Разработка финансовой стратегии предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2012 в 19:17, курсовая работа

Описание работы

Успешная деятельность предприятия во многом зависит от грамотно разработанной финансовой стратегии, которая включает в себя политику максимизации прибыли, политику привлечения заемных средств, политику распределения прибыли и политику управления текущими активами и текущими пассивами предприятия.
Основной целью курсовой работы является расчет финансовых показателей предприятия и разработка финансовой стратегии. Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3
Система финансовых показателей как база для разработки финансовой стратегии ОАО «Красноярскнефтепродукт»……………………..4
Характеристика предприятия ОАО «Красноярскнефтепродукт»..4
Расчет показателей финансово-хозяйственной деятельности ОАО «Красноярскнефтепродукт»…………………………………………………….12
Определение позиции ОАО «Красноярскнефтепродукт» в матрице финансовых стратегий………………………………………………...25
Разработка финансовой стратегии предприятия ОАО «Красноярскнефтепродукт»…………………………………………………….31
Разработка политики максимизации прибыли …………………..31
Разработка политики привлечения заемных средств……………35
Разработка политики распределения прибыли…………………41
Разработка политики управления текущими активами и текущими пассивами предприятия……………………………………………46
Заключение………………………………………………………………..53
Список использованных источников……………………………………55
Приложение 1. Бухгалтерская отчетность предприятия за 2010-11 гг..57

Работа содержит 1 файл

moy_kursak.doc

— 646.00 Кб (Скачать)

 

Общий товарооборот за 2010 год  составил 712,3 тыс. тонн, что выше 2009 года на 27% или  152,9 тыс.тонн. 

Объем товарооборота по собственной  реализации составил 512,7 тыс.тонн, что выше 2009 года на 25% или  102,2 тыс.тонн, в том числе: 

  • оптовый товарооборот составил 283,2 тыс.тонн, что выше 2009 года на 37% или  76,5 тыс.тонн.    Данный рост объема оптового товарооборота получен в основном за счет дополнительных транзитных поставок нефтепродуктов, оптовым покупателям. 
  • объем  розничного товарооборота составил 186,0 тыс.тонн, в сравнении  с 2009 годом рост 7% или 12,1 тыс.тонн. Обществу удается отстоять свои позиции на розничном рынке нефтепродуктов Красноярского края за счет ввода новых и реконструкции действующих АЗС.
  • объем поставок в районы Крайнего Севера 43,5 тыс.тонн,  в сравнении  с 2009 годом рост на 45% или 13,6 тыс.тонн. Значительный рост по сравнению с аналогичным периодом 2009 года связан с отгрузкой в 2010 году объемов потребителям Эвенкийского муниципального района, а в 2009 году ее отсутствием. 

За 2010 год  объемы по предоставлению услуг по  перевалке и хранению нефтепродуктов составили 199,6 тыс.тонн.  По сравнению с 2009 годом наблюдается  рост на 34% или 50,7 тыс.тонн.                  

В том числе:

  • услуги по перевалке водой – 37,7 тыс.тонн, ниже  плана на 23% или  11,4 тыс.тонн, снижение от 2009 года на 24% или 12,0 тыс.тонн;
  • услуги по перевалке автотранспортом – 145,4 тыс.тонн, выше плана на 77% или  63,4 тыс.тонн, рост от 2009 года на 77% или 63,5 тыс.тонн;
  • услуги сторонним организациям – 16,4 тыс.тонн, по сравнению с 2009 годом ниже на 4,7% или 0,8 тыс.тонн.

Наибольший удельный вес в общем  объеме товарооборота занимают                 филиалы: «Северный» - 27,7%, «Центральный» - 22,5%, «Юго-Восточный» - 6,6%, «Западный» - 6,0%, «Ужурский» - 5,8%,  «Восточный» - 5,3%, Централизованные поставки через аппарат управления составляют – 22,5%.

Выручка от реализации нефтепродуктов, выполненных работ и оказанных услуг за 2010г. составила 11 898,3  млн.руб. (с НДС) и                        10 083,3  млн.руб. (без НДС),  за 2009 г. соответственно  9 115,9 млн.руб. и   7 725,4  млн.руб.  Увеличение размера выручки обусловлено ростом объема товарооборота по Обществу.

Общий валовый доход  за 2010 год  к уровню 2009 года вырос  на 23% или 342 529 тыс.руб.  и составил 1 808 453 тыс.руб.

В структуре общего валового дохода наибольший удельный вес занимает  валовый доход от собственной  реализации 94% -  1 695 951тыс.руб., доля  в структуре не изменилась .

Наибольший удельный вес в структуре валового дохода от собственной реализации занимает валовый доход от розничной реализации через автозаправочные станции 46,5% - 788 741  тыс.руб.

Валовый доход от оказания услуг составил 102 046 тыс.руб., вырос на 25% или   20 686 тыс.руб. по сравнению с 2009г., в том числе за счет увеличения:

  • от перевалки автотранспортом на 86% или 24 503 тыс.руб.
  • от услуг сторонним организациям на 4% или 1 50 тыс.руб. 

и снижения:

  • от перевалки водой на 19% или 4 867 тыс.руб.,

Валовый доход от прочей деятельности составил 10 455 тыс.руб.,        снизился на 2% или 163 тыс.руб., за счет снижения оказываемых коммунальных услуг по филиалу «Северный».

Основные конкурентные преимущества ОАО «Красноярскнефтепродукт»:

- качество нефтепродуктов;

- разветвленность сбытовой  сети по всей территории Красноярского  края;

- возможность предоставления  различных современных форм расчетов;

- уникальная система  заправки по единым литровым  талонам, действующим на территории  всего Красноярского края.

Для сохранения своего лидирующего положения в планах Общества  приоритетным остается расширение сегмента розничной реализации нефтепродуктов в Красноярском крае, а также расширение ассортимента реализуемых на АЗС сопутствующих товаров и услуг. Планируется оптимизировать структуру Общества, сосредоточив усилия на развитии розничной сети, а именно, на строительство новых и реконструкции действующих автозаправочных станций и комплексов.

При осуществлении оптовой  торговли одной из основных задач ОАО «Красноярскнефтепродукт» является выявление потенциальных потребителей продукции и изучение их финансового положения, а также всесторонний анализ реальных возможностей предприятий-конкурентов, поставляющих аналогичную продукцию на рынок.

Разработка и реализация системы изучения конкурентов и потенциальных потребителей позволяет более гибко работать на различных сегментах рынка бензина и дизельного топлива, а также осуществлять соответствующую стратегию маркетинга с учетом реально складывающейся обстановки.

По прогнозам аналитиков автомобильный парк страны будет  продолжать увеличиваться быстрыми темпами и в основном за счет автомобилей  импортного производства, соответственно и  потребление бензина будет  расти в ближайшие несколько  лет. Кроме этого будет наблюдаться тенденция постепенного сокращения объема реализации низкооктанового бензина А-80.

В связи с этим прогнозируется увеличение спроса на высокооктановые сорта  бензина. Стратегия деятельности ОАО  «Красноярскнефтепродукт» на розничном рынке нефтепродуктов заключается в закреплении предприятия на освоенных географических сегментах и занятии новых рынков на территории Красноярского края  и за его пределами.

Ценовая стратегия  обусловливает установление цены в  соответствии с потребительским  спросом и конкурентной ситуацией в географических сегментах рынка. В этих условиях отпускные цены не должны превышать цены основных конкурентов. Это может быть обеспечено за счет сокращения расходов на продажу и уменьшения затрат на продвижение товаров до потребителей за счет целенаправленных акций, рассчитанных на конкурентную целевую аудиторию, а также за счет совершенствования логистических потоков.

За последние 5 лет  емкость рынка нефтепродуктов выросла  примерно на 40%, объем реализации Общества вырос на 65%. Доля Общества на рынке составляет 18% по светлым нефтепродуктам и 10% по темным нефтепродуктам.

Основными конкурентами Общества являются ООО «РН-Красноярскнефтепродукт», ООО «Газпромнефть-Кузбас».

Среди конкурентов на розничном рынке можно выделить следующие сети заправок: «25 часов», «Газпромнефть», «Фортуна плюс», «Магнат РД».

Таким образом, основной деятельностью ОАО «Красноярскнефтепродукт» является оптовая и розничная торговля нефтепродуктами для промышленности, сельского хозяйства и населения Красноярского края.  Предприятие динамично развивается, осуществляя свою производственную деятельность на территории 41 района Красноярского края. Среди предприятий нефтепродуктообеспечения занимает одно из ведущих мест, обеспечивая до 15%  розничных и свыше 20% оптовых поставок нефтепродуктов в Красноярском крае.

 

    1.  Расчет показателей финансово-хозяйственной деятельности ОАО «Красноярскнефтепродукт»

 

Общая оценка финансового  состояния предприятия основывается на целой системе показателей, характеризующих  структуру источников формирования капитала и его размещения, равновесие между активами предприятия и источниками их формирования, эффективность и интенсивность использования капитала, платежеспособность и кредитоспособность предприятия.

Чтобы оценить финансовую устойчивость с помощью абсолютных показателей, можно использовать трехфакторную модель, включающую оценку собственные оборотные средства, собственные и долгосрочные источники финансирования запасов и общую величину основных источников покрытия запасов.

Таблица 2 – Типы финансовой устойчивости предприятия

Тип финансовой устойчивости

Трехмерная модель

Источники финансовых запасов 

Краткая характеристика финансовой устойчивости

Абсолютная финансовая устойчивость

М = (1, 1, 1)

Собственные оборотные средства (чистый оборотный капитал)

Высокий уровень платежеспособности. Предприятие не зависит от внешних  кредиторов

Нормальная финансовая устойчивость

М = (0, 1, 1)

Собственные оборотные средства плюс долгосрочные кредиты и займы 

Нормальная платежеспособность. Рациональное использование заемных средств. Высокая доходность текущей деятельности

Неустойчивое финансовое состояние 

М = (0, 0, 1)

Собственные оборотные средства, долгосрочные кредиты и займы плюс краткосрочные  кредиты и займы 

Нарушение нормальной платежеспо-собности. Возникает необходимость привлечения дополнительных источ-ников финансирования. Возможно восстановление платежеспособности

Кризисное (критическое) финансовое состояние 

М = (0, 0, 0)

Предприятие полностью неплатежеспособно  и находится на грани банкротства


 

 

Рентабельность (прибыльность) является нетто-результатом определенной политики предприятия и принятия управленческих решений. Поэтому при попытке сделать прогноз финансового благополучия предприятия многие аналитики основное внимание уделяют именно этой группе показателей.

Одним из показателей, характеризующих  финансовую устойчивость предприятия, является его платежеспособность, т.е. возможность наличными денежными  ресурсами своевременно погашать свои платежные обязательства. Платежеспособность является внешним проявлением финансового состояния предприятия, его устойчивости.

Оценка платежеспособности внешними инвесторами (банками) осуществляется на основе характеристики ликвидности текущих активов, которая определяется временем, необходимым для превращения их в денежные средства.

Банки, в первую очередь  заинтересованы в том, чтобы получить ответ на вопрос о платежеспособности предприятия, за счет чего оно будет  возвращать долги, в том числе и предоставленные кредиты, если оно получит этот кредит в банке.

Теоретически, погашение  задолженности обеспечивается всеми  оборотными средствами предприятия. Очевидно, также если мы предположим, что в случае превышения оборотных средств предприятия над суммой задолженности, то оно готово к погашению долгов, т.е. платежеспособно. Однако, если бы такая гипотетическая ситуация случилась в реальности, то оказалось бы, что данное предприятие, будет не способно далее продолжать свою деятельность, так как из средств производства у него останутся только основные средства, а денег на приобретения  материальных оборотных средств нет - они полностью ушли на выплату задолженности.

Следовательно, платежеспособным можно признать предприятие, у которого сумма оборотных средств значительно выше размера задолженности.     

Платежеспособность - это  готовность предприятия погасить долги  в случае одновременного предъявления требований со стороны всех кредиторов предприятия.

Деловая активность и  качество управления является косвенным  индикатором благополучия предприятия. Показатели этой группы характеризуют результаты и эффективность основной деятельности предприятия. В самых общих чертах такой анализ предполагает как качественную оценку (репутации предприятия и ее руководства, ее деловой истории, конкурентоспособности, широты рынков сбыта, наличия стабильных клиентов, потребителей), так и количественную оценку, включающую расчет абсолютных и относительных показателей.

В данную группу входит несколько  видов показателей, такие как: показатели оборачиваемости активов, показатели оборачиваемости собственного капитала, показатели оборачиваемости кредиторской задолженности.

Результаты расчета  показателей финансовой устойчивости приведены в Таблице 3.

 

Таблица 3 - Расчет коэффициентов финансовой устойчивости

Наименование показателя

Формула/ Источник

На начало года

На конец года

Собственные оборотные средства

ΔСОС=СОС-З

68676-924580=

-855904

38537-89584=

-857306

Собственные и долгосрочные источники  финансирования запасов

ΔСДИ=СДИ-З

68676+12774-924580=

-843130

38537+156-895843=

-857150

Общую величину основных источников покрытия запасов

ΔОИЗ=ОИЗ-З

68676+12774+1340431-924580=

497301

38537+156+2073783-895843=

1216633

Собственные оборотные средства, тыс. руб.

СОС=СК-ВОА

Ф1: 490-190

457216-

388540=

68676

527365 -

488828=

38537

Собственные средства, тыс.  руб.

Ф 1ст 490

457216

527365

Материальные запасы, тыс.  руб.

Ф 1 ст 210

924580

895843

Внеоборотные  активы, тыс. руб.

Ф 1 ст 190

388540

488828

Сумма кредитной задолженности, тыс. руб.

Ф 1 ст510+610

813+1158652=

1159465

1661878

Стоимость имущества, тыс. руб.

Ф 1 ст 300

1810421

2112476

Оборотные активы

Ф 1 ст 290

1421881

2601304

Коэффициент финансовой независимости (Кфн)

457216/1810421 = 0,253

527365/2112476= 0,25

Коэффициент задолженности (Кз)

1159465/457216 = 2,536

1661878/527365 = 3,151

Коэффициент самофинансирования (Ксф)

457216/1159465 = 0,394

527365/1661878 = 0,317

Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами (Ко)

68676/ 1421881= 0,048

38537/2601304 = 0,015

Коэффициент маневренности (Км)

68676/457216 = 0,15

38537/527365= 0,073

Коэффициент финансовой напряженности (Кф.напр.)

 

1159465 /1810421= 0,64

1661878/ 2112476 = 0,787

Коэффициент соотношения мобильных и иммобилизованных активов (Кс)

 

1421881/388540 = 3,66

2601304/488828 = 5,322

Коэффициент имущества производственного назначения (Кипн)

 

388540+924580/ 1810421 = 0,725

488828+895843/2112476= 0,655


 

На основании полученных данных, при сопоставлении их с  рекомендуемым значением данных коэффициентов можно сделать следующие выводы:

Информация о работе Разработка финансовой стратегии предприятия