Противоречия экономического роста

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Августа 2011 в 17:03, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является исследование сущности, целей и основных характеристик экономического роста и экономического развития. Экономическое развитие выступает как результат взаимодействия многих факторов - экономических, а также политических и социальных. В зависимости от окружающих условий, в которых находится экономика, один из факторов может выступать основным источником роста. Рывок в росте первоначально может основываться на сырьевых факторах и направляться торговлей. Позднее технологии и нововведения могут стать основным средством экономического развития.

Содержание

Введение…………………………………………………………………..……….3 1. Сущность экономического роста……………………………………………...5

Теория экономического роста ……………………………………………….5
Экономический рост………………………………………………………….8
Типы экономического роста ………………………………………………..10
Факторы экономического роста ……………………………………………11
Стадии экономического роста ……………………………………………...13
Цели и основные характеристики экономического роста ………………..15
2. Противоречия экономического роста………………………………………..18

2.1 Система экономических противоречий…………………………………….18

2.2 Классификация экономических противоречий ...…………………………20

2.3 Аспекты экономических противоречий …………………………………...22

2.4 Противоречия между производством и потребностями, как исходное экономическое противоречие…………………………………………………. .24

Заключение……………………………………………………………………….27

Список использованных источников…………………………………………...29

Работа содержит 1 файл

ВВЕДЕНИЕ.doc

— 234.00 Кб (Скачать)

    Выделяя коренное различие административной и рыночной  систем,  следует учесть  и  то,  что  планирование  как  на  микро,  так  и  на   макроуровне повсеместно присутствует в странах с рыночной экономикой. Хотя,  безусловно,

характер  рыночного планирования кардинально  отличается от  административного – оно выступает здесь как средство активного  приспособления  к  требованиям рынка. В рамках отдельных фирм плановые  методы  получают  развитие  в  виде маркетинговой   системы   управления   производством.   Последняя    создает возможность еще до  начала  производства  приводить  индивидуальные  затраты компаний, выпускающих основную массу товаров данного вида, в соответствии  с общественно необходимыми  затратами.  На  макроуровне  вопрос  об  объеме  и структуре  производимой  продукции  решается  на  основе  прогноза  развития общественных  потребностей.  Развитие  плановых  методов   применительно   к народному  хозяйству  в  целом  связано  с  государственным   регулированием экономики.

    Говоря  о  присутствии  планомерности  в  рыночной  экономике,  следует указать и на наличие в развитых странах государственной собственности.  Опыт показывает,   что   наиболее    эффективное    функционирование    экономики обеспечивает  именно  многообразие  форм  собственности.  При  доминировании частной, значительная часть собственности в странах  с  рыночной  экономикой принадлежит государству (центральным и  местным  властям,  муниципалитетам). За счет государственной собственности экономика  в  основном  обеспечивается теми товарами и услугами, которые производятся  в  недостаточном  количестве или вовсе не  поставляются  рыночной  системой.  Между  тем  государственную собственность в смешанной  экономике  нельзя  отождествлять  с  общественной собственностью в командной экономике.

    Таким образом, именно собственность  на средства  производства,  являясь основным производственным отношением,  служит  главным  сущностным  отличием рыночной и административно-командной экономических систем. В соответствии  с этим  сущность  переходной  экономики  заключается  в  замене   общественной собственности  на  многообразие  ее  форм.  На  стержневой   характер   этих преобразований  неоднократно  указывается  в   отечественной   экономической литературе: «…среди этих изменений трансформация собственности имеет  особое значение».   Показательно   и   высказывание   Р.   Зяблюк:   «…в   процессе тэкономических реформ в России наиболее радикальному  изменению  подвергаются формы собственности».

    Все  сказанное  позволяет   сделать   вывод:   основным   экономическим противоречием  переходной  экономики  России  является  противоречие   между возникновением и становлением нового в виде многообразия форм  собственности и  постепенным  упразднением  старого  в  виде  тотального  огосударствления средств производства.

    После  того,  как   основное   экономическое   противоречие   выявлено, определено, необходимо проанализировать процесс его развития и разрешения.

    Поскольку на одном полюсе  противоречия  –  общественная  собственность (старое),  а  на  другом  –  многообразие  форм  собственности  (новое),  то очевидно, что противоречие возникает одновременно с возникновением  "нового" и полностью  разрешается  при  исчезновении  "старого".  Развитие  же  этого противоречия   представляется   как   процесс   утверждения    новых    форм собственности, приходящих на место всеобщей  государственной  собственности.

А так  как при этом постоянно изменяется соотношение противоположных  сторон, то развитие противоречия является и его разрешением одновременно.  В  то  же время это лишь текущее, не окончательное разрешение.

    В действительности при изучении  противоречия  с  определением  времени зарождения основного противоречия  проблем  не  возникает.  Сложнее  обстоит дело с  попыткой  установить  момент  полного  разрешения,  после  которого, думается, противоречие перестанет существовать и  функции  основного  начнет выполнять другое экономическое противоречие. То есть  с  полным  разрешением основного  экономического  противоречия  должен  завершиться  и   переходный период.

    Вместе  с  тем  на  первый  взгляд  может  создаться   впечатление,  что противоречие уже разрешено, так как общественной собственности в  том  виде, в каком она существовала в СССР, в России уже  нет:  во-первых,  современная государственная  собственность  есть  собственность  социального   института (государства),   а   не   всенародная,   и,   во-вторых,    у    современной государственной собственности отсутствует неотъемлемый  спутник  «советской» собственности – централизованное планирование. Однако  нельзя  не  заметить, что произведенная формальная смена не привела к  достижению  конечной  цели. Несмотря   на   видимость   отсутствия   общественной    собственности,    в действительности же многие ее элементы  сохраняются.  Основное  противоречие проявляется как несоответствие формирующихся рыночных отношений,  основанных преимущественно на частной собственности,  объективным  начальным  условиям, унаследованным от плановой системы. Поэтому  говорить  о  полном  разрешении основного экономического противоречия пока рано.  Более  того,  нет  никаких оснований утверждать и о завершении переходного  периода.  В  связи  с  этим можно уточнить: переход должен быть осуществлен  не  просто  к  многообразию форм собственности, а к многообразию, эффективно функционирующему.

    Утверждение новых  форм  собственности   может  осуществляться  по  двум направлениям: через создание новых негосударственных предприятий  с  частной собственностью   в   основе   (индивидуальной,   коллективной)    и    через преобразование государственной собственности. Не  умаляя  важности  создания новых хозяйствующих субъектов с частной собственностью в основе, все же,  по нашему   мнению,   магистральным   направлением   преобразования   отношений собственности в России является ее разгосударствление, или приватизация.

    В результате проведения массовой  приватизации как на чековом,  так и  на денежном этапах, поставленные задачи не были решены  в  полном  объеме.  Во- первых, не сформирован широкий слой эффективных частных  собственников.  Во- вторых, структурная перестройка экономики не привела к  необходимому  уровню повышения эффективности деятельности предприятий. В-третьих, привлеченных  в процессе    приватизации    инвестиций    оказалось     недостаточно     для производственного, технологического и социального развития  предприятий.  В- четвертых, в ряде  отраслей  не  удалось  сохранить  конкурентное  положение предприятий на отечественном и мировом рынках.  В-пятых,  резко  высветились социальные  противоречия,  связанные  с   дифференциацией   доходов.   Таким образом, краткий  анализ  хода  и  некоторых  основных  итогов  приватизации показывает, что средства разрешения основного противоречия  не  всегда  были адекватны    сложившимся    условиям.    Проводившаяся    приватизация    не рассматривалась в аспекте повышения эффективности предприятий.

    Рассмотрение  классификации   экономических   противоречий   современной России, выделение и анализ исходного и  основного  противоречий  показывает, что  в   соответствии   с   требованиями   диалектической   логики   процесс реформирования  должен  основываться  не  столько  на  тотальном   отрицании «старого» и абсолютизации «нового», сколько на  учете  объективных  исходных условий и сохранении прогрессивных начал. 

                                                                    ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

      В ходе данной работы с помощью изучения, анализа и обобщения научной  литературы были сделаны следующие  выводы, касающиеся проблем экономического роста и экономического развития:

      1. Развитие общества - это, прежде  всего, эволюция его экономического  механизма, который характеризуется  прохождением ряда стадий: традиционное  общество, переходное общество, стадия  взлета, движение к зрелости, эпоха  высокого массового потребления, стадия поиска качества жизни.

      2. Все проблемы экономического  развития связаны с использованием  ресурсов, которые базируются на  двух фундаментальных экономических  аксиомах: потребности общества  безграничны, полностью неутолимы;  ресурсы общества, необходимые для производства товаров и услуг, ограничены и редки.

      3. Экономический рост - процесс поступательного  возрастания ВНП, ВВП- как абсолютно,  так и на душу населения  в долгосрочном периоде без  нарушений равновесного состояния  в краткосрочных промежутках.

      4. Различают условия экономического  роста и его результаты. К условиям  относятся: состояние материально-технической  базы, наличие квалифицированной  рабочей силы, оптимальная структуру  производства, развитие инфраструктуры, природные ресурсы и обеспечение ими предприятий, экономическая самостоятельность и т.д. Результаты экономического роста характеризуются уровнем производительности труда, темпами прироста ВНП и НД,  степенью удовлетворения потребностей и  уровнем жизни населения.

      5. Важнейшими показателями экономического роста являются: экономический потенциал страны, экономическая мощь страны, уровень экономического развития страны.

      6. Экономический рост оценивается  на основе стоимостных и натуральных  показателей. К ним относятся:

      - темпы роста промышленной и сельскохозяйственной продукции, национального дохода, валового внутреннего продукта в общем и на душу населения;

      - показатели научного и технического  прогресса;

      - уровень жизни населения.

      7.  Экономический рост экстенсивен,  если он достигается за счет количественного увеличения факторов производства, и интенсивен, если происходит на основе качественного совершенствования и более рационального использования этих факторов. Интенсивного и экстенсивного экономического роста в чистом виде не может быть, но возможно появление нового качества экономического роста, которое должно сопровождаться следующими условиями:

      - создание качественно новой материальной  базы производства на основе  достижений НТП;

      - структурная перестройка экономики,  ориентация на наукоемкие отрасли;

      - широкое применение новой ресурсосберегающей  технологии;

      - проведение реформы образования,  создание системы подготовки  и переподготовки качественно  новой рабочей силы.

      8. Экономический рост определяется  следующими факторами: природные  ресурсы, трудовые ресурсы, капитал,  технологии. В свою очередь, каждый  из факторов может подразделяться на более мелкие факторы. Например, находящиеся внутри страны и за ее пределами.

      9.  Государство может играть значительную  роль в экономическом росте  при правильной налоговой политике  и политике инвестирования.

      10. Влияние факторов экономического роста и регулирования государства многопланово сказывается на экономическом развитии. Это проявляется как в положительном, так и негативном влиянии. Определено, что защита окружающей среды- необходимый компонент экономического роста. Многие компании в мире сделали защиту окружающей среды одним из приоритетов своего экономического роста. Но, не смотря на это, рост предполагает достижение ряда сбалансированных целей: увеличения продолжительности жизни, снижения заболеваемости и травматизма; повышения уровня образования и культуры; более полного удовлетворения потребностей и рационализации потребления; социальной стабильности и уверенности в своем будущем; преодоления нищеты и кричащих различий в уровне жизни; достижения максимальной занятости; защиты окружающей среды и повышения экологической безопасности; снижения преступности.

      11. Экономическое развитие увеличивает  выбор человека, при этом должны  соблюдаться определенные условия:  усиливая выбор человека , не следует  ограничивать выбор других и отдавать в залог выбор будущих поколений, а это означает, что экономический рост должен быть устойчив.

      12. Устойчивое развитие может быть  обеспечено только политическими  и экономическими средствами. Нужны  крупные капиталовложения для  осуществления мер по прекращению эрозии почв, повышению использования энергии, предотвращению потепления климата. Изменение направления мировой экономики к устойчивому развитию требует фундаментальных реформ на международном и национальном уровнях. В настоящее время человечество пытается переосмыслить свой опыт и выработать новую концепцию развития.

      Понимание сущности, целей и основных характеристик  экономического роста и экономического развития необходимо для более эффективного его достижения в практической деятельности  за счет развития определенных факторов производства, создания более благоприятных условий для их развития, за счет выбора определенной политики , которая выступает ведущим звеном в развитии экономики. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Противоречия экономического роста