Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2011 в 00:41, курсовая работа
Страхование – одна из древнейших категорий общественных отношений. Зародившись в период разложения первобытнообщинного строя, оно постепенно стало непременным спутником общественного производства. Первоначальный смысл рассматриваемого понятия связан со словом “страх”. Владельцы имущества, вступая между собой в производственные отношения, испытывали страх за его сохранность, за возможность уничтожения или утраты в связи со стихийными бедствиями, пожарами, грабежами и другими непредвиденными опасностями экономической жизни.
Введение..............................................................................................3
1.Экономическая сущность страхования...........................................7
1.1 Понятие страхования...................................................................7
1.2 Значение и функции страхования................................................8
1.3 Сущностные признаки страхования............................................9
1.4 Классификация страхования........................................................11
2. Проблемы страхования в России и пути их решения……………14
2.1 Основные проблемы страхования в Росии………………………14
2.2 Экономика, социальная политика и социальное страхование….17
2.3 Стратегия и тактика предстоящих реформ………………………20
Заключение ........................................................................................23
Список литературы......................................
Что
же касается государства, то оно уклоняется
от ответственности за создание и
регулирование правового поля социального
страхования, проявляет себя как
недисциплинированный и постоянно
нарушающий «правила игры» партнер
(хронический должник взносов
в Пенсионный фонд, нерадивый распорядитель
средств Фонда занятости и
Фонда медицинского страхования). Такое
поведение государства
В-третьих, неупорядоченной и нескоординированной остается финансовая сфера социального страхования. Не обоснованы размеры страховых взносов по каждому его виду, не определены принципы распределения нагрузки страховых платежей междуработодателями, работниками и государством. Страховые платежи сохраняют налоговый характер, но при этом отсутствуют действенные механизмы контроля за сбором и расходованием страховых средств. При ныне действующем порядке взимания страховых взносов налицо значительный разрыв между ихуплачиваемым страхователями размером и уровнем выплат застрахованным, что, понятно, вызывает нарекания, и вполне справедливые. Между тем в мировой практике такие проблемы давно решены. Обязательные страховые взносы начисляются на заработную плату, ограниченную верхним пределом. С той же ее суммы, которая превышает этот предел, взносы не взимаются.
Практически все наши страховые фонды ставят вопрос о недостаточности нынешних размеров страховых взносов - и это при том, что они, как уже было показано, в процентном отношении к фонду оплаты труда в полтора- два раза выше для предприятий, чем в странах
Запада,
и вдвое больше, чем были у нас
же до 1990 г. Парадокс: при таком бурном
росте страховых взносов
Расходованию средств из страховых фондов явно не хватает «прозрачности»; во многом это связывается с нежеланием государства проводить принцип их самоуправляемости, при котором основную роль призваны играть работодатели и работники.
Еще раз стоит отметить: названные здесь проблемы не исчерпывают причин, вызывающих серьезные недостатки в реформировании социального страхования, из всего комплекса причин здесь перечислены лишь основные.
2.2 Экономика, социальная политика и социальное страхование. Социальная политика нашего государства не может сейчас не исходить из того, что трудящиеся России, да и все ее население, не имеют необходимой социальной защищенности. Это относится и к возможностям противостояния эксплуатации работодателями (как новыми частными хозяевами, так и основным работодателем - государством), и к оплате труда, которая не позволяет большей части работников достичь хотя бы прожиточного минимума, и к нищенскому уровню пенсий, стипендий и пособий, и к условиям труда (для большинства занятых в материальном производстве они характеризуются как вредные), и к приходящим в упадок системам здравоохранения и образования за общественный счет.
Все это позволяет говорить о существовании конфликта между трудам и государством. В настоящее время он не только не слабеет, а напротив, усугубляется. Его разрешение предполагает верную оценку роли государства в жизни современного общества. В условиях становления рынка и смешанной экономики выполняемые государством распорядительные функции на одних направлениях должны «сжиматься», на других же, напротив, усиливаться. Так, наряду с сохранением в жестко ограниченных рамках функций контроля и принуждения, теперь необходимо выдвинуть на первый план функции защиты прав человека, экономических свобод личности и помощи социально незащищенным категориям населения. При этом и в функциях, по которым на первый взгляд намечается «отход» государства, его роль не умаляется. Более того, она становится в определенном смысле даже более значительной, что воплощается в эффективном и всесторонне обоснованном нормотвор-честве. Оно теперь призвано развивать различные общественные институты, опирающиеся на саморегулирование, взаимопомощь и солидную поддержку тех или иных социальных групп трудящихся: на товарищества социального страхования, организации по защите от профессиональных рисков, земские организации и другие местные, трудовые и региональные органы самоуправления, взаимопомощи и солидарности.
Выше
проводились некоторые
Социальная политика российского государства должна быть пронизана идеями равенства, всеобщности охвата и доступности для всех слоев населения национальных систем образования, здравоохранения, социального страхования. Идеи солидарности в обществе должны реализовываться в финансовой поддержке пенсионеров, инвалидов, имеющих низкие доходы семей с детьми, тех, кто не по своей вине утратил трудоспособность и не в состоянии в достаточной степени позаботиться о себе. Именно такая политика отвечает сути социального государства. Что касается трудоспособного населения, то государство должно проявлять свою заботу о нем в формах, которые бы обеспечивали личную ответственность каждого, не ставя в характерное для тоталитарных государств унизительное положение получателей помощи.
Таким образом, социальная политика государства призвана дополнять принцип индивидуальной ответственности принципом солидарности. В частности, федеральные и региональные органы власти должны направлять свои усилия на поддержку социальных групп, способных создавать необходимые структуры социального страхования, взаимопомощи и защиты. Эти группы могут быть представлены профессиональными структурами, местными общинами, кооперативами, религиозными организациями, общественными объединениями или другими, конкретно для этой цели созданными, организациями.
Политику
государства по развитию социального
страхования следует
2.3 Стратегия и тактика предстоящих реформ.
Программа
действий, направленных на совершенствование
системы социального
Оправданно, по моему убеждению, назвать в качестве первоочередных следующие меры государственной социальной политики по реформированию системы социального страхования.
1.
Разработка методологии
2.
Расширение и углубление сферы
действия социального
3.
Воссоздание обязательного
4.
Уточнение функций фондов
5.
Формирование Федеральной
6. Разработка и принятие еще в 1995 г. Основ законодательства Российской Федерации о системе социального страхования, в которых обосновывались бы размеры страховых взносов по всем видам социального страхования (пенсионного, медицинского, по болезни, безработице) на ближайшие пять лет при справедливом распределении финансового бремени междуработодателями, работниками и государством, что способствует достижению социального согласия и его дальнейшему поддержанию.
7. Включение в проект Основ законодательства РФ о системе социального страхования положения о создании автономной системы социального страхования от несчастных случаев на производстве и страховании льготных пенсий за работу во вредных условиях труда.
8.
Включение в проект Основ
9.
Разработка, при подготовке проекта
Генерального соглашения на 1996 г.,
концепции и пакета
Заключение
Социальное страхование – это один из важнейших механизмов регулирования социально – трудовой сферы. В последние годы резко понизился уровень социальной защиты населения, отчетливо обозначилась неготовность системы погасить и компенсировать неминуемые издержки структурной перестройки, резко ухудшается демографическая ситуация, растет заболеваемость, увеличиваются масштабы маргинализации в обществе. В этих условиях нет четкого понимания роли социального страхования не только у населения, но и у многих специалистов.
Сложившиеся в сознании населения стереотипы по поводу социального страхования как не требующего усилий самих трудящихся объекта забот государства и профсоюзов затрудняют выработку новых подходов и, тем более, их реализацию. Требуется широкая разъяснительная работа в обществе (с охватом и управленческого аппарата всех уровней), показывающая природу и формы социального страхования, мобилизующая на повышение ответственности работников, на осознание того факта, что успешное осуществление всех социально-экономических реформ возможно лишь при достижении общественного согласия по уровню и способам социальной защиты работников и членов их семей.
Отвечающее
современным условиям России социальное
страхование должно стать одним
из важнейших механизмов развития и
регулирования социальных процессов,
предназначенным не только для компенсации
издержек перехода к рыночной экономике,
но и для ее укрепления, придания
ей социально ориентированного характера.