Экономическая сущность госбюджета

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 20:12, курсовая работа

Описание работы

Экономическое значение бюджета заключается в том, что он формирует значительную часть конечного спроса, за счет его средств удовлетворяется заметная доля доходов населения, закупаются крупные объемы продукции, увеличивается, государственные материальные резервы и осуществляются капитальные вложения.
Такое значение государственного бюджета для функционирования экономики государства обусловило актуальность выбранной темы курсовой работы.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Экономическое содержание государственного бюджета 5
1.1 Понятие бюджета и его специфическое назначение 5
1.2 Характерные черты государственного бюджета 9
1.3 Функции государственного бюджета, границы их действия и особенности 17
Глава 2. Особенности формирования государственного бюджета Республики Казахстан 22
2.1 Роль и значение государственного бюджета как инструмента управления экономикой 22
2.2 Состав доходов и расходов государственного бюджета 23
2.3 Бюджетный дефицит. Баланс бюджета 32
Заключение 40
Список используемой литературы 42
Приложения………………………………………………………………………44

Работа содержит 1 файл

КР Экономическая сущность госбюджета ЕНУ 2010.doc

— 538.50 Кб (Скачать)

 

Следует отметить, что  из общей суммы неосвоения 60,1 млрд.тенге 24,9 млрд.тенге, или 41,1% приходятся на целевые трансферты, которые администраторами республиканских бюджетных программ не перечислены местным исполнительным органам в соответствии с требованиями бюджетного законодательства из-за отсутствия подтверждающих документов о выполненных работах, услугах (поставке товаров), то есть деньги не ушли за невыполненные объемы работ по причине лишь бы освоить как в предыдущие финансовые годы.

Согласно норм бюджетного законодательства направлена информация в Министерство экономики и бюджетного планирования для внесения на рассмотрения Республиканской бюджетной комиссии и подготовки решения Правительства  на продление договоров по бюджетным программам 2009 года в размере неоплаченной части зарегистрированных обязательств за счет остатков бюджетных средств на общую сумму – 44,4 млрд.тенге, в том числе по республиканским бюджетным программам – 31,9 млрд.тенге, из них - 22,1 млрд.тенге приходятся на целевые трансферты, которые не перечислены из республиканского бюджета в связи с непредставлением подтверждающих документов, и по целевым трансфертам, выделенным местным исполнительным органам из республиканского бюджета - 12,5 млрд.тенге.

2.3 Бюджетный дефицит. Баланс бюджета

В  каждом  бюджете  желательно  уравновесить,  то  есть   сбалансировать, доходную и расходную части. Баланс  -  это  равновесие,  и  при  составлении бюджета основным вопросом  является  достижение  такого  состояния  денежных поступлении  и  расходов  государства.  Превышение  доходов  над   расходами образует  бюджетный  излишек  -  профицит.  Он  направляется  на   погашение государственного долга  или  может  составить  свободные  остатки  бюджетных средств (в республиканском и местных бюджетах). Свободные остатки  бюджетных средств,  образовавшиеся  на  конец  бюджетного  периода   по   завершенному бюджетному году, зачисляются на специальные счета  правительства  и  местных исполнительных  органов  и  используются  на  прирост   оборотной   кассовой наличности и на  покрытие  государственного  долга  соответствующего  органа власти. При отсутствии такой необходимости решения об  использовании  данных средств принимаются соответствующими  администрациями.  Превышение  расходов над   доходами   вызывает   дефицит   государственного   бюджета.   

Наличие значительного  и  постоянного  дефицита  характеризует  кризисное  состояние финансов. Допустимым уровнем дефицита считается 2-3%  от  величины  валового внутреннего  продукта  страны.  В   таких   случаях   дефицит   может   быть сравнительно легко покрыт  с  помощью  выпуска  государственных  займов  или эмиссии бумажных денег. При  значительном  и  хроническом  дефиците  бюджета займы  не  покрывают  потребностей   государства,   которые   обеспечиваются дополнительной (то есть сверх потребностей  товарооборота)  эмиссией  денег, что ведет  к  развитию  инфляции,  нарушению  законов  денежного  обращения, обесценению денег, снижению реальных доходов  и  падению  жизненного  уровня населения.

   Бюджетный дефицит отражает состояние экономики, а его наличие вызывается следующими причинами:

  1) общим спадом  производства в экономике страны;

  2) ростом издержек  общественного производства;

  3) чрезмерным  выпуском  в  обращение  денег,  не  покрываемых  товарными массами;

  4) преобладанием в  расходах бюджета значительных  социальных расходов,  не соответствующих уровню развития экономики;

  5) большими объемами  финансирования военных расходов  на содержание военно-промышленного комплекса, на управление;

  6) крупномасштабным  оборотом «теневой» экономики;

  7) непроизводительными  расходами и потерями в национальном  хозяйстве.

  Существуют следующие  способы покрытия бюджетного  дефицита:

  а) государственные займы;

  б) увеличение налогообложения;

    в) эмиссия  денег.

   В свою очередь эмиссия  денег  может  выражаться  как  в  прямом  выпуске денежных знаков в обращение, так и косвенно – путем выпуска  государственных ценных бумаг и реализации их коммерческим банкам, которые  увеличивают  свои резервы и посредством банковского мультипликатора увеличивают количество денег в обращении.

   Фискальная политика в отношении бюджетного дефицита основывается  на  трех концепциях.

     1. Ежегодно балансируемый бюджет.

   Подобный бюджет до последнего времени считался целью фискальной  политики.

Однако такое состояние бюджета  уменьшает  стабилизирующую,  антициклическую направленность  фискальной  политики.  Сбалансирование  бюджета  может  даже усугубить колебания экономического цикла. При наличии безработицы и  падении доходов населения налоговые поступления автоматически  сокращаются.  В  этом случае для сбалансирования  бюджета  государству  необходимо  либо  повысить ставки налогов, либо сократить  государственные  расходы,  либо  осуществить оба чти действия. Итогом будет сокращение совокупного спроса и  еще  большее падение производства.

   Политика сбалансирования бюджета может также усилить инфляцию. При наличии инфляции повышение  денежных  доходов  автоматически  увеличивает  налоговые поступления. Для ликвидации бюджетного излишка  государство  должно  принять следующие меры: либо снизить ставки налогов, либо увеличить  государственные расходы, либо использовать сочетание этих двух мер. В любом из этих  случаев усилится инфляция.

      2.  Бюджет,  балансируемый  на  циклической   основе.   Согласно   этой

концепции бюджет балансируется  в ходе экономического цикла, а  не  ежегодно.

Для  предотвращения  спада  производства  государство   снижает   налоги   и увеличивает расходы, намеренно создавая  дефицит.  При  последующем  подъеме экономики государство увеличивает налоги и сокращает расходы, а  возникающие бюджетные излишки направляются на погашение дефицитов в  годы  спада.  Таким образом, проводится антициклическая фискальная  политика  и балансирование бюджета  в  течение  экономического  цикла.  Слабым  звеном  этой  концепции является то, что спады  и  подъемы  могут  быть  неодинаковы  по  глубине  и

длительности, что может  нарушить циклическую сбалансированность бюджета.

       3. Концепция фискальных финансов состоит в том,  что их  целью является балансирование  экономики  в   целом   для   достижения   макроэкономической стабильности, обеспечения не инфляционной  полной  занятости.  Балансирование бюджета при этой концепции является второстепенной задачей, допускается  как наличие  дефицитов  бюджета  и  государственного  долга,  так  и   бюджетных излишков. В данном случае предполагается, что  налоговая  система  обеспечит поступления  в  бюджет  автоматически  по  мере  экономического   роста,   а макроэкономическая стабильность будет стимулировать этот рост, в  результате чего  дефицит   будет   самофинансироваться.   Помимо   этого,   государство практически  неограниченно  может  манипулировать   налогами   и   покрывать дефициты бюджета. В  данной  концепции  предполагается  также,  что  наличие дефицитов и крупного государственного  долга  для  нормальной  экономики  неопасны.

   Фискальная политика, ориентированная на концепции бюджета, балансируемого на циклической основе и  функциональных  финансов,  предполагает  разработку обоснованной  программы  финансовых   мероприятий,   учитывающей   состояние денежного обращения,  обеспечивающей  контроль за  формированием  бюджетных дефицитов,   финансирование   эффективных   мероприятии   по    направлениям государственных расходов.

В качестве индикатора, отражающего  достижение стратегической цели по росту  ВВП на предстоящие пять лет, Правительство  ставит перед собой достижение утроения ВВП в 2015 году по сравнению с 2000 годом, в соответствии со Стратегией индустриально-инновационного развития до 2015 года, обеспечивая среднегодовой рост ВВП в 2009-2013 годах 5,5% (рисунок 7).


Рисунок 7 - Прогнозируемая динамика роста ВВП до 2015 года

В условиях открытой экономики  Казахстана противодействие внешнему инфляционному давлению не может  происходить по классическому сценарию международных финансовых институтов, требующих ужесточения монетарной политики и усиления бюджетных ограничений. В условиях Казахстана обеспечение качественного экономического роста может стать единственным действенным средством борьбы с инфляционными процессами[17].

Цель экономической  политики - обеспечение сбалансированного  и качественного экономического роста через эффективное использование инструментов монетарной, фискальной, а также структурной политик.

Для реализации поставленной цели будут решаться следующие основные задачи:

         - обеспечение макроэкономической стабильности (сдерживание инфляции, оптимизация валового внешнего долга, повышение качества платежного баланса, поддержание необходимого уровня международных резервов);

         - управление экономическим ростом через регулирование инвестиционной, деловой и потребительской активности (в периоды циклических подъемов - ограничение экономического роста с целью обеспечения его качества и избежание «перегрева», а в периоды циклического спада - активизация инвестиционных процессов и поддержание оптимальных пропорций воспроизводства).

Для выполнения поставленных задач необходимо формирование целостной системы реализации макроэкономической политики, включающей сбалансированное использование инструментов денежно-кредитной, фискальной, а также структурной политик.

Фискальная политика будет направлена на стимулирование развития экономики не в ущерб макроэкономической стабильности. Будет сохранен оптимальный баланс между приоритетами государственной инвестиционной политики, обеспечивающей рост занятости, производства и доходов, и заданий по ограничению государственных расходов, порождающих значительный рост потребительского спроса и усиление инфляционного давления.

В этих целях будет  проводиться умеренная политика государственных расходов, предусматривающая  не ограничение, а рост расходов бюджета  на уровне темпов роста номинального ВВП, что позволит поддерживать совокупный спрос на уровне, не препятствующем росту деловой активности

Поддержание планируемого уровня расходов, сглаживание снижения (увеличения) доходов бюджета будет  обеспечиваться через регулирование  размера гарантированного трансферта из Национального фонда и дефицита бюджета.

В рамках разрабатываемого нового Налогового Кодекса предусматривается  снижение налоговой нагрузки не сырьевого сектора экономики в целях повышения конкурентоспособности бизнеса, ускорения процесса модернизации экономики.

В целом Правительство  будет обеспечивать следующие параметры  роста компонентов ВВП (таблица 7).

Таблица 7. Параметры роста экономики на 2009-2013 годы (темп прироста, %)

 

2009

2010

2011

2012

2013

Потребление

8,5

8,3

8,7

7,7

7,6

В т.ч. частное

7,8

7,6

8,3

7,2

7,2

Государственное

11,2

11,0

10,2

9,6

9,2

Инвестиции

8,8

9,0

9,2

8,9

8,6

Экспорт товаров и  услуг

9,2

3,0

0,5

1,2

2,0

Импорт товаров и  услуг

15,9

9,8

7,8

7,3

8,0

ВВП

6,0

5,2

5,1

5,0

5,0


 

 

Соответственно, фискальная политика на предстоящий период будет строиться, исходя из необходимости обеспечения указанных параметров государственного потребления и инвестиций.

Среднегодовой темп роста  экономики в 2009-2013 годах составит 5-7%.

ВВП на душу населения  достигнет к 2013 году 15737 долларов США (рисунок 8).

Рисунок 8 - Прогноз ВВП на душу населения в 2011-2013 годах

Объем добычи нефти и  газового конденсата возрастет с 67,3 млн. тонн в 2008 году до 83,7 млн. тонн в 2013 году.

Складывающаяся конъюнктура  на глобальных продовольственных рынках открывает благоприятные возможности для опережающего роста производства сельскохозяйственной продукции в Казахстане, что будет способствовать росту благосостояния населения и занятости в сельской местности.

Среднегодовой прирост  объема промышленной продукции в 2008 -2013 годах составив 4.5 %, прирост валовой проекции сельского хозяйства -3,4%.

Информация о работе Экономическая сущность госбюджета