусловлено комплексом проблем, накопившихся в результате стратегических (например, можно выделить высокую реальную доходность на начальном этапе развития рассматриваемого рынка) и тактических ошибок денежных властей.

К лету 1998 года на выплаты по ГКО/ОФЗ  уходило до 70% доходов бюджета. Рефинансировать  долг на финансовом рынке было невозможно, а на резкое снижение расходов бюджета не соглашалась Государственная дума. В результате из трех известных способов решения долговой проблемы – увеличение первичного профицита бюджета, эмиссии и дефолта правительство выбрало последнее. Девальвация рубля, с одной стороны, помогла еще в большей степени снизить объемы рублевых обязательств в долларовом выражении.

Заявленный Правительством уровень  сбалансированности бюджета на ближайшие  годы предполагает превышение выплат по внутреннему долгу над суммой средств, привлеченных с финансового  рынка. При рациональном подходе  к возможностям заимствований с  внутреннего рынка по ставкам, превышающим  уровень инфляции не более, чем на 30-50%, денежное предложение (по расчетам Минфина РФ) с рынка внутреннего долга составит в 2000 году – около 100 млрд. рублей, в 2002 году – 87 млрд. рублей и в 2003 году – 78 млрд. рублей. В 2003 году указанный показатель составит около 80 млрд. рублей.

Такой высокий уровень ожидаемого поступления средств с рынка  государственного внутреннего долга  связан, прежде всего, с погашением в течение рассматриваемого периода  выпущенных в значительных объемах  в 1997-1998 гг. с купонными расходами  от 12 до 20% годовых. Кроме того, это связано с погашением, начиная с 2001 года, ОФЗ, выпущенных в ходе новации, отказом от привлечения длинных, дорогих заемных средств, а также выплатами через систему внутреннего долга компенсационных средств по долгам Советского Правительства, по обесцененным сбережениями в Сбербанке и т.д.

Объем внутреннего государственного долга РФ на начало 2012 года

(см. табл. 1)

                                                                                     млрд. рублей

 

по состоянию на

01.01.2012

01.02.2012

01.03.2012

Объем государственного внутреннего  долга Российской Федерации - всего

4 190,553

4 181,996

4 253,865

в том числе:

     

государственные гарантии Российской Федерации  в валюте Российской Федерации

637,334

635,374

624,707


На  основании материалов, подготовленных  Департаментом государственного долга и государственных финансовых активов Министерства финансов Российской Федерации, мы можем пронаблюдать динамику изменения внутреннего государственного долга до 2012 года. (Приложение 1)

 

       Внешний долг содержит:

  • Займы международных организаций;
  • Реструктуризированный долг бывшего СССР;
  • Кредиты и займы российских банков;
  • Кредиты и займы российских предприятий;
  • Валютные облигации внутреннего займа;
  • Еврооблигации и субфедеральные внешние займы и кредиты.

 

Внешние долги России - в преобладающей  части наследие бывшего Советского Союза. На международной кредитной  арене СССР выступал одновременно и как должник, и как кредитор, однако с большой и неблагоприятной асимметрией в геополитическом и валютном плане.

В свою очередь, СССР сам предоставлял внешние кредиты многим зарубежным государствам (список должников включает более 50 стран), исходя, главным образом, из политических привязанностей и военно-стратегических соображений. Важнейшая особенность  советских кредитов загранице: они  предоставлялись в товарной форме (поставки оборудования, топлива, большого количества вооружений), на очень льготных условиях (на 10 - 15 лет из 2,5 - 4% годовых) с погашением в большинстве случаев  тоже в товарной форме продукцией местного производства. Таким образом, названные сферы функционирования Советского Союза как международного должника и международного кредитора  были жестко разделены, из-за чего результаты предоставления советских кредитов (проценты и погашение) практически  не могли использоваться для выполнения обязательств по полученным западным кредитам.

Круг  западных кредиторов России достаточно велик - в него входят около 600 коммерческих банков из 24 стран, а также Международный  валютный фонд, Международный банк реконструкции и развития, Европейский  банк реконструкции и развития. Основной массив долгов приходится на банки 6 стран: Германии (крупнейший кредитор), Италии, США, Франции, Австрии, Японии.

Нынешние  российские долги Западу включают четыре категории. Первая и самая большая - задолженность перед так называемыми официальными кредиторами, т. е. перед коммерческими банками западных стран, предоставляющими средства взаймы под гарантии соответствующих правительств или при страховании кредитов в государственных структурах. Регулирование задолженности подобного рода входит в компетенцию Парижского клуба - особого координирующего органа, в который входят официальные представители основных стран международных кредиторов.

Вторая группа - это кредиты, предоставленные коммерческими банками западных стран уже самостоятельно, без государственных гарантий. Задолженность по таким кредитам регулируется так называемым Лондонским клубом, объединяющим банкиров-кредиторов на неофициальной основе. Третью группу образует задолженность различным западным коммерческим структурам по фирменным кредитам, связанным с поставкой товаров и оказанием услуг, четвертую группу - долги международным валютно-финансовым организациям (МВФ, МБРР, ЕБРР).

Нынешний  внешний долг России не ограничивается задолженностью перед кредиторами  из западных стран. Как правопреемница Советского Союза она взяла на себя долги перед некоторыми странами из числа бывших членов СЭВ - Венгрией, Чехией, Словакией. Сюда же примыкает  валютный долг собственным российским предприятиям и банкам, образовавшийся в результате блокирования средств  на валютных счетах в бывшем Внешэкономбанке  СССР. Формально эта задолженность  именуется внутренним долгом, однако она оплачивается конвертируемой валютой (долларами) и с этой точки зрения практически ничем не отличается от внешнего долга. Первоначально названный  долг составлял около 8 млрд. дол., после проведенных погашений он несколько уменьшился.

По данным Центрального Банка РФ внешний долг вырос с 488,940 млрд. долларов на 1 января 2011 года до 538,940 млрд. долларов на 1 января 2012 года. Об этом свидетельствуют следующие оценки (см. табл. 2)

 

Структура государственного внешнего долга  Российской Федерации* по состоянию  на 1 марта 2012 года

 

Категория долга

млн. долларов США

эквивалент млн. евро**

 

Государственный внешний  долг Российской Федерации (включая  обязательства  бывшего Союза  ССР, принятые Российской Федерацией)

35 728,9

26 582,0

 
 

Задолженность перед официальными кредиторами - членами Парижского клуба, 
не являвшаяся предметом реструктуризации

530,5

394,7

 
 

Задолженность перед официальными кредиторами - не членами Парижского клуба

1 446,1

1 075,9

 

Задолженность перед официальными кредиторами - бывшими странами СЭВ

1 022,3

760,6

 
 
 

Коммерческая задолженность бывшего  СССР***

56,8

42,2

 

Задолженность перед международными финансовыми организациями

2 467,1

1 835,5

 
 
 

Задолженность по внешним облигационным  займам

29 183,4

21 712,2

 

внешний облигационный заем с погашением в 2015 году

2 000,0

1 488,0

 

внешний облигационный заем с погашением в 2018 году

3 466,4

2 579,0

 

внешний облигационный заем с погашением в 2020 году

3 500,0

2 604,0

 

внешний облигационный заем с погашением в 2028 году

2 499,9

1 859,9

 

внешний облигационный заем с погашением в 2030 году

17 717,1

13 181,3

 
 

Задолженность по ОВГВЗ

24,2

18,0

 
 

Государственные гарантии Российской Федерации  в иностранной валюте

998,5

742,9

 
       

* в соответствии со статьей  6 Бюджетного кодекса Российской Федерации внешним долгом являются обязательства, возникающие в иностранной валюте

 
       

** объем государственного внешнего  долга Российской Федерации в евро исходя из соотношения доллар/евро по курсу Банка России на последний день месяца перед отчетной датой

 
       

*** обязательства, не урегулированные  по завершении переоформления  коммерческой задолженности бывшего  СССР и расчетов с Лондонским  клубом кредиторов

 
       

В следующей диаграмме мы можем  пронаблюдать за динамикой изменения  внешнего государственного долга РФ с 2002 года и ознакомиться с прогнозами до 2020 года.(см. приложение 2)

 

 

 

2.2 Современное  состояние государственного долга  России

В последние годы, благодаря благоприятной  конъюнктуре мировых сырьевых рынков, а также грамотной политике правительства  в монетарной и фискальной сферах, добившись также существенных улучшений  в отношениях с Западом, долговое бремя России значительно сократилось. Оно снижается как в абсолютном выражении, так и относительно ВВП, в то время как обслуживание внешнего долга осуществляется исключительно за счет внутренних ресурсов, при этом если раньше долговые выплаты связывали всю экономику страны и являлись для нее непосильным грузом, то теперь благодаря гибкой фискальной политике они не являются столь обременительными; правительство может себе позволить производить досрочные выплаты по долгам и расходы на другие секторы экономики.

Внешний государственный долг России на 1 января 2012 уменьшился на 10,4% по сравнению с началом прошлого года. По состоянию на 1 января 2011 года внешний госдолг РФ составлял 39 млрд. 956,9 млн. долларов.

Основной  вклад в снижение задолженности  в прошлом году внесло погашение  последней, седьмой, серии ОВГВЗ  в объеме 1,750 млрд. долларов, которые были размещены в 1996 году. Задолженность РФ по еврооблигациям в прошлом году уменьшилась на 1 млрд. 273,1 млн. или на 4,2%, до 29 млрд. 183,4 млн.  На эту сумму – до 17 млрд. 717,1 млн. уменьшилась задолженность по облигациям 2030 года погашения, по остальным выпускам сумма задолженности не изменилась. Задолженность перед международными финансовыми организациями в 2011 году уменьшилась на 611,3 млн. долларов, или на 19,5% – до 2 млрд. 531,5 млн. долларов.

На 1 февраля текущего года объем государственного внешнего долга в долларовом выражении составлял 35,777 миллиарда долларов, в пересчете на евро - 27,180 миллиарда евро.

Задолженность перед кредиторами - бывшими странами СЭВ составляет 1,022 миллиарда долларов, неурегулированная задолженность  бывшего СССР - 56,8 миллиона долларов.

 

Государственный долг России в 2008 году стал самым низким за всю ее современную историю  и составил 8.5% ВВП. В других странах объем долга намного выше. В частности, в США он составлял около 60% ВВП, в Италии -

100% ВВП.  Россия по размеру ВВП вышла на 10-е место в мире с показателем 1,27 трлн. долларов. А по долгосрочной стратегии развития страны, к 2020 году наша экономика должна стать пятой в мире. Еще, будучи президентом, Владимир Путин поставил задачу максимально сократить внешний долг страны. Помог в этом рост доходов от экспорта  нефти, который повысился благодаря повышению цен на углеводороды на международном рынке.

Информация о работе Государственный долг России: состояние и перспективы