Система страхования в РФ, как инструмент обеспечения социальной стабильности в стране

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2011 в 00:41, курсовая работа

Описание работы

Страхование – одна из древнейших категорий общественных отношений. Зародившись в период разложения первобытнообщинного строя, оно постепенно стало непременным спутником общественного производства. Первоначальный смысл рассматриваемого понятия связан со словом “страх”. Владельцы имущества, вступая между собой в производственные отношения, испытывали страх за его сохранность, за возможность уничтожения или утраты в связи со стихийными бедствиями, пожарами, грабежами и другими непредвиденными опасностями экономической жизни.

Содержание

Введение..............................................................................................3
1.Экономическая сущность страхования...........................................7
1.1 Понятие страхования...................................................................7
1.2 Значение и функции страхования................................................8
1.3 Сущностные признаки страхования............................................9
1.4 Классификация страхования........................................................11
2. Проблемы страхования в России и пути их решения……………14
2.1 Основные проблемы страхования в Росии………………………14
2.2 Экономика, социальная политика и социальное страхование….17
2.3 Стратегия и тактика предстоящих реформ………………………20
Заключение ........................................................................................23
Список литературы......................................

Работа содержит 1 файл

курсовик Астапкович финансы.docx

— 47.16 Кб (Скачать)

     Что же касается государства, то оно уклоняется от ответственности за создание и  регулирование правового поля социального  страхования, проявляет себя как  недисциплинированный и постоянно  нарушающий «правила игры» партнер (хронический должник взносов  в Пенсионный фонд, нерадивый распорядитель  средств Фонда занятости и  Фонда медицинского страхования). Такое  поведение государства превращает систему социального страхования  из механизма обеспечения согласия в обществе в механизм социального  напряжения.

     В-третьих, неупорядоченной и нескоординированной остается финансовая сфера социального страхования. Не обоснованы размеры страховых взносов по каждому его виду, не определены принципы распределения нагрузки страховых платежей междуработодателями, работниками и государством. Страховые платежи сохраняют налоговый характер, но при этом отсутствуют действенные механизмы контроля за сбором и расходованием страховых средств. При ныне действующем порядке взимания страховых взносов налицо значительный разрыв между ихуплачиваемым страхователями размером и уровнем выплат застрахованным, что, понятно, вызывает нарекания, и вполне справедливые. Между тем в мировой практике такие проблемы давно решены. Обязательные страховые взносы начисляются на заработную плату, ограниченную верхним пределом. С той же ее суммы, которая превышает этот предел, взносы не взимаются.

     Практически все наши страховые фонды ставят вопрос о недостаточности нынешних размеров страховых взносов - и это  при том, что они, как уже было показано, в процентном отношении  к фонду оплаты труда в полтора- два раза выше для предприятий, чем в странах

     Запада, и вдвое больше, чем были у нас  же до 1990 г. Парадокс: при таком бурном росте страховых взносов уровень  социальной защиты по большинству составляющих снизился в два-три раза.

     Расходованию  средств из страховых фондов явно не хватает «прозрачности»; во многом это связывается с нежеланием государства проводить принцип  их самоуправляемости, при котором  основную роль призваны играть работодатели и работники.

     Еще раз стоит отметить: названные  здесь проблемы не исчерпывают причин, вызывающих серьезные недостатки в  реформировании социального страхования, из всего комплекса причин здесь  перечислены лишь основные.

     2.2 Экономика, социальная политика и социальное страхование. Социальная политика нашего государства не может сейчас не исходить из того, что трудящиеся России, да и все ее население, не имеют необходимой социальной защищенности. Это относится и к возможностям противостояния эксплуатации работодателями (как новыми частными хозяевами, так и основным работодателем - государством), и к оплате труда, которая не позволяет большей части работников достичь хотя бы прожиточного минимума, и к нищенскому уровню пенсий, стипендий и пособий, и к условиям труда (для большинства занятых в материальном производстве они характеризуются как вредные), и к приходящим в упадок системам здравоохранения и образования за общественный счет.

     Все это позволяет говорить о существовании  конфликта между трудам и государством. В настоящее время он не только не слабеет, а напротив, усугубляется. Его разрешение предполагает верную оценку роли государства в жизни современного общества. В условиях становления рынка и смешанной экономики выполняемые государством распорядительные функции на одних направлениях должны «сжиматься», на других же, напротив, усиливаться. Так, наряду с сохранением в жестко ограниченных рамках функций контроля и принуждения, теперь необходимо выдвинуть на первый план функции защиты прав человека, экономических свобод личности и помощи социально незащищенным категориям населения. При этом и в функциях, по которым на первый взгляд намечается «отход» государства, его роль не умаляется. Более того, она становится в определенном смысле даже более значительной, что воплощается в эффективном и всесторонне обоснованном нормотвор-честве. Оно теперь призвано развивать различные общественные институты, опирающиеся на саморегулирование, взаимопомощь и солидную поддержку тех или иных социальных групп трудящихся: на товарищества социального страхования, организации по защите от профессиональных рисков, земские организации и другие местные, трудовые и региональные органы самоуправления, взаимопомощи и солидарности.

     Выше  проводились некоторые сравнения  состояния дел в рассматриваемой  области в России и в западных странах с развитой рыночной экономикой, и это небесполезно для определения  курса и конкретных мер социальной политики. Вместе с тем было бы ошибочно полагать, что она должна строиться  по аналогии с имеющимся зарубежным опытом. Такая ориентация неприемлема  нетолько в связи с серьезными различиями в реальном социально-экономическом положении, но и потому, что недопустимо игнорировать исторически сложившуюся специфику нашей страны. Социальная политика России должна опираться на национальные понятия о социальной защите (общинность, соборность, ответственность за свою семью, помощь ближнему). Это нисколько не мешает тому, чтобы принять и ратифицировать базовые Конвенции МОТ, относящиеся к данной сфере.

     Социальная  политика российского государства  должна быть пронизана идеями равенства, всеобщности охвата и доступности  для всех слоев населения национальных систем образования, здравоохранения, социального страхования. Идеи солидарности в обществе должны реализовываться  в финансовой поддержке пенсионеров, инвалидов, имеющих низкие доходы семей  с детьми, тех, кто не по своей  вине утратил трудоспособность и  не в состоянии в достаточной  степени позаботиться о себе. Именно такая политика отвечает сути социального государства. Что касается трудоспособного населения, то государство должно проявлять свою заботу о нем в формах, которые бы обеспечивали личную ответственность каждого, не ставя в характерное для тоталитарных государств унизительное положение получателей помощи.

     Таким образом, социальная политика государства призвана дополнять принцип индивидуальной ответственности принципом солидарности. В частности, федеральные и региональные органы власти должны направлять свои усилия на поддержку социальных групп, способных создавать необходимые структуры социального страхования, взаимопомощи и защиты. Эти группы могут быть представлены профессиональными структурами, местными общинами, кооперативами, религиозными организациями, общественными объединениями или другими, конкретно для этой цели созданными, организациями.

     Политику  государства по развитию социального  страхования следует рассматривать  в едином контексте с его экономической  и финансовой политикой. Требуются  скоординированные и целенаправленные действия по повышению общего прожиточного уровня. Это предполагает сочетание  ускорения экономического роста  с эффективно действующей системой мер по налогообложению доходов, с контролем над ценами на товары, входящие в «корзину физиологического минимума» (либо с субсидиями на их покупку). Эти меры входят в круг важнейших стратегических задач обеспечения экономической и социальной стабильности в обществе. Надо также подчеркнуть их взаимосвязанность. Ведь даже скромный экономический рост создает благоприятные предпосылки для расширения базы налогов и взносов в фонды социального страхования, способствует снижению уровня безработицы и расширяет доступ к системам социальной помощи. В то же время социальный мир в обществе, стабильные и доброжелательные отношения между наемными работниками и работодателями, достигаемые в существенной мере с помощью системы социального страхования, правомерно, наряду с трудом и капиталом, рассматривать в качестве еще одного, третьего, производственного фактора. Развитые системы социального страхования способны оказывать положительное влияние на состояние экономики и социальное положение трудящихся посредством рационального перераспределения доходов, активного стимулирования сбережений населения, увеличения его покупательной способности.

     2.3 Стратегия и тактика предстоящих реформ.

     Программа действий, направленных на совершенствование  системы социального страхования, основывается на том, что в современных  условиях в России необходимо сформировать рыночную модель этой системы, в законодательном  плане четко определить и, соответственно, разграничить ответственность - прежде всего финансовую - между работодателями, работниками и государством.

     Оправданно, по моему убеждению, назвать в  качестве первоочередных следующие меры государственной социальной политики по реформированию системы социального страхования.

     1. Разработка методологии формирования  и функционирования системы социального  страхования. За основу здесь  надо принять теорию социальных  и профессиональных рисков, методы  актуарных расчетов.

     2. Расширение и углубление сферы  действия социального страхования,  включая не только компенсацию  утраты доходов в форме выплат, но и, причем прежде всего, предоставление застрахованным профилактических услуг и разработку реабилитационных мероприятий.

     3. Воссоздание обязательного социального  страхования от несчастных случаев  на производстве И профессиональных заболеваний. Система социальной защиты от профессиональных рисков (рисков утраты трудоспособности в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний) сейчас крайне несовершенна. В значительной мере это связано с ее нестраховым характером и законодательно закрепленным порядком, по которому предприятие непосредственно возмещает ущерб пострадавшим.

     4. Уточнение функций фондов социального  страхования и обязательного  медицинского страхования. В данной  связи надо отметить необходимость  введения обязательных платежей  из заработной платы (доходов)  лиц, застрахованных по случаю  временной нетрудоспособности, на  паритетных началах с работодателями, а также частичной оплаты этими  лицами медицинских услуг. Такие  нововведения будут стимулировать  заботу работников о своем  здоровье. Еще замечу, что «Фонд  социального страхования» хорошо  бы переименовать: этим термином, воспринимаемым буквально, охватывается  вся система социального страхования,  а не только та ее область,  что фактически «подведомственна»  фонду.

     5. Формирование Федеральной целевой  программы по социальному страхованию  на 1996--1997 г. и организационно-правовое  обеспечение ее выполнения.

     6. Разработка и принятие еще в 1995 г. Основ законодательства Российской Федерации о системе социального страхования, в которых обосновывались бы размеры страховых взносов по всем видам социального страхования (пенсионного, медицинского, по болезни, безработице) на ближайшие пять лет при справедливом распределении финансового бремени междуработодателями, работниками и государством, что способствует достижению социального согласия и его дальнейшему поддержанию.

     7. Включение в проект Основ законодательства РФ о системе социального страхования положения о создании автономной системы социального страхования от несчастных случаев на производстве и страховании льготных пенсий за работу во вредных условиях труда.

     8. Включение в проект Основ законодательства  РФ о системе социального страхования  и в Генеральное соглашение  на 1996 г. мер по усилению «прозрачности»  и самоуправляемости фондов социального  страхования, - путем передачи функций  контроля за оперативным управлением всеми видами социального страхования основным субъектам: страхователям (полномочным объединениям предпринимателей) и застрахованным (наиболее представительным профсоюзам).

     9. Разработка, при подготовке проекта  Генерального соглашения на 1996 г., концепции и пакета законодательных  актов (с участием представителей  предпринимателей и трудящихся) по проведению реформы льготного  пенсионного обеспечения. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Заключение

     Социальное  страхование – это один из важнейших  механизмов регулирования социально  – трудовой сферы. В последние  годы резко понизился уровень  социальной защиты населения, отчетливо  обозначилась неготовность системы  погасить и компенсировать неминуемые издержки структурной перестройки, резко ухудшается демографическая  ситуация, растет заболеваемость, увеличиваются  масштабы маргинализации в обществе. В этих условиях нет четкого понимания роли социального страхования не только у населения, но и у  многих специалистов.

     Сложившиеся в сознании населения стереотипы по поводу социального страхования  как не требующего усилий самих трудящихся объекта забот государства и  профсоюзов затрудняют выработку новых  подходов и, тем более, их реализацию. Требуется широкая разъяснительная работа в обществе (с охватом и управленческого аппарата всех уровней), показывающая природу и формы социального страхования, мобилизующая на повышение ответственности работников, на осознание того факта, что успешное осуществление всех социально-экономических реформ возможно лишь при достижении общественного согласия по уровню и способам социальной защиты работников и членов их семей.

     Отвечающее  современным условиям России социальное страхование должно стать одним  из важнейших механизмов развития и  регулирования социальных процессов, предназначенным не только для компенсации  издержек перехода к рыночной экономике, но и для ее укрепления, придания ей социально ориентированного характера. 
 
 
 
 
 

Информация о работе Система страхования в РФ, как инструмент обеспечения социальной стабильности в стране