Экономическая сущность госбюджета

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 20:12, курсовая работа

Описание работы

Экономическое значение бюджета заключается в том, что он формирует значительную часть конечного спроса, за счет его средств удовлетворяется заметная доля доходов населения, закупаются крупные объемы продукции, увеличивается, государственные материальные резервы и осуществляются капитальные вложения.
Такое значение государственного бюджета для функционирования экономики государства обусловило актуальность выбранной темы курсовой работы.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Экономическое содержание государственного бюджета 5
1.1 Понятие бюджета и его специфическое назначение 5
1.2 Характерные черты государственного бюджета 9
1.3 Функции государственного бюджета, границы их действия и особенности 17
Глава 2. Особенности формирования государственного бюджета Республики Казахстан 22
2.1 Роль и значение государственного бюджета как инструмента управления экономикой 22
2.2 Состав доходов и расходов государственного бюджета 23
2.3 Бюджетный дефицит. Баланс бюджета 32
Заключение 40
Список используемой литературы 42
Приложения………………………………………………………………………44

Работа содержит 1 файл

КР Экономическая сущность госбюджета ЕНУ 2010.doc

— 538.50 Кб (Скачать)

Перераспределение денежных средств между производственной и непроизводственной сферами осуществляется посредством изъятия части финансовых ресурсов у предприятий материального производства. А затем осуществляется бюджетное финансирование организаций непроизводственной сферы, причем финансирование играет огромную роль в формировании конечной структуры использования национального дохода. Государственный бюджет выступает важным инструментом перераспределения национальною дохода между секторами экономики. Конечно, в настоящее время преобладающая часть денежных средств поступает в централизованный фонд и государственною сектора, однако для финансового обеспечения общегосударственных потребностей привлекаются также средства частных предпринимателей и других субъектов негосударственной сферы экономики.

Широкое использование  распределительной функции для  перераспределения уже распределенной стоимости внутреннего продукта приводит к тому, что через государственный бюджет может многократно перераспределяться одна и та же часть национального дохода. Изменение взаимоотношений предприятий с бюджетом, когда потоки денежных средств перетекают в бюджет и обратно, меняет взаимосвязи, определяет степень воздействия бюджета на экономику не столько количественными пропорциями, сколько их влиянием па процессы ее функционирования и на рост финансовых ресурсов страны. Поэтому распределительная функция бюджета находит широкое использование в регулировании стоимостной структуры экономики, совершенствовании отраслевых и территориальных пропорций, усилении интеграционных процессов не только внутри государства, но и на межгосударственном уровне.

Границы действия распределительной функции определяются тем, что в отношения с бюджетом вступают все участники общественного производства, все отрасли экономики. Основным объектом бюджетного распределения выступает прибавочный продукт (чистый доход), однако это не исключает возможности перераспределения через бюджет и части необходимого продукта, например, налоговых платежей работников материального производства, их использования.

К особенностям распределительной  функции бюджета относятся также  многогранность ее влияния на общественное производство и высокая степень действенности в достижении конкретных результатов. Бюджетное финансирование широко используется государством для регулирования стоимостных пропорций в экономике, для обеспечения сбалансированности распределения финансовых ресурсов. Распределительная функция бюджета позволяет направлять денежные средства на решающие участки экономического и социального развития; она содействует достижению высоких темпов роста экономики и повышению его эффективности. Распределительная функция бюджета достаточно широко используется для регулирования стоимостной структуры экономики, совершенствования отраслевых и территориальных пропорций, усиления интеграционных процессов, в том числе на межгосударственном уровне.

Основу контрольной  функции составляет движение бюджетных  ресурсов, которое отражается в соответствующих  показателях бюджетных поступлений и расходных назначений. Несвоевременное или неполное внесение налогов и платежей в бюджет свидетельствует, например, о замедлении темпов развития отдельных отраслей экономики. Бели предусмотренные бюджетные ассигнования используются не в полном объеме, то имеет место не совсем благополучная экономическая конъюнктура в отраслях экономики и сферах деятельности. Сигнализируя о тех или иных неполадках в экономике, бюджетные показатели одновременно служат основанием для выработки или принятия конкретных мер, направленных на ликвидацию выявленных недостатков, устранение нарушений финансовой дисциплины.

Контрольная функция бюджета  отличается чрезвычайно широкими границами действия и носит всеобъемлющий характер. Она распространяется, на все подразделения экономики, на всех участников общественного производства. Хотя в бюджете концентрируются далеко не все финансовые ресурсы страны, это не мешает контрольной функции «посылать сигналы» об общем финансовом состоянии экономики.

В современных условиях постепенно меняется контрольная функция бюджета, поскольку она получает все больше возможностей для реализации своих задач на базе широкого использования информации, автоматизированных систем, финансовых расчетов, организации вычислительных центров, внедрения и более полного использования персональных компьютеров.

Функции государственного бюджета объективны, как объективна и сама эта категория. Функции бюджета нужно рассматривать с точки зрения его внутренней потенциальной способности, которые могут проявить себя в определенной сфере общественных отношений лишь при обязательном участии человека. Поэтому проявление присущих бюджету свойств, его использование в качестве инструмента распределения и контроля возможно только в процессе человеческой деятельности, что находит свое воплощение в создаваемом государством бюджетном механизме.

Бюджетный механизм, являясь  реальным воплощением бюджетной политики, отражает конкретную нацеленность бюджетных отношений на решение экономических и социальных задач. При этом необходимо правильное понимание соотношения между объективной и субъективной сторонами функционирования бюджета, поскольку объективный характер бюджета, присущие ему функции позволяют определить его место в системе отношений и зависимость от уровня развития экономики.

Таким образом, функции бюджета, точнее сказать, функции бюджетно-налоговой политики в обобщенном виде сводятся к следующим[14, c. 17]:

а) предоставление нерыночных услуг (услуги общественного характера: образование, охрана здоровья, оборона и др.);

б) перераспределение доходов (налоги, трансферты, субсидии, кредиты и др.);

в) государственное регулирование (антимонопольное регулирование, занятости и др.);

г) осуществление государственного контроля (внешний контроль, внутренний контроль).

 

Глава 2. ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА КАЗАХСТАНА

 

2.1 Роль и значение государственного бюджета как инструмента управления экономикой

 

Бюджет - централизованный денежный фонд государства, утверждаемый законом или решениями местных  представительных органов, предназначенный для обеспечения государством своих функций и создаваемый за счет налогов, сборов, других обязательных платежей, доходов от операций с капиталом, неналоговых и иных поступлений, предусмотренных законодательными актами.

Республиканский бюджет - централизованный денежный фонд, утверждаемый законом РК, формируемый за счет поступлений общереспубликанских  доходов и предназначен для финансирования общереспубликанских бюджетных  программ.

Из местных бюджетов обеспечивается финансирование местных программ, разрабатываются и самостоятельно исполняются местными исполнительными органами.

Государственный бюджет - совокупность республиканского и  местных бюджетов без учета взаимопогашаюших операций между ними.

Структура государственного бюджета показана на рисунке 2.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 2 - Структура  Государственного бюджета Республики Казахстан[15, c. 14]

Распределение налогов  и других обязательных платежей в  бюджет между республиканскими и  местными бюджетами производится в  соответствии с нормативами, установленными Законами РК о республиканском бюджете на соответствующий финансовый год.

Размеры распределений  налогов и других обязательных платежей в республиканский и местный  бюджеты доводятся Министерством  финансов РК соответствующим финансовым органам и Казначейству.

Распределение доходов  между областным бюджетом и бюджетами  районов и городов (стабильные нормативы  распределения доходов между  областным бюджетом и бюджетом районов  и городов) определяются, рассматриваются  и утверждаются соответствующими местными представительными органами[16, c. 16].

2.2 Состав доходов и расходов государственного бюджета

 

В 2009 году выдаваемые бюджетные кредиты сократились на 33,3%, поступления в счет погашения по ранее выданным кредитам снизились на 15,6%. Объем чистого бюджетного кредитования сократился на 35,3% до 0,2% к ВВП.

Расходы государственного бюджета на приобретение финансовых активов уменьшились на 75,9%, а поступления от их продажи – на 33,4%. В результате сальдо по данным операциям уменьшилось на 93,9% до 0,4% к ВВП.

В 2009 году государственный бюджет был исполнен с дефицитом в размере 492,7 млрд. тенге (3,1% к ВВП), в 2008 году дефицит составил 333,2 млрд. тенге (рисунок 3).

 

Рисунок 3 - Исполнение государственного бюджета

 

Доходы республиканского бюджета в 2009 году составили 2 779,2 млрд. тенге или на 16,2% меньше, чем в 2008 году. Налоговые поступления в республиканский бюджет сократились на 30,0%, поступления от продажи основного капитала – на 47,1%. Неналоговые поступления увеличились на 56,9%, поступления трансфертов – на 3,8%.

Рост затрат республиканского бюджета, которые достигли 3 118,6 млрд. тенге, составил 15,4% по сравнению с 2008 годом, при этом значительное увеличение наблюдается по статьям «промышленность, архитектурная, градостроительная и строительная деятельность» (в 4,8 раза), «жилищно-коммунальное хозяйство» (в 2,0 раза), а также здравоохранение (в 1,5 раза).

Объем чистого бюджетного кредитования республиканского бюджета  в 2009 году снизился на 40,6% до 25,0 млрд. тенге за счет сокращения объема бюджетных кредитов на 17,8% и увеличения объема поступлений по погашению бюджетных кредитов на 54,7%.

Сальдо по операциям  с финансовыми активами уменьшилось  на 83,7%.

Таким образом, республиканский  бюджет исполнен с дефицитом, размер которого составил 510,9 млрд. тенге (в 2008 году – 327,5 млрд. тенге).

Местные бюджеты в 2009 году были исполнены с профицитом в 19,6 млрд. тенге (в 2008 году – дефицит в 12,8 млрд. тенге), который сложился исходя из увеличения доходов на 15,8%, при этом затраты увеличились на 12,4%, сальдо по операциям с финансовыми активами в 2,1 раза, а чистое бюджетное кредитование снизилось на 85,0%.

Таблица 2 - Исполнение государственного бюджета Казахстана в 2008-2010гг., млрд. тенге

Наименование

2008

2009

2010

Темп роста, %

         

Государственные услуги общего характера

164,7

224,0

166,1

100,8%

Оборона

166,6

185,4

187,6

112,6%

Общественный порядок, безопасность, правовая, судебная, уголовно-исполнительная деятельность

241,0

271,5

316,2

131,2%

Образование

455,4

572,4

660,9

145,1%

Здравоохранение

299,4

363,2

450,9

150,6%

Социальная помощь и  социальное обеспечение

502,4

622,0

758,3

150,9%

Жилищно-коммунальное хозяйство

199,9

233,9

304,0

152,1%

Культура, спорт, туризм и информационное пространство

122,2

164,0

173,6

142,1%

Топливно-энергетический комплекс и недропользование

52,3

60,5

58,6

112,1%

Сельское, водное, лесное, рыбное хозяйство, особо охраняемые природные территории, охрана окружающей среды и животного мира.

101,0

170,4

168,1

166,5%

Промышленность, архитектурная, градостроительная и строительная деятельность

10,5

40,1

30,9

295,5%

Транспорт и коммуникации

289,7

332,7

337,5

116,5%

Прочие

39,2

96,2

64,9

165,6%

Обслуживание долга

34,0

57,9

69,2

203,5%


 

Сумма не освоения по республиканскому бюджету составила 60,1 млрд.тенге, или по сравнению с прошлым годом увеличилась на 46,0 млрд.тенге. Факторы повлиявшие на неисполнение бюджетных средств это объективные причины – 26,3 млрд.тенге (экономия по государственным закупкам – 1,5 млрд.тенге, снижение фактической потребности на выплату по сравнению с прогнозной, экономия по фонду оплаты труда, не представление местными исполнительными органами, подтверждающих документов по целевым трансфертам – 24,8 млрд.тенге), субъективные причины – 33,8 млрд.тенге (несостоявшиеся конкурсы по государственным закупкам, из-за отсутствия конкурентной среды (отсутствие маркетингового анализа) – 0,6 млрд.тенге; несвоевременное проведение конкурсных процедур, перенесения сроков их проведения, срыв поставщиками условий договора, несвоевременное предоставление актов выполненных работ, счетов-фактур) – 21,2 млрд.тенге; невостребованность бюджетных средств, завышенные стоимостные показатели, неправильное помесячное распределение годовых планов – 0,6 млрд.тенге; несвоевременное принятие нормативных правовых актов по реализации бюджетных программ и другие причины - 11,4 млрд.тенге.

Рассмотрим налоговые  поступления в общих доходах бюджета в 2008-2010 годах (таблица 3).

Таблица 3 - Налоговые поступления в общих доходах бюджета в 2008-2010 годах, млн. тенге

Наименования

2008

2009

2010

Темп роста, %

Поступления

4040536

3510280

3644186

167,6%

Доходы

4034410

3505345

4299132,2

198,7%

Налоговые поступления

2819510

2228682

2934080,7

144,1%

Неналоговые поступления

85540

136176

104398,2

190,6%

Поступления от продажи  основного капитала

56940

35887

60653,3

83,6%

Поступления трансфертов

1072421

1104600

1200000,0

465,0%

Погашение бюджетных  кредитов

4816

4063

89154

1166,5%

Поступление от продажи  финансовых активов государства

1310

872

666

24,6%

Информация о работе Экономическая сущность госбюджета